СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект учащихся по теме: "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Цель проекта: решить жизненную задачу «Создание статистического портрета класса, используя количественные числительные.

В рамках проекта учащиеся знакомятся с учебным и дополнительным материалом по теме «Имя числительное». Научатся работать в группе, делать умозаключения и выводы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект учащихся по теме: "Имя числительное"»

Оглавление


1. Аннотация. ______________________________________________ 2

2. Введение. _______________________________________________ 3-7

3. Отчет-презентация проекта «Статистический портрет класса».______8-9

4. Рецензия. ___________________________________________________10

6. Список литературы.___________________________________________11




































Аннотация


Данный проект по теме «Числительное» нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки анализа. Развивает потребность совершенствовать и обогащать речь. Расширяет знания учащихся об имени числительном и формирует умение работать с учебным материалом. Способствует развитию творческих навыков учащихся. Проект рассчитан на учащихся 6 класса, относится к образовательной области русский язык.

Цель проекта: решить жизненную задачу «Создание статистического портрета класса, используя количественные числительные.

В рамках проекта учащиеся знакомятся с учебным и дополнительным материалом по теме «Имя числительное». Научатся работать в группе, делать умозаключения и выводы.

Проект рассчитан на 2 часа учебного времени и завершается статистическим отсчетом в виде презентации на уроке обобщения по теме «Имя числительное»















Введение

Имя числительное — часть речи, служащая для обозначения числа, количества и порядка предметов. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? какой? который? Примеры: три, сто двадцать семь, первый, оба, четверо.

Количество могут означать и другие части речи. В отличие от них числительные могут быть записаны не только словами, но и цифрами: пять (или 5) хоккеистов (числ.) — великолепная пятёрка (сущ.).

Простые и составные числительные

По количеству слов числительные бывают: простые и составные. Простые состоят из одной основы, составные — из двух основ или нескольких слов.

  • Простые — имеют одну основу (описывают одну цифру): один, три, восемь.

  • Сложные — имеют две основы (описывают две цифры), пишутся слитно: тринадцать, семьдесят.

  • Составные — состоят из нескольких слов, пишутся раздельно: две тысячи четырнадцать, сто восемьдесят.

В составных числительных число слов равно числу значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением слов тысяча, миллион и т.п. и с учетом слитного написания сложных числительных: 102 — сто два, 1501 — тысяча пятьсот один.
Слитно пишутся числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный» и т.д.: пятитысячная (купюра), стодвадцатимиллионный (бюджет).

Значение и грамматические признаки

В зависимости от значения и использования числительные разделяются на количественные и порядковые.

Выделяют и другие виды числительных, которые в школьной программе обычно не рассматриваются: счётные (единичный случай, двоичный код), мультипликативные (двойной удар, тройная выгода), неопределённо-количественные (мало, несколько). Классификация числительных — неоднозначный вопрос, так как разные авторы и филологи выделяют различные виды числительных. Но в школьной программе всё просто, изучаются количественные и порядковые числительные.

Морфологические признаки

Имя числительное — изменяемая часть речи, числительные склоняются по падежам. Начальная форма числительного — именительный падеж.

Все количественные числительные (целые, собирательные, дробные) изменяются по падежам. Числительное один изменяется по родам (один, одна, одно) и числам (один, одни), числительное два — по родам (два, две).

Порядковые числительные изменяются по падежам, числам и родам. Порядковое числительное согласуется с существительным, в словосочетании порядковое числительное является зависимым словом: первый вагон, второй вагон, третий звонок.

Синтаксическая функция

Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Порядковые числительные чаще являются определением, реже — сказуемым и подлежащим.
Двадцать делится на пять (числительное двадцать — подлежащее).
Шестью шесть — тридцать шесть (числительное тридцать шесть — именная часть сказуемого). 

Числительное пол-

Числительное пол- может писаться слитно, через дефис, раздельно.

Пишется слитно:

если имеет значение «половина» и входит в состав сложного слова, вторая часть которого является существительным в родительном падеже и начинается с согласной буквы: полкилограмма, полкилометра, полтретьего, полчаса;
если находится в составе наречий: вполоборота, вполголоса;
пишется слитно слово поллитровка и слово четверть в составе сложных слов: четвертьфинал.

Пишется через дефис:

перед гласной буквой, перед буквой л, перед именем собственным: пол-острова, пол-лимона, пол-России.

Пишется раздельно:

если имеет самостоятельное значение и соотносится с последующим существительным через согласованное определение: пол столовой ложки, пол сахарного мешка.

Правописание не с числительными

С именами числительными отрицание не пишется раздельно. Примеры: не два, не первый в списке, через наш город проходит не нулевой меридиан.

Употребление нуль и ноль

Допустимо употребление обеих форм. Использование каждой формы имеет свое обоснование.

  • При подсчёте, сравнении чаще используется форма ноль: ноль меньше единицы, ноль целых и одна десятая.

  • В терминологическом значении преобладает форма нуль: сумма равняется нулю, уличная температура держится на нуле.

  • В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль внимания, в двадцать ноль-ноль, свести к нулю, температура абсолютного нуля.


Цель проекта: решить жизненную задачу (проект) «Создание статистического портрета класса», используя количественные числительные.

Задачи проекта:

1.Использовать в работе количественные числительные (целые, дробные, собирательные).

2.Развивать умения правильно употреблять количественные числительные.

3.Формировать навыки сбора информации по теме и умений ее анализа.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1.Владеть приёмами отбора и систематизации материала

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Строить алгоритм рассуждения, работать по алгоритму.

4. Воспринимать и вычленять нужную информацию на слух, классифицировать.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую, соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема).

Регулятивные УУД

1 .Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

4. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

Результат.

Написанный каждой группой краткий статистический отчет представлен в виде презентации.



1.Мы выбираем

На уроках русского языка мы выполняем проектные задания по различным темам, решаем так называемые жизненные задачи.

При изучении темы «Количественные числительные» перед нами стояла «Жизненная задача»: «Создание статистического портрета класса»

Мы должны были выступить в роли специалистов по обработке данных,

проанализировать количественные характеристики учеников класса и

в результате представить краткий статистический отчет. Таково было задание.

2.Мы исследуем

В ходе обсуждения мы подробно разобрали, по каким параметрам мы будем анализировать количественные характеристики учеников класса, какую информацию необходимо собрать?

3.Мы планируем

Составили план действия по выполнению проекта.

Распределились по группам и выбрали главного статиста.

Определили задание для каждой статистической группы:

-общее количество учеников в классе;

-средний возраст;

-соотношение мальчиков и девочек;

- успеваемость;

-увлечения.

4.Мы действуем

Каждая группа провела исследования статистических данных учащихся класса по своему вопросу.

5.Реализация проекта

Подготовленный каждой группой статистический отчет стал частью проекта в виде презентации, и выбрали для защиты главного эксперта – Егорову Элину.




Отчет-презентация проекта

«Статистический портрет класса»


1.Общее количество учеников в нашем классе -7

2. Средний возраст. 12 -13 лет.

3. Соотношение мальчиков и девочек.

Девочек в классе - 5, а мальчиков всего - 2, что в 2,5 раза меньше.

Девочек - 71,4 %

Мальчиков - 28,6 %

4. Успеваемость составляет – 14,3%. Из семи учеников одна ударница.

Это Егорова Элина. Мы очень гордимся нашей Элиной.

Учатся на «4» и «3» - 3 учащихся - это 42,9%

Учатся по адаптированной программе 3 ученика. Это- 42,9%.

5. Увлечения ребят нашего класса очень разные. (На слайде)

- 3 человека занимаются спортом, ходят на лыжах, что составляет около 42,9% от всех учащихся класса.

- Два ученика занимаются в кружке «Рукоделие»

Это приблизительно 28,6% от всех учащихся класса.

- 2 человека занимаются в кружке «Прекрасный английский», это составляет 28,6 % от всех учащихся класса.

- 1 ученик занимается в кружке «Волшебная кисточка», это составляет 14,3%.

Интересно было проанализировать, сколько детей в семьях учеников нашего класса

Один ребенок в семье - у 2-х учеников

Трое детей в семье - у 2-х учеников

Четверо детей в семье - у 2-х учеников

Пятеро детей в семье - у 1-го ученика.

Некоторые ребята удивлялись, что до сих пор не знали об этом.

А ведь учимся вместе уже шестой год.


К сожалению, не все активно предстали иллюстрационный материал своих увлечений, хотя многие увлекаются различными видами: спортом, музыкой, футболом, живописью, танцами.

Поэтому, мы думаем, что этим ребятам нужно быть активнее и ответственней.

Не стесняться рассказывать о своих увлечениях.

И найти дело по душе.

6. Подводим итоги.

Об увлечениях нам рассказывать было очень интересно. Но мы выполняли и задание: употребить количественные числительные.

Итак, в нашем статистическом отчете есть:

Количественные числительные

Целые: 7, 5, 2, 3, 1

Дробные: 71,4; 28,6; 42,9;

Собирательные: трое, четверо, пятеро.

Наш проект завершен.

Вот таков «Статистический портрет нашего 6 класса»

Статистика. Цифры, проценты, графики.

А что за цифрами?

Мы увидели, какие мы. Увлеченные и не очень. Творческие и только ищущие свое дело.

Успешные и только карабкающиеся в гору. Дружные или нет.

Одно мы точно поняли, что в классе мы одна семья. И нам надо быть уступчивее, внимательнее друг к другу.

Не ссориться, а помогать в учебе, в труде, в увлечениях.

Ведь недаром говорится:

Один за всех и все за одного.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

И в этих пословицах тоже есть числительные.



Рецензия

на исследовательский проект Егоровой Элины и Кузьминой Екатерины

МОУ «Кумужъяльская основная общеобразовательная школа» по теме «Числительное».

Работа Элины и Екатерины по теме «Числительное» посвящена решению жизненных задач – это создание статистического портрета класса, используя количественные числительные.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Современный человек должен уметь правильно употреблять имена числительные в своей речи.

Элиной и Екатериной проведена серьезная работа по этой теме. Они изучили дополнительную литературу. Провели исследовательскую работу по теме «Имя числительное» и создали статистический портрет класса, используя количественные числительные. Работали парами, выбрали главного эксперта Егорову Эллину и Кузьмину Екатерину.

Ребята поставил перед собой задачи:

1.Использовать в работе количественные числительные (целые, дробные, собирательные).

2.Развивать умения правильно употреблять количественные числительные.

3.Формировать навыки сбора информации по теме и умений ее анализа.

Рецензируемый проект представляет собой серьезную и интересную работу. Он выполнен на высоком уровне. Обучающиеся 6 класса на конкретных примерах доказывают, по каким параметрам будут анализировать количественные характеристики учеников класса, какую информацию необходимо собрать.

Материал в работе изложен последовательно и четко. Выводы и заключения сделаны правильно. Считаю. Что исследовательский проект может быть представлен на районной научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки.


Руководитель ШМО: ___________ / Валерианова Л.Н./ 24.03.2018г.


Список литературы


  1. Русский яз. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный ред.Н.М.Шанский. М.: Просвещение, 2013.

  2. Русский язык. Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова. М.:Просвещение, 1988г.

  3. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. Москва. Русский язык - Медиа, 2006г.




















































Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кумужъяльская основная общеобразовательная школа»




Исследовательская работа

по теме: «Числительное»


Направление: русский язык и литература



Выполнили:

Егорова Элина и Кузьмина Екатерина,

обучающиеся 6 класса

МОУ «Кумужъяльская основная

общеобразовательная школа»

Руководитель: Оразаева Л.Н.,

учитель русского языка и литературы









Осипсола 2018г