Оглавление
1. Аннотация. ______________________________________________ 2
2. Введение. _______________________________________________ 3-7
3. Отчет-презентация проекта «Статистический портрет класса».______8-9
4. Рецензия. ___________________________________________________10
6. Список литературы.___________________________________________11
Аннотация
Данный проект по теме «Числительное» нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки анализа. Развивает потребность совершенствовать и обогащать речь. Расширяет знания учащихся об имени числительном и формирует умение работать с учебным материалом. Способствует развитию творческих навыков учащихся. Проект рассчитан на учащихся 6 класса, относится к образовательной области русский язык.
Цель проекта: решить жизненную задачу «Создание статистического портрета класса, используя количественные числительные.
В рамках проекта учащиеся знакомятся с учебным и дополнительным материалом по теме «Имя числительное». Научатся работать в группе, делать умозаключения и выводы.
Проект рассчитан на 2 часа учебного времени и завершается статистическим отсчетом в виде презентации на уроке обобщения по теме «Имя числительное»
Введение
Имя числительное — часть речи, служащая для обозначения числа, количества и порядка предметов. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? какой? который? Примеры: три, сто двадцать семь, первый, оба, четверо.
Количество могут означать и другие части речи. В отличие от них числительные могут быть записаны не только словами, но и цифрами: пять (или 5) хоккеистов (числ.) — великолепная пятёрка (сущ.).
Простые и составные числительные
По количеству слов числительные бывают: простые и составные. Простые состоят из одной основы, составные — из двух основ или нескольких слов.
Простые — имеют одну основу (описывают одну цифру): один, три, восемь.
Сложные — имеют две основы (описывают две цифры), пишутся слитно: тринадцать, семьдесят.
Составные — состоят из нескольких слов, пишутся раздельно: две тысячи четырнадцать, сто восемьдесят.
В составных числительных число слов равно числу значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением слов тысяча, миллион и т.п. и с учетом слитного написания сложных числительных: 102 — сто два, 1501 — тысяча пятьсот один.
Слитно пишутся числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный» и т.д.: пятитысячная (купюра), стодвадцатимиллионный (бюджет).
Значение и грамматические признаки
В зависимости от значения и использования числительные разделяются на количественные и порядковые.
Выделяют и другие виды числительных, которые в школьной программе обычно не рассматриваются: счётные (единичный случай, двоичный код), мультипликативные (двойной удар, тройная выгода), неопределённо-количественные (мало, несколько). Классификация числительных — неоднозначный вопрос, так как разные авторы и филологи выделяют различные виды числительных. Но в школьной программе всё просто, изучаются количественные и порядковые числительные.
Морфологические признаки
Имя числительное — изменяемая часть речи, числительные склоняются по падежам. Начальная форма числительного — именительный падеж.
Все количественные числительные (целые, собирательные, дробные) изменяются по падежам. Числительное один изменяется по родам (один, одна, одно) и числам (один, одни), числительное два — по родам (два, две).
Порядковые числительные изменяются по падежам, числам и родам. Порядковое числительное согласуется с существительным, в словосочетании порядковое числительное является зависимым словом: первый вагон, второй вагон, третий звонок.
Синтаксическая функция
Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Порядковые числительные чаще являются определением, реже — сказуемым и подлежащим.
Двадцать делится на пять (числительное двадцать — подлежащее).
Шестью шесть — тридцать шесть (числительное тридцать шесть — именная часть сказуемого).
Числительное пол-
Числительное пол- может писаться слитно, через дефис, раздельно.
Пишется слитно:
если имеет значение «половина» и входит в состав сложного слова, вторая часть которого является существительным в родительном падеже и начинается с согласной буквы: полкилограмма, полкилометра, полтретьего, полчаса;
если находится в составе наречий: вполоборота, вполголоса;
пишется слитно слово поллитровка и слово четверть в составе сложных слов: четвертьфинал.
Пишется через дефис:
перед гласной буквой, перед буквой л, перед именем собственным: пол-острова, пол-лимона, пол-России.
Пишется раздельно:
если имеет самостоятельное значение и соотносится с последующим существительным через согласованное определение: пол столовой ложки, пол сахарного мешка.
Правописание не с числительными
С именами числительными отрицание не пишется раздельно. Примеры: не два, не первый в списке, через наш город проходит не нулевой меридиан.
Употребление нуль и ноль
Допустимо употребление обеих форм. Использование каждой формы имеет свое обоснование.
При подсчёте, сравнении чаще используется форма ноль: ноль меньше единицы, ноль целых и одна десятая.
В терминологическом значении преобладает форма нуль: сумма равняется нулю, уличная температура держится на нуле.
В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль внимания, в двадцать ноль-ноль, свести к нулю, температура абсолютного нуля.
Цель проекта: решить жизненную задачу (проект) «Создание статистического портрета класса», используя количественные числительные.
Задачи проекта:
1.Использовать в работе количественные числительные (целые, дробные, собирательные).
2.Развивать умения правильно употреблять количественные числительные.
3.Формировать навыки сбора информации по теме и умений ее анализа.
Формирование УУД
Познавательные УУД
1.Владеть приёмами отбора и систематизации материала
2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
3. Строить алгоритм рассуждения, работать по алгоритму.
4. Воспринимать и вычленять нужную информацию на слух, классифицировать.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую, соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема).
Регулятивные УУД
1 .Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
3. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
4. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.
Результат.
Написанный каждой группой краткий статистический отчет представлен в виде презентации.
1.Мы выбираем
На уроках русского языка мы выполняем проектные задания по различным темам, решаем так называемые жизненные задачи.
При изучении темы «Количественные числительные» перед нами стояла «Жизненная задача»: «Создание статистического портрета класса»
Мы должны были выступить в роли специалистов по обработке данных,
проанализировать количественные характеристики учеников класса и
в результате представить краткий статистический отчет. Таково было задание.
2.Мы исследуем
В ходе обсуждения мы подробно разобрали, по каким параметрам мы будем анализировать количественные характеристики учеников класса, какую информацию необходимо собрать?
3.Мы планируем
Составили план действия по выполнению проекта.
Распределились по группам и выбрали главного статиста.
Определили задание для каждой статистической группы:
-общее количество учеников в классе;
-средний возраст;
-соотношение мальчиков и девочек;
- успеваемость;
-увлечения.
4.Мы действуем
Каждая группа провела исследования статистических данных учащихся класса по своему вопросу.
5.Реализация проекта
Подготовленный каждой группой статистический отчет стал частью проекта в виде презентации, и выбрали для защиты главного эксперта – Егорову Элину.
Отчет-презентация проекта
«Статистический портрет класса»
1.Общее количество учеников в нашем классе -7
2. Средний возраст. 12 -13 лет.
3. Соотношение мальчиков и девочек.
Девочек в классе - 5, а мальчиков всего - 2, что в 2,5 раза меньше.
Девочек - 71,4 %
Мальчиков - 28,6 %
4. Успеваемость составляет – 14,3%. Из семи учеников одна ударница.
Это Егорова Элина. Мы очень гордимся нашей Элиной.
Учатся на «4» и «3» - 3 учащихся - это 42,9%
Учатся по адаптированной программе 3 ученика. Это- 42,9%.
5. Увлечения ребят нашего класса очень разные. (На слайде)
- 3 человека занимаются спортом, ходят на лыжах, что составляет около 42,9% от всех учащихся класса.
- Два ученика занимаются в кружке «Рукоделие»
Это приблизительно 28,6% от всех учащихся класса.
- 2 человека занимаются в кружке «Прекрасный английский», это составляет 28,6 % от всех учащихся класса.
- 1 ученик занимается в кружке «Волшебная кисточка», это составляет 14,3%.
Интересно было проанализировать, сколько детей в семьях учеников нашего класса
Один ребенок в семье - у 2-х учеников
Трое детей в семье - у 2-х учеников
Четверо детей в семье - у 2-х учеников
Пятеро детей в семье - у 1-го ученика.
Некоторые ребята удивлялись, что до сих пор не знали об этом.
А ведь учимся вместе уже шестой год.
К сожалению, не все активно предстали иллюстрационный материал своих увлечений, хотя многие увлекаются различными видами: спортом, музыкой, футболом, живописью, танцами.
Поэтому, мы думаем, что этим ребятам нужно быть активнее и ответственней.
Не стесняться рассказывать о своих увлечениях.
И найти дело по душе.
6. Подводим итоги.
Об увлечениях нам рассказывать было очень интересно. Но мы выполняли и задание: употребить количественные числительные.
Итак, в нашем статистическом отчете есть:
Количественные числительные
Целые: 7, 5, 2, 3, 1
Дробные: 71,4; 28,6; 42,9;
Собирательные: трое, четверо, пятеро.
Наш проект завершен.
Вот таков «Статистический портрет нашего 6 класса»
Статистика. Цифры, проценты, графики.
А что за цифрами?
Мы увидели, какие мы. Увлеченные и не очень. Творческие и только ищущие свое дело.
Успешные и только карабкающиеся в гору. Дружные или нет.
Одно мы точно поняли, что в классе мы одна семья. И нам надо быть уступчивее, внимательнее друг к другу.
Не ссориться, а помогать в учебе, в труде, в увлечениях.
Ведь недаром говорится:
Один за всех и все за одного.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
И в этих пословицах тоже есть числительные.
Рецензия
на исследовательский проект Егоровой Элины и Кузьминой Екатерины
МОУ «Кумужъяльская основная общеобразовательная школа» по теме «Числительное».
Работа Элины и Екатерины по теме «Числительное» посвящена решению жизненных задач – это создание статистического портрета класса, используя количественные числительные.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Современный человек должен уметь правильно употреблять имена числительные в своей речи.
Элиной и Екатериной проведена серьезная работа по этой теме. Они изучили дополнительную литературу. Провели исследовательскую работу по теме «Имя числительное» и создали статистический портрет класса, используя количественные числительные. Работали парами, выбрали главного эксперта Егорову Эллину и Кузьмину Екатерину.
Ребята поставил перед собой задачи:
1.Использовать в работе количественные числительные (целые, дробные, собирательные).
2.Развивать умения правильно употреблять количественные числительные.
3.Формировать навыки сбора информации по теме и умений ее анализа.
Рецензируемый проект представляет собой серьезную и интересную работу. Он выполнен на высоком уровне. Обучающиеся 6 класса на конкретных примерах доказывают, по каким параметрам будут анализировать количественные характеристики учеников класса, какую информацию необходимо собрать.
Материал в работе изложен последовательно и четко. Выводы и заключения сделаны правильно. Считаю. Что исследовательский проект может быть представлен на районной научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки.
Руководитель ШМО: ___________ / Валерианова Л.Н./ 24.03.2018г.
Список литературы
Русский яз. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный ред.Н.М.Шанский. М.: Просвещение, 2013.
Русский язык. Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова. М.:Просвещение, 1988г.
Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. Москва. Русский язык - Медиа, 2006г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кумужъяльская основная общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
по теме: «Числительное»
Направление: русский язык и литература
Выполнили:
Егорова Элина и Кузьмина Екатерина,
обучающиеся 6 класса
МОУ «Кумужъяльская основная
общеобразовательная школа»
Руководитель: Оразаева Л.Н.,
учитель русского языка и литературы
Осипсола 2018г