СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Виртуальное и реальное общение в современной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Виртуальное и реальное общение в современной школе"»

Реальное и виртуальное общение современных школьников Выполнила ученица 4 «Б» класса Отпущенникова Варвара Алексеевна Руководитель: Ушакова Наталья Александровна, учитель высшей квалификационной категории Бердск 2023

Реальное и виртуальное общение современных школьников

Выполнила ученица 4 «Б» класса

Отпущенникова Варвара Алексеевна

Руководитель:

Ушакова Наталья Александровна,

учитель высшей квалификационной

категории

Бердск 2023

Предисловие Порой, фантазией реальность заменяя, Мы забываем наш прекрасный мир. Часами по сети гуляем! Да! Интернет - у многих есть кумир. Кто ты: ПАУК в нем или МУХА? Определись! И ситуацией владей! Иначе же в сети сотрется личность, Бесследно ты исчезнешь в ней!

Предисловие

Порой, фантазией реальность заменяя,

Мы забываем наш прекрасный мир.

Часами по сети гуляем!

Да! Интернет - у многих есть кумир.

Кто ты: ПАУК в нем или МУХА?

Определись! И ситуацией владей!

Иначе же в сети сотрется личность,

Бесследно ты исчезнешь в ней!

Актуальность Что так привлекает нас в интернете? Почему мы все больше отдаем предпочтение виртуальному общению, забывая о реальных встречах с друзьями? Что мы тут ищем? Наверное, сказку, которой нет в реальной жизни. Хотя всё начинается с простого интереса. Вот об этом и не только я поговорю сегодня.

Актуальность

  • Что так привлекает нас в интернете?
  • Почему мы все больше отдаем предпочтение виртуальному общению, забывая о реальных встречах с друзьями?
  • Что мы тут ищем? Наверное, сказку, которой нет в реальной жизни. Хотя всё начинается с простого интереса.
  • Вот об этом и не только я поговорю сегодня.
Цель работы Выявить особенности виртуального и реального общения современных школьников.

Цель работы

Выявить особенности виртуального и реального общения современных школьников.

Задачи исследования: выявить особенности виртуального и реального общения; на основе анкетирования выявить частоту использования видов общения современных школьников, причины их выбора; обобщить полученные в ходе анкетирования результаты и сделать выводы.

Задачи исследования:

  • выявить особенности виртуального и реального общения;
  • на основе анкетирования выявить частоту использования видов общения современных школьников, причины их выбора;
  • обобщить полученные в ходе анкетирования результаты и сделать выводы.
Гипотеза выяснить, действительно ли виртуальное общение постепенно вытесняет живое общение у современных школьников.

Гипотеза

  • выяснить, действительно ли виртуальное общение постепенно вытесняет живое общение у современных школьников.
Общение – это роскошь…? Общение – это обмен информацией, между несколькими людьми. Общение – форма жизнедеятельности людей. Общение – это роскошь, утверждает Антуан де Сент-Экзюпери. Общаясь , люди создают друг друга (Д.С. Лихачев) Общение означает сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другой стороны (Г.М. Андреева).

Общение – это роскошь…?

  • Общение – это обмен информацией, между несколькими людьми.
  • Общение – форма жизнедеятельности людей.
  • Общение – это роскошь, утверждает Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Общаясь , люди создают друг друга (Д.С. Лихачев)
  • Общение означает сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другой стороны (Г.М. Андреева).
Виртуальное общение -  это особый вид коммуникаций, происходящий через сеть интернет.   Особенности: Привычная обстановка для людей. Можно усовершенствовать свои навыки письма. Можно обмениваться любой информацией, говоря на разные темы и развивая себя .

Виртуальное общение - это особый вид коммуникаций, происходящий через сеть интернет.

Особенности:

  • Привычная обстановка для людей.
  • Можно усовершенствовать свои навыки письма.
  • Можно обмениваться любой информацией, говоря на разные темы и развивая себя .
Разновидности виртуального общения: смс-сообщения электронная почта  форумы разнообразные конференции чаты  сетевые игры сетевое общение

Разновидности виртуального общения:

  • смс-сообщения
  • электронная почта
  • форумы
  • разнообразные конференции
  • чаты
  • сетевые игры
  • сетевое общение
Эмоции в виртуальном общении

Эмоции в виртуальном общении

Как влияет виртуальное общение на психику и физическое здоровье школьника? Фиксированная поза в положении сидя в течение длительного времени приводит к искривлению позвоночника, а это, в свою очередь, приводит к изменениям во всех органах детского организма. Воздействие электромагнитного излучения, в первую очередь, страдает головной мозг, что может привести к переутомлению и общей слабости. Ухудшение зрения. Перегрузка суставов кистей может привести к деформации пальцев рук. Психо-эмоциональная перегрузка, раздражительность.

Как влияет виртуальное общение на психику и физическое здоровье школьника?

  • Фиксированная поза в положении сидя в течение длительного времени приводит к искривлению позвоночника, а это, в свою очередь, приводит к изменениям во всех органах детского организма.
  • Воздействие электромагнитного излучения, в первую очередь, страдает головной мозг, что может привести к переутомлению и общей слабости.
  • Ухудшение зрения.
  • Перегрузка суставов кистей может привести к деформации пальцев рук.
  • Психо-эмоциональная перегрузка, раздражительность.
Как влияет виртуальное общение на психику и физическое здоровье школьника?   Школьники не умеют взаимодействовать друг с другом.  Школьники перестали «слышать» друг друга. Компьютерная зависимость.

Как влияет виртуальное общение на психику и физическое здоровье школьника?

  • Школьники не умеют взаимодействовать друг с другом.
  • Школьники перестали «слышать» друг друга.
  • Компьютерная зависимость.
Анкетирование учащихся 4 «Б», 7 «Б» и 10 «А» классов. Всего участвовал 61 человек. № Вопрос 1. Ответ Телефон для тебя это…? 2. Сколько времени в день Вы пользуетесь телефоном (гаджетом)? Средство связи 3. Какие интернет-приложения чаще используете? 4. 30мин. - 1 час Развлечение 5. Развлечения: игры, кино… Как Вам легче общаться? 6. 2 – 4 часа Вживую Сколько раз в неделю реально встречаетесь со своими друзьями?   7. Где Вы встречаетесь со своими друзьями? 1 раз В какие игры играете чаще? школа Социальные сети Реальные: спортивные, настольные и т.д. двор 2-3 раза   В социальных сетях   секции Источник информации Более 4 часов     Виртуальные дома Обучающие ресурсы Больше 3 другое

Анкетирование учащихся 4 «Б», 7 «Б» и 10 «А» классов. Всего участвовал 61 человек.

Вопрос

1.

Ответ

Телефон для тебя это…?

2.

Сколько времени в день Вы пользуетесь телефоном (гаджетом)?

Средство связи

3.

Какие интернет-приложения чаще используете?

4.

30мин. - 1 час

Развлечение

5.

Развлечения: игры, кино…

Как Вам легче общаться?

6.

2 – 4 часа

Вживую

Сколько раз в неделю реально встречаетесь со своими друзьями?

 

7.

Где Вы встречаетесь со своими друзьями?

1 раз

В какие игры играете чаще?

школа

Социальные сети

Реальные: спортивные, настольные и т.д.

двор

2-3 раза

 

В социальных сетях

 

секции

Источник информации

Более 4 часов

 

 

Виртуальные

дома

Обучающие ресурсы

Больше 3

другое

Анкетирование родителей учеников 4 «Б» класса, всего 24 человека. № Вопрос 1. Ответ Телефон для Вас это…? 2. Сколько времени в Средство связи 3. день Вы пользуетесь телефоном (гаджетом)? 4. 30мин. - 1 час Какие интернет-приложения чаще используете? Вспомните: у вас в детстве и подростковом возрасте, какое преобладало общение? 5. Развлечение Развлечения: игры, кино… Сколько раз в неделю Вы встречались со своими друзьями? Вживую   2 – 4 часа 6. 7. 1 раз Где чаще Вы встречались со своими друзьями? В какие игры играете чаще? Социальные сети школа Реальные: спортивные, настольные и т.д. двор 2-3 раза   В социальных сетях   Более 4 часов Источник информации секции       Виртуальные   дома Обучающие ресурсы Больше 3   СМИ     другое    

Анкетирование родителей учеников 4 «Б» класса, всего 24 человека.

Вопрос

1.

Ответ

Телефон для Вас это…?

2.

Сколько времени в

Средство связи

3.

день Вы пользуетесь телефоном (гаджетом)?

4.

30мин. - 1 час

Какие интернет-приложения чаще используете?

Вспомните: у вас в детстве и подростковом возрасте, какое преобладало общение?

5.

Развлечение

Развлечения: игры, кино…

Сколько раз в неделю Вы встречались со своими друзьями?

Вживую

 

2 – 4 часа

6.

7.

1 раз

Где чаще Вы встречались со своими друзьями?

В какие игры играете чаще?

Социальные сети

школа

Реальные: спортивные, настольные и т.д.

двор

2-3 раза

 

В социальных сетях

 

Более 4 часов

Источник информации

секции

 

 

 

Виртуальные

 

дома

Обучающие ресурсы

Больше 3

 

СМИ

 

 

другое

 

 

Телефон для тебя это…?           Вывод:  все ученики используют телефон не только как средство связи и источник информации, но и для развлечений.

Телефон для тебя это…?

Вывод: все ученики используют телефон не только как средство связи и источник информации, но и для развлечений.

 Сколько времени в день вы пользуетесь гаджетом?          Вывод:  чем старше школьник, тем больше времени он проводит в виртуальном общении.

Сколько времени в день вы пользуетесь гаджетом?

Вывод: чем старше школьник, тем больше времени он проводит в виртуальном общении.

 Какие интернет-приложения чаще используете?           Вывод : все ученики «сидят» в соц. сетях и играх.

Какие интернет-приложения чаще используете?

Вывод : все ученики «сидят» в соц. сетях и играх.

 Как Вам легче общаться?           Вывод:  Все ученики ответили, что легче общаться «вживую».

Как Вам легче общаться?

Вывод: Все ученики ответили, что легче общаться «вживую».

 Сколько раз в неделю реально встречаетесь со своими друзьями?            Вывод: все школьники достаточно часто встречаются в реальном времени.

Сколько раз в неделю реально встречаетесь со своими друзьями?

Вывод: все школьники достаточно часто встречаются в реальном времени.

 Где Вы встречаетесь со своими друзьями?            Вывод:  младшие школьники чаще встречаются со своими друзьями в школе и во дворе, а старшие - в школе.

Где Вы встречаетесь со своими друзьями?

Вывод: младшие школьники чаще встречаются со своими друзьями в школе и во дворе, а старшие - в школе.

В какие игры играете чаще?         Вывод:  старшие школьники больше увлекаются виртуальными играми, а младшие готовы отложить гаджет в сторону и «погонять мяч».

В какие игры играете чаще?

Вывод: старшие школьники больше увлекаются виртуальными играми, а младшие готовы отложить гаджет в сторону и «погонять мяч».

Анкетирование родителей учащихся 4 «Б» классов. Всего участвовало 24 человека. У большинства родителей нашего класса телефон нужен по его прямому назначению. Большинство родителей в интернет-пространстве получают только полезную информацию. Преобладало в детстве и преобладает сейчас «живое» общение .

Анкетирование родителей учащихся 4 «Б» классов. Всего участвовало 24 человека.

  • У большинства родителей нашего класса телефон нужен по его прямому назначению.
  • Большинство родителей в интернет-пространстве получают только полезную информацию.
  • Преобладало в детстве и преобладает сейчас «живое» общение .
Выводы: Проведенное мною исследование, к сожалению, подтвердило мою гипотезу, а именно: действительно виртуальное общение постепенно вытесняет живое общение у современных школьников,  причем имеется следующая тенденция: чем старше школьник, тем он больше времени проводит в виртуальном общении. Но есть и положительные моменты , а именно: всё-таки мы – школьники пока еще сохранили реальное, живое общение, где есть эмоции, диалоги, игры и так далее. Также я очень рада за наших мам и пап, у которых преобладает реальное общение!!!

Выводы:

  • Проведенное мною исследование, к сожалению, подтвердило мою гипотезу, а именно: действительно виртуальное общение постепенно вытесняет живое общение у современных школьников, причем имеется следующая тенденция: чем старше школьник, тем он больше времени проводит в виртуальном общении.
  • Но есть и положительные моменты , а именно: всё-таки мы – школьники пока еще сохранили реальное, живое общение, где есть эмоции, диалоги, игры и так далее.
  • Также я очень рада за наших мам и пап, у которых преобладает реальное общение!!!
 Как сохранить реальное общение и сделать его преобладающим над виртуальным.   Оценить для себя, сколько времени ты ежедневно используешь гаджет по необходимости и сколько минут уходит на просматривание социальных сетей и других приложений. Попытаться заменить бесцельно потраченное время в виртуальном мире на полезные дела: прогулки, общение с друзьями, помощь родителям, чтение книг … Не используй гаджет с развлекательной целью во время выполнения школьного домашнего задания, во время приема пищи. Уделяй больше внимания друзьям, спорту. Гуляйте без смартфона. Отключай все цифровые устройства минимум за час до сна. Устройте с другом соревнование и отмечайте, кто меньше тратит время на гаджеты. Рассказывайте друг другу о своих наблюдениях, например, какие действия помогли снизить экранное время, а какие — нет.

Как сохранить реальное общение и сделать его преобладающим над виртуальным.

  • Оценить для себя, сколько времени ты ежедневно используешь гаджет по необходимости и сколько минут уходит на просматривание социальных сетей и других приложений. Попытаться заменить бесцельно потраченное время в виртуальном мире на полезные дела: прогулки, общение с друзьями, помощь родителям, чтение книг …
  • Не используй гаджет с развлекательной целью во время выполнения школьного домашнего задания, во время приема пищи.
  • Уделяй больше внимания друзьям, спорту. Гуляйте без смартфона.
  • Отключай все цифровые устройства минимум за час до сна.
  • Устройте с другом соревнование и отмечайте, кто меньше тратит время на гаджеты. Рассказывайте друг другу о своих наблюдениях, например, какие действия помогли снизить экранное время, а какие — нет.
А что же делаем мы в классе? Создали настольные игры на основе русских сказок, используя рисунок, сказочные задания, схему движения и кубик с цифрами мы играем на переменах. Организовали шахматный турнир и желающим предложили пройти курсы начинающего шахматиста, на которых мы учимся на переменах основам игры в шахматы. Регулярно на переменах ставим короткие сценки из разных произведений, например, про Гарри Поттера .

А что же делаем мы в классе?

  • Создали настольные игры на основе русских сказок, используя рисунок, сказочные задания, схему движения и кубик с цифрами мы играем на переменах.
  • Организовали шахматный турнир и желающим предложили пройти курсы начинающего шахматиста, на которых мы учимся на переменах основам игры в шахматы.
  • Регулярно на переменах ставим короткие сценки из разных произведений, например, про Гарри Поттера .
Заключение Виртуальное общение плотно вошло в жизнь современного школьника. В интернете мы общаемся, учимся, играем, отдыхаем, заводим друзей, то есть мы много времени проводим в виртуальном мире. Этот факт подтверждает и проведенное мною исследование. Но всё же, человек не сможет полностью заменить

Заключение

  • Виртуальное общение плотно вошло в жизнь современного школьника. В интернете мы общаемся, учимся, играем, отдыхаем, заводим друзей, то есть мы много времени проводим в виртуальном мире. Этот факт подтверждает и проведенное мною исследование.
  • Но всё же, человек не сможет полностью заменить "живое" общение на виртуальное, так как ни одно средство техники не передаст тех эмоций, чувств, которые ты получаешь при непосредственной близости собеседника.
Спасибо за внимание! Нам легко написать виртуально:

Спасибо за внимание!

Нам легко написать виртуально: "Скучаю...",

Целовать в виде смайлов, читать между строк...

А хотелось бы — просто, за чашечкой чая,

Чтоб глазами — в глаза, посидеть хоть чуток...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!