СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Загадочная плесень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и, вместе с тем, покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Загадочная плесень»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13 им. В.А. Джанибекова

Щёлковского муниципального района

Московской области

т.8-(496)-567-75-00

e-mail [email protected]

____________________________________________________________________________________________________________________







Исследовательский проект

«Загадочная плесень»



Выполнили работу:

ученики 4 «В» класса

МБОУ СОШ №13 им. В.А. Джанибекова

Белоусова Александра,

Галыкин Никита,

Потапенко Екатерина,

Дёмина Дарья.




Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Мельникова Светлана Диментьевна







2015 – 2016 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

1.1 Актуальность.

1.2 Цель и задачи проекта.

  1. Основная часть

    1. Что такое плесень?

    2. Строение плесени.

    3. Как влияет плесень на жизнедеятельность человека?

    4. Анкетирование

  2. Практическая часть. Условия появления и развития плесени.

  3. Заключение

  4. Список литературы
















I. ВВЕДЕНИЕ

Мы представляем проект на тему «Загадочная плесень». Работу выполнили ученики 4 «В» класса Белоусова Александра, Галыкин Никита, Потапенко Екатерина, Дёмина Дарья.

1.1 Актуальность

В быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и, вместе с тем, покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным?

Интерес к теме возник, когда однажды, увидев на кусочке хлеба белые пятна, мы спросили: «Что это?» Мама сказала, что хлеб покрылся плесенью. «Откуда же эта плесень могла взяться, и что она собой представляет? Если её отрезать, можно ли этот кусочек кушать?» Услышали ответ: «Нельзя!»

Придя в школу, мы об этом рассказали своим друзьям и задумались: «А почему нельзя?»

Нам стало интересно «Что такое плесень? Какую пользу и какой вред приносит она?».

Мы выдвинули гипотезу: Плесень – вредна для здоровья!

И решили заняться её исследованием.



1.2 Цель и задачи проекта.

Цель нашего проекта:

 выяснить: что такое плесень и вредна ли она для здоровья.

Задачи проекта:

  • изучить литературу о строение плесени;

  • изучить особенности роста, развития и размножения плесени;

  • выяснить и изучить её влияние на окружающий мир и человека;

  • провести анкетирование;

  • проанализировать полученные результаты;

  • сделать выводы.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы и Интернет–статей по данной теме;

  • наблюдение за развитием плесени в различных условиях ее образования;

  • анкетирование;

  • обработка результатов.





II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Что такое плесень?


Плесень – это налет на продуктах питания растительных остатках и иных органических веществах, образованный плесневыми грибами.

Некоторые плесневые грибы вызывают болезни растений, животных и человека; другие используют в производстве сыра и лекарств.

Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют хлебом Дьявола и плевком Бога. Плесень сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима, сопровождает человека от рождения до смерти. Возможно, именно плесень является хранителем жизни на Земле, но может превратиться в чуму XXI века. Мы сталкиваемся с ней постоянно: привычная, разноцветная, заурядная. Человек либо не замечает ее, либо самонадеянно избавляется от нее, считая, что именно он хозяин на планете. И если плесень захочет вытеснить человека из своей зоны обитания, она это сделает.

Плесени - простонародное название грибов, которые, в свою очередь, бывают:

• плесневыми (растут на камне, бетоне, краске), грибками синевы (растут в клетчатке дерева);

• грибками гниения (бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине);

• дрожжевыми грибками (на пищевых продуктах



2.2 Строение плесени


Плесень (плесневые грибки) – это особое царство живой природы. Это бытовое, а не научное понятие. Если говорить, что плесень – это грибы, то и питается она, всасывая вещества из окружающей среды всем телом, грибницей, которая состоит из сильно разветвленных нитей.



Что же собой представляет плесень?

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы рассмотрели строение плесени под микроскопом. Мы увидели сеть тонких бесцветных нитей. Плодовое тело большинства грибов представляет собой плотно прилегающие переплетённые тонкие нити, которые называются гифами. Гифы обильно разрастаются, ветвятся и образуют грибницу или мицелий. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх. На их концах образуются чёрные головки – спорангии. Эти головки похожи на плодовые тела шляпочных грибов. В головках созревают споры. Плесневые грибы размножаются спорами. Когда споры созревают, головки лопаются. Споры разносятся ветром и находятся в воздухе помещений. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Очень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибов.

Мукор, пеницилл, аспергилл – являются наиболее часто встречающимися видами плесени.

Мукор (белая плесень) относится к низшим грибам. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого налёта.

Чёрная, зелёная, красная, синяя, белая плесень названа так за окраску своей внешней части нитей.


2.3 Как влияет плесень на жизнедеятельность человека?

Чем опасна плесень? Издавна считалось, что плесень безвредна для людей и даже в чем-то полезна. Но это не так. Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами.

Стоит человеческому иммунитету ослабеть от болезни, как тайные агенты плесени, которые живут в организме, поражая органы и кости, вызывают страшные заболевания.

Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком.

Самое страшное в черной плесени то, что от нее практически невозможно избавиться. Ее можно пытаться вывести с помощью разных средств, предназначенных для борьбы с плесенью, но избавиться навсегда – невозможно. Плесень изменяется и становится более агрессивной.

Более 100 токсических соединений, найденных учёными в плесени и в покрытых ею продуктах, могут очень долго никак не проявлять своего присутствия в организме. Но спустя десятилетия, именно они, могут вызвать быстрый рост раковых опухолей. Эти ядовитые, токсические вещества не разрушаются при кипячении или нагревании продукта. Самой ядовитой считается плесень жёлтого цвета – аспергилла жёлтая. Жёлтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи).

Даже если случиться катастрофа и мир погибнет, плесень благополучно выживет.

Вывод: Плесень наносит вред не только продуктам, здоровью человека, но и таким прочным материалам как бетон и металл, всему, что нас окружает.

«Благородная» плесень


Существование « хорошей » плесени тоже всем известно.

В 1928 году шотландский микробиолог Александр Флеминг заметил, что какой-то плесневый грибок уничтожил так необходимые ему для экспериментов бактерии, стрептококки. Вскоре Флеминг определил, что грибок с таким необычным поведением относится к виду пеницилл, и начал экспериментировать. Он выяснил, что действие гриба распространяется не на все микробы, а в основном на болезнетворные бактерии. Так был открыт антибиотик – пенициллин. Это открытие произвело революцию в медицине. Позволяет вылечивать многие заболевания.

А пеницилл рокфориум используется в технологии производства сыра из овечьего молока.

При помощи дрожжей производят вина, пиво, хлеб, квасят капусту, солят огурцы, делают колбасы. Некоторые разновидности аспергиллы жёлтой используют для производства лимонной кислоты.

Основное свойство грибов – разлагать органические вещества – используют при очистке сточных вод.

Даже в авиастроении нашлось место плесневым грибам – при их участии изготавливают смеси, защищающие крылья самолётов от обледенения при взлёте и посадке.

Это не иллюстрация того, что грибы могут быть одними из самых живучих из живых организмов, возможно, такие их свойства со временем мы можем применить.

Интересные факты о плесени:

1) Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу, заражённую таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.

2) В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей археолог Картер обнаружил гробницу. Все участники вскрытия гробницы вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в тканях мумии жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».

3) После взрыва Чернобыльской атомной станции через несколько лет было обнаружено огромное количество плесени. Она росла и густела в местах наибольшей радиации.

4) Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.

5) Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.


Науке понадобилось несколько столетий, чтобы убедиться в том, что плесень не нарушает гармонию системы, а напротив она подает сигнал о нарушении, а расшифровать его – это уже задача человека.

Сегодня наука подошла близко к разгадке многих тайн плесени, но плесень продолжает преподносить все новые и новые сюрпризы.

Её используют при приготовлении элитных сортов сыра и вина после специальной подготовки. Плесень, поражающая продукты не имеет с ней ничего общего. Серая гниль, портящая российскую клубнику, во Франции используется для приготовления вин и называется "благородной плесенью". С помощью голубой плесени делают мраморные или голубые сыры - Рокфор, Стилтон, Горгонзола. А белая плесень придает специфический вкус и аромат сырам Камамбер и Бри.

Таким образом, выводы о влиянии плесени на жизнедеятельность человеческого организма можно представить в виде таблицы:



ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ

  • вызывают опасные болезни

  • портят пищу человека

  • губят книги

  • разрушают дома

  • уничтожают урожай

  • вызывают гибель животных

  • Некоторые виды грибков могут вызывать диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания                   

  • получено лекарство - пенициллин, губительный для бактерий

  • эти маленькие труженики помогают получать вина, благородные сыры

  • без плесени не было бы круговорота веществ на Земле.



2.4 Анкетирование

С целью определения что знают наши ровесники о плесени, нами был проведен опрос среди учащихся 3-4-х классов «Что такое плесень?». Приняли участие в анкетировании 66 учащихся 3-х классов и 62 учащихся 4-х классов.

Были заданы 4 вопроса.

    1. Где вы встречаете плесень в своей жизни?

    2. Оказывает ли плесень негативное влияние на здоровье человека?

    3. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на продукте небольшой кусочек плесени?

    4. Откуда берется плесень?


Где вы встречаете плесень в своей жизни?

Класс

В продуктах питания

В подъезде


На даче в доме

Я её не замечал

20

6

5

7

2

25

16

4

4

1

21

8

5

6

2

23

18

0

5

0

21

16

2

0

3

18

9

4

4

1


57%

16%

20%

7%


Оказывает ли плесень негативное влияние на здоровье человека?

Класс

Нет, не оказывает

Да, оказывает


20

8

12

25

8

17

21

7

14

23

6

17

21

4

17

18

4

14


29%

71%


Как вы обычно поступаете, если обнаружите на продукте небольшой кусочек плесени?

Класс

Выброшу весь продукт


Срежу заплесневелую часть, остальной съем

Когда как, не задумывался над этим

20

10

6

4

25

10

9

6

21

12

6

3

23

14

7

2

21

11

7

3

18

9

5

4


52%

31%

17%


Откуда берется плесень?

Класс

Знаю

Не знаю


20

2

18

25

3

22

21

2

19

23

6

17

21

5

16

18

4

14


17%

83%


Вывод: Проанализировав результаты анкетирования, мы сделали вывод, что большинство учащихся 3 – 4-х классов видели плесень и знают об её опасности, но не знают откуда она берется.



III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Условия появления и развития плесени.


В своей работе мы попробовали немного приоткрыть тайну «обыкновенной плесени» и провели несколько опытов.

Опыт № 1.

Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом.

Оборудование: кусочек варёной свёклы, кастрюля с крышкой.

Описание опыта: отварив кусочек свёклы, оставили её в кастрюле с закрытой крышкой. Каждый день наблюдали за ней, фотографировали изменения.



На третий день заметили изменения: кусочек сморщился и стал появляться белый налёт. На пятый день плесень заняла всю поверхность кусочка свеклы.

Вывод. Одним из признаков живого организма является его рост. Мы доказали: плесень растет! Значит – это живой организм!


Чтобы изучить строение плесени, мы воспользовались цифровым микроскопом Kena T-1050. В него встроена цифровая камера для вывода изображения на монитор компьютера. Программная поддержка позволяет не только рассматривать объекты на экране компьютера, но и делать фотосъемку изучаемых объектов.











Опыт № 2.

Цель опыта: узнать строение плесени.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, кусочек плесени.

Описание: помещаем в микроскоп, на предметное стекло кусочек плесени.


Мы видим, что она состоит из тоненьких ниточек. Все они переплетаются, образуя как бы паутину. Увиденное изображение похоже по своему строению на гриб мукор.


Вывод: плесень – одна из разновидностей грибов.








Эксперимент.

Цель: определить условия образования и роста плесени.

Оборудование: 4 кусочка хлеба, стеклянная банка с крышкой, целлофановый пакет, холодильник, вода, фотоаппарат.

Описание: Мы взяли 4 кусочка белого хлеба. Первый – положили на тарелку, поставила на полку на кухне (температура воздуха +24). Второй – поместила в пакет и тоже разместили на полке, третий – положили в холодильник (температура + 4 градуса), четвертый - намочили чуть-чуть водой и положили в банку с закрытой крышкой, в теплое место (+26 градусов).


Каждый день осматривали хлебные кусочки, и первые изменения заметили на 5 день у пробы №4. На хлебе появилось пятно плесени. Другие участники эксперимента оставались без изменений, правда, №1 и №3 слегка подсохли.


На седьмой день исследования изменения появились на образце под номером 2 (в целлофановом пакете). Образцы под номерами 1 и 3 окончательно высохли без изменений. На кусочке в банке плесень чувствовала себя хорошо и разрасталась.


На восьмой и девятый день эксперимента плесень на хлебе в стеклянной банке и целлофановом пакете продолжала расти, появлялись всё новые и новые участки








Вывод: из данного эксперимента следует, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура, тем появление и развитие происходит быстрее. Выходит, сухость воздуха и чистота являются главными препятствиями развития плесени. Поэтому мы должны проводить влажную уборку и проветривать помещение. Теперь нам более понятна цель уборки квартиры и почему мама за этим так следит и призывает нас к этому.


Несколько простых полезных советов как предотвратить появление плесени на хлебе.

1. Предотвратит хлеб от плесени горсточка соли, положенная в плотно закрытую хлебницу. Соль является хорошим консервантом, задерживающим развитие микроорганизмов.

2. От плесени, а также и от неприятных запахов, поможет кусочек древесного угля, завернутый в марлю, если положить его в хлебницу. Древесный уголь прекрасно поглощает запахи и излишнюю влагу.

3. Наилучший способ - хранить хлеб в деревянных хлебницах завернутым в льняную салфетку. Пакеты из полиэтилена для этой цели абсолютно непригодны, так как хлеб в них под действием влаги быстро плесневеет.


IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выдвинутая нами гипотеза, что плесень – вредна для здоровья, полностью подтвердилась.

Выполняя эту работу, мы узнали, что плесень бывает разной. Полезная плесень используется в производстве лекарств, которые помогают человеку справиться с болезнями. Кроме того плесень используется при изготовлении сыра, вин.   

С другой стороны, плесень – яд. Человек, съевший несвежий продукт, покрытый плесенью, может нанести серьезный вред организму. Также в жилищах, стены или потолки которых покрыты плесенью, находиться и жить небезопасно. Она вызывает головокружение, головные боли, а также болезни легких.

Проделав опыты, мы поняли, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов, увидели, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Переплетенные нити называются гифами. На концах гифов увидели спорангии, в которых образуются споры.

Благодаря своей работе мы сделали выводы:

  1. Для того что бы плесень не возникала:

- нужно регулярно делать влажную уборку;

- проветривать комнату.

2. Нельзя принимать в пищу повреждённые плесенью продукты.

И в заключении хотим сказать: Не надо бояться плесени, она приносит человеку и много пользы, но надо учиться налаживать свой быт так, чтобы поддержать здоровье и экологическое благополучие. Плесень многолика!

И все - таки остается еще много загадок о плесени – живом существе из царства грибов!


V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10 издание 2005 г.)

  2. Касаткина Ю. Н. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Ботаника. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

  3. Плешаков В.В. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М., «Просвещение», 2000.

  4. Шалаева Г.П. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М.: ООО « Издательство: АСТ-ЛТД», 1998; том 6 и 10.

  5. http://www.vashdom.ru/articles/bio_plesen1.htm

  6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/80471/Плесень

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  8. http://www.vseznayem.ru/pochemuchki-o-prirode/140-chto-takoye- griby