СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах. знание о приспособлении птиц в погодных условиях. Вызвать  у детей желание помогать и заботится о птицах. Воспитывать умение работать в коллективе, умение выслушивать друг друга и приходить на помощь.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Фокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»



Утверждаю директор: _________________ /Зюрин А.А.



















Проект выполнили: Шутов Вова и Деревнин Илья (ученики 9 «Б» класса)

Руководитель: Ефремова Галина Алексеевна















2017-2018 уч.год

Постановка проблемы:

Как живётся птицам, оставшимся в наших краях на зиму? Какие из них нуждаются в помощи человека?

Мы видим птиц каждый день, порой не обращаем внимания на то, как стайками с места на место перелетают воробьи, синицы щебечут на ветках берёз. Сорока села на крышу и застрекотала. Но вот на улице понизилась температура воздуха, похолодало. Выпал снег, ударили морозы и в поисках пищи птицы перебираются поближе к жилью человека.

С наступлением холодов появляются северные гости – кочующие птицы. Снегири красными грудками висят на голых ветвях клёнов. Красавицы свиристели обосновались на рябинах.

Нам стало интересно, и мы решили вести наблюдение, какие птицы зимуют в наших краях, узнать о них больше, сделать для них кормушки и подкармливать. Так мы узнаем, какие птицы нуждаются в помощи, и какие виды птиц зимуют в нашем крае.

Предполагаемый результат:

Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Создать необходимые условия в классе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой

Обогащать словарный запас детей.

Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.

Приобщать к совместной деятельности родителей.



Проектные материалы

Технологическая карта проекта

Содержание проекта

Комментарии (пояснения)

1.Название проекта

«Зимующие птицы нашего края»

2. Тип проекта

Педагогический, исследовательский, практический, теоретический, наблюдение.

3.Объект исследования

Зимующие птицы нашего края.

4. Участники

7 учащихся 9 «Б» класса обучающихся по АООП «Особый ребёнок». Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Фокинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» Чайковского муниципального района Пермского края - родители, воспитатели.

5. Масштаб проекта

4 месяцев (январь-апрель 2017г)

6. Цель проекта

исследование видового состава зимующих птиц нашего края, которые нуждаются в помощи человека.

7.Выбор метода проведения исследования

1.Сбор данных о зимующих птицах нашего края (работа с литературой).

2.Создание условий для наблюдения за птицами , через организацию их подкормки (изготовление кормушек).

3.Наблюдение за птицами во время их кормления (виды птиц, их поведение).

8. Задачи

1. Систематизировать и обобщать знания детей о зимующих птицах нашего края.

2. 3. Развивать связную речь, навыки использования в речи слов.

4. Развивать познавательную, творческую активность детей через проектную деятельность.

5. Повысить компетентность родителей по вопросу формирования временных отношений у детей 9»Б» класса.

9. Этапы реализации проекта

I этап – организационный (январь)

II этап – основной(февраль-март)

III этап – заключительный (апрель)

10. Ожидаемый результат

1. Систематизированы и обобщены знания детей о зимующих птицах: 90 %

2. Научились определять виды птиц. 90%

3. Развиты навыки использования в речи слов. 85%

4. Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности: с помощью родителей ищут информацию в интернете, с помощью книг; полученные знания используют в разных видах деятельности.

5. У родителей повысилась компетентность по вопросу развития временных отношений у детей: анкета.

11. Оценка выполнения проекта

Методы оценки выполнения проекта:

Теоретический изучить, какие птицы остаются у нас зимовать, чем питаются зимой, как приспосабливаются к зимним условиям.

Практический сделать кормушки для птиц. Следить за тем, чтобы в кормушках всегда был корм.

Наблюдение наблюдать за разнообразием видов птиц, прилетающих к кормушкам. Вести дневники наблюдений.

Словесный выступление по «мини-проекту», отгадывание загадок, викторина.

12. Трансляция проекта

-на педагогическом совете;

-на родительском собрании;

-на сайте школы.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАП 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЙ: январь 2017

Мероприятия

Срок проведения

ответственный

  1. Подбор и анализ методической литературы по теме проекта

Январь 2017

учитель

  1. Мониторинг детей «Образовательная область «Познание»

16-20 января 2017

учитель

  1. Разработка перспективного плана, конспектов совместной деятельности и т.д.

Январь 2017

учитель

  1. Выступление на методическом объединении


Январь2017




учитель

  1. Анкетирование родителей

Январь

учитель

  1. Подбор художественной литературы по теме. Подбор стихов по теме

Январь

учитель

Зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспосабливаться к разным условиям.

СИНИЦА

Питание: летом питается насекомыми, зимой семена, крошки хлеба (нельзя ржаной хлеб), несолёное сало, семечки подсолнуха, раздавленные орехи. Кроме этого зимой вытаскивает насекомых и их личинок из-под коры деревьев.

Синицы самые первые отыщут птичью столовую.

СНЕГИРЬ

Питание: семена ясени, клёнов, сорных трав. Любимый корм – рябина, поедают только семена, выбрасывая мякоть.

СВИРИСТЕЛЬ

Питание: любимый корм – рябина.

ВОРОБЕЙ

Питание: хлебные крошки, зёрна. Любят просто хлеб (обрезаем корку с одной стороны, зацепляем проволокой и подвешиваем на ветку).

СОЙКА

Питание: жёлуди, которые запасает впрок.

ВОРОНА

Питание: летом – грызуны, зимой – остатки пищи, всякого рода отбросы.

СОРОКА

Питание: насекомые, мелкие грызуны и птицы, ягоды и зёрна.

ЭТАП 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ основной (реализационный): февраль – апрель 2017

Срок

Мероприятия с детьми

Работа с родителями



Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1. Беседа «Кто же такие зимующие птицы?»

1. Папка передвижка «Птицы наших лесов».

2. Консультация «Птицы нашего края»

3. Сотворчество с детьми:

было закуплено 12 кг. Пшена,11 кг. пшеничной крупы, 10 кг подсолнечного семя, 2 кг. ячменных хлопьев. Кроме того, учащиеся привозили из дома: сушёные ягоды, семена тыквы, сало, белый хлеб, 1 пачка несолёного маргарина.

2. Рисование «Зимующие птицы»

3. Ремонт старых кормушек.

4. Аппликация на тему «Снегири»

5. Изготовили 2 кормушки. Расположили на территории школы.

6. Организовали регулярную подкормку птиц.

7. Изготовили листовки, которые развесили около магазинов в селе. (приложение)

8. В школе оформили стенд «Птицы наши друзья!»

9. Просмотр мультфильма «Снегирь»

М

А

Р

Т

1. Беседа «Что такое зима для птиц»

1. Индивидуальная консультация «Как подготовить мини-проект»

2. Рецепт птичьего пирога:

1 пачка несолёного маргарина,

1 часть зерновой смеси (пшено, пшеничная и кукурузная крупа),

немного подсолнечного масла,

мелкие кусочки яблок,

зерновые хлопья, любые толчёные орехи.

Всё смешать, скатать в шар и повесить в крупной сетке на мороз.

3. Изготовление коллажа «Такие разные птицы»

2. на уроке СБО готовим рецепт «Птичий пирог»

3. Рисование «Птицы в кормушке»

4. Оригами «Синица»

5. Чтение - А. Толстой «Воробьишко»

6. Опыт - «Сколько крупы понадобится на одно кормление птицам»

7. Подвижные игры «Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».


8. Конкурс стихов «Птицы – наши друзья!»

А

П

Р

Е

Л

Ь

1. Беседа «Как люди подкармливают птиц зимой». (приложение

1. Сотворчество детей и родителей (оформление мини-проектов)

2. Индивидуальная консультация «Алгоритм выступления по мини-проекту»

2. Беседа «Как люди начали делать кормушки для птиц»

3. Рисование «Птицы зимой»

4. Чтение - В. Бианки «Мы и птицы»

5. Викторина «Птицы» (кроссворды, загадки)

ЭТАП 3 НАБЛЮДЕНИЕ : январь - апрель 2017

Дата

Какие птицы прилетали . Ведём дневник наблюдений.

Наблюдения

09.01.

2 синицы

Берёт семечко и улетает, садится на ветку деревьев и начинает долбить

17.01

синицы и воробьи

воробьи клюют зёрнышки прямо на кормушке, а синички берут зёрнышки и улетают

24.01

синицы и воробьи

синички садятся на кормушки по одной, а воробьи стаей

30.01

синицы и воробьи и сорока

к кормушке прилетела сорока и распугала всех птиц

02.02

синицы и воробьи и сойка

впервые в этом году прилетела сойка. В кормушке были тыквенные семечки. На улице -22, птиц много, особенно воробьёв. Как только кто вспугнёт, они целой стаей поднимаются в воздух

06.02

синицы и воробьи

сегодня мы положили маргарин и синички садились по несколько штук.

11.02

синицы и воробьи

воробьи устроили драку между собой

14.02

синицы и воробьи, снегири

синички берут зёрнышки и улетают, а воробьи гребут лапками и зернышки разлетаются в разные стороны, а потом собирают с земли. Снегири терпеливо ждут в сторонке

19.02

синицы и воробьи и две сойки

на улице холодно и птиц прилетает всё больше и больше

21.02

синицы и воробьи и сойка

на кормушке сидели воробьи, а когда прилетела сойка, они разлетелись в разные стороны.

26.02

синицы и воробьи и 4 сороки

прилетели сороки и распугали всех синиц и воробьёв, но на кормушку садиться боятся. Собирает с земли корм, а воробьи наблюдают с забора. Только сороки улетели, у воробьёв продолжилось веселье.

28.02

свиристели

на ветку повесили пучок связанной рябины. Пугливые свиристели съели их за несколько минут

01.03

сойки и сороки

сойки садятся на кормушку. Сороки собирают под кормушкой. Сойки позволяют себя фотографировать, а сороки очень пугливые – сразу улетают.

03.03

серый дятел

на ветку дерева повесили кусок несолёного сала, и дятел с удовольствием его поклевал. Кроме дятла сало любят сойки и синицы.

06.03

синицы и воробьи, сойки

Иногда ссорятся, даже дерутся, но тут, же садятся на кормушку и продолжают клевать корм.

17.03

маленький пёстрый дятел, синицы и воробьи и сойки

впервые прилетел пёстрый дятел – клевал сало, но как только хотели его сфотографировать, он быстро убежал по стволу дерева вверх.

26.03

сойка, синицы и воробьи, и серый дятел

ели дружно, пока не прилетела сойка. Синицы и воробьи разлетелись в разные стороны. А дятел беспечно клевал сало, даже фотоаппарат не был ему помехой.

06.04

синицы и воробьи, снегири

синицы и воробьи обедали спокойно, иногда ссорились воробьи. Когда прилетели снегири, то разогнали всех. Поклевали семена лебеды.

16.04

синицы и воробьи

синицы и воробьи обедали спокойно

20.04

синицы и воробьи

на улице стало теплее. Дятлы и сойки - не появляются. Синицы и воробьи чувствуют себя вольготно

25.04

синицы и воробьи

на кормушке было спокойно. Никто не ссорился.

Воробьи

Прилетают всегда стаей, едят дружно. Корм летит в разные стороны. Иногда ссорятся, даже дерутся, но тут, же садятся на кормушку и продолжают клевать корм. Когда воробьёв много, часть едят в кормушке, часть под кормушкой.

Синицы

Прилетают по одной, две, три в зависимости от погоды. Большие стаи бывают редко. Синичка садится в кормушку, берёт семечко, и быстрее на ветку закусывать. (семена подсолнуха, орехи, нужно давит, т.к. птицы, когда чистят их, ломают клювы).

Сойки

Прилетают по одной, едят прямо в кормушке. Не торопятся, никого не боятся.

Свиристели

Летают большими стаями. Мы для них связывали кисти рябин в гирлянду, и они очень быстро с ними расправлялись. На кормушки садится, опасаются.

Серый дятел

Прилетает, садится на кусок сала и начинает клевать. Если кусок маленький, то дятел цепляется своими коготками за ствол дерева. Когда сала нет, ест хлебные крошки.

Сороки

Прилетали по три и клевали под кормушкой. Корм, который разбрасывали воробьи на землю, ели с опаской. Нам показалось, что сороки – самые осторожные птицы. Однажды мы застали сороку в кормушке и даже смогли её фотографировать.

3 ЭТАП – заключительный: апрель 2017

Мероприятия

Срок проведения

Ответственный

  1. Занятие «Зимующие птицы нашего края» (мини-проекты)

10 апреля

учитель

  1. Анкетирование родителей

3 неделя апреля

учитель

  1. Презентация результатов проекта в рамках МО, на родительском собрании, размещение на сайте школы.

2 неделя апреля

учитель, родители

  1. Награждение. Чаепитие.

апрель

учитель

Анализ полученных результатов

Проведя наблюдения за птицами можно сделать следующие выводы:

В нашем крае рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, сороки, синицы, вороны. Из леса поближе к человеку прилетают подкормиться снегири, свиристели, дятлы.

Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления.

Число птиц, прилетающих на кормушки в холодное время года – больше, чем в тёплое время года. Птицы могут противостоять холодам, если есть корм.

Ведь для птиц – голод страшней, чем холод!

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Продукт деятельности

Сроки

Ответственный

1. Создание картотеки бесед

январь

учитель

2.Экскурсия в библиотеку. Просмотр периодических изданий о природе.

март

учитель, библиотекарь

3. Создание фильмотеки о птицах

февраль-апрель

учитель, воспитатель, родители

4.Изготовление кормушек

январь

родители, учитель

5. Приобрести корм (крупы и т.д)

январь - апрель

учитель, воспитатель, родители

6.Сфотографировать птиц, распечатать.

март

учитель, дети

7. Оформление уголка «Птицы – наши друзья»»

Январь-апрель

учитель

Условия реализации проекта

Для достижения цели и решения задач по формированию представлений о зимующих птицах у учащихся школьников 9б класса была разработана система работы, которая проводилась в совместной деятельности во второй половине дня два раза в неделю.

В процессе реализации проекта были использованы следующие методы и средства:

-Игровой и познавательный метод - (подвижные игры с правилами, словесные), который предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании со словесным методом: пояснения, вопросы, чтение художественной литературы, общение, беседа;

- Наглядный метод- (использование наглядных пособий, технических средств);

- Практический метод - (наблюдения, продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, тематическое рисование).

В процессе формирования информирования о птицах у детей одна из главных ролей принадлежит родителям. Для них организовывались консультации, как на собрании, так и в индивидуальном порядке. Кроме того, родители вместе с детьми создавали мини - проекты по данной теме.

Перспектива проекта

Перспективы дальнейшего развития проекта - продолжить работу по этой теме, но уже с другими детьми.

А также опыт реализации проекта может быть использован в работе педагогов других классов.

Результаты реализации проекта:


Задачи

Результат

1

Систематизировать и обобщать знания детей о зимующих птицах.

Итоговый мониторинг критерий « Называют птиц нашего края» 90%;

  • критерий «Называют зимующих птиц» 90%;

  • критерий «Называют корм для птиц» 92%;

  • критерий «Называет птиц, живущих летом в лесу» 80%;

  • критерий «Определяет названия месяцев их последовательность, и какие месяцы входят в определенное время года» 80%.

- Участвовали в конкурсах рисунков «Птицы зимующие», «Птицы в кормушке», «Птицы зимой»;

2

Учить определять птиц, которые приспосабливаются к погодным условиям в наших краях.

- Сделаны совместно с детьми фотографии птиц;

- Разработаны дидактические карточки по птицам.

- Создана картотека бесед о птицах.

- Оформлен уголок «Птицы – наши друзья!»

3

Развивать связную речь, навыки использования в речи слов, обозначающих названия птиц.

- Используют в речи слова, обозначающие названия птиц и применяют их в играх и общении со сверстниками;


4

Развивать познавательную, творческую активность детей через проектную деятельность.

- Умеют использовать разные источники для поиска информации (вместе с родителями, педагогами);

- Используют полученную информацию в разных видах деятельности (подвижные игры)

5

Повысить компетентность родителей по вопросу формирования зимующих птиц у учащихся.

- Проведено анкетирование, которое показало, что родители осознают важность формирования временных представлений у детей.

- Проведена консультация на родительском собрании «Формирование представлений о зимующих птицах нашего края»



Вывод: В процессе реализации проекта «Зимующие птицы нашего края» были получены положительные результаты: 92% детей называют названия птиц и их приспособленность к погодным условиям зимой, 100% детей умеют определять корм и кормление птиц в кормушках, 62% детей определяют и называют зимующих птиц нашего края.

Родители охотно принимали участие в создании мини- проектов совместно с детьми. Также принимали участие в закупке кормов для птиц и приготовлении «Птичьего пирога»: закупили крупы.

Пополнилась картотека художественного слова (стихи, загадки, пословицы и поговорки о птицах), картотека подвижных игр, фильмотека мультфильмов про птиц.

Дети научились определять виды птиц, используют в речи слова, обозначающие их названия. У детей сформировались предпосылки поисковой деятельности: они с помощью родителей находили информацию в интернете, в книгах, полученные знания используют в разных видах деятельности. Участвовали в различных выставках и конкурсах.

Таким образом, мы считаем, что проект «Зимующие птицы нашего края» нами полностью реализован.

Приложения.

Приложение № 1

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Ф.И.О.

Ориентировка в пространстве, во времени

Имеет представления о птицах в природе

Называет птиц из леса

Называет птиц, живущих рядом с человек

Умеет определять корм для данной птицы

Называет с точностью названия птиц

Определяет названия месяцев их последовательность и какие месяцы входят в зимнее время года.

I

II

I

IV

I

IV

I

IV

I

III

1

Байдин Виталий

+

+

-

-

-

-

+

+

-

-

2

Бушмакин Дима

+

+

-

-

-

-

+

+

-

-

3

Деревнин Илья

+

+

-

+

-

-

+

+

-

-

4

Павлов Данил

+

+

-

-

-

-

+

+

-

-

5

Тараканова Вера

+

+

-

-

-

-

+

+

-

-

6

Шутов Вова

+

+

-

-

-

-

+

+

-

-

7

Яровкин Данил

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+



100%

100%

31%

38%

8%

15%

100%

100%

34%

34%

Приложение № 2

Анкета для родителей.

«Зимующие птицы нашего края»

Цель: выяснить у родителей уровень осведомленности в формировании временных представлений у детей.

Вопрос

Январь

Апрель

Да


(%)

нем

ного

(%)


Нет


(%)

Да


(%)

нем

ного

(%)

Нет


(%)

1

Знаете ли вы о формировании у детей представлений о птицах?

85

15

0

100

0

0

2

Знаете ли вы о формировании у детей представлений о зимующих птицах?

92

8

0

100

0

0

3

Знаете ли вы о формировании у детей представлений о приспособлении птиц в зимних условиях?

92

8

0

100

0

0

4

Знаете ли вы о формировании у детей представлений о кормлении птиц зимой в кормушках?

85

15

0

92

8

0

5

Знаете ли вы о формировании у детей представлений о умении сделать кормушку для птиц?

38

15

47

85

15

0

6

Знаете ли вы о формировании у детей чтения определенной литературы?

37

15

48

95

5

0



Приложение № 3

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Ф.И.О.

Ориентировка в пространстве, во времени

Имеет представления о птицах в природе

Называет птиц из леса

Называет птиц, живущих рядом с человек

май

май

май

май

май

1

Байдин Виталий

+

+

+

+

+

2

Бушмакин Дима

+

+

+

+

+

3

Деревнин Илья

+

+

+

+

+

4

Павлов Данил

+

+

+

+

-

5

Тараканова Вера

+

+

+

+

+

6

Шутов Вова

+

+

+

+

-

7

Яровкин Данил

+

+

+

+

+



100%

92%

100%

100%

62%

Приложение № 4

Консультация для родителей:

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период школьного возраста происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы нашего края» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Виды работ:

  • Сбор информации.

  • Отбор художественной и познавательной литературы.

  • Подбор иллюстративного материала.

  • Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.

  • Оформление презентации «Зимующие птицы» с голосами птиц.

  • Свободная самостоятельная художественно изобразительная деятельность детей.

  • Развешивание кормушек на территории школы.

  • .

Беседы с детьми

«Пришла зима.

«Как живут наши пернатые друзья зимой».

«Кто заботится о птицах».

«Пользу или вред приносят птицы?».

«Меню птиц».

«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»

Художественная литература

Чтение рассказов: Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости», Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентации: "Зимующие птицы".

Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Приложение №5

Организованная деятельность

Образовательная деятельность «Познание. Формирование целостной картины мира».

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: Формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие), воспитание заботливого отношения к птицам (Конспект).

Художественно - продуктивная

Аппликация на тему: ««Снегири»

Рисование на тему: « Зимующие птицы»

Конструирование из бумаги на тему: «Синица»

Игровая деятельность

Подвижные игры:

«Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».

Музыкальная деятельность

Прослушивание аудио записей с голосами птиц.

Совместная деятельность детей и родителей

Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Фотоконкурс «На моей кормушке»;

Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.

Итог работы:

Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на школьный участок, внешний вид, чем питаются).

Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

«Рисуем птиц» Приложение №6

Чтобы узнать каких же птичек мы будем рисовать сегодня, постарайтесь отгадать загадки.

1.Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик,

Собой невеличка,

Желтая грудка-это… (Синичка)

2.Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

3.Во дворе у нас живет

И чирикает всегда

Громко с самого утра:

Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит. (Воробей)

Учитель : Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?

Ответы детей: Зимующие.

Учитель : Молодцы, все загадки отгадали. Сегодня мы будем рисовать воробья, снегиря и синичку.

Давайте посмотрим на них, на картинках. Похожи эти три птички?

Чем?

Ответы детей: (Размером, формой тела)

Учитель: А чем они отличаются?

Ответы детей: (Цветом перышек)

Учитель: А теперь приготовьте свои глазки и внимательно посмотрите, как мы будем рисовать птичек. Птички будут сидеть на веточках. Какой формы тело будет у птичек?

Ответы детей: (Круглое или овальное) и т.д.

Теперь давайте подготовим наши ручки к рисованию и сделаем гимнастику.

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Молодцы. Теперь ребята приступайте к рисованию. Сначала все рисуем простым карандашом, а потом раскрашиваем красками.

[Дети рисуют, педагог оказывает индивидуальную помощь]

Физкультминутка

Вот летали птички,
Птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю-клю-клю,
Клю-клю-клю,
Как я зернышки люблю.

Перышки почистим,
Чтобы стали чище.
Вот так, вот так,
Чтобы стали чище.

Приложение №7

«Техника оригами» в старшей группе «Синица»

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

Беседы о зиме и зимующих птицах;

Наблюдение на прогулке за синицами, воробьями, снегирём;

Чтение рассказа Г. Скребицкого стихотворения М. Глазкова «Покормите птиц»;

Кормление птиц на участке.

Демонстрационный материал:

Картинки с изображением зимующих птиц (вороны, воробья, снегиря).

Раздаточный материал:

Квадраты синего цвета (14х14)

Карандаши желтого цвета

Ножницы.

Позвала я к нам гостей, поздоровайтесь скорей!

Подойдите ко мне ближе.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц». Чьи-то голоса я слышу. А вы слышите, друзья? Кто-то прилетел туда!

Учитель

Ну, конечно, это птицы.

Мы на ветки посмотрели, что за птицы здесь сидели? Кто зимой не улетает, помощь нашу ожидает?

Ответы детей.

Учитель. А теперь, угадайте загадки.

В чаще слышится тук, тук

Значит с деревом - недуг.

Ствол проверил, всё уладил.

Помогает парку

Ответы детей (дятел).

Есть ещё такая птица, что зимою к нам стремится. Про неё загадку знаю и сейчас вам загадаю.

Пусть я птичка – невеличка.

У меня, друзья привычка,

Как начнутся холода -

Прямо с севера сюда.

Каждый год я к вам лечу -

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко - красный галстук мой

Ответы детей (снегирь).

Есть еще одна тут птичка, в гости к нам она стучится.

Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее....

Ответы детей ( синичка)

Учитель.

А кто знает, почему синичку назвали синичкой? Вы сейчас узнаете. Я вам расскажу очень интересную историю:

«В наши дворах  с наступлением холодов появилось очень много синиц.  Наблюдать за этими непоседами одно удовольствие: они подвижны, подвешиваются к веткам вниз головой, качаются, держась на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти, загнутые вниз. Лапки у них сильные и толстые. Если вам удастся близко рассмотреть птичку, вы увидите, что грудка у нее лимонно-желтая, а посередине – черный галстук. Спинка зеленая, на голове бархатная шапочка. Щечки белые,  хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой. Крылья и хвост серого цвета». 

Почему же этих птиц люди назвали синицами – ведь синих перьев у них нет? Когда внимательно прислушаешься к голосам этих озорниц, то услышишь «Си-си-си». Птица тихонько попискивает, будто сама себя называет. Ну, раз так, стоит ли людям спорить? Наверное, поэтому их и назвали синицами.                   

Понаблюдав за синичками можно заметить, как  синицы мечутся  в кустах. Птицы      опускаются на землю, повисают  на ветках деревьев, гоняются  друг за другом – наверное, они играют в догонялки. Синицы осматривают  деревья, как будто что-то ищут. С раннего утра и до позднего вечера трудятся птицы. Значит, это трудолюбивый народ.

Упражнение «Кормушка» 
(развитие общей моторики, координация речи с движением)


Маршируют на месте

Делают руками «домик» над головой

Маршируют руками, как крыльями с поворотами

Показывают ладошки

Вытягивают руки вперед, манящие движения

Делают руками «домик» над головой

2. Основная часть.

Учитель.

Я предлагаю сделать из бумаги способом "оригами" птичку- синичку. Я вам покажу, как это сделать. Будьте внимательными, старайтесь, что бы у вас получились красивые птички.

Последовательность изготовления синички:

Нам нужно закрасить с помощью желтого карандаша изнаночную сторону нашего квадрата.

Согните квадрат бумаги так, чтобы синий цвет оказался снаружи. Перегните получившийся треугольник пополам (схема 1).

Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги (схема 2).

Согните поделку пополам. Поверните работу (схема 3).

На маленьком треугольнике вогните треугольник так, чтобы он был виден (схема 4).

С двух сторон поднимите углы – крылья (схема 5).

Сделайте надрез. Оберите части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки (схема 6).

Проверьте результат (схема 7).

Нарисуем глазки птичке.

Вы готовы? Начинаем

Дети самостоятельно по схемам складывают поделку и выполняют аппликацию.

Проведение пальчиковой разминки.

Пальчиковая игра.

Много могут пальчики –

озорные мальчики:

Могут карандаш держать,

Чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машинку, и зверей.

Приготовьтесь поскорей!

Мы с вами зимой помогаем и другим птицам, которые прилетают на наш участок. Мы не забываем своих пернатых друзей.

Глядя на птиц, мне захотелось, чтобы вы никогда не забывали пернатых друзей, заботились о них и берегли.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите' птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


Приложение №8


Аппликация на тему «Снегири»

Вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций;

Чтение книг и рассказов;

Загадывание загадок;

Наблюдение за птицами на прогулке и во время кормления;

Беседы.

Оборудование к занятию:

Бумага цветная;

Ножницы;

Клей;

Кисть для клея;

Салфетки для каждого ребенка;

Иллюстрация с изображением снегиря;

Образец.

Учитель: Поговорить с детьми о зиме, ее признаках.

- А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть?
- Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?
- Молодцы! А теперь, угадайте загадки. Разгадав их, вы узнаете, кого мы сегодня будем  мастерить.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине 
Он появится опять.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
-Молодцы!.

Обсудить внешний вид птицы.

- Правильно, это снегирь, давайте посмотрит вот на эту иллюстрацию и расскажем и птице. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму.  Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.

2) Рассматривание образца.

Определить относительную величину птицы. Форму и величину частей (тела, головы, хвоста) и более мелких частей.

3) Объяснение хода работы и показ выполнения аппликации.

Спросить о приемах вырезывания частей (из квадрата – круг, из прямоугольника – полуовал). Уточнить последовательность работы.

Напомнить, что бумагу надо поворачивать плавно, не сжимать ножницы.

III. Физминутка. «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!

1) Перед тем как приступить к работе, вспоминается, как правильно пользоваться ножницами. (Воспитатель напоминает детям технику безопасности пи работе с ножницами). Напомнить, что бумагу надо поворачивать плавно, не сжимать ножницы.

2) В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы с ножницами.

3) Пальчиковая гимнастика

Мы кормушки смастерили

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник – снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

Приложение №9

«Зимующие птицы нашего края»

Цели:

  • Расширять представление детей о птицах;

  • Воспитывать чувство доброты, отзывчивости,  желания помочь другим; наблюдать за окружающим миром.

Образовательные:

  • Закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;

  • Развивать наблюдательность.

Развивающие:

  • Расширять словарь детей;

  • Развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти;

  • Совершенствовать грамматический строй речи;

  • Развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки);

  • Развивать двигательные навыки, внимание, сообразительность через игру.

Воспитательные:

  • Учить отвечать на вопросы полным ответом.

  • Закреплять навыки ориентировки в пространстве.

  • Воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: 

Просмотр презентации « Зимующие птицы» с голосами птиц. Беседа о зимующих и перелётных птицах.

 Во время прогулки наблюдение и рассматривание птиц, составление описательных рассказов,  проведение подвижных и дидактических игр; разучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок. Изготовление кормушек, скворечников вместе с  родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений птиц.Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости».

Оборудование: Картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц;

Учитель:

Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.


Так кто же написал письмо?

Ответы детей: (Птицы.)

Учитель:

А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.). Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели?

Сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

Ответы детей: (Воробей)

Учитель:

Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель: Какая птица умеет ворковать?

Ответы детей (Голубь)

Учитель:

Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

Ответы детей (Сорока)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Учитель:

Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Учитель:

Ой, а что это за птица в ветках ели прячется?
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.

Ответы детей: (Дятел.)
Учитель:

А как называют дятла?

Ответы детей: (Лесной доктор.)

Почему его так называют? Пользу или вред дятел приносит?

(Ответы детей)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Учитель:

Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

Ответы детей (Снегири)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Воспитатель: Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Ответы детей (Синица)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель: Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Ответы детей (Клёст)

Учитель:

О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

Ответы детей (Сова)

Учитель:

Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — …


Ответы детей (Свиристель)

Учитель:

 Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Учитель:

Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему?

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание: «Какой птички не стало? »

(На доске — картинки с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а учитель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Учитель:

 Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?

Ответы детей: (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Учитель:

Ребята, мы с вами ходим на улицу, в столовую. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Учитель:

Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Учитель:

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Доскажи словечко»
Тихо-тихо как во сне 
Падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые…(снежинки)
На поляны, на лужок 
Тихо падает…(снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее…(снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в …(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка…(снегурка)
На снегу то посмотри
С красной грудкой…(снегири)
Учитель:

Давайте вспомним, какие птицы сегодня были у нас в гостях  Ответы детей (Перечисляют).

Воспитатель: А как их назвать одним словом?

Ответы детей (Зимующие)







Список используемой литературы:

1.Бианки В. «Лесная газета» - М: Просвещение,1986год

2. В. Бианки «Мы и птицы» - М: Просвещение,1986год

3.Газета «Биология», №1 (1-15 января//2005г) Издательский дом «Первое сентября».

4.Газета «Биология», №41 (1-7ноября//2004г) Издательский дом «Первое сентября».

5. Газета «Биология», №44 (23-30ноября//2003г) Издательский дом «Первое сентября».

6. Газета «Биология», №43 (16-22ноября//2002г) Издательский дом «Первое сентября».

7.Онегов А.С. «Школа юннатов. Наши пернатые друзья и соседи»: Научно-художественная литература - М.: Детская Литература,1980.

8.Константинов В.М. «Биология»//Учебник 7 класса.-М.:Просвещение,2005.

9.А. Толстой «Воробьишко»-М.: Просвещение,2009.



26






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя