СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский творческий проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оглавление.

 

 

 

 

1.Введение.

2.Что такое словарь?

3.Лексикография — одна из прикладных  наук.

4.Виды словарей и справочников.

         4.1Толковый словарь

4.2Орфографический словарь

4.3Словообразовательный словарь

4.4Этимологический словарь

4.5Орфоэпический словарь

4.6Словарь синонимов и антонимов.

4.7Фразеологический словарь

4.8Словарь иностранных слов.

4.9Энциклопедические и электронные словари

5.Заключение.

6.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В наше время, в условиях быстрого поступления информации, повышается значение различных видов справочной литературы, предназначенной для скорого и удобного получения надёжных сведений научного, прикладного или познавательного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке.

Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка. Для того чтобы овладеть литературными нормами, богатством русского языка, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру. В трудных случаях следует обращаться за справками к различным словарям.

 

Актуальность: если учащиеся будут иметь представление о типах словарей и о содержащейся в них информации, то им легче будет ориентироваться в словарях при выполнении определённой работы.

 

          Гипотеза: лингвистические словари являются необходимым инструментом для успешной учёбы, поэтому словарями надо уметь свободно пользоваться.

        

         Объект исследования: типология и содержание лингвистических словарей. 

        

         Предмет исследования: лингвистические словари.

 

 

Цель: Выяснить, какие словари нужны для учёбы в школе,

показать, как важно уметь пользоваться лингвистическими словарями.

 

Задачи:

1. Выяснить, как появились словари.

2. Познакомиться с различного вида словарями.

3. Научиться пользоваться словарями, уметь находить информацию о слове.

4. Кратко рассказать о каждом словаре.

5. Выяснить, какие словари есть у одноклассников.

6. Сделать вывод о пользе словарей.

 

Вид проекта:

По содержанию: творческий, практико-ориентированный с элементами исследовательской деятельности учащихся.

По комплектности: монопредметный.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

 

 

Умения, приобретаемые учащимися в ходе работы над  проектом.

Регулятивные: учиться выбирать и обосновывать тему, составлять план работы, работать по плану.

Познавательные: пользоваться словарями и справочниками, извлекать информацию.

Коммуникативные: выступление, умение работать в паре, группах, в группах сменного состава, учиться слушать и понимать других, умение выражать свои мысли.

Личностные:

развивать интерес к языку, сочувствовать другим людям.

 

 

Этапы проекта и ожидаемые результаты.

 

 

1этап. Организационный.

1.Настрой  учащихся на интересную совместную работу  учитель – ученик. Чёткое  и  конкретное  объяснение  учителем  понятий : «проект», продукт.

2.Проведение  анкетирования    учащихся  с  целью  выявление  понимания  сути  проектной  деятельности.

3.Определение темы проекта. Формирование исследовательских задач.

 На данном этапе была определена степень участия каждого из участников в проектно-исследовательской деятельности и определён конечный результат (продукт - создание своей  странички опыта работы со словарем, которую мы назвали «Готовимся к олимпиаде», выполнение групповой исследовательской работы на тему «Словари – наши помощники»).

 

Этап  II    Теоретический.

1.Поиск и обработка информации.

2.Представление материала на промежуточных этапах работы.

3. Корректировка проекта со стороны учителя, учащихся.

4.Учащиеся оформляли свои странички  и выставляли на всеобщее обсуждение в электронном и печатном виде.

  Традиционно  дети искали  информацию , нужные  данные  в  библиотеках. Очень  важно, чтобы они на данном этапе  научились пользоваться электронными справочниками, поиском  информации в интернете. Большая роль отводилась получению информации из «живых источников»  экскурсии, наблюдения, беседы. Учащиеся оформляли  свои странички, представляли  их на заседаниях. Проводился конкурсный отбор творческих работ, которые после обсуждения  корректировались. Таким  образом  учащиеся готовились   к заключительному этапу работы над проектом.

 

Этап III  Практический.

Учащиеся составляли вариант игры «Счастливый случай» с опорой на полученные знания .Проводили серию игр с одноклассниками. Готовились к участию в олимпиадном движении – составляли и проводили брейн-ринги среди одноклассников и «знатоков», вели наблюдение над словом, которое было выбрано для исследования.

 

Этап IY Заключительный (презентация  проекта).

  На  этом  этапе  подводились  итоги, проводился  анализ  и  оценка деятельности всех участников проекта.

Учащиеся оформили свои творческую работу с помощью компьютерных технологий.

 

2.3 Выводы.

 

Целью данного исследования было показать, как важно для учащихся уметь пользоваться лингвистическими словарями.

Участники анкетирования единодушно ответили, что словари им нужны и могут помочь в учебе.

Из многообразия словарей были выделены те, которые необходимы для успешной учёбы четвероклассникам: толковые, орфографические и орфоэпические.

Также мы узнали, какие словари есть в библиотеке лицея № 144 и какие ещё необходимы четвероклассникам для успешной учёбы. Кроме этого, учениками разработана и рекомендована одноклассникам краткая памятка, как пользоваться словарём.

Проведенная работа поможет  ученикам более эффективно применять словари, а в ряде случаев даст стимул начать использовать словари в учебе.

 

2.4 Рефлексия проектной деятельности.

Методы оценивания проекта.

Наблюдение, разработка  критериев  оценивания  портфолио, оценка  процесса выступлений  учащихся , самооценка.

 

3.Информационно-методическое обеспечение.

1. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегова/ 1997

 2. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов. О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. — Москва, 2005. — 960 с.

3. Словарь синонимов и антонимов русского языка./ СПб,2002

4.Г.А.Крылов. Этимологический словарь русского языка./СПб, 2004.

5. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. Автор К.С. Горбачевич. Печатное издание СПб.: «Норинт», 2000.

6.Степанова М.И. Фразеологический словарь русского языка/СПб, 2003

7. Интернет-портал www.slovari.ru

8. Словари и энциклопедии на dic.academic.ru

          9. Электронная версия словаря Даля на www.slovardal.ru и др.

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский творческий проект»

Исследовательская работа «Словари –  наши помощники»

Исследовательская работа

«Словари – наши помощники»

Школьные словари: толковый, орфографический, словообразовательный, этимологический, орфоэпический, иностранных слов, энциклопедический, фразеологический, словарь синонимов и антонимов. Цель исследования: Выяснить, какие словари нужны для учёбы в школе.

Школьные словари: толковый, орфографический, словообразовательный, этимологический, орфоэпический, иностранных слов, энциклопедический, фразеологический, словарь синонимов и антонимов.

Цель исследования:

Выяснить, какие словари нужны для учёбы в школе.

Задачи исследования: 1. Выяснить, как появились словари. 2. Познакомиться с различного вида словарями. 3. Научиться пользоваться словарями, уметь находить информацию о слове. 4. Кратко рассказать о каждом словаре. 5. Выяснить, какие словари есть у одноклассников. 6. Сделать вывод о пользе словарей.

Задачи исследования:

1. Выяснить, как появились словари.

2. Познакомиться с различного вида словарями.

3. Научиться пользоваться словарями, уметь находить информацию о слове.

4. Кратко рассказать о каждом словаре.

5. Выяснить, какие словари есть у одноклассников.

6. Сделать вывод о пользе словарей.

 Впервые, когда было употреблено слово «словарь», оно использовалось в его латинской форме, что означает «собрание слов». Это произошло около 1225 года. Это было название книги, содержавшей латинские слова для запоминания. Эта книга использовалась только в классе при изучении латинского языка .

Впервые, когда было употреблено слово «словарь», оно использовалось в его латинской форме, что означает «собрание слов». Это произошло около 1225 года. Это было название книги, содержавшей латинские слова для запоминания. Эта книга использовалась только в классе при изучении латинского языка .

Лексикография Наука по составлению словарей , а так же работа по собиранию и систематизации слов и фразеологических оборотов называется лексикографией , а ученые , по составлению словарей , - лексикографы .

Лексикография

  • Наука по составлению словарей , а так же работа по собиранию и систематизации слов и фразеологических оборотов называется лексикографией , а ученые , по составлению словарей , - лексикографы .
Типы словарей

Типы словарей

Толковый словарь Орфографический словарь Словообразовательный словарь Этимологический словарь Орфоэпический словарь Словарь синонимов и антонимов Фразеологический словарь Словарь иностранных слов Энциклопедический словарь
  • Толковый словарь
  • Орфографический словарь
  • Словообразовательный словарь
  • Этимологический словарь
  • Орфоэпический словарь
  • Словарь синонимов и антонимов
  • Фразеологический словарь
  • Словарь иностранных слов
  • Энциклопедический словарь
Толковый словарь – одноязычный словарь, содержащий в себе слова, расположенные в алфавитном порядке, с кратким описанием того, что эти слова означают и, час­то, сопровождающий толкование слов примерами их использования. Первый печатный словарь в России был издан в Вильно в 1596 г. под названием «Лексис, сиречь речения вкратце собраны и из словенского языка на просты русский диялект истолкованы». Автор – ученый-филолог Лаврентий Зизаний .Словарь содержит 1061 слово, расположенное по алфавиту.
  • Толковый словарь – одноязычный словарь, содержащий в себе слова, расположенные в алфавитном порядке, с кратким описанием того, что эти слова означают и, час­то, сопровождающий толкование слов примерами их использования.
  • Первый печатный словарь в России был издан в Вильно в 1596 г. под названием «Лексис, сиречь речения вкратце собраны и из словенского языка на просты русский диялект истолкованы». Автор – ученый-филолог Лаврентий Зизаний .Словарь содержит 1061 слово, расположенное по алфавиту.
Структура словаря  Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов. Слово толкуется только один раз, а словосочетание даётся в толковом словаре столько раз, сколько слов входит в это словосочетание, — один раз с толкованием, остальные с отсылкой. Такие словари, как правило, предназначены для носителей родного языка.

Структура словаря

Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов. Слово толкуется только один раз, а словосочетание даётся в толковом словаре столько раз, сколько слов входит в это словосочетание, — один раз с толкованием, остальные с отсылкой. Такие словари, как правило, предназначены для носителей родного языка.

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ Самым популярным и известным толковым словарем является толковый словарь С.И. Ожегова. Он был выпущен в 1949 году. За это время объём словника увеличился с 57 000 до 70 000 слов.

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

  • Самым популярным и известным толковым словарем является толковый словарь С.И. Ожегова. Он был выпущен в 1949 году. За это время объём словника увеличился с 57 000 до 70 000 слов.
 Орфографический словарь — словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь со стороны его правописания. Является показателем современной ему орфографии. Составители словарей обычно не ограничиваются общелитературной лексикой, включая в словники специальную, терминологическую и иную лексику.  Автор первого словаря - Дмитрий Николаевич Ушаков (12 января 1873 — 17 апреля 1942) — русский филолог, один из организаторов реформы русской орфографии, член-корреспондент АН СССР(1939).

Орфографический словарь — словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь со стороны его правописания. Является показателем современной ему орфографии.

Составители словарей обычно не ограничиваются общелитературной лексикой, включая в словники специальную, терминологическую и иную лексику.

Автор первого словаря - Дмитрий Николаевич Ушаков (12 января 1873 — 17 апреля 1942) — русский филолог, один из организаторов реформы русской орфографии, член-корреспондент АН СССР(1939).

СТРУКТУРЫ СЛОВАРЕЙ Словарь для 1-4 классов . Словарь для всех классов, включая старшие. 600 слов 4000 слов . В начальной форме записано слово. Поставлено ударение. Иногда указаны:  А) падеж ;  Б) время ;  В) число ;  Г) лицо ;  Д) род ;  Е) часть речи ;  Ж) вид; 4. Степень, наклонение. 5. Указано, откуда эти термины (военные,  геологические, денежная единица…) В начальной форме записано слово (ед. ч., И. п…), поставлено ударение. Ниже приведены его формы( мн. ч., Д. п., В. п.). 3. Если слово – имя сущ., то указывается род. 4. Если слово – имя прилагательное, то  указывается часть речи, краткие формы. 5. Если слово – глагол, то указывается вид,  как звучит глагол в других временах,  повелительное накл. (иногда). 6. Иногда встречаются загадки, картинки…  с

СТРУКТУРЫ СЛОВАРЕЙ

Словарь для 1-4 классов .

Словарь для всех классов, включая старшие.

600 слов

4000 слов .

  • В начальной форме записано слово.
  • Поставлено ударение.
  • Иногда указаны:

А) падеж ;

Б) время ;

В) число ;

Г) лицо ;

Д) род ;

Е) часть речи ;

Ж) вид;

4. Степень, наклонение.

5. Указано, откуда эти термины (военные,

геологические, денежная единица…)

  • В начальной форме записано слово (ед. ч., И. п…), поставлено ударение.
  • Ниже приведены его формы( мн. ч., Д. п., В. п.).

3. Если слово – имя сущ., то указывается род.

4. Если слово – имя прилагательное, то

указывается часть речи, краткие формы.

5. Если слово – глагол, то указывается вид,

как звучит глагол в других временах,

повелительное накл. (иногда).

6. Иногда встречаются загадки, картинки…

с

Словообразовательный словарь   Словообразовательный словарь - словарь, который показывает структуру слова и элементы, из которых они состоят.  Словообразование ― это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их  образования.

Словообразовательный словарь

  • Словообразовательный словарь - словарь, который показывает структуру слова и элементы, из которых они состоят.
  • Словообразование ― это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.
Самый известный словарь Самый известный словообразовательный словарь в 2-х томах Тихонова А.Н. – настоящее справочное бюро с необычными словарными статьями в виде гнезд, содержащими однокоренные слова. Так легко определить исходное слово и производные от него по способу образования. Интересные факты : Почему слова в паре «бык – пчела» являются однокоренными? У глагола “ вынуть “ нет корня.

Самый известный словарь

  • Самый известный словообразовательный словарь в 2-х томах Тихонова А.Н. – настоящее справочное бюро с необычными словарными статьями в виде гнезд, содержащими однокоренные слова. Так легко определить исходное слово и производные от него по способу образования.
  • Интересные факты :

Почему слова в паре «бык – пчела» являются однокоренными?

У глагола “ вынуть “ нет корня.

Этимологический словарь Этимологи́ческий слова́рь — это словарь , содержащий информацию об истории отдельных слов , а иногда и морфем .

Этимологический словарь

  • Этимологи́ческий слова́рь — это словарь , содержащий информацию об истории отдельных слов , а иногда и морфем .
Первые попытки создать этимологический словарь были предприняты в XIX веке. Наиболее крупный этимологический словарь включает в себя 4500 словарных статей.

Первые попытки создать этимологический словарь были предприняты в XIX веке.

Наиболее крупный этимологический словарь включает в себя 4500 словарных статей.

 Орфоэпические словари – словари, отражающие правила литературного произношения.   Орфоэпия – совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений.  Так как в русском языке правил ударения не существует, остаётся руководствоваться данными из орфоэпических словарей.

Орфоэпические словари – словари, отражающие правила литературного произношения.

Орфоэпия – совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений.

Так как в русском языке правил ударения не существует, остаётся руководствоваться данными из орфоэпических словарей.

Первый орфоэпический словарь был составлен в 1914 году И.И.Огиенко и назывался «Словарь ударений в русском языке и правила русского ударения.»

Первый орфоэпический словарь был составлен в 1914 году И.И.Огиенко и назывался «Словарь ударений в русском языке и правила русского ударения.»

Слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из за различий в ударении) называются ОМОГРАФАМИ Вот некоторые русские омографы:   а ́ тлас   -  атла ́ с за ́ мок   - замо ́ к  бе ́ лки   -  белки ́ ко ́ злы -  козлы ́  му ́ ка - мука ́ по ́ лки -  полки ́ тру ́ сы   -  трусы ́ кружки ́ -  кру ́ жки стрелки ́ - стре ́ лки гвозди ́ ки - гво ́ здики и ́ рис  -  ири ́ с кле́щи - клещи́

Слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из за различий в ударении) называются ОМОГРАФАМИ

Вот некоторые русские омографы:

а ́ тлас   - атла ́ с за ́ мок   - замо ́ к бе ́ лки   - белки ́ ко ́ злы - козлы ́ му ́ ка - мука ́ по ́ лки - полки ́ тру ́ сы   - трусы ́ кружки ́ - кру ́ жки

стрелки ́ - стре ́ лки гвозди ́ ки - гво ́ здики

и ́ рис - ири ́ с кле́щи - клещи́

Синонимы – слова , принадлежащие , как правило , одной и той же части речи , различные по звучанию и написанию , но имеющие похожее лексическое значение . Синонимы используются в речи для: - более точного и верного выражения мысли (сравните: чужой и зарубежный); -  придания  эмоциональной окраски; - избегания повторений .

Синонимы – слова , принадлежащие , как правило , одной и той же части речи , различные по звучанию и написанию , но имеющие похожее лексическое значение .

Синонимы используются в речи для:

- более точного и верного выражения мысли (сравните: чужой и зарубежный);

- придания эмоциональной окраски;

- избегания повторений .

 1783 г. Д. И. Фонвизин «Опыт российского сословника» Строение словаря синонимов Алфавитный указатель Семантико-классификационная часть Интересные факты: В русском языке около 70000 пар синонимов, К слову смелый более 500 синонимов, а к слову красивый около 1000 синонимов

1783 г. Д. И. Фонвизин «Опыт российского сословника»

Строение словаря синонимов

Алфавитный указатель

Семантико-классификационная часть

Интересные факты:

В русском языке около 70000 пар синонимов,

К слову смелый более 500 синонимов, а к слову красивый около 1000 синонимов

Что же такое словарь антонимов и какими бывают антонимы ? Словарь антонимов – это словарь, содержащий пары слов антонимов.   В 1971 г. вышел первый “Учебный словарь антонимов русского языка” Л. А. Введенской. Словарь содержит свыше 1000 пар слов. В словаре дается обзор антонимов английского, немецкого, французского и других языков, изданных в Советском Союзе и за рубежом .  Словарь антонимов дает описание лексики с точки зрения смысловой противоположности ее единиц .

Что же такое словарь антонимов и какими бывают антонимы ?

Словарь антонимов – это словарь, содержащий пары слов антонимов.

В 1971 г. вышел первый “Учебный словарь антонимов русского языка” Л. А. Введенской. Словарь содержит свыше 1000 пар слов. В словаре дается обзор антонимов английского, немецкого, французского и других языков, изданных в Советском Союзе и за рубежом .

Словарь антонимов дает описание лексики с точки зрения смысловой противоположности ее единиц .

 Словарь состоит из основной части, приложения и указателя антонимических пар, включенных в Словарь. Основная часть содержит словарные статьи, расположенные в порядке алфавита заглавных пар антонимов, которым присвоен порядковый номер.

Словарь состоит из основной части, приложения и указателя антонимических пар, включенных в Словарь. Основная часть содержит словарные статьи, расположенные в порядке алфавита заглавных пар антонимов, которым присвоен порядковый номер.

 Разнокорневые:  толстый – тонкий, большой – маленький Однокорневые:  вбегать – выбегать,  счастье – несчастье  Важно помнить, что слова разных частей речи не являются антонимами .  Антонимов нет у местоимений, числительных и имён собственных.

Разнокорневые: толстый – тонкий, большой – маленький

Однокорневые:

вбегать – выбегать,

счастье – несчастье

Важно помнить, что слова разных частей речи не являются антонимами .

Антонимов нет у местоимений, числительных и имён собственных.

Фразеологический словарь Фразеологический словарь   —словарь устойчивых словосочетаний, которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно. Фразеология в широком смысле термина включает в себя также пословицы и поговорки.  Наиболее полным собранием русских пословиц является сборник «Пословицы русского народа» В. И. Даля, изданный в 1861 – 1862 годах. Он и является первым фразеологическим словарем.

Фразеологический словарь

Фразеологический словарь   —словарь устойчивых словосочетаний, которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно.

Фразеология в широком смысле термина включает в себя также пословицы и поговорки.  Наиболее полным собранием русских пословиц является сборник «Пословицы русского народа» В. И. Даля, изданный в 1861 – 1862 годах.

Он и является первым фразеологическим словарем.

 В переводных словарях вместо толкования значений на том же языке даются переводы этих значений на другой язык, например, накалиться - become heated, назойливый – importunate, troublesome.

В переводных словарях вместо толкования значений на том же языке даются переводы этих значений на другой язык, например, накалиться - become heated, назойливый – importunate, troublesome.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей, которые интересуются правильным употреблением заимствованной лексики в русском языке.   В словарь включено значительное число новейших терминов, относящихся к медицине спорту  музыке вычислительной технике  другим сферам человеческой деятельности  Особое внимание уделено описанию слов, которые обозначают культурные, исторические, религиозные понятия.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей, которые интересуются правильным употреблением заимствованной лексики в русском языке.

В словарь включено значительное число новейших терминов, относящихся к

  • медицине
  • спорту
  • музыке
  • вычислительной технике
  • другим сферам человеческой деятельности
  • Особое внимание уделено описанию слов, которые обозначают культурные, исторические, религиозные понятия.
Энциклопедия в переводе с греческого означает круг знаний. Это научное издание, которое даёт систематический свод знаний.
  • Энциклопедия в переводе с греческого означает круг знаний. Это научное издание, которое даёт систематический свод знаний.
Также бывают электронные энциклопедические словари. Электронная энциклопедия — это сборник всех книг, повестей и рассказов. Электронная энциклопедия, как правило, оснащена картинками, вставками из интернета. С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.

Также бывают электронные энциклопедические словари.

  • Электронная энциклопедия — это сборник всех книг, повестей и рассказов. Электронная энциклопедия, как правило, оснащена картинками, вставками из интернета.
  • С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.
Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Интервью у библиотекаря 1 . Какой словарь самый популярный ? Толковый словарь . 2 . Часто ли посетители берут словари ? Очень часто . 3 . Кто чаще берут словари: взрослые или дети ? 3,4,5 классы . 4 . Сколько всего словарей в библиотеке ? Около 300 . 5 . Какой словарь самый редкий ? Самый старый ? Редкий - словарь синонимов , старый – орфографический словарь . 6 . Стоит ли завести новые словари ? Нет , так как все словари в библиотеке есть .

Интервью у библиотекаря

  • 1 . Какой словарь самый популярный ?
  • Толковый словарь .
  • 2 . Часто ли посетители берут словари ?
  • Очень часто .
  • 3 . Кто чаще берут словари: взрослые или дети ?
  • 3,4,5 классы .
  • 4 . Сколько всего словарей в библиотеке ?
  • Около 300 .
  • 5 . Какой словарь самый редкий ? Самый старый ?
  • Редкий - словарь синонимов , старый – орфографический словарь .
  • 6 . Стоит ли завести новые словари ?
  • Нет , так как все словари в библиотеке есть .
Узнай слово по толкованию Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями Животное

Узнай слово по толкованию

Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в

отличие от растений, готовыми органическими соединениями

Животное

Строение слова  Собери слово по частям. Его корень в слове «водяной », приставка в слове «переправа»,   суффикс в слове «стульчик», окончание в слове «слон» ПЕРЕВОДЧИК

Строение слова

Собери слово по частям.

  • Его корень в слове «водяной »,
  • приставка в слове «переправа»,
  • суффикс в слове «стульчик»,
  • окончание в слове «слон»

ПЕРЕВОДЧИК

Этимология Являются ли этимологически родственными слова: вещий, известие? Являются. Вещий – буквально «знающий» Известие – буквально «знание» Корень в словах один и тот же, видоизменённый историческими чередованиями Щ/СТ

Этимология

Являются ли этимологически родственными слова: вещий, известие?

Являются.

Вещий – буквально «знающий»

Известие – буквально «знание»

Корень в словах один и тот же, видоизменённый историческими чередованиями Щ/СТ

Поставь ударение вИшневый компот Вишневый компот

Поставь ударение

вИшневый

компот

Вишневый компот

АНТОНИМЫ Неожиданность            предсказуемость

АНТОНИМЫ

Неожиданность

предсказуемость

Объясни фразеологизм Сапоги всмятку Сапоги всмятку – чепуха, ерунда, полная бессмыслица

Объясни фразеологизм

  • Сапоги всмятку
  • Сапоги всмятку – чепуха, ерунда, полная бессмыслица
1. Капитан стоял утром на вахте у штурвала . Из этого предложения возьмём обстоятельство времени. 2. Форточка оказалась открыта, и кот быстро выпрыгнул во двор. Возьмём подлежащее из второго простого предложения. 3. Приятный звон колокольчика послышался в утренней мгле. Из этого предложения возьмём определение и зададим вопрос «в каком?». 4. Учёные доказали, что все дети быстрее растут во сне. Из второго простого предложения возьмём обстоятельство места. 5. Я пошёл гулять по деревне и увидел, что дворовый пёс лижет косточку. Из второго простого предложения возьмём сказуемое. 6. В прошлом веке борода и усы были знаком силы, мужественности и свободы. Возьмём второе подлежащее и употребим в единственном числе. 7.Сметанный торт можно испечь в духовке за 40 минут. Из этого предложения возьмём определение .

1. Капитан стоял утром на вахте у штурвала .

Из этого предложения возьмём обстоятельство времени.

2. Форточка оказалась открыта, и кот быстро выпрыгнул во двор.

Возьмём подлежащее из второго простого предложения.

3. Приятный звон колокольчика послышался в утренней мгле.

Из этого предложения возьмём определение и зададим вопрос «в каком?».

4. Учёные доказали, что все дети быстрее растут во сне.

Из второго простого предложения возьмём обстоятельство места.

5. Я пошёл гулять по деревне и увидел, что дворовый пёс лижет косточку.

Из второго простого предложения возьмём сказуемое.

6. В прошлом веке борода и усы были знаком силы, мужественности и свободы.

Возьмём второе подлежащее и употребим в единственном числе.

7.Сметанный торт можно испечь в духовке за 40 минут.

Из этого предложения возьмём определение .

Шарады Меня найдешь на дереве, На клумбе и на грядке, В журнале и в альбоме, И в книге и в тетрадке. Но птицей стать я захотел - И мне не надо буквы Л. Мне А в начале напиши И как зовут меня - реши.  Аист

Шарады

Меня найдешь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале и в альбоме,

И в книге и в тетрадке.

Но птицей стать я захотел -

И мне не надо буквы Л.

Мне А в начале напиши

И как зовут меня - реши.

Аист

Выводы  Работа со словарями способствует развитию речи, обогащению словарного запаса и общей культуры. Повышает грамотность. Открывает для нас новое.

Выводы

  • Работа со словарями способствует развитию речи, обогащению словарного запаса и общей культуры.
  • Повышает грамотность.
  • Открывает для нас новое.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!