СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В новых Стандартах общего образования в качестве основного методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент – помочь формированию и развитию метапредметных умений.

                   Формирование метапредметных умений на уроках возможно путём применения различных технологий и методов. Одним из эффективных методов, является исследовательское обучение, построенное на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Оно формирует умения организовывать свою деятельность: определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, взаимодействовать в группе в процессе достижения общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Просмотр содержимого документа
««Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений на уроках русского языка и литературы»»

Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций   Подготовила учитель русского языка и литературы Васильева Елена Викторовна

Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Васильева Елена Викторовна

Cимпозиумом Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:

Изучать: - уметь извлекать пользу из опыта; - организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; - организовывать свои собственные приемы изучения; - уметь решать проблемы; - самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: - запрашивать различные базы данных; - опрашивать окружение; - консультироваться у эксперта; - получать информацию; - уметь работать с документами и классифицировать их. Думать: - организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; - критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; - видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; - уметь оценивать произведения искусства и литературы.  

Сотрудничать: - уметь сотрудничать и работать в группе; - принимать решения – улаживать разногласия и конфликты; - уметь договариваться; - уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: - включаться в проект; - нести ответственность; - входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; - доказывать солидарность; - уметь организовывать свою работу; - уметь пользоваться вычислительным и моделирующими приборами. Адаптироваться: - уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; - доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; - показывать стойкость перед трудностями; - уметь находить новые решения

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное, межпредметное и предметное, предлагается трехуровневая иерархия компетенций:   Ключевые Предполагают формирование способностей у учащегося находить и применять нужную информацию; работать в команде; быть готовым к постоянному учению и переучиванию.  Метапредметные   Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей. Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различный образовательных областей.  Предметные   Имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное, межпредметное и предметное, предлагается трехуровневая иерархия компетенций:

Ключевые

  • Предполагают формирование способностей у учащегося находить и применять нужную информацию; работать в команде; быть готовым к постоянному учению и переучиванию. 

Метапредметные  

  • Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.
  • Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различный образовательных областей. 

Предметные  

  • Имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
  • Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.

Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.  Полноценная учебно-исследовательская  работа может родиться на уроке, не занимает много времени учителя  и охватывает большое количество обучающихся.

Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей:

  • поднять интерес учащихся к учебе,
  • мотивировать их на достижение более высоких результатов. 

Полноценная

учебно-исследовательская

работа может родиться

на уроке, не занимает

много времени учителя

и охватывает

большое количество

обучающихся.

Методические принципы инновационного урока Субъективизация: учитель – ученик – равноправные участники образовательного процесса. Метапредметность: формирование и развитие УУД. Деятельностный подход: знания добываются учащимися в ходе исследовательской, поисковой деятельности. Коммуникативность: взаимодействие учащихся на уроках, обмен информацией. Рефлексия: анализ своей деятельности. Учитель должен быть импровизатором!

Методические принципы инновационного урока

  • Субъективизация: учитель – ученик – равноправные участники образовательного процесса.
  • Метапредметность: формирование и развитие УУД.
  • Деятельностный подход: знания добываются учащимися в ходе исследовательской, поисковой деятельности.
  • Коммуникативность: взаимодействие учащихся на уроках, обмен информацией.
  • Рефлексия: анализ своей деятельности.

Учитель должен быть импровизатором!

Исследование «Биография слова»  при изучении темы «этимология» в 6 классе Можно предложить работать по такой схеме: 1. Лексическое значение слова. 2. Этимология слова. 3. Подбор однокоренных слов. 4. Подобрать синонимы и антонимы к слову. 5. Слово

Исследование «Биография слова» при изучении темы «этимология» в 6 классе

Можно предложить работать по такой схеме:

1. Лексическое значение слова.

2. Этимология слова.

3. Подбор однокоренных

слов.

4. Подобрать синонимы и

антонимы к слову.

5. Слово "Родина" во фразеологических оборотах.

6. Слово "Родина" в текстах художественной литературы.

Основные этапы научного исследования: постановка проблемы; изучение теоретического материала, посвящённого данной проблеме; овладение методикой исследования; сбор материала, его анализ и обобщение; получение собственных выводов и их сравнение с литературными данными; создание конечного продукта исследования.

Основные этапы научного исследования:

  • постановка проблемы;
  • изучение теоретического материала, посвящённого данной проблеме;
  • овладение методикой исследования;
  • сбор материала, его анализ и обобщение;
  • получение собственных выводов и их

сравнение с литературными данными;

  • создание конечного продукта

исследования.

Что необходимо помнить? Задание должно быть интересно ученику, должно увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами.

Что необходимо помнить?

  • Задание должно быть интересно ученику, должно увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
  • Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления
  • Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами.
Виды работ на уроках русского языка литературы Задания интегрированного типа ( «Действия с обыкновенными дробями и склонение числительных» -математика и русский язык, А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - литература и история, «Степени сравнения имен прилагательных» – 6 класс, упр. 339. Какие реки, озера, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озера по глубине, города и села по величине. - русский язык и география) Создание проблемных ситуаций на уроке Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился» Задания «Верно–неверно» Работа с текстом ( Прием составления плана, прием составления сводной таблицы, прием комментирования, прием логического запоминания учебной информации, создание учащимися литературных произведений, прием «Лови ошибку», прием «Зигзаг»)

Виды работ на уроках русского языка литературы

  • Задания интегрированного типа ( «Действия с обыкновенными дробями и склонение числительных» -математика и русский язык, А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - литература и история, «Степени сравнения имен прилагательных» – 6 класс, упр. 339. Какие реки, озера, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озера по глубине, города и села по величине. - русский язык и география)
  • Создание проблемных ситуаций на уроке
  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»
  • Задания «Верно–неверно»
  • Работа с текстом ( Прием составления плана, прием составления сводной таблицы, прием комментирования, прием логического запоминания учебной информации, создание учащимися литературных произведений, прием «Лови ошибку», прием «Зигзаг»)
Виды работ на уроках русского языка литературы Смысловое чтение  ( Найди подсказки в тексте учебника и сформулируй ответы на проблемные вопросы: почему, зачем, как можно объяснить и др.) Индивидуальные и групповые опережающие задания Рефлексия ( написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн и др.)

Виды работ на уроках русского языка литературы

  • Смысловое чтение  ( Найди подсказки в тексте учебника и сформулируй ответы на проблемные вопросы: почему, зачем, как можно объяснить и др.)
  • Индивидуальные и групповые опережающие задания
  • Рефлексия ( написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн и др.)
Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы:   Проектная деятельность Факультативы Олимпиады Конкурсы Научно-практические конференции

Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы:

  • Проектная деятельность
  • Факультативы
  • Олимпиады
  • Конкурсы
  • Научно-практические

конференции

процесс подготовки учащегося формирует следующие исследовательские навыки:   навык работы с первоисточниками, навык наблюдения явлений, процессов, фактов, а также их анализ, навык формулирования гипотезы и проведения исследования или эксперимента, навык обобщения информации и  формулирования  выводов исследования.

процесс подготовки учащегося формирует следующие исследовательские навыки:

  • навык работы с первоисточниками,
  • навык наблюдения явлений, процессов, фактов, а также их анализ,
  • навык формулирования гипотезы и проведения исследования или эксперимента,
  • навык обобщения информации и

формулирования

выводов исследования.

Развитие творческих качеств личности школьника самостоятельность критичность гибкость ума глубина мышления широта кругозора целенаправленность и др.

Развитие творческих качеств личности школьника

  • самостоятельность
  • критичность
  • гибкость ума
  • глубина мышления
  • широта кругозора
  • целенаправленность и др.
Спасибо за внимание!  Желаю творческих успехов!

Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!