В новых Стандартах общего образования в качестве основного методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент – помочь формированию и развитию метапредметных умений.
Формирование метапредметных умений на уроках возможно путём применения различных технологий и методов. Одним из эффективных методов, является исследовательское обучение, построенное на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Оно формирует умения организовывать свою деятельность: определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, взаимодействовать в группе в процессе достижения общих целей, оценивать достигнутые результаты.
Просмотр содержимого документа
««Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений на уроках русского языка и литературы»»
Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Васильева Елена Викторовна
Cимпозиумом Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:
Изучать: - уметь извлекать пользу из опыта; - организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; - организовывать свои собственные приемы изучения; - уметь решать проблемы; - самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: - запрашивать различные базы данных; - опрашивать окружение; - консультироваться у эксперта; - получать информацию; - уметь работать с документами и классифицировать их. Думать: - организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; - критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; - видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; - уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать: - уметь сотрудничать и работать в группе; - принимать решения – улаживать разногласия и конфликты; - уметь договариваться; - уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: - включаться в проект; - нести ответственность; - входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; - доказывать солидарность; - уметь организовывать свою работу; - уметь пользоваться вычислительным и моделирующими приборами. Адаптироваться: - уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; - доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; - показывать стойкость перед трудностями; - уметь находить новые решения
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное, межпредметное и предметное, предлагается трехуровневая иерархия компетенций:
Ключевые
- Предполагают формирование способностей у учащегося находить и применять нужную информацию; работать в команде; быть готовым к постоянному учению и переучиванию.
Метапредметные
- Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.
- Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различный образовательных областей.
Предметные
- Имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
- Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.
Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей:
- поднять интерес учащихся к учебе,
- мотивировать их на достижение более высоких результатов.
Полноценная
учебно-исследовательская
работа может родиться
на уроке, не занимает
много времени учителя
и охватывает
большое количество
обучающихся.
Методические принципы инновационного урока
- Субъективизация: учитель – ученик – равноправные участники образовательного процесса.
- Метапредметность: формирование и развитие УУД.
- Деятельностный подход: знания добываются учащимися в ходе исследовательской, поисковой деятельности.
- Коммуникативность: взаимодействие учащихся на уроках, обмен информацией.
- Рефлексия: анализ своей деятельности.
Учитель должен быть импровизатором!
Исследование «Биография слова» при изучении темы «этимология» в 6 классе
Можно предложить работать по такой схеме:
1. Лексическое значение слова.
2. Этимология слова.
3. Подбор однокоренных
слов.
4. Подобрать синонимы и
антонимы к слову.
5. Слово "Родина" во фразеологических оборотах.
6. Слово "Родина" в текстах художественной литературы.
Основные этапы научного исследования:
- постановка проблемы;
- изучение теоретического материала, посвящённого данной проблеме;
- овладение методикой исследования;
- сбор материала, его анализ и обобщение;
- получение собственных выводов и их
сравнение с литературными данными;
- создание конечного продукта
исследования.
Что необходимо помнить?
- Задание должно быть интересно ученику, должно увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
- Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления
- Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами.
Виды работ на уроках русского языка литературы
- Задания интегрированного типа ( «Действия с обыкновенными дробями и склонение числительных» -математика и русский язык, А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - литература и история, «Степени сравнения имен прилагательных» – 6 класс, упр. 339. Какие реки, озера, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озера по глубине, города и села по величине. - русский язык и география)
- Создание проблемных ситуаций на уроке
- Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»
- Задания «Верно–неверно»
- Работа с текстом ( Прием составления плана, прием составления сводной таблицы, прием комментирования, прием логического запоминания учебной информации, создание учащимися литературных произведений, прием «Лови ошибку», прием «Зигзаг»)
Виды работ на уроках русского языка литературы
- Смысловое чтение ( Найди подсказки в тексте учебника и сформулируй ответы на проблемные вопросы: почему, зачем, как можно объяснить и др.)
- Индивидуальные и групповые опережающие задания
- Рефлексия ( написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн и др.)
Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы:
- Проектная деятельность
- Факультативы
- Олимпиады
- Конкурсы
- Научно-практические
конференции
процесс подготовки учащегося формирует следующие исследовательские навыки:
- навык работы с первоисточниками,
- навык наблюдения явлений, процессов, фактов, а также их анализ,
- навык формулирования гипотезы и проведения исследования или эксперимента,
- навык обобщения информации и
формулирования
выводов исследования.
Развитие творческих качеств личности школьника
- самостоятельность
- критичность
- гибкость ума
- глубина мышления
- широта кругозора
- целенаправленность и др.
Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!