СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В новых Стандартах общего образования в качестве основного методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент – помочь формированию и развитию метапредметных умений.

                   Формирование метапредметных умений на уроках возможно путём применения различных технологий и методов. Одним из эффективных методов, является исследовательское обучение, построенное на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Оно формирует умения организовывать свою деятельность: определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, взаимодействовать в группе в процессе достижения общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Просмотр содержимого документа
««Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений на уроках русского языка и литературы»»

«Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений на уроках русского языка и литературы»

                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                  II квалификационной категории

Васильева Елена Викторовна


Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях.

Cимпозиумом Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций: (Слайд 2)

Изучать:
- уметь извлекать пользу из опыта;
- организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
- организовывать свои собственные приемы изучения;
- уметь решать проблемы;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
- запрашивать различные базы данных;
- опрашивать окружение;
- консультироваться у эксперта;
- получать информацию;
- уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
- организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
- критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
- видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
- уметь оценивать произведения искусства и литературы.  

Сотрудничать:
- уметь сотрудничать и работать в группе;
- принимать решения – улаживать разногласия и конфликты;
- уметь договариваться;
- уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
- включаться в проект;
- нести ответственность;
- входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
- доказывать солидарность;
- уметь организовывать свою работу;
- уметь пользоваться вычислительным и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
- доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
- показывать стойкость перед трудностями;
- уметь находить новые решения.

Эти компетенции можно разделить на 3 группы: ключевые, метапредметные и предметные. (Слайд 3.)

Ключевые

  • Предполагают формирование способностей у учащегося находить и применять нужную информацию; работать в команде; быть готовым к постоянному учению и переучиванию. 

Метапредметные 

  • Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.

  • Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различный образовательных областей. 

Предметные 

  • Имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

  • Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.

В новых Стандартах общего образования в качестве основного методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент – помочь формированию и развитию метапредметных умений.

      Формирование метапредметных умений на уроках возможно путём применения различных технологий и методов. Одним из эффективных методов, является исследовательское обучение, построенное на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Оно формирует умения организовывать свою деятельность: определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, взаимодействовать в группе в процессе достижения общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Полноценная учебно-исследовательская работа может родиться на уроке, не занимает много времени учителя и охватывает большое количество обучающихся.(Слайд 4)

Методические принципы инновационного урока (слайд 5)

  1. Субъективизация: учитель – ученик – равноправные участники образовательного процесса.

  2. Метапредметность: формирование и развитие УУД.

  3. Деятельностный подход: знания добываются учащимися в ходе исследовательской, поисковой деятельности.

  4. Коммуникативность: взаимодействие учащихся на уроках, обмен информацией.

  5. Рефлексия: анализ своей деятельности.

Учитель должен быть импровизатором!

         Например, при изучении темы «Этимология» в 6 классе ребятам можно предложить следующую исследовательскую работу: 

Исследование "Биография слова". (Слайд 6)

- Мы выяснили, что у слова, как и у человека, есть семья, родственники и оно проживает целую жизнь, давайте напишем, создадим биографию слова «Родина». Работать будем в группах (6 заданий - 3 группы), а итоги нашей работы обобщим.

Можно предложить работать по такой схеме:

1. Лексическое значение слова.

2. Этимология слова.

3. Подбор однокоренных слов.

4. Подобрать синонимы и антонимы к слову.

5. Слово "Родина" во фразеологических оборотах.

6. Слово "Родина" в текстах художественной литературы.

Под исследовательской деятельностью в школьном образовании понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Такая деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: (Слайд 7)

  • постановка проблемы;

  • изучение теоретического материала, посвящённого данной проблеме;

  • овладение методикой исследования;

  • сбор материала, его анализ и обобщение;

  • получение собственных выводов и их сравнение с литературными данными;

  • создание конечного продукта исследования.

Первой стадией исследовательской деятельности является формирование исследовательских навыков. Для их развития необходима такая организация учебного процесса, при которой учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.

Формирование у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности целесообразно рассматривать соответственно этапам выполнения исследовательской работы.

Исследовательское обучение «работает» на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; готовый действовать самостоятельно.

Что необходимо помнить? (Слайд 7)

Задание должно быть интересно ученику, должно увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного человека.

Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами.

Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется мною с 5 класса. Вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и  гипотеза, формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации:

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми приёмами, упражнениями и заданиями, используемыми учителями школы на уроках и литературы, направленных на развитие исследовательских компетенций обучающихся.

Очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения, необходимые для исследовательской деятельности: это и умение извлекать информацию из различных источников, и составлять письменные тезисы по заданной теме, и умение подбирать цитаты, составлять таблицы, схемы.

Виды работ на уроках русского языка литературы (Слайд 9, 10)

Задания интегрированного типа. Например, в учебнике для 6 класса по русскому языку Баранова, Ладыженской при изучении сравнительной степени прилагательных дается такое упражнение: «339. Какие реки, озера, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озера по глубине, города и села по величине. … Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени». Здесь предполагается при выполнении домашнего задания изучение материала по краеведению.

«Действия с обыкновенными дробями и склонение числительных» -матем. и рус.яз.

На уроках литературы не уйти от интеграции с историей: изучение биографии писателя или исторической основы литературного произведении требует опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях или событиях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как показать сложность образа Печорина, не упомянув о сложной эпохе реакции в 30-40 годы 19 века в России.

Создание проблемных ситуаций на уроке. В процессе такой систематической работы учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.       

Задания «Верно–неверно». Используя прием «Верно-неверно», предлагаю  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Работа с текстом. В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. 

Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана по мере чтения ребята последовательно задают себе вопрос «О чем здесь говорится?». 

Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. 

Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. 

Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц. Для формирования метапредметных навыков использую приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». «Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Систематически на уроках русского языка и литературы использую такое средство формирования метапредметных навыков, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад, стихов ), в том числе и лингвистических. Это средство в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью.

Прием «Лови ошибку». Универсальный прием, активизирующий учащихся.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает лидера. Лидер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов или персонажей литературного произведения. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору или герою произведения. Доказывают свое мнение, опираясь на художественный или литературоведческий текст.

Смысловое чтение – это «изучающее чтение», цель которого максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Главные задачи смыслового чтения - поиск и осмысление информации, преобразование, оценка и интерпретация информации. Например, Найди подсказки в тексте учебника и сформулируй ответы на проблемные вопросы: почему, зачем, как можно объяснить и т.д. Смысловое чтение необходимо для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Прием «Зигзаг». Например, Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

индивидуальные и групповые опережающие задания.

Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим метапредметные навыки на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятсянаписание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн и др..

Любые виды исследовательской деятельности - задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках 1 урока и групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время);

Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст.

Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы: (Слайд 11)

Проектная деятельность

Факультативы

Олимпиады

Конкурсы

Научно-практические конференции

Исследовательское обучение помогает ученикам изучать, искать, анализировать, сотрудничать, адаптироваться.

В целом можно говорить о том, что в процессе подготовки учащегося необходимо формировать у него следующие исследовательские навыки: (Слайд 12)

  • навык работы с первоисточниками,

  • навык наблюдения явлений, процессов, фактов, а также их анализ,

  • навык формулирования гипотезы и проведения исследования или эксперимента,

  • навык обобщения информации и формулирования выводов исследования.

Также очень важен ещё один компонент готовности к ведению исследовательской деятельности, я считаю его одним из главных, - это психологический, который связан с формированием отношения к научно-исследовательской деятельности, творческих качеств личности школьника. Таких, как: (Слайд 13)

самостоятельность

критичность

гибкость ума

глубина мышления

широта кругозора

целенаправленность и др.

Таким образом, под исследовательскими навыками понимается системное образование личности учащихся, включающее в себя готовность к мотивированной, осознанной, интегрированной исследовательской деятельности в соответствии с поставленной целью.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!