СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование коррекции эмоциональной сферы у подростков с дцп в ходе проведения комплексной реабилитационной программы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме: "ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ С ДЦП В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Просмотр содержимого документа
«Исследование коррекции эмоциональной сферы у подростков с дцп в ходе проведения комплексной реабилитационной программы»

 Выпускная квалификационная  работа на тему:

Выпускная квалификационная работа на тему: "Исследование коррекции эмоциональной сферы у подростков с ДЦП в ходе проведения комплексной реабилитационной программы"

Выполнила: студентка 4 курса А.А. Кравченко

Научный руководитель: кандидат психологических

наук, доцент И.В.Зябкина

Актуальность  подростки с ДЦП наряду с двигательными ограничениями обладают эмоционально-личностными проблемами и трудностями социализации, что требует поиска путей помощи этим детям с учетом особенностей их эмоционального развития. Поэтому мы исследовали особенности именно эмоциональной сферы у подростков с ДЦП во время проведения реабилитационной программы, направленной в первую очередь на социализацию этих подростков.

Актуальность

подростки с ДЦП наряду с двигательными ограничениями обладают эмоционально-личностными проблемами и трудностями социализации, что требует поиска путей помощи этим детям с учетом особенностей их эмоционального развития. Поэтому мы исследовали особенности именно эмоциональной сферы у подростков с ДЦП во время проведения реабилитационной программы, направленной в первую очередь на социализацию этих подростков.

 Объектом исследования является: психическое развитие подростка с ДЦП  Предмет  исследования: особенности эмоциональной сферы подростков с ДЦП.  Цель  исследования: изучить влияние творческой деятельности на эмоциональное развитие подростков с ДЦП.

Объектом исследования является: психическое развитие подростка с ДЦП

Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы подростков с ДЦП.

Цель исследования: изучить влияние творческой деятельности на эмоциональное развитие подростков с ДЦП.

Гипотезы 1. Включение творческой деятельности в реабилитационную программу способствует улучшению эмоционального состояния подростков, а именно: повышению уровня настроения; снижению уровня астении, снижению эйфории и дистимии. 2. Включение в реабилитационную программу творческой деятельности, элементов арт-терапии, мероприятий, насыщенных положительными эмоциями, приближает эмоциональное состояние подростков с ДЦП к норме.

Гипотезы

1. Включение творческой деятельности в реабилитационную программу способствует улучшению эмоционального состояния подростков, а именно: повышению уровня настроения; снижению уровня астении, снижению эйфории и дистимии.

2. Включение в реабилитационную программу творческой деятельности, элементов арт-терапии, мероприятий, насыщенных положительными эмоциями, приближает эмоциональное состояние подростков с ДЦП к норме.

Задачи 1 . С опорой на литературные источники составить представление об особенностях психического развития ребенка с детским церебральным параличом в подростковом возрасте, об эмоциональном развитии этих детей. 2. Разработать схему эмпирического исследования, позволяющую изучить эмоциональную сферу подростков с ДЦП. 3. Провести эмпирическое исследование эмоциональной сферы подростков с ДЦП до и после коррекционной работы, включающей творческую деятельность подростков

Задачи

1 . С опорой на литературные источники составить представление об особенностях психического развития ребенка с детским церебральным параличом в подростковом возрасте, об эмоциональном развитии этих детей.

2. Разработать схему эмпирического исследования, позволяющую изучить эмоциональную сферу подростков с ДЦП.

3. Провести эмпирическое исследование эмоциональной сферы подростков с ДЦП до и после коррекционной работы, включающей творческую деятельность подростков

Теоретико-методологической основой исследования выступают  Культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория дизонтогенеза, разработанная Виктором Васильевичем Лебединским, работы по возрастной психологии Даниила Борисовича Эльконина, Валерии Сергеевны Мухиной, исследования формирования личности ребенка Л.И. Божович, работы Ирины Ивановны Мамайчук по психологической коррекции детей с особенностями развития.

Теоретико-методологической основой исследования выступают

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория дизонтогенеза, разработанная Виктором Васильевичем Лебединским, работы по возрастной психологии Даниила Борисовича Эльконина, Валерии Сергеевны Мухиной, исследования формирования личности ребенка Л.И. Божович, работы Ирины Ивановны Мамайчук по психологической коррекции детей с особенностями развития.

Экспериментальная база исследования «Национальный параолимпийский и дефлимпийский центр подготовки и реабилитации детей и инвалидов» находящийся в г. Евпатория.  Евпаторийская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2.

Экспериментальная база исследования

  • «Национальный параолимпийский и дефлимпийский центр подготовки и реабилитации детей и инвалидов» находящийся в г. Евпатория.
  • Евпаторийская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2.
Методики Тест-опросник «Оценка настроения»; Методика «Самооценка эмоциональных состояний»   А. Уэссман и Д. Рикс. ; Методика экспресс-диагностики В.В. Бойко

Методики

  • Тест-опросник «Оценка настроения»;
  • Методика «Самооценка эмоциональных состояний»

А. Уэссман и Д. Рикс. ;

  • Методика экспресс-диагностики В.В. Бойко
Курс реабилитационной программы был направлен на улучшение физического и психологического состояния.  В работе над физическим состоянием применялись:  занятие лечебной физкультурой  бассейн  Для улучшения психологического состояния, и повышения адаптации в социуме применялись: занятия в рамках социально-бытовой адаптации, и социокультурной реабилитации, работа с психологом, занятия творческой деятельностью с элементами арт-терапии

Курс реабилитационной программы был направлен на улучшение физического и психологического состояния.

В работе над физическим состоянием применялись:

  • занятие лечебной физкультурой
  • бассейн

Для улучшения психологического состояния, и повышения адаптации в социуме применялись:

  • занятия в рамках социально-бытовой адаптации, и социокультурной реабилитации,
  • работа с психологом,
  • занятия творческой деятельностью с элементами арт-терапии
Тест-опросник «Оценка настроения» Измеряемый показатель Экспериментальная группа «до» Настроение Группа «после» 3,9 Астения 6,95 нормы Эйфория 6,05 8,35 4,85 7,65 8,35 8,7 8,55

Тест-опросник «Оценка настроения»

Измеряемый

показатель

Экспериментальная группа

«до»

Настроение

Группа

«после»

3,9

Астения

6,95

нормы

Эйфория

6,05

8,35

4,85

7,65

8,35

8,7

8,55

  Сравнительная гистограмма уровня настроения у подростов с ДЦП до и после курса реабилитации  и группы нормы (здоровых подростков)

Сравнительная гистограмма уровня настроения у подростов с ДЦП до и после курса реабилитации и группы нормы (здоровых подростков)

"до" "после" "норма"

Сравнительный график уровня состояния астении у подростов с ДЦП до и после курса реабилитации и группы нормы (здоровых подростков)

 “ до” “после” “норма”    Сравнительный график уровня эйфорического состояния у подростов с ДЦП до и после курса реабилитации и группы нормы    

до” “после” “норма”

Сравнительный график уровня эйфорического состояния у подростов с ДЦП до и после курса реабилитации и группы нормы  

 Методика «Самооценка эмоциональных состояний»  (А.Уэссман и Д.Рикс)   Измеряемый показатель Экспериментальная группа «до» Эмоциональное состояние Группа «после» 19,9 нормы 26,7 28,25

Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А.Уэссман и Д.Рикс)

Измеряемый

показатель

Экспериментальная группа

«до»

Эмоциональное состояние

Группа

«после»

19,9

нормы

26,7

28,25

Сравнительная гистограмма уровня эмоционального состояния у подростов с ДЦП до и после курса реабилитации и группы нормы

Сравнительная гистограмма уровня эмоционального состояния у подростов с ДЦП до и после курса реабилитации и группы нормы

Методика экспресс-диагностики личностной склонности к дистимии В.В. Бойко Измеряемый показатель Экспериментальная группа «до» Склонность к дистимии Группа «после» 4,75 нормы 2,65 1,05

Методика экспресс-диагностики личностной склонности к дистимии В.В. Бойко

Измеряемый

показатель

Экспериментальная группа

«до»

Склонность к дистимии

Группа

«после»

4,75

нормы

2,65

1,05

Сравнительная гистограмма уровня личностной склонности к дистимии подростов с ДЦП до и после курса реабилитации и группы нормы

Сравнительная гистограмма уровня личностной склонности к дистимии подростов с ДЦП до и после курса реабилитации и группы нормы

до после

до

после

до после

до

после

до после

до

после

до после

до

после

до после

до

после

 То, что все показатели проведенного нами исследования находятся в зоне значимости, говорит о достоверности результатов, и подтверждает наши предположения о том, что:  - включение в курс реабилитационной программы творческой деятельности способствует повышению уровня настроения, улучшению эмоционального состояния, снижению уровня астении, эйфории и дистимии у подростков с детским церебральным параличом.  - включение арт-терапии в реабилитационную программу приближает эмоциональное состояние подростков с детским церебральным параличом к состоянию здоровых подростков.

То, что все показатели проведенного нами исследования находятся в зоне значимости, говорит о достоверности результатов, и подтверждает наши предположения о том, что:

- включение в курс реабилитационной программы творческой деятельности способствует повышению уровня настроения, улучшению эмоционального состояния, снижению уровня астении, эйфории и дистимии у подростков с детским церебральным параличом.

- включение арт-терапии в реабилитационную программу приближает эмоциональное состояние подростков с детским церебральным параличом к состоянию здоровых подростков.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!