Исследование педагогических условий повышения спортивной мотивации
Лашова Е.В. преподаватель Саратовского областного базового училища (техникума) олимпийского резерва
В настоящее время отечественный спорт высших достижений потерял много своих лидирующих позиций на мировой арене. Возрождение высокого уровня отечественного спорта во многом зависит от качества системы спортивной подготовки. Особый интерес здесь представляет изучение и разработка методик тренировочной деятельности в системе подготовки спортивных резервов, что гарантирует восполнение составов сборных команд. В числе первых задач здесь является создание новых действенных средств и методов тренировки в спортивных классах общеобразовательных школ, ДЮСШ, СДЮШОР, ЦОП, ШВСМ, и УОР. Для молодежи и подростков 15-16 лет, особенно важна мотивация к занятиям спортом. Разногласия между организацией тренировки и мотивацией юных спортсменов могут сильно понизить склонность к занятиям спортом, а при худшем развитии событий грозить окончательной утратой тяги к избранному виду спорта.
Кроме того, современный спортсмен может достичь высоких результатов в спорте только при условии следования режиму и тяжелых тренировок. К такому он должен быть подготовлен не только физически ‑ но и психологически и морально. Эту готовность нужно постоянно развивать и совершенствовать в ходе тренировочного процесса. Результаты в современном спорте высоких достижений тесно переплетаются с мотивационной сферой человека. Мотивация направляет его к поставленной цели, влияет на процессы, происходящие в организме. Зависимость результатов от мотивации спортсмена это ее главная особенность. В условиях жесткой конкуренции высокие результаты может показать только мотивированный спортсмен, обладающий четко выраженной мотивацией. Не учитывая мотивационных факторов спортивные тренера, педагоги, спортсмены могут не реализовать те силы которые они прилагали при занятиях спортом.
Под мотивацией подразумевают актуализацию мотивационной сферы личности в какой либо ситуации в виде процесса постоянного разделения незначимого и значимого в окружающем, как управление направленностью и уровнем активности человека на достижение поставленных целей деятельности в конкретных условиях в данный момент времени в следствии выбора между разными возможными действиями. Выбор определяют потребности, мотивы, представления личности о себе, ценностные ориентации, эмоции, социальные условия, мировоззрение, прогноз изменения среды и последствий, ожидаемые оценки других людей, самооценка своих возможностей и субъективные критерия удовлетворительного достижения цели.
Под мотивацией подразумевают так же и психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения личностью своих возможностей и желаний с особенностями конкретной деятельности и служащее базой для определения и достижения ее целей.
Возникновение, функционирование и развитие мотивации тесно связано с эмоциями и волей личности, с развитием и проявлением возможностей.
Как писал А.Н. Леонтьев: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь ‑ может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях» . Именно из-за этого уникальность спортивной мотивации зависит от качественного своеобразия предмета спортивной деятельности. По мнению Р.А. Пилояна спортивная мотивация «особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата».
Спортивная деятельность определяется такими психологическими особенностями, как направление на максимальный уровень достижений и большие эмоциональные переживания, которые связанные с субъективной значимостью достижений, напряженностью соперничества, публичностью выступлений в соревнованиях. В эффективности и продолжительности присутствия человека в спорте существенная роль принадлежит мотивационной сфере личности .
В первых исследованиях проявления и развития внимания к спорту, которые провел А.Г. Рафаилович , установлено было присутствие и значимость как непосредственных (удовлетворение от мышечной активности, получение эстетического наслаждения, желание соревноваться), так и опосредованных (стремление быть здоровым, сильным, осознание важности спортивной деятельности, подготовка к труду) мотивов спортивной деятельности. Как показали исследования Р.А. Пилояна, для спортсменов в возрасте до 18 лет наибольшее активизирующее значение имеют потребности в накоплении специальных знаний, умений и навыков, а так же информация о будущих соревнованиях, что можно определить как активное формирование деятельности. Большую значимость имеет ориентация спортсмена на удовлетворение духовных потребностей. Для юношей приоритет составляют присутствие на соревнованиях родителей, тренера, возможность поступить в Вуз благодаря спортивным достижениям. Материальный аспект до 18 лет практически неважен.
По мере роста спортивного мастерства терпит изменения и социальное положение спортсмена. Все это тесно связано с мотивационной сферой спортсмена. Высокая самооценка отражает уверенность в своих силах, но она может привести и к гиперболизации уверенности, к появлению звездной болезни. Поэтому важно, чтобы самооценка, мотивационная сфера находились под постоянным наблюдением тренера Спортивная мотивация как психическое состояние личности спортсмена обусловлено значимыми для нее отношениями к: 1) цели занятий спортом; 2) спортивному успеху; 3) своим возможностям; 4) внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; 5) команде; 6) тренеру. Развитие спортивной мотивации осуществляется в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению. Для управления формированием спортивной мотивации необходимо создавать педагогические условия для возникновения, функционирования и стабилизации этих отношений посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз».
Нами выделены несколько педагогических условий, различающихся по направленности на формирование благоприятных отношений спортсменов к различным сторонам спортивной жизни, а именно к: цели занятий спортом, успеху, своим возможностям, тренировочной деятельности, к команде и тренеру, соревновательной деятельности.
Каждое из этих условий реализуется через применение в учебно-тренировочном процессе соответствующих педагогических приемов.
При практической реализации этих педагогических условий в психологической подготовке юных спортсменов 15-16 лет наблюдалось:
1) ускорение темпов развития волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства
2) усиление спортивной мотивации, соревновательной мотивации
Список литературы
Аллахвердова, О.В. Исследование мотивационных компонентов совместной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. псих, наук: 19.00.01 / О.В. Аллавердова. — Л.: ЛГУ, 1982. -21 с.
Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б.Г. Ананьева. - М.: Педагогика, 1980. - 517 с.
Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человеко-знания: избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: МОДЭК, 1996. - 383 с.
Андреева, А.Н. Особенности мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом / А.Н. Андреева // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: тезисы докладов научно-практической конференции. - Новосибирск: 1ТГУ, 1985. - С. 60-61.
Рафаилович, .Г. О возникновении и развитии интереса к спорту // Труды ЛНИИФК / А.Г. Рафаилович. - Л.: ЛНИИФК, 1950. - Т. 5. - С. 21-29.
Пилоян, .А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. — М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с