КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЩИТЕ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
И ПОБЕДИТЬ
Публичное выступление учащихся-исследователей носит характер научно-практической дискуссии и происходит в обстановке дружественности и поддержки, но с повышенными требованиями к обоснованности, достоверности, самостоятельности, теоретической и практической значимости проведенного исследования.
1. О содержании публичного выступления.
Основное содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста, призванного показать высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно дать основные научно-практические результаты проведенного исследования. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.
Учащийся-исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были понятны широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность»
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЩИТЕ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ И ПОБЕДИТЬ
Публичное выступление учащихся-исследователей носит характер научно-практической дискуссии и происходит в обстановке дружественности и поддержки, но с повышенными требованиями к обоснованности, достоверности, самостоятельности, теоретической и практической значимости проведенного исследования.
1. О содержании публичного выступления.
Основное содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста, призванного показать высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно дать основные научно-практические результаты проведенного исследования. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.
Учащийся-исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были понятны широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.
2. Примерный план публичного выступления.
Ниже приведены пункты примерного плана публичного выступления докладчика и варианты их наполнения.
Пункты | Варианты: |
1. Приветствие | «Добрый день!», «Уважаемый ведущий конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!» |
2. Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение, город) | «Меня зовут … Я учащийся (щаяся) класса, гимназии (школы, лицея, …) № 1 ( ) города » |
3. Цель выступления | «Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области …» |
4. Название темы исследования | «Название темы: …» |
5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования) | «Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами: во-первых, … . во-вторых, … в третьих, …» |
6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения | «Цель моего исследования – Основные задачи исследования и способы их решения: » |
7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования | «В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты: 1. Получены новые знания следующего характера: … 2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: … 3. Созданы новые проблемы (задачи): … 4. Определены новые проблемы (задачи): …» |
8. Выводы по результатам проведенного исследования | «На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы: …» |
9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования | «Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях: » |
10. Благодарность за внимание к выступлению | «Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению» |
Дискуссия по теме доклада: |
11. Ответы на вопросы | «Спасибо (благодарю) за вопрос, а) мой ответ … б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось. в) Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен) … г) Простите, я не понял (а) вопроса. Повторите его, пожалуйсто! д) Правильно ли я понимаю, что задан вопрос: … ? ж) Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (ва) ответить » |
12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования | «Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго» |
3. О форме публичного выступления
Успех во многом зависит от формы публичного выступления. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конференции предлагаемой новой информации во многом определяется формой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования. Наличие у докладчика куража — [
4. Факторы, влияющие на успех публичного выступления.
До, во время и после выступления необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступления — это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонстрационный материал, а также форма ответов на вопросы в ходе дискуссии. Ниже приведены рекомендации к каждому из обозначенных факторов.
5. Внешний вид докладчика
Одежда — чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами, стеснять дыхание и движения.
Прическа — аккуратная.
Мимика — отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.
Фигура — подтянутая: спина — прямая, плечи — развернуты.
Движения — свободные, уверенные, плавные; неагрессивные.
6. Речь
Громкость — доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.
Произношение слов — внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.
Темп — медленный — в значимых зонах информации, средний — в основном изложении, быстрый — во вспомогательной информации.
Интонация — дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.
Направленность речи —должна быть ориентирована в сторону основной аудитории, а не к председателю (ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.
7 Демонстрационный материал
Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы. Наглядные предметы. и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Демонстрация реальных предметов привлекает внимание, способствует оперативному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов.При демонстрации работы предметов или при проведении опытов докладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения.
Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презента дни. Видеоматериалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить и проверить) технические и организационные средства демонстрации видеоматериалов.
Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе. «Бумажный» материал должен быть удобен для восприятия присутствующими, кроме того, удобен докладчику при переноске, демонстрации, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т.д. рекомендуется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не только для удобной демонстрации плакатов, но и подготовить средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой. Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое количество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим.
Записи на доске, флипчарте. Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.
Дискуссия по теме доклада. После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в которой участвует докладчик и оппонент. Докладчику в устной форме могут задаваться любые вопросы, связанные с темой проведенного исследования. Вопросы могут быть разными и по содержанию и по форме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего, психологически к такому разнообразию вопросов. Во время ответа докладчик должен проявлять тактичность к оппоненту Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить малосущественные дополнительные вопросы. Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убедительность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность результатов проведенного исследования.