СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребенка. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представления об окружающем мире, а подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, получил название «исследовательский». Основная цель которого – формирование у учащихся умения самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры и, в частности, в познании окружающего мира. В связи с этим подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится первостепенной задачей современного образования.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность младших школьников»

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира

Учитель начальных классов I квалификационной категории

МОУ Горюновская СОШ

Филинов Владислав Юрьевич

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребенка. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представления об окружающем мире, а подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, получил название «исследовательский». Основная цель которого – формирование у учащихся умения самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры и, в частности, в познании окружающего мира. В связи с этим подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится первостепенной задачей современного образования.

В основе представлений об исследовательских навыках мышления лежат идеи выдающихся отечественных психологов: культурно-историческая теория Л.С.Выготского, идеи проблемного обучения И.Я.Лернера, концепция развивающего обучения В.В.Давыдова, теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева, идеи о развитии субъектности в онтогенезе В.И.Слободчикова. Концепция основывается на результатах работы ряда педагогических школ, предложивших модели организации исследовательского обучения с учащимися различного возраста: это проектный метод Д.Дьюи, обосновавший необходимость актуализации учебного материала для конкретного учащегося, концепция свободного воспитания С.Т.Шацкого, практика движения юношеских научных обществ и малых академий наук 1950-80-х годов.

Важно определиться с основными понятиями исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики учебного исследования: 1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека (А.Н.Поддьяков)1.

Исследовательские способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (А.И.Савенков)2.

Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности (А.С.Обухов)3.

Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем

Актуальность

Одной из проблем, остро волнующей учителей, является вопрос, как развивать у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребенка. Как показывают результаты диагностики, ученики начальной школы в основном учатся не для себя. Они учатся за оценку, за похвалу, иногда за то, чтобы родители не ругали. Но любому из этих внешних мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Исследовательская деятельность является надежным фактором мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании которое по душе. Чтобы младший школьник мог участвовать в исследовательской деятельности, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, выдвигать гипотезу, обладать способностью планировать работу и прогнозировать результаты. По данным ученых, названные умения начинают усваиваться детьми к 9 годам, если усвоение знаний организуется учителем как их постоянный поиск с группой сверстников.

Тема: «Исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира».

Противоречия, которые возможно разрешить с помощью применения исследовательской деятельности учащихся:

  • Между традиционными методами преподавания и активными средствами и приемами работы, стимулирующей познавательный интерес школьников;

  • Между необходимостью приобретать знания и несформированностью навыков самостоятельной работы;

Цель: развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития на уроках окружающего мира.


Задачи:

    • овладеть приемами формирования учебной мотивации на основе познавательного интереса через исследовательскую деятельность саморазвития на уроках окружающего мира.

  • составить алгоритм проведения исследования

  • обучить учащихся исследовательскому поведению


Гипотеза

Если использовать исследовательскую деятельность в учебно-воспитательном процессе, тогда повысится внутренняя мотивация школьника, а это приведет к повышению уровня образования.

Планируемые образовательные результаты:

В результате применения в образовательном процессе исследовательской деятельности у учащихся предполагается

  • расширение кругозора каждого обучающегося;

  • освоение механизма самостоятельного получения новых знаний;

  • рост познавательных потребностей;

  • развитие специальных умений и навыков необходимых в исследовательском поиске (информационных, коммуникативных, организационных.)

Курс окружающего мира автора Н.Ф. Виноградовой призван "обеспечить полноценное интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственного восприятия и ориентирование в изучаемом предмете". В нем также заложена "основа для овладения учащимися определённым объёмом природоведческих, экологических, исторических, культурологических знаний и умений".

Обучение построено на процессе организации самостоятельной работы учащегося, а учителю отводится роль организатора, координатора деятельности.

Исследование, как способ обучения возникает при соблюдении следующих условий:

  • отсутствует очевидность ответа и результат достигается только с помощью полученных ранее знаний;

  • ученик встречает препятствие, в результате создаётся ситуация поиска, исследования. Он должен приобрести новые знания, которые и определят успех решения учебной задачи;

  • при исследовании допускается высказывания разных версий и предположений, в ходе обсуждения которых рождается общий вывод;

учитель при исследовании определяет общее направление поиска, помогает определить объективность и существенность доказательств, при этом не даёт никаких указаний, выполняя функцию координатора.

Этапы реализации исследовательской деятельности:


Подготовительный этап


Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Подбор и изучение учебно-методической и научно-популярной литературы по теме.

  2. Проведение диагностических работ, анализ полученных результатов.

  3. Обучение детей методам исследования.

  1. Ознакомление учащихся с методикой и технологией исследовательской работы.

  2. Заполнение карт интересов.

  3. Знакомство с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой.


Основной этап


Деятельность учителя

Деятельность учащихся .

Научить детей выделять главное и второстепенное из собранного материала.

Научить детей обобщать, анализировать, делать умозаключения, представлять результаты собственных изысканий.

Организовать детей в группы.

Обсудить темы и планы исследований.

Корректировать написанный текст работы.

Решать спорные вопросы при написании текста.

  1. Учатся добывать информацию по теме исследования.

  2. Работа в группах и индивидуально по теме исследования и выполнять исследования по своему плану.

  3. Знакомятся с требованиями оформления исследовательской работы.

  4. Совместно с учителем корректируют написанный текст.

  5. Подготовка плана выступления.


Заключительный этап


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Руководство деятельностью учащихся по исследовательской работе.

  2. Анализ исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы.

  3. Создание системы работы по формированию исследовательских навыков, знаний, умений.

  1. Создание презентаций по теме исследования.

  2. Защита своей точки зрения по данной теме исследования.

  3. Корректировка направления дальнейших исследований, составление плана.


Изучение интересов


С помощью методики «Карта интересов» (Приложение 1.) были изучены интересы учащихся. В результате выяснилась следующая направленность интересов учащихся:

Сфера деятельности:

  • Математика – 12,5 % учащихся;

  • Окружающий мир – 74 % учащихся;

  • Русский язык – 13,5% учащихся.

Пропедевтическая работа ведётся следующими средствами:

- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

- уроком-исследованием;

- собственно исследованием;

- участием детей в проектной деятельности.


Виды исследований в начальной школе:

- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные и внеурочные;

- по времени: кратковременные и долговременные;

- по теме: предметные и свободные.


Выбор темы исследования


Главное для учителя увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Очень важен выбор темы исследования. Для этого я предлагаю ребятам памятку

ПАМЯТКА

«Как выбирать тему».

  1. Тема должна быть интересной и увлекательной.

  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.



Темы работ, предлагаемые, детям для исследования должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны в ходе своей деятельности получить положительный результат.


Темы исследований, предложенные детям:

  • Славянское поселение.

  • Крестьянская усадьба.

  • Как человек научился летать?

  • Ремёсла на Руси.

  • Тайны морского дна.


Организация исследования

После того, как учащиеся выбрали темы для исследования, я раздал им памятки с этапами исследования, опираясь на которые они и осуществляют свои исследования.


Организация исследования включает в себя следующие этапы.

  • Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

  • Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

  • Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

  • Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

  • Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

  • Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

  • Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.


Условия для развития исследовательских способностей учащихся:

- обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне;

- тема исследования должна быть актуальна, исследование должно быть посильным интересным и полезным;

- исследования младшими школьниками в большей степени предопределены (подсказаны) взрослыми;

- исследовательские работы могут быть как индивидуальные, так и групповые.


Ролевые позиции учителя.

Специфика исследовательской деятельности в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. На разных этапах организации исследовательской деятельности я выступаю в различных ролевых позициях:

  • проектировщик -проектирую основные этапы деятельности учащихся до ее выполнения;

- консультант - побуждаю к самостоятельному поиску задач и их решений,

-координатор - помогаю отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания,

-мастер - помогаю приобрести недостающий теоретический или практический опыт.


Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка.


Памятка к защите проекта

1.Подготовь убедительное эмоциональное выступление, в котором отрази важность и актуальность выбранной темы.

2.Используй во время выступления наглядные материалы:

  • компьютерные слайды;

  • таблицы;

  • плакаты;

  • фотографии;

  • рисунки;

3. Подведи итоги своей работы:

  • полученные знания;

  • приобретенные навыки;

  • используемые источники информации;

  • перспективные направления разработки данной темы.


Таким образом, из всего перечисленного можно сделать следующий вывод: исследовательская деятельность на уроках окружающего мира:

  • повышает интерес к учебе

  • стимулирует исследовательские навыки учащихся

  • меняет отношение учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным поиском нового.

  • Переносит навыки исследовательской деятельности на другие учебные предметы (области).

Литература:

    1. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. С. 29-42.

    2. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.

    3. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.

    4. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся //Школьные технологии. – 2006, № 5, с. 63-71

    5. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа ХХI века» Н.Ф.Виноградова, М., «Вентана-Граф», 2005.

    6. Программы четырёхлетней начальной школы., Н.Ф.Виноградова., М.,«Вентана-Граф»., 2004.

    7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.

    8. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», № 2, 2006 год.

    9. Безрукова В.С. Настольная книга педагога – исследователя./ Екатеринбург: Дом учителя, 2000.

    10. Братанова Т.А. Методика организации игр – исследований с младшими школьниками.//Начальная школа. - 2008. № 5

    11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / М.: 2006.

    12. Савенков, В. М. Учебное исследование в начальной школе/В.М. Савенков //Начальная школа. – 2000. - №12.

    13. Пичугин С.С. Учебно – исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики//Начальная школа. - 2008. № 6.

    14. http://www.n-shkola.ru

    15. http://www.direktor.ru

    16. http://www.zavuch.info раздел "Методичка"


1 Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. С. 29-42.

2 Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.

3 Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!