Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития творчества.
И.А. Молчанова,
учитель изобразительного искусства
МОУ начальная школа п. Харп
“Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь”.
Сущность, новизну и практическую значимость исследовательская деятельность младших школьников, я вижу в том, что на уроках и внеурочных занятиях исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества. Стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнеров. В современном обществе приходится работать с большим объемом информации, использовать информационные технологии, быть способным к самообразованию. На сегодня наша главная задача – не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей задачи перед учащимися. Поэтому учебный процесс должен быть так построен, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика.
Исследовательская деятельность младших школьников - это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение мира искусств, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально - значимых качеств.
В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи?
Эти вопросы очень актуальны для современной школы.
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи, так как от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.
Именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Как отметил В.П. Вахтеров: «Образован не тот кто, много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания». Младшие школьники не способны проявлять самостоятельность в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить исследовательскую работу таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно. Очень важно, чтобы ребенок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию творческой деятельности, удивиться её тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия. В этом смысле значение такого предмета, как «изобразительное искусства», трудно переоценить. В то же время сам по себе предмет, какими бы содержательными возможностями ни обладал, не может обеспечить тех или иных познавательных интересов, исследовательского отношения к творчеству или исследовательских умений учащихся. Большое значение в данном случае принадлежит методу преподавания.
Немалую роль играет сам факт выявления учеников, желающих участвовать в исследовательской работе. Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только, разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем; научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению объектов. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главная задача учителя – увлечь детей, показать им значимость проводимого исследования, вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к посильному участию в исследовательской деятельности своего ребёнка. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
Включение исследовательской работы в образовательный процесс в начальных классах сопряжено с рядом трудностей. Конечно это, новшество. Во-первых, здесь нужен и высокий уровень подготовки педагога, и готовность к дополнительным временным затратам.
Во-вторых, возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию исследовательской деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в исследовательскую деятельность нужно обязательно. Так как именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Так же в младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к творческому миру. Развитие исследовательского отношения к творчеству непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового о творческом мире, но и приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения.
Большое значение исследовательской деятельности для развития творческих способностей и исследовательских умений школьников стимулирует широкое распространения и внедрение в образовательную практику различных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся. Но для развития столь важного направления необходимо решить основную проблему, суть которой и заключается в том, чтобы у ребенка была развита собственная мотивация к выполнению исследовательской работы, чтобы у него были такие познавательные интересы, которые бы, по меткому выражению П. Флоренского, «держали его в плену». Очень важно, чтобы ребенок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию творческой действенности, удивится её тайнам и в процессе познания испытать радость и восторг от результата.
Удивиться тайнам искусства, может помочь применение проблемно – диалогический метод в обучении, а испытать радость творчества и восторг открытия - такая организация учебно – познавательного процесса, когда ребенок имеет возможность открывать знания о мире искусства в ходе индивидуальной или совместной со сверстниками деятельности. Важным для ребенка является, возможность с кем – то разделить свою радость открытия.
Исследовательская работа может быть организована учителем с учащимися уже с первого года обучения. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской и творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эту работу можно проводить как индивидуально, так и с небольшой группой детей.
Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по различным принципам:
по количеству учащихся;
по времени проведения;
по месту проведения;
по теме.
Исследовательская работа, может быть разнообразной, как индивидуальной, групповой, кратковременной и протяжённой во времени.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
▪ игры;
▪ работа в библиотеке с различными источниками;
▪ интеллектуальные головоломки;
▪ практические занятия;
▪ работа с компьютером под руководством родителей;
▪ дискуссии;
▪ беседы.
Уже с первого класса необходимо привлекать детей к мини-исследованиям. Как правило, это групповые исследования. Тему исследования предлагать детям учителю, но каждый ребёнок вносит посильную помощь в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, осознавать, что результат работы будет зависеть и от их вклада. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат.
Занятия построены в виде игры – путешествия по сказочным странам (в гости к краскам, к кисточкам, к палочкам и т.д.) и встречи со сказочными героями (три сестрички). Основная цель этих превращений в веселую игру занятий – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов. Дети получают опыт первого публичного выступления.
Постепенно необходимо начинать задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Как работать простым карандашом?», «Что будет, если будем на карандаш давить?», «Как получить разные цвета красок?» и т. д.
Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, можно провести урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предложить задание, приготовить сообщение. Задача учителя, подвести ребят к идее, что набор методов зависит от реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, можно начинать собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове работы, поэтому делаются поэтапно.
На данном этапе необходимо координировать и направлять исследовательскую деятельность, знакомлю детей планом проведения исследования:
Выбор темы;
Постановка цели и задач;
Определение предмета и объекта исследования;
Выдвижение гипотезы исследования;
Выбор методов исследования;
Сбор и обработка фактического материала;
Организация исследования;
Обобщение полученных данных;
Подготовка, написание работы;
Подготовка к защите и защита работы;
В 3-4 классах, когда ребёнок уже имеет навыки исследовательской работы, может сам выбрать тему, объект и предмет исследования от групповой работы переходим к индивидуальной. Здесь для учителя отводится роль - правильно организовать поиск решения, при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.
Организуя исследовательскую работу необходимо помнить о факторах успешной деятельности учащихся:
соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
добровольность выбора темы учащимся;
максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы;
осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
В ходе работы ученики развивают следующие дидактические и исследовательские умения:
• осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
• вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
• творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
• работать с несколькими источниками сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой;
• делать выводы из фактов, совокупности фактов;
• конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
• высказывать содержательно свою мысль, идею;
• решать самостоятельно творческие задания, усложняя их,
и многие другие, возникающие в ходе работ над выбранной или предложенной темой.
В результате правильно организованной исследовательской работы обучающиеся:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения, готовить и проводить небольшие презентации.
Исходя из вышеизложенного, можно сделан вывод, о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, саморазвития. Главное чтобы дети учились узнавать новое.
Список литературы.
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
2.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы».–М: «Сентябрь»,2003, №8.
3.Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная школа» №2, 2007.
4.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература".