СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность учащихся

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по литературе учащейся 7 класса " Мистика в жизни и творчестве русских писателей"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА









Мистика в жизни и творчестве

великих русских писателей





Тип работы : исследовательская работа

Направление: литература , литературоведение







Выполнила Чульгумова Валентина,

ученица 7 «Б» класса МОУ «СОШ №60»

Руководитель Санина Алла Михайловна,

учитель литературы МОУ «СОШ №60»



г. Саратов, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

I.Введение ……………………………………………………………………... 3

II.Основная часть

2.1. Александр Сергеевич Пушкин "И с отвращением читая жизнь мою..."

2.1.1. Детство……………………………………………………….…………5

2.1.2. Жизнь и судьба поэта……………………………………………….......6

2.1.3. Литературное творчество.…………………………………………........12

2.2. Николай Васильевич Гоголь. "Взгляни в зеркало, что ты там видишь?.....

2.2.1. Детство и юность ………………………………………………….....13

2.2.2. Жизнь и судьба писателя……………………………………………… 15


2.2.3. Литературное творчество…………………………………………



2.3. Михаил Юрьевич Лермонтов, "Моё грядущее в тумане, былое полно мук и зла..."………………………………………………………………………………….

2.3.1. Детство…………………………………………………………

2.3.2. Жизнь и судьба поэта………………………………………………



2.3.3. Литературное творчество…………………………………………

3. Современная мистическая литература: анализ, сравнение………………..

III.Заключение……………………………………………………………………29

Изученная литература…………………………………………………………



I. Введение

Проблема: Влияние мистицизма в жизни на творчество русских классиков.

Актуальность: Бессилие перед природными стихиями заставляло людей придумывать мистические образы, которые объясняли бы эти явления. Эти сверхъестественные силы использовались в фольклоре, а затем авторы применяли их в своих произведениях. Кто-то использовал эти образы для олицетворения человеческих качеств, другие - для того, чтобы усилить интригу произведения.

Мистика вмешивалась, врывалась в судьбы некоторых русских классиков, а так же встречается и в их произведениях. Необьяснимые поступки и происшествия подталкивали гениев, корифеев литературы на новые, захватывающие читателя творния...

Я решила попытаться узнать по-подробнее, разглядеть вблизи, а может даже обьяснить необычные обороты судеб и фантастические сюжеты. Чтож, начнём.

Объект исследования: жизнь и судьба великих русских писателей А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова.

Предмет исследования: литературное творчество великих русских писателей А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова.

Цель работы: глубже исследовать и проанализировать влияние событий, произошедших в жизни на литературное творчество великих писателей.

Задачи:

1. Изучение биографий классиков в русской литературе.

2. Ознакомление с из творчеством.

3. Проанализировать влияние событий, произошедших в жизни на литературное творчество великих писателей.

4. Популяризация русской классической литературы.

Методы работы: исследование



































II. Основная часть

2.1. Александр Сергеевич Пушкин "И с отвращением читая жизнь мою..."

2.1.1. Детство

Детство Александра Сергеевича Пушкина прошло рядом с верной няней Ариной Родионовной, любившей его, как сына.

Младенчество прошло, как лёгкой сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных Муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила...

А.С.Пушкин.


Она часто рассказывала маленькому поэту сказки, фольклорные образы из которых он использовал в своих многочисленных произведениях.

Сказки Арины Родионовны были довольно мрачными и запутанными - сюжеты были непростыми, с множеством героев, иногда даже с печальным исходом. Александр Сергеевич слушал их с большим интересом, впитывая каждое слово няни..

...Вечерняя темень. На столе дрожит жёлтым светом пламени свеча, в кровати лежит, затая дыхание, маленький Сашенька. Рядом сидит его любимая няня, Арина Родионовна и тихим, размеренным голосом рассказывает ему свои причудливые сказки. Александр Сергеевич запомнит эти моменты на всю жизнь.

2.1.2. Жизнь и судьба поэта

А.С. Пушкин верил в тайные знания: некоторые его произведения иначе, как мистическими, не назовешь. В его жизни также происходило много странных событий, а его трагическая смерть была предугадана заранее.

Пушкин считался суеверным человеком и не раз обращался к прорицателям и гадалкам.

Вскоре после окончания Царскосельского Лицея А.С. Пушкин был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел и поселился в Петербурге. Как-то он узнал, что в северную столицу приехала известная гадалка немецкого происхождения Александра Кирхгоф. Пушкин с несколькими друзьями посетили ее.

При виде Александра немка воскликнула: "О, вы важная голова!" Она взяла руку молодого человека и стала говорить. Сначала сказала, что по возвращении домой он найдет на столе пакет с деньгами, а затем продолжила: "Скоро вам предложат переменить род службы, а потом дважды подвергнут ссылке. Вы будете пользоваться огромной известностью у своих современников и потомков. На 37-м году жизни у вас будут большие неприятности из-за жены. Опасайтесь белого человека или белой лошади. Если они не помешают, то вы доживете до глубокой старости…"

По приходе домой поэт узнал, что к нему заходил товарищ по лицею Корсаков и вернул поэту карточный долг. Конверт с деньгами лежал на столе.

Через несколько дней генерал А. Ф. Орлов предложил Пушкину поступить на военную службу, а в 1820 году его за антиправительственные стихи выслали из Петербурга.

Как мы знаем, сбылось и остальное — убивший Пушкина Дантес был блондином и ездил верхом на белом коне… Причиной их дуэли была жена Пушкина Наталья Николаевна. А о славе, которой овеяно имя Пушкина и по сей день, и говорить не приходится…

О суеверии Пушкина, о «таинственных приметах» в его жизни не писал разве что ленивый: тут и «месяц с левой стороны», и бесконечные зайцы, злоумышленно перебегающие дорогу в самый ненужный момент, и грядущий белокурый убийца, и упавший во время венчания крест… Поэт никогда не садился за стол, где было 13 человек, не оставался в комнате с 3 свечами. Именно благодаря суевериям Пушкину удалось избежать различных тяжелых ситуаций, которые могли бы оказаться для него трагическими…

По воспоминаниям друга Пушкина - Владимира Даля: «Пушкин, я думаю, был иногда и в некоторых отношениях суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали, и, угадывая глубоким чувством какую-то таинственную, непостижимую для ума связь между разнородными предметами и явлениями, в коих, по-видимому, нет ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался и в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать».
В те времена существовало много житейских примет, в которые Пушкин верил.

«Выйдя из дома и увидев похороны, говорил: «Слава Богу! Будет удача».
«Если же, находясь в пути, увидит месяц от себя не с правой, а с левой стороны, — призадумается и непременно прочтет про себя «Отче наш», да три раза истово перекрестится».

«Он терпеть не мог подавать и принимать от знакомых руку, в особенности левую, через порог, не выносил ни числа тринадцати за столом, ни просыпанной невзначай на стол соли, ни подачи ему за столом ножа».

Помимо житейских примет в жизни Пушкина встречались и пугающие предзнаменования. Обряд венчания с прекрасной Натали сопровождался плохими приметами. Упали крест и Евангелие, когда по традиции обряда молодые обходили вокруг аналоя. Обручальное кольцо Пушкина упало на ковер, а свеча в руке поэта потухла. Эти обстоятельства встревожили Пушкина, он произнес: «Tous les mauvais augures!» («Плохие предзнаменования!», франц.).

Пушкин «сочувствовал декабристам и желал выйти на Сенатскую площадь», но суеверия (заяц перебежал дорогу) помешали ему. Однако по воспоминаниям современников - Пушкин хоть и «сочувствовал», но на Сенатскую площадь не собирался, и даже не знал о восстании.

Заяц перебежал поэту дорогу, когда он решил выехать в Петербург уже после неудавшегося заговора. Заяц перебежал поэту дорогу трижды, что заставило его задуматься.

«Вот однажды, под вечер, зимой — сидели мы все в зале, чуть ли не за чаем. Пушкин стоял у этой самой печки. Вдруг матушке докладывают, что приехал Арсений. У нас был, изволите видеть, человек Арсений — повар. Обыкновенно, каждую зиму посылали мы его с яблоками в Петербург; там эти яблоки и разную деревенскую провизию Арсений продавал и на вырученные деньги покупал сахар, чай, вино и т. п. нужные для деревни запасы.

На этот раз он явился назад совершенно неожиданно: яблоки продал и деньги привез, ничего на них не купив. Оказалось, что он в переполохе, приехал даже на почтовых. Что за оказия! Стали расспрашивать — Арсений рассказал, что в Петербурге бунт, что он страшно перепугался, всюду разъезды и караулы, насилу выбрался за заставу, нанял почтовых и поспешил в деревню.

Пушкин, услыша рассказ Арсения, страшно побледнел. В этот вечер он был очень скучен, говорил кое-что о существовании тайного общества, но что именно — не помню.

На другой день — слышим, Пушкин быстро собрался в дорогу и поехал; но, доехав до погоста Врева, вернулся назад. Гораздо позднее мы узнали, что он отправился было в Петербург, но на пути заяц три раза перебегал ему дорогу, а при самом выезде из Михайловского Пушкину попалось навстречу духовное лицо. И кучер, и сам барин сочли это дурным предзнаменованием, Пушкин отложил свою поездку в Петербург, а между тем подоспело известие о начавшихся в столице арестах, что окончательно отбило в нем желание ехать туда».

(Из рассказов о Пушкине, записанных М. И. Семевским).

Похожий пересказ событий жизни поэта встречается в воспоминаниях В. Даля. «Всем близким к нему известно странное происшествие, которое спасло его от неминуемой большой беды. Пушкин жил в 1825 году в псковской деревне, и ему запрещено было из нее выезжать. Вдруг доходят до него темные и несвязные слухи о кончине императора, потом об отречении от престола цесаревича; подобные события проникают молнией сердца каждого, и мудрено ли, что в смятении и волнении чувств участие и любопытство деревенского жителя неподалеку от столицы возросло до неодолимой степени?
Пушкин хотел узнать положительно, сколько правды в носящихся разнородных слухах, что делается у нас и что будет; он вдруг решился выехать тайно из деревни, рассчитав время так, чтобы прибыть в Петербург поздно вечером и потом через сутки же возвратиться. Поехали; на самых выездах была уже не помню какая-то дурная примета, замеченная дядькою, который исполнял приказания барина своего на этот раз очень неохотно.

Отъехав немного от села, Пушкин стал уже раскаиваться в предприятии этом, но ему совестно было от него отказаться, казалось малодушным. Вдруг дядька указывает с отчаянным возгласом на зайца, который перебежал впереди коляски дорогу; Пушкин с большим удовольствием уступил убедительным просьбам дядьки, сказав, что, кроме того, позабыл что-то нужное дома, и воротился. На другой день никто уже не говорил о поездке в Петербург, и все осталось по-старому …»

Неудивительно, что мистические сюжеты прокрались и в произведения "солнца русской поэзии".

Язык, которым пользуется Пушкин, так многозначен, что он приобретает не только художественное, но и символическое значение. Так же символами являются карты, которые графиня подсказала Германну: тройка, семёрка, туз. Тройка - число само по себе мистическое, тайное. Семерка - значит "смерть", туз - "дух".






2.1.3. Литературное творчество.

Как и в судьбе, так и в творчестве Пушкина достаточно мистики.

Все мы знакомы с сюжетом повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».Александр Сергеевич описал реальный случай, произошедший с графиней Натальей Петровной Голицыной и ее внуком.Язык, которым пользуется Пушкин, так многозначен, что он приобретает не только художественное, но и символическое значение. Так же символами являются карты, которые графиня подсказала Германну: тройка, семёрка, туз. Тройка - число само по себе мистическое, тайное. Семерка - значит "смерть", туз - "дух".

Так же стоит отметить рассказ, входящий в сборник "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", "Гробовщик". Пьяному гробовщику чудится, будто к нему в дом при свете луны пришли его бывшие клиенты-покойники. Этот рассказ, иначе как мистическим, не назовёшь. Быть может, Александр Сергеевич думал о покойных знакомых и друзьях.

В балладе «Песнь о вещем Олеге» поэт изобразил реальную историческую личность - киевского князя Олега. О событии, которое описано в произведении, Пушкин узнал из исторической летописи. И летопись, и баллада имеют мистический характер, что очень привлекало поэта, который верил в пророчества, гадания, талисманы. Всё же, верх берёт мистика. Получилось так, что князь действительно принял смерть от коня: гадюка, что была в черепе погибшего животного, ужалила Олега, от чего он умер. Возможно, это намёк на осознание того, что пророчества всё-же сбываются.

А ещё Ленский, героя романа "Евгений Онегин", удивительно похож на своего создателя. Тоже смугл и кучеряв, так же принимает гибель из-за дамы на дуэли...


Вывод: Из всего выше сказанного я делаю вывод, что Александр Сергеевич Пушкин будучи человеком очень суеверным, во многих своих произведениях отражал свое впечатление от реальной действительности, каковой он себе её и представлял.









2.2. Николай Васильевич Гоголь. "Взгляни в зеркало, что ты там видишь?

2.2.1. Детство и юность

Рождению писателя предшествовали не менее загадочные события, а точнее видения его отца. Его отец знал заранее, кто будет его суженой, он увидел ее во сне. Так и случилось, девица Мария в тринадцать лет стала его законной супругой.


Однако, в начале их супружеской жизни, Мария Ивановна рожала только мертвых детей. Их, по свидетельствам, было двенадцать. Матери Гоголя посоветовали постоянно ходить в церковь Николая Угодника и она, последовав этому совету, стала регулярно посещать богослужения в этом храме. Через некоторое время и родился Николай Гоголь, которого назвали в честь Святителя Николая Чудотворца.


Детство Николая Васильевича прошло в Малороссии, в Миргородском уезде, неподалёку от известной по его произведению Диканьки. Народные легенды, песни, сказки, услышанные именно здесь, легли в основу большинства его произведений.


Николай Гоголь был способен воспринимать мир на тонком, мистическом уровне. Эта особенность его душевного восприятия была унаследована им от его родителей. Известно, что его отец часто слышал посторонние голоса, его мать предвидела все несчастья в своей жизни и даже занималась знахарством - излечивала местных крестьян. На воображение мальчика повлияли в детстве и хранившиеся в народе верования в домовых, ведьм, водяных и русалок. Таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.


С возрастом эти качества еще более развились в Николае, что отразилось практически на всех его произведениях и накладывало отпечаток на характер Гоголя и его внешний вид - Николай Васильевич обладал аскетической наружностью.









2.2.2. Жизнь и судьба писателя


Николай Васильевич Гоголь - самый загадочный русский писатель, обладатель не только самой таинственной судьбы, полной загадок, но и создатель самых мистических произведений. Жизнь Гоголя окружена самыми фантастическими слухами, легендами, домыслами и мифами. До сих пор историки и литературоведы пытаются выяснить некоторые особо загадочные страницы в судьбе этого великого русского классика.


Внутренний душевный мир Гоголя был очень сложен и противоречив.


Он знал, что некоторые из его сотоварищей считают его уродом, маленьким, тщедушным, безобразным, непричесанным и неопрятным. Он не мог не быть ранимым от проделок товарищей. Безобидные насмешки мучили его ночи напролет. Осознание своей ущербности унижало его, но вместе с тем стимулировало к тому, чтобы возвысится до удачи и достоинства.


Он никогда никому не открывался в своих стремлениях, планах – житейских и тем более - творческих. Ему нравилось мистифицировать друзей и вводить в заблуждение относительно своих, даже самых невинных намерений. Любая удачная мистификация доставляла ему величайшую радость.


Эти склонности Гоголя вполне определились уже в Нежинской гимназии. С самого детства в нем не замечалось простодушной откровенности и общительности, всегда он был как-то странно скрытен, всегда в душе его оставались уголки, куда не смел заглядывать ничей глаз. Часто даже о самых обыкновенных вещах он говорил неспроста, облекая их какой-то таинственностью или, скрывая свою настоящую мысль под маской шутки, балагурства.


Во всех малейших событиях жизни он усматривал Божью волю. Грубый окрик в классе, плохая отметка, насморк рассматривалось им как сверхъестественное внимание. Его мучили необъяснимые предчувствия, заставлявшие повиноваться Божественной воле.


В гимназии высших наук города Нежина, в которой будущий писатель учился и жил с 1821 по 1828г., его называли Таинственным Карло – по имени одного из героев романа Вальтера Скотта «Черный карлик». За несколько месяцев до окончания гимназии он писал матери: «Правда, я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно».


К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, планы будущего были неясны; но любопытно, что Гоголем владела глубокая уверенность, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые «существователи», по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей.


В конце декабря 1828г. Гоголь попал в Петербург. Первые же впечатления его оглушили. В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они делают великие дела, ведут великую борьбу со злом – и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде, как опустошается кошелек, казавшийся в Нежине неистощимым!


Дело пошло еще хуже, когда он начал хлопотать об осуществлении своей заветной мечты – о поступлении на государственную службу. Он привез с собой несколько рекомендательных писем к разным влиятельным лицам и, конечно, был уверен, что они немедленно откроют ему пути к полезной и славной деятельности; но, увы – тут снова ждало его горькое разочарование.


Гоголь пытался найти свое призвание в актерском, педагогическом труде, а тем временем в его сознании крепла мысль о писательской деятельности. В 1829г. он опубликовал под псевдонимом В. Алов поэму «Ганс Кюхельгартен», начатую еще в гимназии.


Критики заметили способности автора, но сочли это произведение незрелым; читателей оно не привлекло. Гоголь так был потрясен неудачей, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Так было положено начало актам самосожжения, которые Гоголь повторял не однажды и завершил уничтожением второго тома «Мертвый душ».


Провал поэмы был сопряжен и еще с одной особенностью поведения, которая в дальнейшем также оказалась постоянной для Гоголя: испытав потрясение, он бросался вон из России. Позднее такие отъезды в моменты кризисов, в разгар споров вокруг опубликованных произведений становились чаще и продолжительнее. Гоголь сорвался с места и отправился на корабле за границу, в приморский город Германии – Любек.


Чтобы предотвратить упреки матери в трате денег, он придумывает таинственного друга, который будто бы хотел заплатить за путешествие, но внезапно умер. Жизнь на чужбине оказалась еще горше, чем в России. Гоголь пробыл здесь недолго. Вскоре, однако, письма матери и собственное благоразумие заставили его одуматься и после двухмесячного отсутствия он вернулся в Петербург.

Объяснение этого странного поступка напрашивается само собой: Гоголю не удается устроиться на службу, изданная им поэма «Ганц Кюхельгартен» не принесла ожидаемой славы, а вызвала резкую критику.


Однако сам Гоголь говорил о совсем другой причине: о том, «что встретил женщину необыкновенной красоты и, чтобы не погибнуть, не сгореть в огне страсти, должен был бежать…».


Его приятель со школьной скамьи А. С. Данилевский недоумевал: мол, он прожил с Николаем в одном городе и в одной квартире и ничего не заметил… И все же известна необычайная скрытность Гоголя перед товарищами. Кроме того, переживания влюбленных героев его повестей (например, Вакулы из «Ночи перед рождеством») так напоминают смятение при встрече с красавицей, что напрашивается мысль: все это было знакомо писателю не понаслышке. Показательно также более позднее глухое признание Гоголя, что благодаря силе воли он дважды удерживался на краю «пропасти».


Не подразумевал ли он эпизод с красавицей незнакомкой?


Надо сказать, что тайна так и осталась тайной. Что произошло в действительности - неизвестно. И это не последнее загадочное событие в гоголевской биографии.


Постепенно Гоголь находит свой путь и добивается успеха. Перед Гоголем открылись двери в избранное литературное общество: он знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, а в мае 1831г. на вечере у последнего был представлен Пушкину. Прошло еще два-три месяца, и Гоголь стал литературной знаменитостью. В обстановке общения с ними – в Царском Селе – завершает Гоголь произведение, которое сделало его известным России: «Вечера на хуторе близ Диканьки».









2.2.3. Литературное творчество.

Один из известнейших примеров произведений Гоголя, всем знакомые "Вечера на хуторе близ Диканьки". Мир, открывающийся в «Вечерах...», мало имеет общего с той реальной действительностью, в условиях которой жил Гоголь. Это был веселый, радостный, счастливый мир поэтической сказки, в котором преобладает светлое начало. В «Вечерах» обильно введены элементы украинского фольклора. Рядом с людьми действуют ведьмы, русалки, колдуньи, черти. Настоящая жизнь и легенда воспринимались читателями «Вечеров» как единое целое.

Рассказы словно бы сотканы из украинских сказок, песен, былей. Здесь, как говорил Белинский, возникает особый мир «поэтической действительности, в которой никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка, но все поневоле принимаешь за быль».



В повести «Майская ночь, или утопленница» эпизод, когда мачеха, обратившаяся в страшную черную кошку, пытается задушить панночку – дочку сотника, но лишается лапы с железными когтями, навеян детскими видениями Гоголя.

Он рассказывал А. О. Смирновой о приключившейся с ним истории, когда было Гоголю всего пять лет:


« Я сидел один в Васильевке. Отец и мать ушли. Оставалась со мной одна старуха няня, да и та куда-то отлучилась. Спускались сумерки. Я прижался в уголку дивана и среди полной тишины прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. В ушах шумело, что-то надвигалось и уходило куда-то. Верите ли, - мне тогда уже казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность. Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я видел, как она, мяукая, осторожно кралась ко мне. Я никогда не забуду, как она шла потягиваясь.


А мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене.

«Киса, киса», - пробормотал я и, желая ободрить себя, соскочил и, схвативши кошку, легко отдавшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил ее в пруд, где несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом. Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула, и последние круги на воде разбежались – водворились полный покой и тишина, - мне вдруг стало жалко «кисы». Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец, которому я признался в поступке своем, меня высек».


В «Майской ночи» ведьму-мачеху утаскивает в пруд утопленница-панночка.


Так же повесть под названием "Нос". Нос в повести символизирует бессодержательную внешнюю благопристойность, имидж, который, как оказывается, вполне может существовать без всякой внутренней личности.

В «Носе» Гоголь стремится показать образ пустого и напыщенного человека, любящего внешнюю эффектность, гоняющегося за высоким статусом и милостью вышестоящих чинов. Он высмеивает общество, в котором высокое положение и чин ценятся гораздо больше самой личности, ими обладающей.


Существует версия, что повесть создалась в порыве смущения Гоголя собственным носом...



Вывод: Николай Васильевич Гоголь глубоко народный писатель, использовавший в своих произведениях украинский фольклор, русские народные песни, легенды и предания. Буквально в каждом его произведении присутствуют сверхестественные силы, которые воздуждают живой интерес читателя. Из анализа жизни и творчества писателя, я делаю следующий вывод, что в жизни у Н.В. Гоголя было очень много ситуаций, которые можно было объяснить с трудом, он понимал, что в жизни не всё зависит от человека, был фанатично верующим. Это вера и ярко прослеживается в его творчестве.















2.3. Михаил Юрьевич Лермонтов, "Моё грядущее в тумане, былое полно мук и зла..."

2.3.1. Детство

Когда великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму. И взрослые гости и мама с бабушкой этому удивлялись и радовались.

– Какое дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму.

– Надо записывать за Мишелем его изреченья, – советовали другие гости. – Вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается.

Но так никто и не записывал, все только продолжали удивляться...

Маленького Михаила Юрьевича называли Мишелем. Он жил вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы, недалеко от города Пенза. Этим селом и всеми крестьянами владела бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Папу Михаила Юрьевича звали Юрий Петрович, он был офицером, но поссорился и с мамой маленького Лермонтова, и с бабушкой. Поэтому он жил отдельно. И воспитывала Мишеля бабушка, потому что мама скоро умерла.

Некоторые думают, что человек начинается с рождения. И они, может быть, правы. Но сам для себя человек начинается со своего первого воспоминания. Наше первое воспоминание – это и есть начало нашей сознательной жизни.

Первое воспоминание у маленького Лермонтова было такое.

Ему два с половиной, и он на постели играет в игрушки. А мама стоит у окна, смотрит на унылую осеннюю природу, на мелкий дождь, который растекается по стеклу, и поет печальную песню. А маленький Лермонтов слушает мамину песню, и так на душе его сладко, грустно и одиноко, что он тихо плачет. Если же мама перестает петь, он сразу просит:

– Мама, мамочка, голубчик, спой, пожалуйста, еще.

И мама поет снова.

Прошло немного времени, и однажды маленький Лермонтов долго звал маму, но каждый раз входила или бабушка или няня. Обе они были заплаканные, а маленький Михаил Юрьевич на них обижался.

– Ты, пожалуйста, уйди! Где мама?!

– Мамочка твоя больше не придет никогда, ее к себе на небо Боженька взял, – объясняли ему.

Но он не хотел слушать:

– Взял, так пусть вернет! – убеждал маленький Лермонтов. – Это моя мамочка.

Не скоро он привык, что мамы уже никогда больше не будет.

С самого рождения у маленького Михаила Юрьевича была няня. Сначала он не мог выговорить ее имени, но постепенно научился. Няню звали Христина Осиповна Ремер, и она была немкой. Няня была пожилая и щурилась, потому что плохо видела. Маленький Лермонтов часто болел. И няня сидела у его постели. Он проснется ночью, голове больно, дышать трудно, лежать неудобно, жарко, – и обязательно рядом няня. Она сразу положит на лоб влажную прохладную тряпочку, которая пахнет уксусом и водкой, даст попить кисленького, и ему становится легче...

Дом, в котором рос маленький Лермонтов, был большим, красивым. Ведь бабушка была богатой помещицей, из старинного рода, на нее работало шестьсот крестьянских семей. Мебель в доме тоже была красивой. А детская комната маленького Лермонтова помещалась на хорах. И пол там был застлан сукном.

Маленький Лермонтов любил ползать по нему, рисовать мелом.

Сначала няня хотела это запретить, а потом смотрит – у маленького Лермонтова лошадка получилась и собачка. Его еще никто никаким наукам не учил, и рисованию тоже, а он уже очень хорошо нарисовал.

И тогда бабушка с няней принесли ему акварельные краски и листы бумаги. Маленький Лермонтов как раз снова заболел, и ему нельзя было выходить из дома. Он сидел около большого подоконника и рисовал акварелью то, что видел в окно.

А в окне он видел сад, вдалеке на поле стога, еще дальше – лес. И все это маленький Лермонтов изображал разноцветными красками.

Гости к бабушке приехали, а бабушка им сразу рисунки маленького Лермонтова показывать.

– Какой одаренный ребенок! – удивлялись гости. – Ведь это подлинные пейзажи, и рисует он восхитительно! Эти его рисунки надо обязательно сохранить, а ну как он сделается знаменитым художником! – советовали гости.

И некоторые детские рисунки любимого внука бабушка сохранила.

Бабушка старалась, чтобы маленькому Михаилу Юрьевичу было не скучно расти. Однажды она приказала, чтобы к дому для игры привели маленького олененка и лосенка. Маленький Лермонтов с ними быстро подружился и кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Но через года полтора олень стал лягаться во время игры, бодать людей своими огромными рогами, многие страдали от этого. Да и лось тоже стал опасным, и поэтому их отвели в лес. А Михаилу Юрьевичу бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку. Ему сделали детское седло, и он стал носиться верхом на ней по поместью, а бабушка смотрела в окно, очень переживала, постоянно крестилась, тихо повторяя слова молитвы, чтобы Бог поберег ее внука, но лошадку не отнимала.

Маленький Лермонтов полюбил военные игры. Бабушка поселила в доме несколько мальчиков, которым было столько же лет, и они вместе строили крепости, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич верхом на своей лошадке, а рядом с ним с игрушечными ружьями бежали его соратники, его верные воины. И такие сражения были похожи на битвы Александра Македонского и Петра Великого.

Однажды маленькому Лермонтову привезли коробку цветного воска, и он несколько дней ни с кем не играл ни в какие игры, а все лепил на ровной широкой доске. Бабушка не выдержала, попробовала подсмотреть и ничего не поняла – какие-то там стояли маленькие слоники, мчались куда-то всадники.

Наконец, однажды он открыл дверь в свою комнату и объявил:

– Смотрите все!

– Что же это? – удивилась бабушка. – Воинов-то сколько! И пешие, и конные, и на слонах!

– Сражение при Арабеллах, – торжественно сказал маленький Михаил Юрьевич, – Александр Македонский разбивает персидское войско.

Бабушка с гордостью показывала знакомым знаменитые сражения, которые вылепил ее внук. А для себя попросила другое:

– Ты ведь знаешь, я военное дело не очень люблю, вылепи для меня, пожалуйста, ну, например, охоту на зайца. Чтобы там и верховые были, и собаки. У меня как раз скоро день ангела, вот бы и подарил.

Через несколько недель бабушка получила в подарок "Охоту на зайца".

Эти лепные работы маленького Лермонтова бабушка долго хранила. А потом они куда-то исчезли. Их многие пытались найти, чтобы выставить в музее Михаила Юрьевича, в Тарханах. Но так пока и не нашли. Может быть, они пропали навсегда, а, может быть, где-то, в каком-нибудь доме хранятся до сих пор.

Все, кто хорошо знал будущего великого поэта, рассказывали, что был он невысокого роста, но очень сильный. А среди черных кудрей на лбу у него выделялась белая прядь. Все говорили про большие голубые глаза и называли их прекрасными.

– Бабушка, послушай, как хорошо звучат стихи, – часто говорил маленький Лермонтов и читал бабушке стихотворения поэта Василия Андреевича Жуковского или Гаврилы Романовича Державина.

– А ведь и правда, красиво звучат! – удивлялась бабушка. – Раньше я не замечала, хотя и слышала их.

– Эти стихи, как музыка, – говорил маленький Лермонтов, – и немецкие есть тоже, как музыка, и английские... А то еще есть такой поэт Александр Пушкин. Я тоже хочу так писать.

– Так и напишешь, – отвечала уверенно бабушка, – ты вон у меня какой умный, раз хочешь – значит, напишешь.

И бабушка стала замечать, что ее внук все чаще вдруг делался печальным, тихо садился где-нибудь у окна и что-то быстро писал в свои тетради.

"Не заболел бы", – подумала бабушка и на всякий случай для поправки здоровья свозила его на Кавказ, в Пятигорск.

И маленький Лермонтов гулял вместе с бабушкой и гувернером по Пятигорску, смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что однажды через семнадцать лет на этом месте оборвется его жизнь. И только иногда маленькому Лермонтову становилось вдруг так печально, так одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов, которые приходили внезапно и неизвестно откуда.

– Надо тебя везти учиться, в Москву, – сказала бабушка, и когда Михаилу Юрьевичу исполнилось двенадцать лет, поехала с ним в старую столицу.

А через несколько лет близкие знакомые читали стихи Михаила Лермонтова и удивлялись – стихи были удивительно красивые, умные и чаще печальные. И тем, кто их понимал, казалось, что Лермонтов написал про них, про мечты, печаль и тоску их души.

После учебы в Москве Лермонтов переехал в Санкт-Петербург и поступил в офицерскую школу. Тогда ее называли Школа гвардейских подпрапорщиков.

А в дни, когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Пушкина, в эти же дни Россия открыла стихи другого великого поэта – молодого офицера Лермонтова.
























2.3.2. Жизнь и судьба поэта


И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

В.Брюсов.


...В 1832 Лермонтов переезжает в Петербург, где поступает на «два страшных года» (слова Лермонтова) в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года он определён в лейб-гвардии в гусарский полк, стоящий в царском Селе. Основное время Лермонтов проводит в Петербурге, где он делается «душою общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках, бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает партии», для чего «разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких дней».

Через год Михаил появляется в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Один из его товарищей, без его ведома, забирает у него повесть «Хаджи-Абрек» и отдает ее в «Библиотеку для Чтения». Лермонтов очень недоволен. Повесть имеет успех, но Лермонтов долго еще не хочет печатать своих стихов.
В этом же году Лермонтов узнает, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н.И. Бахметьева.

Когда Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина, то пишет стихотворение «Смерть поэта». Оно быстро распространяется в списках, вызывает бурю восторгов, а в высшем обществе возбуждает негодование. Затем Лермонтов дописывает страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов). Стихотворение воспринимается как «воззвание к революции»; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят в Нижегородский драгунский полк, действующий на Кавказе. Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 г. следует приказ о переводе Лермонтова в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоящий в Новгороде. Лермонтов неохотно расстается Кавказом и подумывает даже об отставке.

Вскоре поэт приезжает в Петербург и остается здесь до февраля, после этого едет в полк, но там служит там не долго, через пару месяцев его переводят в его прежний Гусарский полк. Лермонтов возвращается в «большой свет», снова играет в нем роль «льва»; за ним ухаживают все салонные дамы: «любительницы знаменитостей и героев». В этом же году печатаются «Тамбовская казначейша» и «Песня про царя Ивана Васильевиче…». Лермонтов создает три новые редакции «Демона», пишет стихотворения «Кинжал», «Дума» и др., начинает работу над «Героем нашего времени».

1840 – военный суд за дуэль (18 февраля) с сыном французского посла Э.Барантом. Лермонтова приговаривают к вторичной ссылке на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. Во время ареста Лермонтова посещает Белинский. Они познакомились еще летом 1837 г. в Пятигорске, в доме товарища Лермонтова по университетскому пансиону Н.Сатина, но тогда у Белинского осталось о Лермонтове самое неблагоприятное впечатление, как о человеке крайне пустом и пошлом. На этот раз Белинский приходит в восторг «и от личности и от художественных воззрений поэта». В это же время выходит отдельным изданием роман «Герой нашего времени», раньше печатавшийся отдельными повестями в журналах. По дороге на Кавказ Лермонтов останавливается в Москве и проводит там около месяца. Он встречается с Н.В.Гоголем, для которого читает «Мцыри», С.Т.Аксаковым, Е.А.Баратынским и др. Затем он уезжает на Кавказ, где принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством", за которое его представляют к награде.

Лермонтов получает отпуск и приезжает в Петербург. По окончании отпуска друзья Лермонтова хлопочут об отсрочке, и ему разрешено остаться в Санкт-Петербурге еще на некоторое время. Надеясь получить полную отставку, поэт пропускает и этот срок и уезжает лишь после энергичного приказания дежурного генерала Клейнмихеля оставить столицу в 48 часов. На этот раз Лермонтов уезжает из Петербурга с очень тяжелыми предчувствиями, на прощание оставляя родине стихи: "Прощай, немытая Россия...".
Лермонтов предчувствовал свою гибель, об этом свидетельствуют и последние дни его жизни. Царь отправил Лермонтова к отряду в Тифлис, где он не участвовал бы в боевых действиях, а значит, не мог отличиться и получить прощение за подвиги.

Но Лермонтов предложил сопровождавшему его Столыпину съездить в Пятигорск. Столыпин долго упрямился, пока поэт не достал из кармана монету. "Вот, послушай, бросаю полтинник, если упадёт кверху орлом - едем в отряд; если решкой - едем в Пятигорск". Выпала решка.

Еще одна загадка судьбы поэта, загадка фатального приближения к смерти.

Рассказывают, что, приехав в Пятигорск и увидев приятеля Николая Мартынова, "без пяти минут убийцу", Лермонтов воскликнул: "Ведь и Мартышка, Мартышка здесь!" Получается, что все складывалось так, как хотелось Лермонтову.

Не раз он высмеивал Мартынова, с которым в свое время окончил одно юнкерское училище, даже, говорят, дружил. Называл его "Мартышкой". Однажды Мартынов, одетый в бешмет, стал жаловаться на жару. Лермонтов порекомендовал снять кинжалы и бешмет и... одеться еще теплее. Получился экспромт:

Сними бешмет свой, друг Мартыш,
Распояшься, сбрось кинжалы,
Вздень броню, возьми бердыш,
И блюди нас, как хожалый!

И вот, 25 июля 1841 года на балу в доме генеральши Верзилиной, которая славилась тремя дочерями-красавицами, Мартынов явился в одеянии горца, с кинжалом до пола. Лермонтов кричит на весь зал: "О! Мартышка в костюме горца!". И это при барышнях! Мартынов подбегает к другу в бешенстве, разразилась крупная ссора, последовал вызов на дуэль. Ее назначили на 27 июля.

Рано утром 27 июля Лермонтов приехал к месту дуэли на склоне горы Машук. Началась гроза. Лермонтов и Мартынов долго целились друг в друга. Но вдруг Лермонтов закричал: "Не хочу я в этого дурака стрелять!" А "дурак" вспылил и выстрелил. Сдали нервы. Пуля прошила тело насквозь. Поэт умер с ироничной улыбкой на устах.



























2.3.3. Литературное творчество

Как свидетельствуют современники, отношение к нему окружающих было неоднозначным. Его талантом восхищались, так же как и его яркой внешностью. Его отношение к службе вызывало недовольство у старых вояк, а произведения считались дерзкими.


Последним прозаическим произведением Михаила Лермонтова была мистическая повесть «Штосс», которую он начал писать в начале 1841 года, приехав с Кавказа в последний отпуск в Петербург и успел он закончить только первые три главы. Многое в «Штоссе» имеет автобиографический характер.

Главный герой повести – художник. Внешний облик героя и его психологический портрет очень близки самому автору.

Исследователи его творчества считают эти три написанные Лермонтовым главы очень важными для его биографии, потому что, по существу, это зашифрованный рассказ о последних годах петербургской жизни поэта и о последней, роковой его любви.

Напомним точные даты рождения и гибели Лермонтова:

  • родился 14 октября 1814 года

  • убит 27 июля 1841 года.

И вот что интересно - главный герой этой повести «Штосс» живет в квартире номер 27.

Почему Лермонтов взял для номера вымышленной квартиры именно это число? Не мог же он знать, что погибнет именно 27-го (да еще и на 27-м году жизни)!.. Может быть, голос, твердящий о «нумере 27», был для Лермонтова реальностью? То есть он сам слышал этот голос, хотя и не страдал, в отличие от своего героя, никаким психическим расстройством?..

Связь между номером мистической квартиры и датой гибели поэта кажется невообразимо-пугающей. Вспомним и о том, что мост в русских сказках, легендах ассоциируется с переходом в иной мир.

Лермонтов не только верил в мистику чисел, но и был фаталистом, то есть признавал определяющую роль судьбы в жизни человека. Косвенные подтверждения тому – повесть «Фаталист» в «Герое нашего времени» и поведение самого Лермонтова во время сражений да и просто на местности (за пределами крепости), простреливаемой со всех сторон. Он не боялся пули, уверенный, что не погибнет до тех пор, пока не наступит суждённый ему свыше срок.


...Стихотворение «Предсказание» было написано им в 1830 году. В нем есть такие пророческие строки:

«Настанет год России, черный год,

Когда царей корона упадет,

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь».


Даже строчки

«В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь — и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож

И горе для тебя! — твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.»


воспринимаются не иначе, как абсолютно точное мистическое предсказание о вожде мирового пролетариата и организаторе страшной революции – о Ленине. (плащ в котором Ленин выступал на броневике и возвышенный блестящий лоб – то же самое чело). Таким образом, Лермонтов предсказал революцию 1917 года, которая закончилась братоубийственной гражданской войной.


Народный гений русской литературы оставил колоссальный след в русской истории и литературе, огромное количество богатого культурного наследия, а так же множество загадок... на некоторые из них нам не суждено найти ответы.



Вывод: Лермонтова мы можем назвать поистине мистическим гением, так как он в своих произведениях предсказывал будущие судьбы не только отдельных людей В.И. Ленина, Николая II , но и всего русского народа. М.Ю. Лермонтов предвидел своё будущее, описывал в произведениях картины своей скорой гибели.














3. Современная мистическая литература: анализ, сравнение.

На сегодняшний день существует множество мистических книг, помимо произведений русской классики. Это и фэнтези, и научная фантастика, и "ужастики", и сборники легенд, мифов, сказок, и детективы... Всего точно не перечесть.


Конечно, со времён классиков многое изменилось. Изменился образ жизни, общение, одежда, традиции и правила, преобразовался русский язык, а главное - характеры и личности читателей. Неужели знаменитые "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Вий" Н.В. Гоголя, пушкинская "Пиковая дама", "Герой нашего времени" из-под пера Лермонтова, а так же другие произведения и чудесная русская поэзия отходят на второй план? Что читают сегодня люди?


В наше время популярны новые авторы: Борис Акунин, Людмила Петрушевская, Валентин Пикуль и прочие... Их очень много. Среди них есть журналисты, поэты, фантасты, сценаристы и другие. А что общего между мистическими произведениями классиков и современных авторов?


В сравнении с классикой современная мистика отличается психологическими приёмам, сюжетом. Сегодня страхи людей совершенно иные, нежели сто лет назад. Так же изменились нравы и порядки общества. Сегодня авторы безбоязненно описывают кладбища, призраков, магию и другие жуткие образы и картины, а раньше подобное описание считались дурным тоном... Но ещё изменились и развязки сюжетов: сегодня можно с лёгкостью предположить о том, что случится в следующей главе, сложились некие "шаблоны" содержаний. А русские классики, народные гении и поистине великие люди никогда не раскрывали свои секреты заранее, из сюжеты уникальны... Но не стоит забывать, что везде находятся исключения.


Нет, классика не отходит на второй план. Не смотря на новые творения современников, образованный читатель не отходит от классики, отдавая должное великим умам прошлого.








III. Заключение


Я провела научно-исследовательскую работу. Я многое узнала, выяснила, нашла и проанализировала. Задачи работы были выполнены, цель успешно достигнута. Теперь я могу ответить на вопросы, которые ставила в начале.


Отходит ли классика мистического жанра на второй план? Нет, она существует параллельно с новой литературой. Существует ли влияние мистицизма, произошедившего в жизни на литературное творчество великих писателей? Да, безусловно. Биографии классиков полны необьяснимостей, странностей, причуд, и это отражалось в их творение, это вдохновляло их на новые идеи и замыслы. Благодаря этому на наших книжных полках теперь стоят великолепные произведения, которые прославили своих авторов в веках и подарили народу возможность морально обогатиться и взглянуть на мир иначе.





























20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!