Просмотр содержимого документа
«Исследовательская модель обучения»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
В работе с одаренными детьми наиболее приоритетной является исследовательская модель обучения, крепким фундаментом которой можно считать моделирование процесса научного исследования.
Согласно исследовательской модели обучения, обучающийся должен действовать подобно ученому - исследователю, и только в этом случае процесс усвоения и развития индивидуальных знаний будет наиболее плодотворным. Продуктивность работы напрямую зависит от степени самостоятельности учащихся в процессе индивидуального поиска неизвестных для него или открытие принципиально новых решений проблемы. «
Технологию исследовательской модели обучения можно представить следующими этапами:
- выбор направления (тема);
- выделение и постановка проблемы;
- изучение литературы и сбор информации;
- предложение возможного решения (решений);
- осмысление предстоящих исследований;
- проверка всех возможных решений;
- выводы по результатам проверки;
- применение выводов к новым данным;
- обобщение.
Педагог, ставя перед собой задачу развития уникальной личности ребенка, на всех этапах исследовательской работы, должен активно сотрудничать с ним и поддерживать в школьнике стремление к самораскрытию и саморазвитию своих творческих задатков, то есть осуществлять всестороннюю педагогическую поддержку.
В процессе исследовательской и экспериментальной деятельности у одаренных школьников закрепляются и развиваются следующие умения и навыки:
- работа с новой информацией (ее анализ);
- выявление и определение противоречий (синтез и анализ);
- нахождение ошибок (оценка) и анализ причин, породивших эти ошибки (анализ и синтез);
- предложение оптимальных способов решения поставленных проблем (оценка),
-соотнесение общего и единоличное (применение, оценка).
Все это способствует формированию и развитию критического мышления. К неоспоримым преимуществам приобщения школьников к исследованию являются:
- преодоление фрагментарности содержания учебного материала;
- создание условий для саморазвития личности;
- установление доверительных отношений между учеником и учителем;
- формирование и развитие фундаментальных и предметных компетентностей;
- обеспечение условий для творческой продуктивности (способности предлагать различные варианты решения творческой задачи и находить оригинальное решение).