СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Образ кошки в культуре народов мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 90 –х годах 20 века появилось новое направление  этнозоология или антрозоология.  Она изучает взаимоотношения человека и животных в разные исторические эпохи  и культуры.  Человек в течение всего периода использовал животных в двух областях: охота, рыболовство, скотоводство, земледелие  с целью охраны жилища, использование в качестве  тяглового транспортного средства.  Культурной (религиозные церемонии и ритуалы), художественная литература, объект живописи и культуры, ремесла и другие.

Было доказано, что человеческая история  развивалась непосредственном контакте с животными. Именно человек  выстраивал с животными определенные связи, которые на прямую зависели от него самого.    

Кошка – одно из животных которое не оставляет ни одного человека быть равнодушным. Одни её обожают, а другие наоборот ненавидят. Почему к одному и тому же животному различное отношение? С чем это связано? 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Образ кошки в культуре народов мира"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Весёловская средняя общеобразовательная школа №1 347780 Ростовская область Весёловский район

п. Весёлый пер. Комсомольский, 57 (6-12-35)









Исследовательская работа



«Образ кошки в культуре народов мира»














Автор работы:

Постолова Анна

Ученица 10 класса

МОУ Веселовская СОШ №1

Руководитель:

Миронюк Инна Ивановна

Учитель «Технологии»








2014г.




Содержание


Введение……………………………………………………………………

2.Основная часть

2.1. Одомашнивание кошки и ее распространение……………………..

2.2. Необычные способности кошек……………………………………

3. Кошка и человек: истоки вражды

3.1. Инквизиция и кошки…………………………………………………

3.2. Кошки в России и на Востоке……………………………………….

4.Кошки в фольклоре.

4.1. Кошка в пословицах, поговорках, приметах и сновидениях….........

Заключение…………………………………………………………….…..

Библиография ………………………………………………………...



































Введение

Актуальность темы

В 90 –х годах 20 века появилось новое направление этнозоология или антрозоология. Она изучает взаимоотношения человека и животных в разные исторические эпохи и культуры. Человек в течение всего периода использовал животных в двух областях: охота, рыболовство, скотоводство, земледелие с целью охраны жилища, использование в качестве тяглового транспортного средства. Культурной (религиозные церемонии и ритуалы), художественная литература, объект живописи и культуры, ремесла и другие.

Было доказано, что человеческая история развивалась непосредственном контакте с животными. Именно человек выстраивал с животными определенные связи, которые на прямую зависели от него самого.

Кошка – одно из животных которое не оставляет ни одного человека быть равнодушным. Одни её обожают, а другие наоборот ненавидят. Почему к одному и тому же животному различное отношение? С чем это связано? Кто – то приписывает колдовскую силу, а кто – то говорит, что она лечит. Многие люди себя считают «кошкоманами» - любителями кошек. Кто-то «кошкофобами» - те, которые боятся кошек.

Кошками интересуются немалое количество людей.

В интернете на странице Яндекс при наборе

«кошка»- страниц - 58миллионов;

Картинок - ответов 326 мил.

объявления по запросу «кошка» -4.239.199 показов в месяц.

При запросе «история кошки» - 8 мил ответов;

объявления по запросу «история кошек» – 7.908 показов в день;

33.000 картинок – «история кошек».

« Кошка своими руками» – 15мил ответов;

картинок -108мил;

по запросу» кошка своими руками» – 42.791 показ в месяц.

Вывод:

Все эти цифры говорят, что кошка популярна. Причем людей интересует не только уход, лечение, но и история. Делаю вывод, что эта тема интересна многим и до конца не изучена. Наши современники продолжают верить не только в колдовство, но и в приметы связанные с черной кошкой.

А может и правы те люди, которые впускаю первым кота в новый дом, никогда не пойдут к врачу, потому что в доме есть любимый кот.

Меня интересует отношение человека к кошке; как и почему люди стали приписывать кошке определенные черты характера?


В данной работе я предприняла попытку рассмотреть отношение человека

к кошке.


Объектом исследования является:

Культурно – обусловленное восприятие (отображение) кошки у разных народов мира.

Цель работы:

Выявить схожие черты и особенности восприятия кошки у разных народов мира.

Задачи:

- проследить процесс одомашнивания кошек и установить распространение кошки по всему миру;

- проанализировать отношение к кошке в разные периоды истории;

-проанализировать приметы поверья.



































2. Основная часть.

2.1. Одомашнивание кошки и ее распространение.

Это произошло от 60 до 40 тыс. лет назад. А кошка всего 11,5 тыс. лет назад стала спутником человека. Ученый-этолог Конрад Лоренц считает, что «существует несомненная связь между независимым нравом кошки и медленностью проявления у нее физических признаков одомашнивания».

Человек начал приручать животных. Это были в первую очередь полезные животные, те у которых человек мог получить что – то важное и полезное. Собака охраняла дом, помогала охотиться человеку. Корова давала молоко, а кошка? Кошка не охраняет дом как собака. Тогда зачем она?

Кошка относится к разряду млекопитающих хищников. Сейчас в мире зарегистрировано 43 породы кошек и более 250 разновидностей. Количество всех кошек в мире не установлено. В различных источниках есть информации, что насчитывается около 5 мил. и каждый год их численность увеличивается на 4-5 %. Кошка является одной из поздних животных которого приручил человек. Считается, что первыми кошки были приручены – Ближний Восток о. Кипр и второй Африка (Египет).

По поводу происхождения кошек на Кипре у ученого, нет ни каких сомнений. «До прихода сюда людей 10 тыс. лет назад диких кошек на острове не было. Значит, ее завезли сюда на лодках с континента уже прирученную», утверждает Жан-Дени Винь. Ученый предпочитает не говорить в данном случае об одомашненной кошке, т.к. по строению своего тела животное еще не отличается от своего дикого ближневосточного сородича – более крупного, чем одомашненная кошка.

Следовательно, история одомашненной кошки восходит к более древним временам и является больше ближневосточной, чем египетской.

Одно можно сказать с уверенностью: союз человека и кошки возникал в

нескольких качествах. Возможно, ее сначала могли употреблять в пищу, как и любое другое животное, пойманное на охоте. Затем, с развитием земледелия, люди начали использовать кошек для ловли грызунов, т. е. кошка выступала в качестве охотника.

И уже потом, по мере развития человека и его религиозности, кошку стали

использовать в религиозных обрядах, а затем и обожествлять.

Кошка была очень важным священным животным. Образ кошки сравнивали с «младшим образом родственника льва. Если богатые зачастую могли держать дома льва, то бедные не имели такой возможности. Поэтому они стремились держать у себя «льва миниатюру» - кошку.

Когда умирала кошка, все члены семьи сбривали себе брови. Траурная процессии длилась несколько дней. Кошку хоронили либо в деревянном, либо в бронзовом гробу на специально отведенном кладбище. Ученные раскопали более 300 тысяч мумий.


Почитание кошки еще больше объединяло небогатые семьи. Они отдавали

большую часть своих средств, чтобы совершить паломничество в Бубастис и

захоронить свою кошку. В центре города находился храм богини Баст, богини, которая изображалась в виде либо кошки, либо женщины с ее головой, возле которой лежали котята. Богиня Баст – богиня Луны, радости, веселья и плодородия. По рассказам Геродота, чтобы почтить Баст, в город съезжалось до 700 паломников. В центре храма, посвященного богине Баст, стояла золотая статуя кошки. В храме обитало множество кошек. Чтобы заботиться об их благосостоянии, была организована почти военизированная каста жрецов. Слуги Баст занимали государственные посты. В обязанности жрецов входило не только отправление культа, но и возможное исцеление, мумификация кошек. Жрецами могли быть как мужчины, так и женщины.

В древнем Риме кошка считалась символом любви к свободе. Спартак во время восстания велел на боевых знаменах изобразить кошку как символ борьбы за свободу.

Почитание кошек в Египте сказалось и на истории страны. Царь персов Камбиз хотел завоевать Египет и долгое время осаждал город Пимазион, который называли «ключом к долине Нила». Эта крепость слыла неприступной, и Камбиз вынужден был отступить. Греческий солдат-перебежчик предложил Камбизу привязать к щитам воинов живых кошек, и Египтяне не стали сражаться, побоявшись повредить животных. Город был взят.

В обозах легионеров кошка попала через Альпы в Галлию и Германию. В

Слово «Мао» – звуковое подражание голосу кошки, а иероглиф «Мао» состоит из иероглифов «тьен» (поле), «цзао» (трава) и «чао» (монстр) – это означает, что кошка уничтожает чудовищ на поле. Звукосочетание «Мао» в китайском языке означает еще и «восьмидесятилетний» – кошка считается символом долголетия, и на поздравительных открытках с днем рождения часто изображают кошек. Культ кошки в Китае продолжался и трансформировался самым причудливым образом в продолжение многих веков. Согласно легенде, впоследствии, Мао была выкуплена жутким демоническим колдуном Миао-Куаи, способным излечивать болезни и вызывать духов смерти.

В древнем Китае кошка ценилась очень дорого из-за своей способности ловить мышей. По законам древнего Китая считалось, что если кошка ушла на чужую территорию, то она остается на ней. Из-за этого их сажали на длинный поводок. В Китае кошкой изображался бог сельского хозяйства и плодородия. Поэтому кошку очень любили и ценили. Считалось, что она приносит богатство и счастье.

В Японию первые домашние кошки попали в VI в. н. э. из Китая, одновременно с буддизмом. В то время кошки были редки и дороги, они являлись символом высокого общественного положения и пользовались большим почетом, в том числе и при дворе. Из-за своей очень высокой стоимости кошки все время были на поводках (при дворе императора эти поводки изготавливались из позолоченных нитей). Считалось, что кошка излучает такую силу, что грызуны исчезают уже при виде своего врага.

Поэтому те, кому не хватало денег на приобретение живой кошки, ставили дома ее изображение (керамические и фарфоровые статуэтки).

За достаточно большой период времени – несколько тысячелетий – кошка

входит в повседневную жизнь человека. Причем этот процесс настолько динамичен, что она возвышается от поедаемой до поклоняемой, от статуса еды до статуса богини.

Отметим, что уже с древних времен складывается несколько образов кошки.

Исходя из хозяйственного критерия кошка может быть пищей или охотничьим животным; из культурного – обрядовым животным или богиней/богом.

2.2. Необычные способности кошек.

Сейчас активно развивается новое направление в медицине – анималотерапия – лечение животными. Среди этого направления выделяется фелинотерапия – лечение кошкой. Современные ученые, представители официальной науки, все подробней исследуют влияние кошки не только на психическое состояние человека, но и на состояние его внутренних органов.

Известны случаи, когда кошка снимала головную боль, ложась в изголовье

человека. Также был случай, когда кошка ложилась на разные места у больного ребенка, боль проходила, ребенок переставал плакать. Также нередки рассказы, когда кот забирает отрицательную энергию хозяина, принимая ее на себя.

Врач Н. Петраков, долгое время наблюдавший за состоянием своих пациентов, которые держат кошек, пришел к ошеломляющим выводам. Он обнаружил, к примеру, что биовоздействие кошек сильнее, чем котов. Кошки лучше лечат заболевания нервной системы, внутренних органов, а коты – прекрасные целители остеохондроза, радикулита и артроза. Считается, что кошки безошибочно определяют больное место и всегда стараются прижаться к нему или лечь на него.

Когда кошка или собака ласкается и хозяин поглаживает ее шерсть, это не что иное, как электростатическое воздействие слабыми токами. Вся физиотерапия сегодняшнего дня построена на воздействии на нас слабыми токами».

Так что кошка – это, по сути, домашний физиотерапевтический прибор. К тому же наша кожа – орган нежных ощущений – пронизана нервными окончаниями. С кожей нервная система связана очень тесно. Дело в том, что нервная система человека образуется из так называемой эктодермы: это один из трех зародышевых «листов», из которых формируется организм новорожденного.

И, наконец, любимое живое существо радует нас эмоционально. А это еще

один дополнительный и очень серьезный фактор. Так что этот комплекс воздействия животного на человека – физическое, биохимическое и эмоциональное – вполне можно интерпретировать как лечебное. Кого-то рыбки успокаивают, кого-то исцеляет кошка, что лежит на больном месте, греет, мурлычет. Вообще же, по оценке психотерапевтов, более привязаны к кошкам люди, имеющие проблемы во взаимоотношениях с другими людьми, те, кому трудно выстраивать эти отношения, кому не хватает этого таланта и умения. Свою потребность в ближнем они пытаются реализовать в бессловесном животном, с которым проще, и которое примет тебя с

обожанием всякого.

Владельцы кошек и собак живут на 4–5 лет дольше, чем их сверстники, и реже обращаются к врачу. В среднем на 16% у человека, гладящего животное, снижается частота пульса, наступает общее расслабление мускулатуры, улучшается пищеварение; наличие в доме у человека, перенесшего инфаркт или инсульт, кошки или собаки снижает риск повторного приступа вдвое. Кошачье мурлыканье не обязательно выражает ее эмоции, но и помогает им заживлять раны и укреплять кости. К такому выводу пришли ученые из Института общения животных в Северной Каролине, которые исследуют звуки кошачьих.

Оказалось, что звуковой диапазон домашних кошек от 27 до 44 Гц, для пумы и гепарда он составляет от 20 до 50 Гц. Человек может слышать звуки в диапазоне 20 Гц до 20 кГц95.

Ученые предполагают, что мурлыканье запускает заживляющий механизм,

который схож с лечение ультразвуковом у человека. Профессор Клинто Рубин обнаружил, что воздействие звуком в диапазоне 20–50 герц увеличивает рост и укрепляет кости на 20 процентов.

Ученые убеждены, что длительная дружба с кошкой укрепляет иммунную

систему и способствует здоровью и долголетию. Прикосновения к кошке снижают артериальное давлению у гипертоников. Кошка поможет и при стрессовом состоянии. Итак, мы видим, что действительно, кошки обладают необычными способностями. Многие люди убедились на собственном опыте, что кошки обладают целительскими способностями. Как мы видим, не зря они так думают, раз ученые подтверждают их мнение. Но кошки обладают и экстрасенсорными способностями.

Можно выделить два образа кошки (о которых, возможно, уже знали в

Средневековье):

  • кошка-целитель;

  • кошка-экстрасенс.

Много неизвестного и загадочного хранит в себе это грациозное и ласковое

животное. Возможно, что все эти качества (целительство, экстрасенсорные

способности) были поводом к тому, что в Средние века кошку стали считать

дьявольским отродьем. Особенно это касалось черных кошек, хотя и пестрые, и даже белые не были исключением.

3. КОШКА И ЧЕЛОВЕК: ИСТОКИ ВРАЖДЫ.

3.1. Инквизиция и кошки

Считается, что в Средние века кошку стали воспринимать, как живое

воплощение дьявола. Все авторы в один голос твердили, что к кошкам в средневековье просто боялись подойти.

С конца VIII в. для кошачьего племени наступили тяжелые времена.

Христианская церковь полагала, что сатана может принимать образ черного кота, и папа Иннокентий VII отдал инквизиции приказ преследовать почитателей кошек.

Хотя в свое время его предшественник Григорий I, ставший папой римским в 590 г., был большим другом кошек и, согласно легенде, постоянно носил в широком рукаве своей рясы котенка и даже разрешил кошке как единственному из домашних животных жить в монастырях.

Отношение к кошкам всегда характеризовалось неискоренимой двойственностью. Домашнее животное, близкое человеку, в определенном смысле символ дома и даже носитель своего рода табу (кошек нередко замуровывали в стены новых домов для обеспечения благополучия их обитателей), кошка вместе с тем воспринималась, как существо, связанное с магией и нечистой силой.

К XVIII в. процессы о ведьмах прекращаются. В нескольких странах для этого официально издаются постановления, в частности, в Пруссии. Но вера в ведьм и черных кошек продолжает существовать. Так, в 20-х гг. XIX в. в Суссексе (Англия) была распространена история о старой женщине: «Однажды к ней пришел черный человек, показал книгу и попросил написать в ней свое имя. Женщина расписалась в книге, и затем таинственный незнакомец сказал, что она будет хозяйкой 5-х чертенят, которые будут выполнять ее приказания. Вскоре после этого видели, как женщину сопровождали крыса, кошка, жаба, хорек и мышь. Все верили, что она –

ведьма, и многие люди навещали ее, чтобы излечиться».

Постепенно же негативное отношение к черным кошкам распространяется на

кошек всех окрасов. Считалось, что практически у каждой ведьмы имелся

«домашний дух» в облике кота, причем не обязательно черного. Он мог быть и рыжим, и пестрым и даже белым! То есть, дьявольское начало в кошке никак не зависело от его цвета, вопреки всеобщему известному мнению, что только черные коты и кошки были пособниками дьявола.

Человек приписывал кошке несколько ролей:

  • воплощение Дьявола;

  • облик ведьмы, демона или черта;

  • «домашний дух» ведьмы;

  • животное, используемое в обрядах;

  • воплощение сексуальности;

  • использование в хозяйственных целях (для меха);

  • просто любимое животное буржуа.

Примечательно то, как происходит трансформация суеверий людей. Сначала

только Дьявол мог быть котом; затем и ведьма получает возможность превращаться в кошку! А это значит, что люди постепенно начинают отождествлять Дьявола и ведьм, хотя официальная церковь это, конечно же, не признавала. С началом же инквизиции это различие начинает четко

прослеживаться. Если кошка – то ведьма, если кот – то Дьявол или черт. Но в то же время кот и кошка могли быть «домашними духами», в этом случае их половые признаки не имеют значения.

2.2. Кошки в России и на Востоке

На Руси домашние кошки появились достаточно поздно, примерно в XII –

начале XIII вв., то есть как раз в Средние века. До этого их было не так много, они не были распространены. В принципе коты пришли к нам сразу с двух сторон – от степняков, из Азии, и через давние контакты с Византией. Пушистый охотник на грызунов пришелся у нас ко двору и прижился даже при лютых снежных зимах.

Кошки в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси стали сразу же высоко цениться.

В «Правосудье митрополичьем», судебнике XIV в., за украденное животное

устанавливался штраф: за собаку, вола и кошку – по три гривны (гривна – слиток серебра весом 205 граммов, немаленькая сумма), т.е. кошка приравнивалась волу!

Средневековых гонений, как в Западной Европе, наши кошки не претерпели и старательно размножались на радость населению. К началу XVII в. это уже был обычный домашний зверек, одинаково хорошо чувствовавший себя в боярских теремах и избах крестьян-смердов, в домах ремесленников и лавках купцов.

Даже у царя Алексея Михайловича был свой любимый кот!

В летописях упоминается, что в XVII–XVIII вв. кошка стоила почти столько

же, сколько взрослая овца. А когда случайно (!) обнаружилось, что кошки ко всему прочему первоклассные мышеловы, их популярность несказанно возросла. Особым почетом они пользовались у столичных купцов – во-первых, благодаря своим охотничьим талантам, а во-вторых, считалось, что присутствие кошки – залог стабильности и благополучия.

В XIX в. Россия продавала кошачьи шкурки. Китай, к примеру, закупал у нас

большое количество шкурок дикой степной и домашней кошек. Удивительным было то, что самыми дорогими считались шкурки именно черной домашней кошки. За них платили в 2-3 раза больше, чем за шкурки других расцветок. А дикая степная кошка, значительно крупнее по размерам и с современной точки зрения гораздо интереснее по окрасу, ценилась заграничными купцами дешевле. Черная кошка, как черная магия моды, долгое время будоражила умы купцов: где взять, как насытить рынок.

Ведь наградой за оперативность была тройная прибыль! Досталось же тогда черным кошкам! За ними гонялись по всей стране, как за призраками наживы. Но мода недолговечна, прошла она и на черные кошачьи шкурки.

И все же, вера в ведьм не обошла стороной и нашу страну. Вместе с ней и

распространилось суеверие о кошках. Было распространено поверие, что 25 марта, когда повеет здоровый весенний воздух, черти проветривают над трубами изб колдунов; если в вихрь, внезапно поднявшийся, воткнуть в середине нож, то вертящийся в вихре дьявол застонет и побежит собакою или кошкою или обратится в ведьму. Здесь, как мы видим, очевидна параллель с западно-европейскими поверьями о превращении дьявола в облик кота. Считалось, что ведьмы у нас, как и на западе, могут обращаться в кошку, причем, обычно в черную. Вообще на Руси, да и не только, черный цвет считался греховным, гибельным в отличие от красного – светлого. У русских сложилось множество поверий, связанных с кошкой и нечистой

силой. На Ильин день, когда громовник разит своими стрелами облачных демонов, нечистая сила прячется (или обращается) в черных кошек и собак; во время гроз хозяева выгоняют из своих домов кошек и собак, особенно черных, чтобы нечистые не привлекли на избу громового удара. Выражение о возникшей между друзьями или знакомыми ссоре: «между ними черная кошка пробежала» указывает на лукавого духа, который становится промеж людей и возбуждает в них враждебные чувства. Если кошка вскочит на божницу – это служит знаком, что в скором времени будет в семье покойник (Перм. губ.). Ямщики редко и неохотно соглашаются везти кошку; от этого, по их мнению, лошади страшно утомляются и худеют, что вполне

соответствует рассказам о лошадях, истомленных ночными поездками домового, ведьм, нечистых духов. Чтобы отвадить колдуна являться по смерти в дом, должно поставить для него в печке жареную кошку, т. к. ничего так ни боятся упыри, как перуновых стрел, зажигающих грозовое пламя, в котором гибнет (= жарится) облачная кошка.

В нашей стране издавна существовало множество ритуалов с привлечение

кошек для того, чтобы добиться успехов в разных делах, к примеру, в торговле. Также существовал ритуал, связанный с переездом в новый дом. Прежде чем войти в новый дом, туда следует запустить петуха или кошку – если суждено случиться несчастью, оно случится с ними.

Кошка «участвовала» в «светлых» обрядах – для защиты скота. В дальнем

северном районе Заонежья бытовало несколько вариантов этого обряда. Один из них: в обряде участвовали две обнаженные вдовы, они трижды обходили деревню, держа в каждой руке петуха и черную кошку. После их зарывали живыми близ деревни. Чтобы не росли сорняки, живую кошку также закапывали в поле. Но часты случаи, когда животное привлекалось и для вредоносного заговора.

Некоторые заговоры, направленные против врага, произносились вечером, при этом необходимо было снять крест. Чтобы усилить действие проклятия, рекомендуется предварительно убить черную кошку.

У китайцев кот, будучи ночным животным, постепенно стал относиться к

принципу инь и обладать злыми силами и способностью к трансформации. Встреча с незнакомым котом – не к добру, а черный кот символизировал неудача, болезнь.

В Китае и Японии начинают верить, что кошки – это вампиры и злые духи. Эта вера настолько закрепилась в умах людей, что искоренить ее удалось лишь спустя

много лет. Но образ кошки все же не был абсолютно «негативным». В Японии, и уже не только там, но и по всему миру, включая Россию и даже Омск, широко распространено явление «манэкинэко» – скульптурное изображение «манящей кошки». Эти забавные фигурки, похожие на нашу «дымковскую игрушку», изображающие сидящую кошку с поднятой вверх лапой, можно встретить в витринах магазинов, при входе вувеселительные заведения, в кафе, да и во многих домах. Проще говоря, это амулеты, приносящие удачу в делах.

С каких пор японцы стали доверять кошачьим изображениям столь

ответственную функцию, сказать трудно. Иные ссылаются на средневекового

хозяина публичного дома, однажды поместившего серебряную и золотую фигурки кошек перед входом в свое заведение и с тех пор не знавшего отбоя от клиентов. Другие предпочитают историю об одном князе, который быстро разбогател после того, как в один прекрасный день вслед за кошкой зашел в буддийский храм. Как бы то ни было, доподлинно известно, что японские торговцы приобрели привычку помещать изображения манэкинэко перед своими магазинами еще во времена эпохи Эдо (1600–1868)172. Некоторые храмы превратили изображение «манящей кошки» в свой официальный амулет. Кошачьи амулеты бывают двух вариантов – с поднятой

правой или левой лапой. Здесь просто копируется традиционный жест: японец, подзывая кого-то, поднимает руку и шевелит пальцами. У других народов мира это, наоборот, жест прощания. Японцы верят, что кошка правой лапой приманивает деньги, а левой – клиентов, посетителей, что, в общем-то, дает тот же результат.

Материалом для изготовления манэкинэко может служить что угодно – глина, дерево, папье-маше, металл, стекло и даже тряпье. Подарочные варианты могут быть изготовлены из хрусталя с драгоценной инкрустацией. Любовь к кошкам практически поборола страх перед суеверием. Кошек стали не только изображать скульптурно, но и на полотнах.

Появление «манэкинэко» в России лишний раз показывает, насколько сильно

одна культура может влиять на другую.

4.Кошки в фольклоре.

4.1. Кошка в пословицах, поговорках, приметах и сновидениях

1. Приметы о гостях (у русских).

2. Кошка моется, гостей намывает (зазывает).

3. Не успела кошка умыться, а гости наехали.

4. Давно кошка умылась, а гостей нет.

5. Кошка пустомойка: долго мылась, гостей не замыла.

Здесь мы видим довольно противоречивые приметы, т. е. способность кошки

чувствовать приход гостей не велика.

4.2. Приметы о свадьбе.

1. Если черная кошка чихнет недалеко от невесты – молодым счастье

(английское поверье).

2. Если мужчина опустошил бутылку до дна и при этом под столом сидела

кошка, то женится он в этом же году (бретонское поверье).

3. Если утром в день свадьбы кошка появляется в комнате невесты, то

семейная жизнь будет богата ссорами (американская примета).

4. Если перед венчанием у алтаря сидит кошка, то брак будет несчастливым

(немецкая примета).

5. Приблудная кошка – к скорой свадьбе (примета западного побережья

Индии).

6. Если девушка не уверена, стоит ли ей выходить замуж, она должна взять

три волоска из кошачьего хвоста, завернуть их в бумажку и положить на ночь под порог. Наутро надо развернуть бумажку и посмотреть на волоски. Если они приняли форму буквы Y, то надо принять предложение руки и сердца, если же волоски приняли форму буквы N, то незадачливому жениху надо отказать (поверье, бытующее в горах Озарка, США).

Здесь представлены приметы разных народов, а русского нет. Возможно,

кошек просто не считали способными повлиять на ход этого события. Зато у других народов приметы самые разные: в одних кошка приносит счастье, в другие – ссоры и беду.

4.3. Морские приметы.

1. Если черного кота во время плавания выбросить за борт, на море

разыграется страшная буря (примета английских моряков).

2. Если на корабле есть черная, без единого белого волоска, кошка, то

плавание будет удачным (поверье моряков).

Скорее всего, первая примета связана с событиями в Шотландии в период

инквизиции, когда в 1590 г. шел процесс над нортбервикскими ведьмами (о нем было указано в главе 2). Заметим, что в обеих приметах фигурирует именно черный кот. Из этого следует, что моряки считали его хорошим знаком.

4.4.Пословицы, характеризующие личность человека через отношение к кошке.

1. Кто кошку любит, будет жену любить. (русская пословица).

2. Гордому кошка на грудь не вскочит. (русская пословица).

3. Убийца кота станет убийцей человека (русская пословица).

4. Остерегайтесь людей, которые не любят котов. (ирландская пословица).

5. Дом без кота или собаки – это дом скряги. (португальская пословица)225.

Отсюда явно видно, что те, кто любит кошек, любит и людей, и будет хорошо относиться как к первым, так и ко вторым.

4.5. Пословицы и приметы о положении (статусе) кошки в доме.

1. Кошка да баба в избу, мужик и собака во двор.

2. Знай кошка свое лукошко.

3. Кошку бьют, а невестке навыки дают.

4. Во время грозы надо обязательно выкинуть черного кота из дома, иначе он

притянет к себе молнию.

5. При переходе в новый дом наперед пускают ночевать кошку или петуха

6. Если дома черный кот (кошка), в нем не переведутся любовники (старая

английская пословица).

7. Черный кот на крыльце – достаток в доме (шотландская примета).

Из приведенных выше примет и пословиц следует, что кошка, особенно

черная, берет на себя все нехорошее, всю негативную энергию; способствует

увеличению достатка и любви. Хотя, конечно, это относится к тем народам, чьи приметы приведены как пример. Что же может случиться и чего следует остерегаться, если вам приснилась кошка? Вот что пишут современные сонники: черная кошка – к удаче; черепаховая – успех в любви; рыжая – к деньгам и успехам в делах; белая – удача в творческих делах; черно-белая – удача детям. Возможно, так же, к рождению ребенка; табби (полосатый окрас может быть мраморным, или классическим –завитки на туловище, полосы на других частях тела), макрелевым, или тигровым (всюду ровные полосы),

и пятнистым – счастье в доме, и удача живущим в нем; голубая – сбудутся мечты; калико (черепахово-белый окрас, он же «калико», т.е. «ситцевый») – удача в делах с новыми и старыми друзьями; две дерущиеся кошки – к ссоре или болезни.

У разных народов было различное отношение к кошке/коту. То образ кошки

возвеличивается до божественного, то понижается до «дьявольского отродья».



































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кошка и человек. Этот союз длится уже многие тысячелетия. За это немалое

время отношение человека к этому животному не раз кардинально менялось: от поедания и изготовления шубок из меха кошки до поклонения как богине; от тотального уничтожения до полной заботы и ласки. Это доказывает, что с самого начала сосуществования кошки и человека существовала и амбивалентность образа этого животного.

С древних времен восприятие кошки зависело от ее места в культуре. По

хозяйственному критерию можно выделить отношение к ней как к пище и как к охотничьему животному; по культурному – как к обрядовому животному и как к богу/богине.

Возможно, причины появления столь разных образов кошек кроются в глубокой древности, когда люди поклонялись тотемным животным, и эта память сохранялась в культуре веками. Возможно, поклонение кошкам объясняется тем, что люди заметили ее необычные способности: лечить людей, чувствовать приближение опасности и др. Значит, можно выделить еще два образа кошки: кошка-целитель и кошка-экстрасенс.

Возможно, что как раз эти качества (целительство, экстрасенсорные

способности) были поводом к тому, что в Средние века кошку стали ассоциировать с нечистой силой. Особенно это касалось черных кошек, хотя и пестрые, и даже белые не были исключением. В эпоху инквизиции кошки выступали в нескольких ролях:

  • воплощение Дьявола;

  • «домашний дух» ведьмы;

  • облик ведьмы (при превращении для причинения вреда);

  • ритуальное животное.

Но в то же время кошек продолжали использовать в хозяйственных целях – на мех, для ловли мышей. Многие относились к кошкам как к любимым животным.

  • На примере отношения к кошке можно увидеть противостояние двух культур мусульманской и христианской. Мусульмане очень почитали и любили кошку.

Может, поэтому к ней стали дурно относиться христиане, воспринимали ее как

  • существо нечистое, «неверное». Это могло быть основой поверий, что кошка воплощение Дьявола; во времена инквизиция, и кошки пострадали наряду с людьми,обвиненными в колдовстве.

Кошки в России и на Востоке не были столь ненавистны в Средние века, как на Западе. Но инквизиция все же отразилась и на их положении. Постепенно этому «светлому» животному начинают приписывать и «темные» качества. В России в них превращаются ведьмы, и даже сам дьявол. Они участвуют в разных ритуалах, как светлых, так и темных. В Китае, Японии начинают верить, что они вампиры и злые духи.

В мифологии народов мира образ кошки амбивалентен: с одной стороны – это отважный кот-змееборец либо кошка, приносящая только радость и счастье, светлая богиня; а с другой – воплощение зла, темных сил и коварства, несущее людям лишь беды и несчастья.

Во многих культурах кошка играет роль помощника, но вместе с этим ее образ невероятно разнообразен. В сказках нет ни одного случая, когда кошка была бы исключительно отрицательным персонажем. Она может принадлежать злым существам (например, ведьме), красть что-либо у хозяев, врать, но она все равно будет помогать человеку или совершать другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если кошка черная, то она обладает мистическими свойствами.

Практически во всех традициях кошка свободолюбива. Она может быть

предана хозяину, а может и предать его за плохое с ней обращение или отсутствие внимания. Кошка не всегда привязана к дому: она может убежать от хозяев, путешествовать, жить одна в лесу и т.п.

Амбивалентность кошки из мифа перекочевала в сказки, приметы, суеверия. С одной стороны – это доброе и ласковое существо, а с другой – непредсказуемое животное, которое может сделать все, что ей захочется. На приметы и суеверия наложила отпечаток инквизиция. Именно поэтому часто кошки, особенно черные, выступают как носители бед и страданий. Однако и черный кот встречается в сказках как положительный герой.

Отношение к кошкам с течением времени изменилось в лучшую сторону.

Сейчас для нас это одно из лучших животных-компаньонов. Многие из нас держат кошек не потому, что в доме есть мыши. Это значит, что для городских жителей тип кошки-охотника утратил свое значение. Также для города утратили свое значение и многие другие типы: кошка-пища (даже в Китае готовится закон о запрете использования кошек в пищу), кошка как животное, используемое в обрядах (лишь у некоторых племен Азии и Африки можно встретить использование кошек в ритуальных целях), кошка-мех (практически не используется в современном мире).

Все большую популярность получают другие типы: кошка-целитель (особенно это связано с большой распространенностью, «модой» на нетрадиционные методы лечения) и кошка-экстрасенс (как один из методов предсказывания землетрясений и других природных катаклизмов).

Кардинально образ кошки как дьявольского воплощения изменился по сравнению со Средневековьем. Никто уже не верит в явление Дьявола людям в облике этого животного. Лишь вера в ведьм, сохранившаяся в основном в сельской местности, является напоминанием о когда-то существовавших и других ролях кошки: «домашнего духа», воплощения ведьмы, принимаемой для того, чтобы принести вред людям или сходить на шабаш.

Таким образом, отношение людей к кошке – этому пушистому усатому

животному, развивалось синусоидально: от употребления в пищу до поклонения, от уничтожения и приписывания к нечестии до возвышения в ранг целительского животного.




ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.Домашние целители // Сайт «КотоГалерея» (электронный ресурс) URL:

http://www.catgallery.ru/info/view.php?section=contact&id=6, страница просмотрена12.01.2010

2.Заведея Т.Л. Практическая энциклопедия любителя кошек: 1500 ценных

рекомендаций профессионалов. – Донецк, 2004. – 528 с.

Зарубежная детская литература: Учебник для студ. библ. фак. инт-тов

культуры/ Сост. И. С. Чернявская. – М., 1982. – 559 с.

3. Зыков Н. Ясновидение: шарлатаны, дилетанты и кошки… уникальные

специалисты // Природа и человек (Свет). – 2005. - №1 – С. 30.

Исторические факты о кошках // Портал о домашних животных «X-ZOO.ru»

(электронный ресурс) URL: http://www.xzoo.ru/index.php?name=News&file=article&si

d=12, страница просмотрена 14.01.2010.

4.История немецкой литературы: В 5 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. Им. А. М.Горького; под ред. Н. И. Балашова и др. – М., 1962-1976. – Т. 3.: 1770-1848. – М.,1966. – 356 с.

5.Кошки-телепаты // Сайт «Черные кошки – мистика и реальность» (электронный ресурс) URL: http://www.black-cat.newmail.ru/black-cat/telepat.htm

6.Непомнящий Н. Кошка в вашем доме. - М., 1990. - 232 с.

Непомнящий Н.Н., Калашников А.Ю. Кошки: Альбом. – М., 1991. – 207 с.

Нечкина М.В. Загадка художественного образа. – М., 1972. – 32 с.

Плутаpх. Жизнеописание Александpа // Электронная библиотека (электронный ресурс) URL: http://bookz.ru/authors/plutarh/aleshk01/1-aleshk01.html, страница просмотрена 19.08.2010

7.Приметы и суеверия // Сайт «Черные кошки» (электронный ресурс) URL:

http://www.black-cat.newmail.ru/black-cat/primeta.htm, страница просмотрена

17.07.2010.

8.О.В. Утюпина Зверь, который гуляет сам по себе: кошка в культуре народов мира Омск 2010


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!