«Снег. Лед»
Исследовательская работа
Выполнили учащиеся 2 А класса МБОУ СОШ №2 с.Мишкино:
Архипова Кристина
Архипова Ксения
Руководитель: Латыпова Р.Н.
Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему день сменяет ночь? Откуда берется снег? Эти вопросы стали волновать и нас. С приходом зимы температура понизилась. Это привело к изменению атмосферных осадков. Давайте посмотрим вокруг.
Снег на деревьях, полях, крышах
домов. Вода в водоёмах замерзла. Лёд сковал реки, озера, пруды. Снег и лёд - наиболее яркие признаки зимы.
Нас заинтересовал вопрос,
какими же свойствами
обладают снег и лед?
Давайте послушаем сказку. Жили- были две сестрички- капельки. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна капелька съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень заважничала. Стала собой любоваться. Снежинка не захотела признавать в льдинке родную сестричку. Она говорила: «Я вся из серебра и солнца - красавица, а ты из мутной воды – замарашка». Прочитав сказку о снежинке и льдинке, решили провести своё исследование. Мы захотели помирить снежинку и льдинку, а заодно выяснить, чем они похожи и чем отличаются. Всё определило выбор нашей темы: «Снег. Лёд», и сформулировали проблемы: похожи ли снег и лёд и какие физические свойства доказывают это.
В ходе исследования мы:
1.познакомились с физическими свойствами снега и льда; 2. выявили сходство и различие; 3. изучили литературу, которая рассказывает о пользе снега и льда;
Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап– экскурсии в зимний лес. 2 этап– проведение опытов 3 этап- изучение литературы, выводы, оформление работы.
Физические свойства снега и льда.
Опыт № 1. Взяли лист белой бумаги, поднесли к нему снег.
Вывод: Цвет одинаковый.
Опыт № 2. Взяли кусочек льда и листы цветной бумаги. Поместили листы за лёд. Меняем бумагу. Меняется цвет льда. Вывод: снег белый, а лёд бесцветный.
Опыт № 3.
После обильного снегопада мы прошлись по снегу. На нем мы увидели следы.
Прошлись по ледяной дорожке - следов нет. Взяв кусочек льда, и ударив по нему, лед раскололся.
Вывод: снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий.
Опыт № 4.
Взяли снег и кусочек льда, принесли домой, поместили их в стаканы. Через некоторое время в стаканах появилась вода. Вывод: снег и лёд под действием тепла превратились в воду. Причем снег растаял быстрее, чем лёд.
Опыт № 5.
Бросили снег и лёд в емкости с водой. Мы увидели, что снег и лёд не тонут. Вывод: снег и лёд легче воды. Поэтому лед образуется только на поверхности водоемов.
Значение снега и льда
в жизни природы и человека.
Наблюдение № 1.
Раскопав снег лопаткой, мы увидели маленькие ростки травы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные.
Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура.
Вывод: снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, имеют огромное значение для жизни растений и животных. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но, как и лёд, сохраняет тепло.
Наблюдение № 2.
Игра в снежки, строительство снежных городков, крепостей, катание на лыжах, санках, коньках - зимние развлечения людей. На Руси катались на ледянках. Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках и катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.
Вывод: снег и лёд имеют огромное значение в жизни человека.
Заключение
В результате проведенных опытов и наблюдений, мы подтвердили , что:
► снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано физическими свойствами.
► снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. Весной снег растает и напоит землю влагой. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи.
► снег и лёд – это развлечения для малышей и взрослых.
А вам интересно, чем же закончилась сказка о льдинке и снежинке? Тогда, слушайте.
Прилетел ветер. Увидел, что льдинка горько плачет, пожалел её. Дунул теплым ветром. Растаяла снежинка, превратилась в маленькую капельку. И льдинка, растаяв, стала капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. «Я тебе все прощаю - говорит льдинка – думаю, что ты никогда - никогда не будешь хвастаться своей красотой и унижать другого». Обе капельки, влились в ручеёк и о чем- то весело и долго- долго говорили.
Литература
- Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-557 с.: В. А. Маркин.
- Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн- Пресс», 2001.- 657 с.: А. Ю Бирюкова.
- Моя первая энциклопедия. «Издательство Росмэн- Пресс», 2010.- 256 с.: Л.Я.Гальперштейн.
- Мир вокруг нас: Учеб. 2 класс Москва «Просвещение», 2001.- 127 с.: