Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района
Алтайского края
МКОУ «Хлеборобская СОШ»
Школьный конкурс исследовательских работ
Номинация: 4класс
Почерк – ключ к определению характера человека
Автор: Красноруцких Виктория Захаровна,
4 класс, МКОУ «Хлеборобская СОШ»
Руководитель: Веснина Лариса Сергеевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Хлеборобская СОШ»
Хлебороб
2017г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………….2-5 стр.
Актуальность
Гипотеза
Цель
Задачи
Предмет работы
Объект исследования
Практическая значимость
Методы исследования
Понятийный аппарат исследования
1.Теоретическая часть
Графология как наука…………………………………6-7 стр.
Как провести анализ почерка………………………..8-11 стр.
Практическая часть
2. Исследование почерка учащихся 4 класса ……….12-20 стр.
Заключение……………………………………………… 21 стр.
Список литературы……………………………………… 22 стр.
Приложение
Введение
Я учусь в 4 классе и на протяжении всего периода времени слышу от нашей учительницы слова: «Тетрадь – это лицо ученика и по ней можно судить о человеке не видя его». Перелистывая тетради прошлых лет, я заметила, что мой почерк изменился, но «лицо» моих тетрадей осталось чистым. Своими наблюдениями я поделилась с учителем и узнала, что есть целая наука – графология, которая изучает законы зависимости между почерком и характером человека. Для того чтобы познать характер человека, необходимо знать систему признаков почерка, которые соответствуют определённым свойствам характера человека.
В первом классе всех учат писать одинаково, а со временем почерк у каждого человека разный, значит, развитие человека, его ума и изменения в характере влияют на почерк.
Я очень этим заинтересовалась и решила поближе познакомиться с наукой графологией и на её основе составить характеристики моих одноклассников и класса.
Актуальность
Человек всегда стремился к самопознанию и познанию окружающих его людей, для того, чтобы объективно оценить себя и своё окружение.
Почерк – это инструмент, который позволяет заочно познать человека, не зная его.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что изучив особенности почерка, можно понять черты характера человека и составить его характеристику.
Цель работы: составить характеристику учащихся моего класса по их почерку
Задачи работы:
1. познакомиться с наукой графологией;
2. изучить основные закономерности графологического анализа;
3. проанализировать почерк учащихся 4 класса;
4. составить характеристику учащихся и класса.
Предмет исследования: почерк учащихся 4 класса
Объект исследования: графология
Практическая значимость: умение анализировать почерк поможет познать человека, увидеть положительные и отрицательные стороны характера.
Методы исследования:
- Анализ различных источников информации о графологии
- Наблюдение
- Сопоставление
- Систематизация полученных данных
Методология
На первом этапе работы я высветила проблему, затем поставила перед собой ряд вопросов для изучения и исследования.
На втором этапе работы я изучала литературу, прибегала к помощи интернет ресурсов по данной проблеме.
На третьем этапе работы я проанализировала почерки учащихся 4 класса, составила индивидуальные характеристики ребят и класса в целом.
На четвёртом этапе работы я совместно с классным руководителем готовила доклад и презентацию данной работы.
Период работы над темой: работа рассчитана на 6 месяцев.
Понятийный аппарат исследования
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка
Начало формы
Конец формы
Графология
ГРАФОЛО́ГИЯ, -и, ж. Учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека.
Почерк
ПО́ЧЕРК, -а, м.
1. Манера писать, характер начертаний букв в письме. Крупный, мелкий, убористый п. Разборчивый п.
2. перен. Индивидуальная манера, характерные черты. Творческий п. художника.
Аббат
1. католический священнослужитель
2.настоятель мужского католического монастыря
Аристотель – древнегреческий философ
Теоретическая часть
«Как нет людей одинаково говорящих,
так и нет людей одинаково пишущих».
Аристотель
Графология как наука
Давно замечено, что почерки отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев.
Каким только почерк не бывает и у каждого из нас он свой. Он начинает формироваться в возрасте 8 лет и окончательно складывается только к 20годам, но может меняться в течение всей жизни. Ученые давно установили, что существует определенная связь между почерком человека и его характером: при письме движения руки управляются мозгом, а потому несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем.
Графология — это научная область знаний, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.
Первый известный истории трактат по исследованию почерка принадлежит итальянскому врачу, профессору Болонского университета Камилло Бальдо (Camillo Baldo 1550 – 1637 гг.),
жившего в Болонье и издавшего в 1622 г. свой труд «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего».
Впервые слово «графология» появилось в 1871 г. в книге „Систeмa графологии“, французского аббата Жана Ипполита Мишона (1806—1881 гг.)
Аббат Мишон, систематизировал особенности почерка и попытался установить соответствия между ними и личностными качествами.
До революции 1917 года в России сложилась своя графологическая школа, имеющая два направления: криминалистическое и графологическое.
С 20-х годов XX столетия в графологическом направлении работал графолог-эксперт Д.М.Зуев - Инсаров, написавший множество статей по графологии и монографии: „Строение почерка и характер“, „Почерк и личность“.

В странах Европы графология давно применяется в тестировании людей. В настоящее время многие фирмы приглашают графологов, с помощью которых проверяют кандидатов на работу. К ним обращаются родители, чтобы определить, куда лучше направить способности и таланты своих детей. Задачи графологов - проанализировать основные черты почерка таким образом, чтобы человек понял свои способности и сумел ими воспользоваться наилучшим образом в личных отношениях, в учебе, в работе.
Графология широко используется в бизнесе, медицине, криминалистике, педагогике и позволяет получить вероятные выводы, а не стопроцентные утверждения
Как провести анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Предложить человеку написать небольшой текст, чтобы человек не знал о том, что будет проводиться анализ его почерка.
Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Прежде необходимо познакомиться с признаками, на основе которых будет проведён анализ почерка. Основными признаками почерка являются:
-размер букв;
-наклон букв;
-направление строки;
-размашистость и сила нажима;
-характер написания слов.
Направленность линии является важным показателем, отражающим отношение человека к жизни:
а) Линия письма плавно поднимается вверх - оптимизм, радость жизни, уверенность, амбициозность (самолюбие);
б) Линия письма резко уходит вверх – витает в облаках, не хватает здорового ощущения реальности;
в) Линия письма направлена вниз – замкнутость, пессимист, плохое настроение;
г) Линия письма прямая – уравновешенный характер, решительный, целеустремленный;
д) Плавный волнистый – дипломатичный, гибкий;
е) Строка «скачет» то вверх, то вниз – импульсивный, нетерпеливый, часто меняющееся настроение.
Размер почерка говорит об общительности человека.
а) Крупный (более 3мм.) – общительные, эмоциональные, легко находят общий язык с разными людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.
б) Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.
в) Мелкий – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.
г) Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые.
д) Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.
Форма почерка
а) Округлый почерк - чаще всего встречается у веселых, добрых и отзывчивых людей, на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.
б) Угловатый почерк – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать. Обладатели острого почерка часто бывают хитрыми, умными, не слишком добродушные люди.
Стиль письма
а) Каллиграфический почерк – обязательный, аккуратный, но несамостоятельный человек;
б) Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек;
в) Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек;
г) Неразборчивый – энергичный, нервозный человек. У большинства гениев был абсолютно неразборчивый почерк;
д) Слитый почерк, когда буквы в слове все связанны между собой – хорошее логическое мышление.
Наклон почерка
- почерк прямой, вертикальный
говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.
- Небольшой наклон вправо наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения. - сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.
- слабый наклон влево
встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.
- сильный наклон влево
Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.
Сочетание нажима с другими характеристиками почерка
Легкий нажим с ровными буквами
свидетельствует о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.
Легкий нажим и большие закругленные буквы
свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.
Сильный нажим при написании заглавных букв
может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.
Расстояние между словами и строками
Плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
Увеличенное расстояние между словами - усиливается тенденция к расточительству.
Практическая часть
Исследование почерка учащихся 4 класса
Проводя анализ почерка одноклассников, я опиралась на изученную информацию, сопоставляя ряд признаков, чтобы более точно определить наличие присущих черт личности характера.
Сводная таблица особенностей почерка и характерных черт характера одноклассников
Черты характера | Особенности почерка | Ф.И. учащихся |
Уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций. | Строки идут прямо | Ипгефер И., Некрасов Н., Чубарова А., Хамитов А. |
Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий | Строки направлены вниз | Красноруцких В., Останин А., Молодых К. |
Человек расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания. | Округлые буквы | Ипгефер И., Красноруцких В., Некрасов Н., Чубарова А., Хамитов А. |
Человек предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями. | Угловатые буквы | Останин А., Молодых К. |
Общительные, эмоциональные, легко находят общий язык с разными людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте. | Крупные буквы | Ипгефер И., Хамитов А. |
Свидетельство о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек. | Мелкие буквы | Красноруцких В., Чубарова А. |
| Средние буквы | Останин А., Молодых К., Некрасов Н. |
Человек, открыто выражающий чувства. Для него свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит | Небольшой наклон вправо | Ипгефер И., Красноруцких В., Некрасов Н., Чубарова А., Хамитов А. |
Любвеобильная натура с сильным стремлением к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой. | Сильный наклон вправо | Останин А., Молодых К. |
Спокойный, уравновешенный человек | Разборчивый, аккуратный | Ипгефер И., Красноруцких В., Чубарова А., Некрасов Н. |
Активный, любознательный, веселый человек | Размашистый | Хамитов А. |
Энергичный, нервозный человек | неразборчивый | Останин А., Молодых К. |
Свидетельство о бережливости человека.
| плотное расположение слов | Ипгефер И., Красноруцких В., Останин А., Чубарова А., Хамитов А. |
тенденция к расточительству | увеличение расстояния между словами | Молодых К., Некрасов Н. |
Изучая почерк ребят нашего класса, я заметила, что у некоторых ребят наблюдается схожесть в наклоне, написании букв, стиле письма. Может это потому, что мы обучаемся и воспитываемся у одного учителя, и в одном коллективе, который предъявляет к нам одинаковые требования. По прошествии времени почерк будет изменяться, потому что наш характер и мировоззрение только формируется.
Проанализировав особенности почерков учащихся, я составила индивидуальные характеристики одноклассников.
Характеристики учащихся класса
Ф.И. учащихся | Черты характера по почерку |
Ипгефер Иван | Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек, лидер по натуре и душа любой компании. Он открыт для понимания, расположен к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Он расположен к сотрудничеству и не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Бережливый человек. |
Красноруцких Виктория | Спокойная, уравновешенная, бережливая, общительная девочка, открыто выражающая свои чувства. Человек скептического плана с характерным реальным оцениванием происходящих событий. Обладает способностью концентрации по какому – то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Она расположена к сотрудничеству и не склонна проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Сдержанный, бережливый, неагрессивный человек, умеющий контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. |
Молодых Константин | Человек активный, энергичный, обладающий критичным умом. Он скептического плана с характерным реальным оцениванием происходящих событий. Самолюбивый, властный, нервозный, предрасположен к состязательности и соперничеству, с развитыми собственническими настроениями, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать. Любвеобильная натура с сильным стремлением к общению с тенденцией к расточительству. |
Некрасов Никита | Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек. Он открыт для понимания, расположен к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Он расположен к сотрудничеству и не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Наблюдается тенденция к расточительству |
Останин Артур | Человек активный, энергичный, обладающий критичным умом. Он скептического плана с характерным реальным оцениванием происходящих событий. Самолюбивый, властный, нервозный, предрасположен к состязательности и соперничеству, с развитыми собственническими настроениями, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать. Любвеобильная натура с сильным стремлением к общению. Бережливый человек. |
Хамитов Алексей | Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек. Он открыт для понимания, расположен к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Он расположен к сотрудничеству и не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Активный, любознательный, веселый и бережливый человек. |
Чубарова Анжела | Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек. Она открыта для понимания, расположена к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Она расположена к сотрудничеству и не склонна проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Обладает способностью концентрации по какому – то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный и бережливый человек. |
Проанализировав полученные характеристики, я обнаружила совпадения в некоторых чертах характера у моих одноклассников.
Я условно распределила их на 3 группы. Исходя из жизненных наблюдений за моими одноклассниками, как школе, так и за её пределами, можно сказать, что эти совпадения в схожести некоторых черт характера в данное время действительно существуют.
Таблица совпадений черт характера одноклассников
Совпадающие черты характера | Ф.И. |
Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек, лидер по натуре и душа любой компании. Он открыт для понимания, расположен к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Он расположен к сотрудничеству и не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. | Ипгефер И. Некрасов Н. Хамитов А. |
Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек. Она открыта для понимания, расположена к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Она расположена к сотрудничеству и не склонна проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Обладает способностью концентрации по какому – то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный и бережливый человек. | Чубарова А. Красноруцких В. |
Человек активный, энергичный, обладающий критичным умом. Он скептического плана с характерным реальным оцениванием происходящих событий. Самолюбивый, властный, нервозный, предрасположен к состязательности и соперничеству, с развитыми собственническими настроениями, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать. Любвеобильная натура с сильным стремлением к общению. | Останин А. Молодых К. |
Диаграмма совпадений черт характера одноклассников
![]()
Соединив сходные черты характера, я составила характеристику класса.
Характеристика класса на основе составленных по почерку индивидуальных характеристик одноклассников
В нашем классе все дети энергичные, подвижные, общительные.
70% ребят с оптимистичными взглядами на жизнь, умеющими держать под контролем свои эмоции и 30% ребят скептического плана, которым свойственно реальное оценивание происходящих событий.
Среди учащихся нашего класса 80% спокойных и уравновешенных, и 20% нервозных и самолюбивых ребят.
80% детей нашего класса открыты для понимания, не склонных проявлять настойчивость в утверждении своих планов, расположенных к сотрудничеству. 20 % детей расположены к соперничеству, с присущими им собственническими настроениями.
80% ребят класса бережливых и 20% ребят склонных к расточительству.
Заключение
В ходе своего исследования я проанализировала почерки семи одноклассников, узнала много нового и интересного об их характерах и пришла к таким выводам:
- Почерк – это ключ, позволяющий узнать сильные и слабые стороны человеческой личности, лучше понять людей из своего окружения.
- На основе графологического анализа можно составить психологический портрет человека и класса.
В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась: почерк зависит от характера человека, в котором отражаются и темперамент, и отношение к миру, и к самому себе.
Недаром говорят, что почерк – это своеобразный «слепок» личности.
Список литературы:
Блог Николая Медведева «Технологии чтения»
-http://tehread.ru/grafologiya-chitaem-po-pocherku.html
Исаева Е.Л. «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку»
© Электронная версия, http://fictionbook.ru/author/litagent_ripol/prakticheskaya_grafologiya_kak_uznat_har/read_online.html?page=1
Ожегов. С. И Толковый словарь русского языка. Изд: Мир и Образование, Оникс, 2009 г.
18