СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая проблема – это очень важный этап в развитии человечества. Она определяет судьбу человеческого мира. Люди, покоряя природу, в значительной степени разрушали равновесие экологических систем. «Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу» - сказал французский океанолог Жак Ив Кусто. В некоторых местах экология дошла до кризисного состояния. Никто не может оставаться равнодушным к загрязнению окружающей среды. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», - говорит народная пословица.    Загрязнение окрестности, уменьшение природных ресурсов ставит перед человечеством большие задачи. Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек все сам осознал и сделал шаг по охране природы. На нынешний день наша экологическая культура не на высоком уровне. Это говорит о том, что такие предметы как физика, информатика, астрономия, математика, химия уделяет мало внимание экологии. В Законе РФ «Охрана природы» имеется в виду, что экологические знания должны поступать непрерывно. Её цель улучшить экологическую культуру каждого человека. Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Перед нами стоит задача получить знания по экологии. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты.   Экология, как наука, не включена в школьную учебную программу. Поэтому экологические проблемы приходится изучать на факультативных занятиях. На уроках биологии мы обращаем внимание на проблемы взаимосвязи общества и природы, на методы развития урожайности сельской культуры и на изучение свойства адаптации живых организмов на экологические факторы. В каждом учебном году в нашей школе проводим анализ экологического состояния окружающей среды родного края.

    Свою тему исследовательской работы я считаю наиболее актуальной в наше время. Современный человек не может сегодня быть полностью освобождённым от природы.

Цель исследовательской работы:

Изучить экологическое состояние д. Вьюково.

Задачи:

1. Определить наиболее загрязненные участки.

2. Разработать основные рекомендации по улучшению экологического состояния д. Вьюково.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-изучить причины появления мусорных свалок;

- проведение математических расчётов;

- проведение фотосъёмки;

-изучить проблемы утилизации мусора в своей деревне и предложить свое решение проблемы.

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вьюковская средняя общеобразовательная школа

Суражского района Брянской области



243530 Брянская область Суражский район

д.Вьюково пер. Сентябрьский д.1

Тел. (48-330) 9-44-36,



VI районный конкурс поисковых и исследовательских работ

«Проблемы экологии Суражского района»

«Мусор – как экологическая проблема деревни Вьюково»

исследовательская работа




Выполнила:

Филатова Яна Дмитриевна

год рождение 01.09.2001г.

паспортные данные: 1515 212587

Руководитель:

Шляхтурова Светлана Егоровна





2017год



Содержание

Введение…………………………………………………………………… 5

Основная часть

1.1. Экологическое состояние деревни……………………………………7

1.2. Что такое мусор……………………………………………………….. 8

1.3.  Откуда же берется мусор?.....................................................................10

1.4. Негативное влияние мусора………………………………...………. .11

1.5. Основными способами борьбы с мусором…………………...…..… 13

1.6. Практическая часть ……………………………………………...…...14

Заключение……………………………………………………………..….16

Приложение ……………………………………………………….………18

Список литературы……………………………………………….………. 21















Введение
Экологическая проблема – это очень важный этап в развитии человечества. Она определяет судьбу человеческого мира. Люди, покоряя природу, в значительной степени разрушали равновесие экологических систем. «Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу» - сказал французский океанолог Жак Ив Кусто. В некоторых местах экология дошла до кризисного состояния.
Никто не может оставаться равнодушным к загрязнению окружающей среды. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», - говорит народная пословица.
Загрязнение окрестности, уменьшение природных ресурсов ставит перед человечеством большие задачи. Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек все сам осознал и сделал шаг по охране природы.
На нынешний день наша экологическая культура не на высоком уровне. Это говорит о том, что такие предметы как физика, информатика, астрономия, математика, химия уделяет мало внимание экологии. В Законе РФ «Охрана природы» имеется в виду, что экологические знания должны поступать непрерывно. Её цель улучшить экологическую культуру каждого человека.
Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Перед нами стоит задача получить знания по экологии. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты.
Экология, как наука, не включена в школьную учебную программу. Поэтому экологические проблемы приходится изучать на факультативных занятиях.
На уроках биологии мы обращаем внимание на проблемы взаимосвязи общества и природы, на методы развития урожайности сельской культуры и на изучение свойства адаптации живых организмов на экологические факторы.
В каждом учебном году в нашей школе проводим анализ экологического состояния окружающей среды родного края.

Свою тему исследовательской работы я считаю наиболее актуальной в наше время. Современный человек не может сегодня быть полностью освобождённым от природы.

Цель исследовательской работы:

Изучить экологическое состояние д. Вьюково.

Задачи:

1. Определить наиболее загрязненные участки.

2. Разработать основные рекомендации по улучшению экологического состояния д. Вьюково.


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-изучить причины появления мусорных свалок;

- проведение математических расчётов;

- проведение фотосъёмки;

-изучить проблемы утилизации мусора в своей деревне и предложить свое решение проблемы.










1.1. Экологическое состояние деревни.
Экология – это наука, которая изучает взаимосвязь между живыми организмами и окружающей среды. Если заметить, что промышленность с каждым днем растет, то для сельской местности это оборачивается большим употреблением ядовитых препаратов и удобрений, увеличением количества транспорта. Всё это серьёзно влияет на живой мир. Вопреки этому уменьшаются природные богатства, исчезают многие виды животных и растений. С каждым днём всё больше и больше загрязняется воздух, вода, окружающая среда. Поэтому перед каждым человеком стоит задача: изменить экологическую ситуацию в своём населенном пункте.
Я, учащаяся д.Вьюково, изучаю экологию вокруг нашей школьной территории, нашей деревни, делаю выводы по проделанной работе, стараюсь улучшить окружающую нас среду в лучшую сторону.




















1.2. Что такое мусор.

Мусор – это твердые бытовые отходы (упаковочная пластиковая тара, алюминиевые банки, стекло, очистки и отходы пищевого сырья, бумага и т.д.), отходы промышленных предприятий, последствия выгула собак на газонах и др. Мусором завалены некоторые закоулки села, обочины автомобильных дорог, а на некоторых улицах(особенно в частном секторе) организованы несанкционированные свалки.

Виды мусора

Отходы бывают разного типа: бытовые и коммунальные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные и радиоактивные.

Бытовые и коммунальные отходы – огромное множество жидких и твёрдых отходов, выбрасываемых человеком, а также образующихся в результате жизнедеятельности.

Промышленные отходы – сырьевые остатки, которые образовались в результате производства какой либо продукции.

Сельскохозяйственные – любые отходы, образующиеся в результате сельскохозяйственной деятельности.

Строительные – появляются в результате производства строительных и отделочных материалов.

Радиоактивные отходы появляются в результате производства и применения различных радиоактивных материалов.1

В зависимости от времени года характер мусорных отходов несколько меняется.

Зимой нас окружает бытовой и строительный мусор. Весной – ветки, трава, крупногабаритный мусор, автомобильные покрышки, поликарбонат, плёнка. Летом – трава, крупногабаритный и строительный мусор, стеклянные бутылки, железные банки. Осенью – ветки, шины, бытовой мусор, поликарбонат, плёнка.

































1.3. Откуда же берется мусор?

Проанализировав данную ситуацию, я сделала вывод, что основные источники мусора – это:

1.человек

2.транспорт

3. магазины.

Безусловно, большее внимание нужно обратить на человека. Идя по улицам, мы, не задумываясь, бросаем бумажки, окурки сигарет, любой ненужный мусор, очищая свои карманы. Еще ужаснее видеть картину, когда мусор выбрасывают из окон домов или транспорта. Ученые подсчитали, что если каждый человек бросит хотя бы по одной бумажке в день, то наши улицы будут покрыты плотным слоем бумаги. В европейских городах установлены законы, запрещающие мусорить на улицах, а у нас все это совершается безнаказанно. Кроме того, некоторые жители организуют у своих домов несанкционированные свалки, которые растут с каждым днем. Поэтому наша деревня местами слишком загрязнена.

Магазины, у дверей которых нет мусоросборников, провоцируют загрязнение окружающей среды упаковочной тарой, остатками продуктов и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что основной источник загрязнения наших улиц – ЧЕЛОВЕК. Мы проследили его прямое и косвенное влияние на экологическое состояние деревни.







1.4. Негативное влияние мусора

 Говоря о негативном воздействии мусора необходимо проанализировать следующие аспекты:

- влияние на здоровье жителей деревни, т.е. разлагающийся мусор, выделяет огромное количество токсичных веществ, являющихся причиной многих заболеваний.

-проблемы эстетического характера – удручающий вид улиц.

- изменения в растительных сообществах, опосредованное влияние на фауну нашего края.

-эрозия почв, снижающая плодородие и способствующая изменению структуры почвы. Приведу некоторые факты образования ядовитых веществ, как следствия разложения органических и минеральных составных мусора. Синтетические полимеры – тысячи пластиковых флаконов, шаров, емкостей, обрывки и полиэтиленовые пакеты – вот не полный перечень полимерных материалов, встречающихся на наших улицах. Большинство таких изделий не поддается биохимическому разложению, т.е. разрушению редуцентами. При сжигании таких веществ, а так же под действием ультрафиолетовых лучей образуются вещества, которые являются очень ядовитыми. Так, например поливинилхлорид (ПВХ) дает диоксины – сильнейшие канцерогены. Изделия из полистирола, разлагаясь, выделяют стирол, являющийся ядовитым веществом. Металлы и сплавы на основе хрома являются сильными канцерогенами. Сплавы, содержащие кобальт, отрицательно влияют на содержание гемоглобина крови. Мусор, содержащий продукцию электронной промышленности, может нарушать функцию печени, а их пары разрушают слизистые оболочки. Металлические покрытия, содержащие кадмий, разлагаясь, вызывают разрушение нервной системы. Гальванотехника, сплавы, припои содержат олово, которое также отрицательно действует на нервную систему. Ртутные батареи, лампы, различные виды красок могут вызвать психические расстройства и глухоту. Нитриты – понижают кровяное давление, фосфаты не разрушаются почвенными бактериями, ядовитые вещества, соединения аммония, разрушаясь, образуют аммиак, раздражающе действующий на дыхательные пути, вызывает заболевание легочной системы. Не менее важными являются и эстетические проблемы. Чистота деревни влияет на эмоциональное состояние жителей. Кроме того, валяющийся на улице мусор, способствует дальнейшему загрязнению. Ведь уже не раз было отмечено, что если на улице чисто, то и окружающие реже бросают что-либо, сохраняя чистоту, а если уже есть мусор, то беречь больше нечего. Ядовитые вещества, попадая на почву, разрушают ее плодородный слой. В результате на данном участке растительность становится бедной, что способствует смене сообществ.

























1.5. Основными способами борьбы с мусором .

Основными способами борьбы с мусором являются: повышение культуры населения деревни (создание в учебных заведениях специальных воспитательных программ), усиление контроля за чистотой улиц , введение административных наказаний за несоблюдение правил поведения на улицах и установление урн и мусоросборников на территории деревни. Одним из путей окончательного решения проблемы мусора является сжигание его. Многие жители деревни пользуются этим методом. Но этот метод экологически вредный, т.к. при горении многие вещества образуют большое количество ядовитых соединений, вызывающих ряд заболеваний, в том числе и онкологических.

Другой метод - вторичная переработка сырья. Но данный метод для наших деревень является чем-то из области фантастики.

Самый эффективный метод на сегодняшний день — это агитационная работа. Ведь не зря говорят, что «чисто не там, где прибирают, а там, где не мусорят». А значит нужно довести до сознания каждого жителя необходимость содержать своей родной деревни в чистоте.















1.6. Практическая часть

Я начала свою работу с прогулки по деревне. Я обнаружила, что помимо мусорных контейнеров, в деревне очень много несанкционированных мусорок. В здешнем лесу произрастают растения, занесённые в Красную книгу, численность которых снижается из-за замусоривания местообитания охраняемых видов. Также в наших лесах встречаются белки, зайцы, куницы и лоси, косули.

В ходе исследования мы встречались с жителями деревни, которым была предложена анкета (Приложение 1). Из предложенной анкеты мы выявили:

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1. Беспокоит ли Вас проблема мусора в нашем поселке?

15

-

-

2. Готовы ли Вы принять участие в субботнике по уборке мусора?


12

1

2

3. Вы можете назвать наш поселок чистым?


2

6

7



Также мы выпустили листовки и раздали их жителям (Приложение 2).

Что можно использовать в компостных ямах:

  • использованный чай, жмых от кофе;

  • непригодные для еды здоровые овощи, фрукты, ягоды;

  • скошенная трава, сено, солома;

  • сухие и опревшие листья;

  • корни кустарников и растений;

  • ветки и кора деревьев;

  • сорняки растений;

  • древесная зола;

  • хвойные лапки, сухие иголки;

  • бумажные изделия, желательно мелко порванные (бумага, картон, газеты, салфетки);

  • неокрашенные древесные отходы (доски от деревянных ящиков, опилки, старые доски и столбы от забора и т. п.);

  • высохший навоз травоядных животных

Что нельзя использовать:

  • кости животных (они могут содержать вирусы);

  • экскременты домашних животных (в них могут быть гельминты и другая инфекция); насекомые (колорадский жук, личинки майского жука);

  • нездоровые растения (оборванные, больные фитофторой листья томатов, листья огурцов, поражённых мучнистой росой);


Безусловно, производятся некоторые минимальные действия по утилизации и вывозу мусора в нашей деревни. Но я считаю, что в наших силах сделать больше. Я составила следующую таблицу, которая описывает меры, принимаемые в нашей деревни сейчас и то, что можно было бы сделать. ( Приложение 3)













Заключение

Свою работу я считаю актуальной, так как с каждым годом наблюдается ухудшение состояния деревни, ее загрязнение. Если не принять мер, то своим потомкам мы в наследство оставим горы мусора там, где раньше цвели сады и пели соловьи. Для себя я решила, что пока я буду делать хотя бы то, что в моих силах, а именно: сортировать мусор, использовать органический мусор для компостных куч, показывать окружающим свое отношение к мусору личным примером, проводить социальную работу в школе и детском саду.

Поиск решения по ликвидации свалок и утилизации мусора

В сельской местности такой мусор, как макулатура, изделия из тканей, деревянные изделия (в малых масштабах) можно сжигать. Пищевые отходы – компостировать. Как же быть с твердыми отходами?

При анкетировании 15 жителей деревни ответили, что нужно поставить контейнеры и регулярно вывозить мусор на санкционированную свалку.

Для того, чтобы поставить контейнеры, нужно выбрать определенное место, забетонировать его и оградить. Это нужно делать на каждой улице каждой деревни. Для этого требуется немало денег. Это еще полбеды, надо мусор вывозить. Итак, что, на наш взгляд, нужно делать для решения проблемы?

1. Поскольку регулярно вывозить мусор из деревни на мусоровозе невозможно, значит надо организовать вывоз на грузовом автомобиле. Для удобства загрузки и разгрузки мусор лучше складывать в мешки.

2. Назначить определенный день и время вывоза мусора.

3. Чтобы у жителей не было проблем с мешками – организовать продажу мешков в день вывоза.

4. Организовать место сбора металлолома.

5. Регулярно проводить экологические субботники.

6. Школьному отряду экологов продолжить пропагандистскую работу среди населения.

Мы надеемся, Вы поняли, какую угрозу экологическому состоянию нашей деревни представляют свалки, и каким важным является вопрос о вывозе мусора с ее территории.

И своё выступление я хочу закончить следующими словами:

«Мы   рубим   лес,   устраиваем   свалки,

Но   кто   же   под   защиту   всё   возьмёт?

Пусты   ручьи,   в   лесу   одни   лишь   палки.

Подумайте,   а   что   нас   дальше   ждёт?

Пора   бы   человечеству   понять,

Богатство   у   Природы,   отбирая,

Что   Землю   нужно   тоже   охранять:

Она,   как   мы,   такая   же - живая!»













Приложение 1

Анкета для жителей села

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Беспокоит ли Вас проблема мусора в нашем поселке?

1-да 2-нет 3-затрудняюсь ответить

2. Готовы ли Вы принять участие в субботнике по уборке мусора?

1-да 2-нет 3-затрудняюсь ответить

3. Вы можете назвать наш поселок чистым?

1-да 2-нет 3-затрудняюсь ответить

4. Что, по - Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы мусора?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Приложение 2

Мусорные свалки: их влияние на экологию деревни Вьюково

В наш 21 век, век современной цивилизации, развития науки

техники, проблема мусора и несанкционированных свалок, становится все актуальней. Крупные города и небольшие поселки «украшены» свалками ТБО (твердые бытовые отходы). Наша деревня - не исключение из этого.

















Учащиеся МБОУ Вьюковская СОШ изучив экологическую обстановку деревни на предмет выявления мест несанкционированных свалок, в результате чего, с помощью социологического опроса изучили общественное мнение о решении вопроса утилизации ТБО, выявили причины образования свалок:

· недостаток мусорных контейнеров,

· экологическая неграмотность населения.
Полученные результаты говорят о действительно реальной проблеме в деревне Вьюково, связанной с несанкционированными свалками мусора. Они представляют собой угрозу для здоровья жителей, так как находятся в значительной близости к жилому сектору. Ионы тяжелых металлов, попадая в почву, переходят затем в состав сельскохозяйственной продукции, которую выращиваем мы—жители на своих огородах, а также, просачиваясь в почву, доходят до водоносных слоев, а мы - жители поселка пользуемся, водой из колодцев без какой бы то ни было дополнительной очистки!

 

Приложение 3









Что есть сейчас

Что еще можно сделать

1. Контейнеры для пластиковых бутылок

1.Социальные видеоролики

2.Контейнеры для мусора

2.Показывать личным примером отношение к природе и к утилизации мусора

3.Объявления для вывоза строительного и крупногабаритного мусора


3.Плакаты о вреде твёрдых бытовых отходов

4.Поддержание мусорных баков в хорошем состоянии


4.Показ презентации о вреде мусора и отходов в садиках и школах


5.Создать группу людей, которым будет не безразлична эта проблема


6.Сбор автомобильных покрышек


7.Рассказать о возможности переработки органического мусора







СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Буйволов   Ю.А,   Боголюбов   А.С.   Программа  комплексного   исследования   загрязнений   наземных   экосистем  (Введение   в   проблему   мониторинга   природной   среды).   Методическое   пособие. :  Экосистема,  1997 г.

  2. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. М. «Просвещение», 1986 г.

  3. Калинин   М.Ю.,   Свирелин  В.В.   Чистую  воду – в  наследство   потомкам.  Вестник   экологического   образования   в   России.  2008 г.

  4. Лурье   Ю.Ю.  Унифицированные   методы   анализа   вод. Издание   «Химия»,   1973 г.

  5. Попова   Т.А.   Экология   в   школе:   Мониторинг   природной   среды:   Методическое   пособие- М.:ТЦ   Сфера,   2005 г.

  6. Ресурсы Интернет

  7. Федорос   Е.И.,   Нечаева   Г.А.   Экология   в   экспериментах:  учебное  пособие   для   учащихся   10-11  классов  общеобразовательных   учреждений. М.:   Вентана-Граф, 2007 г .

           










1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!