СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Лекарственные растения"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мамонтовская ООШ»









Лекарственные растения





Авторы: учащиеся 5 класса

Клейн Эвальд

Лобков Кирилл

Отморский Егор

Руководитель: учитель биологии

Бакулина Н.В.







Мамонтово 2016

Введение

Актуальность проблемы. В последнее время, в связи с кризисом и подделками медицинских препаратов люди предпочитают лечение многих заболеваний травами. Они использовались нашими предками с давних пор, доступны и безопасны для организма.


Цель работы:


  • изучить лекарственные растения, растущие в нашей местности,

  • собрать необходимую информацию о пользе лекарственных растений в лечении различных заболеваний


Задачи работы:


  • изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;

  • определить места произрастания лекарственных растений,

изучить их историю и правила заготовки.

  • расширить общий кругозор сверстников, развить их познавательную активность;

  • поднятие интереса к здоровому образу жизни.


Методы исследования


  • поиск информации (изучение и использование энциклопедий, научно-публицистических изданий, словарей)

  • проведение анкеты

  • интервью у работника ФАПа

  • статистическая обработка данных


Работа проводилась в содружестве с одноклассниками, учениками и учителями школы, родителями, местным населением, фельдшером.


В работе используются:

  • научно-литературные источники;

  • интернет-источники;


Гипотеза:


  • если знать лекарственные свойства трав, растущих в окрестностях нашего села, уметь ими пользоваться, сколько болезней мы сможем вылечить, не подвергнув опасности сам организм, не превратив эти болезни в хронические.


Основная часть.

Как говорится в одной из заповедей

древней буддийской медицины:

Если посмотреть вокруг взглядом врача,

ищущего лекарственные средства, то можно

сказать, что мы живём в мире лекарств…

Нет в мире вещества, которое не годилось

бы в качестве лекарства”.

1.Лекарственные растения в медицине прошлых лет

С давних времён человек был окружён богатым и разнообразным миром растений. При проведении археологических раскопок обнаруживается всё новая информация о применении древними народами разнообразных растений в лечебных целях.

Факты про использование лечебных свойств растений можно обнаружить в памятниках древнейшей культуры – греческой, санскритской, китайской, латинской, европейской.

Об истории врачевания и лекарствоведения в Древней Месопотамии свидетельствуют тексты, выполненные клинописью на глиняных табличках, археологические находки и свидетельства таких историков как Геродот.

Самый древний из медицинских текстов, начертанный на глиняной табличке на шумерском языке относится к III тысячелетию до нашей эры. Текст состоял из 15 прописей лекарственных средств, расшифровка которых показала, что древние врачеватели широко использовали растительные средства (горчицу, пихту, сосну, груши, и другие.). Кроме того, в состав лекарств включались продукты минерального (нефть, поваренная соль) и животного происхождения (молоко, панцирь черепахи, шерсть).

В Древнем Египте все лечебное дело находилось под покровительством бога Тота, которого называли «Фармаци», в смысле «защитник», «исцелитель». Отсюда и произошли слова фармация, фармацевт, фармакопея.

Около 1550 г. до нашей эры в Египте была составлена «Книга изготовления лекарств для всех частей тела», впоследствии получившая название «Папирусы Эберса». Книга содержит 900 рецептов настоев, отваров, лечебных вин, кашек, пилюль и других лекарственных форм.

В письменных источниках древней медицины Китая тоже имеется множество упоминаний человеческих заболеваний. Медиками из Китая в лечении заметное место уделялось женьшеню.

В Древней Руси применению лекарственных растений всегда уделяли большое внимание. Пример этому – памятник древнерусской культуры 1073 года: “Изборник Великого князя Святослава Ярославовича”. В данной рукописи изложены описания растений, используемых в те времена на Руси при получении лекарственных средств. В этой своеобразной энциклопедии помимо других сведений дается ряд медико-гигиенических советов, описываются наиболее распространенные средства из растений.

Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению характер сверхъестественный. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т.е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Даже простой прием растительных лекарственных средств сопровождался рядом магических процедур. Обычными лекарствами были полынь, крапива, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др.

В Москве при Иване IV открылась первая аптека исключительно для обслуживания царского двора. Умный и дальновидный государственный деятель, Иван Грозный понимал, что забота только о здравии царствующего дома недостаточно и в 1581 году, по его приказу, была основана Аптекарская изба, в задачу которой входила организация сбора лекарственных трав на территории Руси.
В конце 16 века при Борисе Годунове Изба была преобразована в Аптекарский приказ, где была организована школа, которая готовила первых русских врачей.

В 1654 году в ней обучалось 30 стрельцов, часть которых позднее была направлена в стрелецкие полки. В Приказе собиралась специальная литература на различных языках, видное место в ней занимали и русские травники.

При Петре I сбор и использование отечественных лекарственных растений получили более широкое развитие. В 1701 году Петр I издал указ об учреждении в Москве 8 частных аптек; в 1714 году в Петербурге был основан «Аптекарский огород», ставший со временем Ботаническим садом. Начались систематические научные работы в области фитотерапии.


После Октябрьской революции было принято решение о создании фармацевтической промышленности на собственном сырье России, укреплении и развитии растительной сырьевой базы с учётом потребностей сети аптек и экспорта.

В наше время также продолжается изучение фитотерапии. Качественное изучение лекарственного сырья растений дало начало внедрению в медицинскую практику ряда особо эффективных лечебных препаратов.


2.Особенности работы с лекарственными растениями.


Много трав растёт полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям.

Правила сбора лекарственных растений

Собирать травы можно только в сухую и ясную погоду, когда они уже совершенно обсохли от росы и дождя.

Собирать следует только целые и неповрежденные растения. Также недопустимо загрязнение трав землей или песком

Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.


Сбор лекарственных трав можно разделить на три периода:

-весенний,(март-апрель), когда собирают почки, кору и некоторые корневища
-летний(май-август) - самая продуктивная пора, когда собирают травы, листья, цветки.
-осенний(сентябрь-октябрь) - время сбора плодов и корней.


Почки собирают ранней весной, когда они тронулись в рост, набухли, но еще не распустились. В этот период они содержат наибольшее количество целебных веществ.

Кору собирают ранней весной, во время сокодвижения, когда она хорошо отделяется от древесины (до распускания листьев).

Травы, под которыми подразумеваются все наземные части растения, собирают перед началом или во время цветения путем подрезания растения ножом или серпом на уровне нижних листьев. С некоторых растений срезают только верхушку (пустырник, душица. зверобой, череда).

Листья, как правило собирают незадолго до начала полного цветения, а также во время расцветания (за исключением мать-и-мачехи),

Цветы собирают вручную в начале цветения, при этом надо хорошо знать какая часть цветка должна быть заготовлена.

Подземные части растений (корни, корневища, клубни) собирают осенью, по увяданию подземных частей растений, реже - ранней весной в период покоя, когда они содержат наибольшее количество активных веществ

Плоды и семена растений собирают вполне созревшие, цельные, без посторонних примесей.

Ягоды собирают совершенно зрелыми, в сухую погоду, преимущественно утром или вечером, так как собранные в жару быстрее портятся.


3. Подведение итогов анкетирования.


Нас интересовали несколько вопросов, мы их задавали не только одноклассникам, но и всем ученикам и учителям нашей школы, а еще родителям, родственникам, соседям. Мы расспросили очень многих жителей нашего села, и вот что мы узнали.

На первый вопрос - « Пользуетесь ли вы (ваша семья) лекарственными растениями?»

Утвердительно ответили 67 человек, отрицательно – 10 человек.

Мониторинг (приложение№1)

Слайд – диаграмма (приложение №2)

На второй вопрос – «Как часто вы это делаете?»

Ответы: часто - 23 человека, редко – 37, очень редко, иногда – 17.

Слайд – диаграмма (приложение №3)

На третий вопрос «Какими растениями вы пользуетесь и от каких болезней?» Мы получили очень разные ответы. Называли как отдельные растения, так и травяные сборы. Среди названных были растения дикорастущие, огородные, комнатные, декоративные.

Чаще называли:

Ромашка -29

Алоэ – 14

Подорожник – 11

Солодка (корень) – 10

Мать - и –мачеха -7

Тысячелистник – 6

Живое дерево – 6

Мята – 5

Шиповник – 5

А еще мы взяли интервью у работника нашего ФАПа Осиповой Натальи Викторовны. Мы задавали ей разные вопросы о лекарственных растениях, вот что она нам рассказала:

«Фитотерапия, т.е. лечение лекарственными растениями в наше время привлекает большое внимание. Синтетические препараты дают лечебный

эффект, но при их применении нередки побочные явления: аллергические реакции, явления непереносимости. Преимуществом лечения растениями

является то, что они, как правило, не приносят вреда. Лечение препаратами растительного происхождения всегда длительное, не менее 2 - 4 недель, но результат от лечения всегда положительный.

С октября по февраль нами было пролечено 18 детей, которым были поставлены разные диагнозы, связанные с простудными заболеваниями. Наряду с синтетическими медицинскими препаратами применялись народные средства, в виде сборов лекарственных трав. В состав сборов входили травы: ромашка, мать-и-мачеха, шалфей, чабрец, липовый цвет, душица и др. В зимний период к нам обращаются с ангиной, которую тоже можно лечить с помощью трав.

Лечение лекарственными травами применяется не только в острый период болезни, но и в период восстановления, что улучшает защитные силы организма и повышает иммунитет. Весной, когда в организме ощущается недостаток витаминов, тоже можно воспользоваться травами».






























Заключение


Практическая значимость работы:

каждый школьник должен научиться пользоваться лекарственными растениями, для этого он может открыть работу и найти нужное лекарственное растение и узнать, от каких болезней и как им лечиться в домашних условиях.


В наш индустриальный век, при сильнейшем загрязнении окружающей среды просто невозможно остаться абсолютно здоровым. Мы постоянно находимся под угрозой получить какое – то техногенное заболевание. А вот в лечении зачастую медицина оказывается бессильной.

Но почему мы забываем, что у нас за спиной тысячелетний опыт наших предков, которые веками складывали в копилку народной медицины рецепты лечения различных недугов. Болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь, пытаться от неё избавиться.

Не проще ли сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что даёт нам природа. Наш добрый и всесильный доктор «природа» всё предусмотрел, и всё подготовил, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им, но не все об этом лекарстве знают.

Поэтому мы и изучали лекарственные растения нашей местности, их действие и применение.





















Список литературы:


1. Т.П.Князева «Комнатные растения от А до Я» Москва ЗАО «Олма-Медиа Групп» 2010

2.В. С. Лихарев Удивительное на грядке, Саратов,1992

3.В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины»

4.Г.М. Свиридонов «Полезные растения Горного Алтая» Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства 1978

5. А.В.Степура Практическая энциклопедия «Комнатные растения» Москва ООО «Мир книги» 1999

6.Д.Ткач «Домашний доктор»

7.Интернет-ресурсы по адресам: http://komu-za-40.ucoz.kz.; http://kr2.narod.ru

8.«Лекарственные растения и их применение». Владивосток. МП «Экслибрис», 1992 г.

9.Энциклопедия природы России. Справочное издание. Издательство «АВF». Москва.

















































Приложение №1.

а).Мониторинг опроса учащихся МБОУ «Мамонтовская ООШ»

класс

Сколько человек пользуются

лек. растениями

Как часто пользуются

Какими растениями пользуются

и от каких болезней

1 - 2

5

Часто - 2

Редко - 3

корень солодки – от кашля, ромашка – от простуды, редька – от кашля, подорожник – от воспаления.

3 - 4

3

Часто - 2

Редко - 1

алоэ – от насморка, ромашка – от простуды, герань – от головной боли.

5

9

Часто - 2

Редко - 7

ромашка – от ангины, живое дерево – от насморка, малина – от простуды,

мята – от воспаления, алоэ –для заживления раны, шалфей – от простуды, мать – и – мачеха – от воспаления, валериана –для успокоения, календула - от воспаления, смородина, малина – чай для иммунитета, смородина, лимон, малина –чай при простуде.

6

3

Часто - 1

Редко - 2

Мята + мед – при простуде, ягоды черемухи- от диареи, шиповник – чай при простуде, шалфей и календула – при воспалении, горчица – парить ноги при простуде.

7

3

Часто - 2

Редко - 1

Ромашка – от воспаления горла, витаминные чаи – как общеукрепляющие, мать – и – мачеха, корень солодки, шиповник – от простудных заболеваний, Укроп и лук – при кашле, тысячалистник – при воспалении.

8

2

часто

редко - 2

Ромашка – полоскание при ангине, малина – отвар из веточек – при воспалении, Витаминные чаи – малина+ мед.

9

4

часто

редко - 4

Ромашка – очищающее косметическое средство, шиповник – витаминный чай, мать – и – мачеха при простуде, чистотел – сок для очищения лица от прыщей.



Приложение №2.


На первый вопрос «Пользуетесь ли вы (ваша семья) лекарственными травами?

«да» - 67 человек

«нет» - 10 человек

























«.2

22





















Приложение №3.

На второй вопрос – «Как часто вы это делаете?»

Ответы: часто - 56 человек, редко – 37, очень редко, иногда – 17.











































Рецензия

на исследовательскую работу учеников 5 класса МБОУ «Мамонтовская ООШ»

Клейн Эвальда, Лобкова Кирилла, Отморского Егора.

 

Работа посвящена лекарственным растениям, их свойствам и особенностям использования человеком.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Современный мир оказывает на организм человека огромное влияние, и оно не всегда положительное. Поэтому тема здоровьесбережения сегодня очень важна для рассмотрения.

 Авторы поставили перед собой цель изучить полезные свойства растений и использование этих растений человеком. По мнению авторов, эта тема является для них полезной: полученные учениками знания помогут избавиться от разного рода заболеваний, дети смогут вести профилактическую борьбу с болезнями, повышать иммунитет.

Ученики провели серьёзную работу по изучению лекарственных растений, их составу и особенностям применения. Немаловажным является и то, что они обратились за советом к медицинскому работнику.. Они подробно изучили использование человеком лекарственных растений в области медицины в разные периоды развития, начиная от Древней Греции и заканчивая современностью. Для получения ответов на некоторые вопросы они обращались к одноклассникам, родителям и местному населению.

Рецензируемая работа  представляет собой серьезное и интересное исследование. Она выполнена на высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих интерес. Авторы на конкретных примерах доказывают, что лекарственные растения являются действительно полезными, положительно влияющими на организм человека в плане выздоровления и не взывают побочных эффектов.

Материал в работе  изложен последовательно и чётко. Выводы  и заключение  сделаны правильно. Считаю, что исследовательская работа может быть представлена на школьной научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки.

 

Учитель химии и биологии Бакулина Н.В.