СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей школе традиционно проходят встречи с выпускниками прошлых лет и в школьном музее собран богатейший материал о выпускниках прошлых лет. Знают ли ученики историю своей школы?

Актуальность исследовательской работы заклячается в том, что каждый ученик должен знать историю своей школы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Калмашбашево

муниципального района Чекмагушевский район РБ








Исследовательская работа

на тему

«История моей школы»








Выполнила: Баязитова Алиса,

ученица 3 класса

Руководитель: Габдуллина Ляйсан

Айратовна









2017 год


Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Страницы жизни школы.

Глава 2. Школа гордится своими выпускниками.

Глава 3.Современная школа.



Глава .Практическая работа.



Встреча с учителями –пенсионерами……………………………………..7-8

Заключение…………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………… ………………………..11

Приложение……………………………………………………………………12



























Введение

    Школа -это начало начал. Она постепенно превращает человека в личность, здесь мы строим своё "Я". Школа - основной источник наших знаний и навыков, в большинстве именно здесь мы научились тому, что можем и умеем сегодня. В ней мы учимся быть честными, отзывчивыми, целеустремлёнными, учимся жить в коллективе и переживать все наши неудачи, ведь многое впервые происходит в школьные годы. В школе мы не только получаем знания, но и общаемся с друзьями,заводим новых знакомых,некоторые из них становятся лучшими друзьями нам на всю жизнь.

Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для нашего села значение школы особенно велико. Она является не только образовательным учреждением, она – культурный и исторический центр.

Почему я взялась именно за такую тему? В нашей школе традиционно проходят встречи с выпускниками прошлых лет и в музее собран богатейший материал о выпускниках прошлых лет. Я задумалась, а знаю ли я историю своей школы?

Актуальность моей исследовательской работы заключается в том ,что каждый ученик должен знать историю школы, в которой учится.

Цель данного исследования – изучить историю Калмашбашевской школы и показать роль школы в истории села.

Объектом данного исследования является история Калмашбашевской школы.


Задачи исследования:

1.Изучить историю школы.

2. Краткий обзор знаменитых личностей – выпускников.

3.Школа сегодня. Традиции школы.

4.На основе отобранного материала подготовить слайдовую презентацию«История школы – страничка истории моей малой Родины»

5.Использовать данный материал для проведения классных часов, внешкольных мероприятий.

Методы:

-изучение архивных материалов, содержащихся в школьном  музее;  

- встречи с выпускниками школы;

- беседа с пенсионерами - учителями;

.



























I. Основная часть

Глава 1. Страницы жизни школы

Село Калмашбашево было основано в 1627 году выходцами Казанского уезда.

Вначале из-за политики насильственной христианизации в татарских деревнях запрещалось строить мечети, тем более школы. Несмотря на это жители села втайне от властей держали в селе молитвенный дом без минарета, тщательно его замаскировали. Там обучали детей татарской грамоте и мусульманской религии.

С конца 17 века нажим православной церкви и правительства в деле христианизации татарского населения несколько смягчился. Тогда жители села всерьез стали задуматься об открытии официальной школы. Так в 1718 году калмашбашевцы пригласили к себе жить жителя деревни Тюрюшево из рода потомственных мусульманских священников Исанбердиных, Уразмета Кудабердина, в качестве муллы и учителя малолетних детей. В том же году в селе официально была открыта первая мечеть деревни, которую позднее жители села назвали Акмечеть т.е. белая мечеть. В конце 18 века когда в Уфе была открыта татарская ратуша ( так назвали Духовное управление мусульман) появились в селе законные муллы и муэдзины(азанчей). Так в селе начали полноправную деятельность мусульманские священнослужители, которые проповедовали религию и занимались учительством. Первыми указными священнослужителями и учителями (мугалимы) Калмашбашево были дети Уразмета муллы-Мусаллям и Башир. С древнейших времен в с.Калмашбашево хорошо организовано и обучение маленьких девочек. Этим занимались жены мулл. Первые школы находились в полном содержании мирского населения. Жители села сами собирали деньги на содержание здания и на учебные пособия. Ежегодно родители детей заготавливали дрова для отопления здания школы. Они же содержали учителя, обеспечивали его припасами и деньгами. После 1819 года в селе появились еще 2 мечети. Эти мечети народ назвал «яшел мэчет» и « зэнгэрмэчет» по цвету здания. В те времена в селе появились династии грамотных мулл-учителей. Долгое время в зеленой мечети Калмашбаша обучением детей занимался Хазимуратхазрет. Позднее же он открыл медресе в селе Старые Карьявды. Дело отца продолжили его сын Минниахмет и дочери Бахия и Туташабыстай.

Другим ярким представителем мусульманского просвещения села Калмашбаш был Музаффар Бахтияров, который окончил знаменитую Каранскую медресе и работал мусульманским проповедником и учителем детей в селах Ахметово и Тамьян нынешнего Чекмагушевского района.

Он совершал хадж по святым местам в Мекку, Медину и Иерусалим. Позднее он был муллой и мугаллимом в родном селе. Его дети, продолжая дела отца, занимались обучением детей в деревнях Карьявдинской волости. Учительскую династию этих мулл - просветителей и ныне продолжают их потомки в современных школах района. В родной школе и в школах района работали правнуки Хазимуратахазрет и Музаффара хаджи. Асия НасрулловнаХанмурзина, а затем ее дочь Раушания Назифовна Хазиахметовы, также их сноха Рида РаисовнаХазиахметова продолжали дело своего знаменитого прадеда в родной Калмашбашевской школе. В этой же школе работают Зульфира Миннигалиевна, Зухра Рифгатовна и Марат Габделисламович Ахуновы – потомки Музаффара хаджи.

Крупным событием в истории просвещения села Калмашбаш стало открытие в 1910 году земской школы. В отличие от обычных мусульманских школ – мектебе, где детей обучали грамоте и основам ислама, земская школа отличалась по структуре управления и по содержанию образования. В таких школах преподавали татарский и русский языки, правописание, светские предметы и основы ислама. Но несмотря на это не изучались такие познавательные предметы как история и география.

В 1910 году в Калмашбашевскую школу набрали 25 учащихся. Преподаванием светских предметов (русский и татарские языки, правописание и т.д.) занимались учителя ГаделгирейТерегулов и АбрарГаликеев. Основам ислама обучал Тимерзян Хайруллин. Так продолжалось до Октябрьского переворота 1917 года.

После установления Советской власти школа в селе Калмашбашево продолжала существовать. В отличие от прежней школы в советской школе обучение велось по существующим реалиям .В первое время отдельного здания школы не было. Обучение детей велось в домах богачей, хозяева которых были репрессированы. Первыми учителями Калмашбашевской двухступенчатой советской школы были Минникамал и ГалиакберМазитовы.

После восстановления советского строя учителем работал Имамагзам Даутов. В нижнем конце села в доме муллы Мухаметшакира Мухаметкаримова открылась вторая школа . Первыми учителями школ были люди, окончившие прогрессивные медресе "Галия” в Уфе, " Хусаения” в Оренбурге. Много было учителей, окончивших медресе в Каргалах ( нынешний Благоварский район ), в Караново ( Чекмагушевский район ).

С 1930 года Калмашбашевская школа приняла статус начальной, а с 1934 года - семилетней. Учащиеся начальных школ деревень Калмашбашево, Кырла, Кашкарово и Старобиккино пошли учиться в пятый класс. Первым директором школы стал ФатихИмангулов. С 1938 года его заменил Абдулла Закиев. Вначале школьные классы размещались в разных домах. Под руководством А.Закиева эти дома были собраны воедино в одном участке, под одной крышей. Таким образом, школа стала приобретать современный облик.

В предвоенные годы из строительного материала двух недействующих мечетей был собран второй корпус школы. Из саманного кирпича возвели здание учебной мастерской. В те годы в нашей школе работали АглямТимергазин, Магариф Гареев, Вафа Сафин, АхатГайнетдинов, Гали Кудашев, Насима Такиянузова, Шакир Байков, Масгуда Мансурова, Маэлифа Кудоярова, Назиба и ХарисГалимовы, Гульсум Мухутдинова, Савия Юнусова, Бика Харрасова.

В годы Великой Отечественной войны Калмашбашевская семилетняя школа переживала свои трудные дни. Большинство учителей – мужчин призывались в действующую армию. Чтобы пополнить состав учителей школы, руководство Чекмагушевского РОНО направило работать учителями лучших выпускников школ района, которые впоследствии прошли курсы Кушнаренковского татарского педтехникума. Так в нашей школе оказались Афида Даутова, Мусалия Сулейманова и другие. В трудные военные годы директором школы работала Хатима Сибагатова. В школьном коллективе трудились такие педагоги, как Альфия Якупова, Фагия Даутова, Флюра Бакиева, Фария Мусина, Разина Сакаева и т.д. После войны в школу вернулись бывшие учителя – фронтовики. В разные годы в Калмашбашевской школе работали и вели патриотическую работу участники Великой Отечественной войны Абдулла Закиев, Шайхулла Рамазанов, Нурия Хасанова, Раис Шакиров, Хатмулла Булатов и другие.

В конце 50-х годов в стране было введено обязательное восьмилетнее образование. В эти годы в школе обучением детей занимались учителя, ставшие впоследствии известными в районе: ФаузияМифтахова, Маруся Давлетшина, Рева Ситдикова, Наиля Сиразова, Фанил Мансуров, Фагим Гареев, Ляля Акчурина, Зульфа Салимова, Танзиля Гареева, Салиха Шакирова, Явит Кудояров, Мансаф Миннеханов и другие.

В 1967 году Калмашбашевская школа стала средней. В середине 60-х годов на новом месте была построено кирпичное одноэтажное здание школы. В строительство нового здания школы много сил вложил директор школы АфгатНуриахметов. В 60-70 годы в Калмашбашевской семилетней школе трудились такие педагоги, как ГазимаНигманова, Салиха Шакирова, Фанузаи Шамиль Хабибуллины, Мунавара и СагитЛатыповы, Венера и Клара Гиззатовы, Нил Еникеев, Зульфия Маскова, Лена Басимова, ФагияАсрарова, Разия Кутлуева, Асия Ханмурзина, Карима Шайхуллина, Дамира Басова, Хана Агадуллина, Макмуна Нуретдинова, Мияссара Хамадиева, Зайнап Ахтямова, Рим Ибатуллин, Катиба Ситдикова, Зухра Аюпова, Радик Хамадиев.

В 70-е годы на новом месте началось строительство нового здания школы. Там же возводилось кирпичное здание школьной мастерской с кабинетами по техническому и обслуживающему труду. Школа была построена при директоре Рифе Муфазалове. Тогда же были построены квартиры для учителей. В 1970 году за долгую и успешную работу в школе учителя начальных классов нашей школы АфидаДаутова и Мусалия Сулейманова были удостоены почетного знака "Отличник просвещения БАССР”. В 70-е годы коллектив школы был пополнен новым поколением учителей. После окончания педагогических вузов в нашей школе начали трудовую деятельность такие знатные педагоги района, как Динура Султанова, Фазгар и Зайнап Маннановы, Флюра Загидуллина, Фина Булатова, Зухра Гимаева, Тавиля Давлетшина, Фанзиля и Кави Нуриевы, Зульфира Ахунова, Рима Имаметдинова, Рида Хазиахметова, Марат Ахунов, Ирек Ситдиков, Майруза Насырова. В 1981 году за достигнутые успехи в воспитании подрастающего поколения и за успехи в обучении русского языка и литературы учительница Флюра Загидуллина и учительница Кашкаровской начальной школы Фина Булатова были награждены почетным знаком " Отличник просвещения РСФСР”. Учительница математики нашей школы Фанзиля Нуриева была награждена Почетной грамотой Министерства народного образования РСФСР. За большие успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения знаками "Отличник просвещения РФ и РБ " награждены учитель русского языка и литературы Зульфира Ахунова и учитель начальных классов Рима Имаметдинова.

В 2011 году Калмашбаш отметил 100 – летней юбилей открытия школы и 210 - летие открытия мусульманской школы –медресе в деревне.

Глава 2.

Школа гордится своими выпускниками.

Калмашбашевская средняя школа вырастила многих замечательных людей. Выпускники школы успешно трудятся в производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях народного образования, здравохранения и культуры. Наша школа гордится своими славными выпускниками. Вот они:

-ШамильШахгали-известный татарский драматург, автор10 книг;

- Дильбар Булатова-писатель-прозаик;

-КамильАсраров-поэт;

-Марат Ахунов – историк;

-КамильМиннегалиев, Гуляра Арсланова- журналисты;

-Урал Закиров-врач-"Заслуженный работник РФ и РБ”;

-РунизаДаутова-учительница-"Заслуженный работник РФ и РБ”;

-Ахматхан Каримов, НурияФахретдинова-работники сельского хозяйства-"Заслуженный работник РФ и РБ”;

-Айрат Рамазанов–профессор, доктор физико-математических наук;

-Рашит Сулейманов, Ринат Гареев, Радик Ахмадеев, Гульшат Ахунова-кандидаты наук ;

-Ринат Ахунов более 40 лет является генеральным директором Башкирского производственного комбината и Председателем Башкирского Совета ВДПО;

-РамильАхунов занимает пост первого заместителя Главного Прокурора РБ;

-Рим Гареев - директор Благовещенского строительного комбината и председатель РАПО Благовещенского района;

-Ф.Басыров, Ф.Закиев, Р.Науширванов-директора леспромхозов;

- С.Гиззатуллин-главный врач центральной районной больницы;

-три директора заводов и предприятий;

-девять председателей колхозов;

-двенадцать директоров школ;

- около ста бывших учащихся выбрали профессию учителя и успешно трудятся в системе народного образования республики;

-15 учащихся окончили школу с серебряной медалью.



Глава 3. Современная школа

В настоящее время в нашей школе обучаются 96 учащихся: из них 31 учащихся – в начальном звене, 65 учащихся – в среднем и старшем звене.

Обучают детей 15 учителей. Все учителя имеют высшее образование. Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством. 2 учителя имеют высшую, 11 учителей первую квалификационные категории.

Материально – технические условия в школе позволяют эффективно организовать учебно – воспитательный процесс, внедрять современные педагогические технологии, в том числе информационно – коммуникационные. В школе имеются 11 классных кабинетов, 10 компьютеров, один компьютерный класс, выход в Интернет, в трех классах установлена интерактивная доска. В школе есть столовая, музей, спортивный зал, библиотека.

Наша школа хранит добрые традиции, заложенные предыдущими поколениями педагогов. Это и праздник первого звонка, встреча с выпускниками, ветеранами войны и тыла, вечера «А ну-ка парни», «А ну-ка девушки», Осенний бал, вечера памяти знаменитых земляков, новогодние маскарады, тимуровские команды, туристические походы, экологические субботники, спортивные соревнования.

В школе имеется музей, где накоплен богатейший материал отражающий жизнь и быт людей нашего села. Здесь разместились экспонаты домашнего обихода, предметы быта, бесценные материалы об истории села, колхоза, школы, о знаменитых людях, выходцах из нашего села. Отдельную экспозицию занимают стенды посвященные жизни и подвигам наших земляков – участников Великой Отечественной войны. Здесь жеимеется уголоко воине-интернационалисте Марате Мударисове, героически погибшего в Афганской войне.

Внеурочная деятельность школы направлена на развитие художественно-творческих способностей учащихся. В школе организовано 10 кружков, в том числе 2 спортивных . Танцевальный кружок ведется в сотрудничестве с Центром Детского Творчества. Общая занятость учащихся школы в кружках –80%.

Спорт в нашей школе всегда на 1 месте. На базе школы ежегодно проводятся республиканские и районные спортивные мероприятия такие, как соревнование по лыжным гонкам, посвященное памяти мастера спорта России по ачери-биатлону Алика Рамазанова, соревнования по волейболу среди школ района, дружеские встречи по хоккею.



















Выводы:

1.Опираясь на архивные документы школьного музея, изучила историю школы.

2.Я узнала о том, что многие выпускники нашей школы являются знаменитыми людьми.

3.Я поняла ,что школа остается значимым для села.

3.На основе всей информации я составила презентацию и выступила перед одноклассниками на классном часу.

Заключение

Проведя исследовательскую работу, я пришла к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно. Ведь история родной школы-это история своей малой Родины.

Я считаю, что поставленная в данной работе цель достигнута и задачи решены.

Мне было интересно узнать, как учились, чем занимались ученики прошлых лет. Интересно было рассматривать старинные чёрно-белые фотографии. Именно в них сохранена память.И я горжусь тем, что являюсь ученицей школы с длинной и интересной историей, продолжателем ее традиций.

Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением.

После проделанной исследовательской работы у меня появилось ещё больше гордости за свою школу.