Комитет по образованию Администрации Завьяловского района Алтайского края
МКОУ «Гоноховская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района»
Научно-исследовательская работа «Белое покрывало зимы»
Выполнил
Симоненко Вадим
ученик 2 класса
Руководитель
Жалнина Галина Ивановна
учитель начальных классов
Гонохово, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………… 3
Что такое снег?....................................................................................... 4
Свойства снега……………………………...…………………………. 4
Почему едим снег? Социологическое исследование…………………. 5
Исследования чистоты снега…………………...…………………….. 6
Заключение…………………………………………………………….. 6
Литература………………………………….......................................... 7
Что мы знаем о снеге? Задайте себе этот вопрос и попробуйте на него ответить. Причем, не на уровне эмоций (красивый, белый, искрящийся), а рассказать о его свойствах. Думается, рассказ не будет слишком длинным.
Действительно, несмотря на его распространение, реальных знаний о снеге чрезвычайно мало. Интересный исторический факт: ученые обнаружили снег на Марсе раньше, чем узнали самые простые свойства того снега, который покрывает зимой улицы, поля и леса на нашей планете.
Для нас с вами снег – это просто снег, который может быть чуть суше или влажнее, крупнее или мельче, но всегда остается только снегом.
Известно, что снег приносит большую пользу всему живому. Как шубой укрывает слой снега землю. Мне захотелось выяснить, насколько чист снег, и можно ли, не опасаясь, попробовать его на вкус . Это было интересно еще и потому, что многие мои одноклассники всегда были, не прочь есть снег несмотря на категорические запреты взрослых. А может быть, взрослые зря возмущаются, и белый снег чист и ничуть не хуже мороженного?
Именно поэтому целью данной работы является: изучение чистоты снега.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Найти и выбрать материал из литературы, Интернета по теме исследования.
Узнать, что такое снег и как он образуется.
Изучить физические свойства снега.
Выявить причины употребления снега детьми.
Опытным путём определить чистоту снега.
Сформулировать советы о вреде снега для организма человека.
Основными методами, используемыми для решения поставленных задач, являлись подбор и изучение литературы, постановка опытов, анкетирование и анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования:
Возможно, снег не так чист, как кажется на первый взгляд, так как мелкие частички пыли и грязи в твердом состоянии воды могут быть невидимы.
Участники исследования: ученики 1 класса
План проведения исследования:
Работа с информационными источниками.
Анкетирование.
Проведение эксперимента (набрать снег, растопить, зафиксировать увиденное).
Выводы.
Что такое снег?
На глобусе или на карте наша планета голубая с желтыми, коричневыми и зелеными пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, озера, реки. Вода занимает большую часть земной поверхности.Если станет холодно, температура воздуха опустится ниже 0°С, вода переходит из жидкого состояния в твердое - снег и лед.
Снег — это не что иное, как замерзшая вода. Однако в таком случае, почему же он не похож на лед?
Из словаря русского языка я узнал лексическое значение слова.
Снег – это осадки, выпадающие в виде кристалликов
Снег – это замёрзшая вода, а как мы знаем, лёд бесцветный.
Мы взяли снег и стали его рассматривать.
Исследование № 1.
Цель: Опытным путём проверить однородность сугроба.
При постепенном откапывании сугроба я заметил, что совок неравномерно входит в сугроб. Вверху снег был рыхлый, затем сугроб состоял как многослойный пирог.У самой земли он был рассыпчатый, а посередине со льдом. Я предположил, что это происходит из-за изменений температуры воздуха.
Почему едим снег?
Некоторым мамам знакома ситуация, когда ребенок, оглянувшись по сторонам, проверяя, не наблюдает ли кто-то за ним, начинает запихивать в рот только выпавший снег. Но не все знают, что это может привести не только к простуде и заболеваниям горла (т.к. снег холодный), но и более серьезным последствиям.
Социологическое исследование
Для изучения отношение одноклассников к возможности есть снег было проведено анкетирование учащихся .
АНКЕТА
Пробовали ли вы хотя бы раз в жизни есть снег? (да, нет)
Пробовали ли вы снег этой зимой (да, нет)
Чем привлекает вас снег?
Считаете, ли вы, что есть снег это безопасное занятие (да, нет).Почему?
Результат:
1. При обработке данных я убедился, что большинство детей нашего класса хотя бы раз в жизни пробовали на вкус снег. Больше половины ребят пытались делать это в нынешнем году.
2. Снег привлекает ребят потому, что «хотели пить», «жарко», большинство ответили, что снег похож на мороженое.
3. Все опрашиваемые считают, что есть снег небезопасно. 14 человек считают, что из-за снега можно заболеть, потому что он холодный. 3 ученика - «в нём есть микробы», 5 - «снег грязный»
Вывод: Меньшинство опрашиваемых первоклассников обращают внимание на то, что снег очень грязный.
Исследование чистоты снега
Я решил узнать, можно ли есть снег, выпавший на землю? Достаточно ли он чистый для этого? Где наиболее чистый снег?
Я взял чистые пакеты, совок. С одноклассниками мы набрали снега напротив входа в начальную школу, затем с боковой стороны. Третий образец мы взяли на спортивной площадке. И последний-напротив кочегарки. Высыпав в классе снег в ёмкость, мы их пронумеровали.
1 опыт. Холодный ли снег?
Понятно, что если снег замёрзшая вода, то он холодный и есть его нельзя. Это доказал термометр, который мы опустили в снег. Температура оказалась ниже 0 градусов.
Вывод: От снега можно простыть
2 опыт.
Когда снег растаял, я увидел, что вода в стаканах мутная. На воронки положил фильтры и профильтровал воду из четырёх сосудов.
Вывод: На фильтрах, через которые я пропускал воду, остался грязный осадок, сажа, волосинки и соринки
Я сделал вывод, что снег вообще нельзя есть никакой.
Близость к дороге, дым из труб домов и котельных, выхлопные газы автотранспорта способствуют загрязнению атмосферного воздуха. Снежинки по дороге к земле «собирают» пылинки, частички копоти и различные ядовитые вещества. Снег - накопитель загрязняющих веществ. Поэтому нельзя есть снег. Он белый, но не чистый!
Заключение
В ходе работы по теме «Белое покрывало зимы» я выяснил, что снег содержит множество вредных примесей, наносящих вред здоровью. Вдобавок ко всему, ветер выдувает снег с песком у здания школы с ветренной стороны. В результате в снег попадают микробы, он становится еще более грязным и опасным для здоровья. Поэтому у человека после поедания снега может возникнуть дизентерия, отравление, заражение глистами.
Наши исследования помогут задуматься детям, есть снег в следующий раз на прогулке или нет. Материалы работы можно использовать на классных часах посвященных здоровому образу жизни, на уроках окружающего мира при изучении темы «Снег», «Откуда в снежках грязь?» для самостоятельного изучения.
Литература:
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – Москва.: Просвещение, 2010.
Интернет.
http://www.abrud.org/tvorchestvo/sofer_zima.htm