СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Игры наших родителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Игры наших родителей" по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Игры наших родителей"»

Содержание

Введение __________________________________________2

  1. История возникновения народных игр _______________3

  2. Анкетирование родителей__________________________4

  3. Результаты анкетирования__________________________5

  4. Описание некоторых игр___________________________9

    1. Игры для улицы________________________________9

    2. Игры в доме___________________________________11

Заключение_________________________________________12

Литература_________________________________________13




















Введение

Родители, когда видят, что мы сидим у телевизора или за компьютером, говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни DVD, ни игровых приставок, ни планшета, ни смартфона не было, а по телевизору шел один канал, и любимой передачей была программа «В гостях у сказки», которая шла только в субботу. Все остальное свободное время они играли с друзьями, а то и всей улицей.

По мнению наших родителей, самым замечательным и полезным способом развлечения является игра. Мы, чаще всего, играем в компьютерные игры, а в подвижные коллективные игры - только на уроках физкультуры, редко – с друзьями на улице. И нам стало интересно, в какие же игры играли наши родители? Как и откуда вообще появилась игра? Почему сейчас наше поколение мало играет на улице с друзьями?

Целью нашей исследовательской работы является изучение игр, в которые играли наши родители.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Разработать вопросы для анкетирования родителей.

2. Провести анкетирование родителей.

3. Выявить, в какие игры играли мамы и папы на улице и в помещении.

4. Изучить литературу по данной теме.

5. Дать описание некоторым играм.

Объектом исследования являются игры наших родителей.

Предмет исследования – содержание игр, в которые играли наши мамы и папы.

Методы исследования - при написании работы мы использовали данные анкетирования, рассказы мам и пап об играх их детства; находили историю возникновения игр в книгах, обращались к сети Интернет.

Актуальность исследования игр наших родителей велика, так как на земле нет ни одного человека, который не любил бы играть. Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра учит нас не сдаваться, не скисать от неудач. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально


  1. История возникновения народных игр

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.

Подвижные игры возникли еще у первобытных людей (6-8 века). Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность).

Ещё в Лаврентьевской летописи (12 век), в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.

На территории Древнего Новгорода (10-13 век) при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.

Известный русский исследователь народных игр 19 века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У римлян «игра» означало радость, веселье. У немцев слово «игра» означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.

Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!

Наших родителей специально игре никто не учил. Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.

Сейчас же детей на улицах села мало. В нашем селе детей стало намного меньше, чем раньше. Очень жаль, но некоторые игры были со временем забыты.


  1. Анкетирование родителей

Для того чтобы узнать в какие игры играли наши родители, нами была разработана анкета для родителей. Туда мы включили следующие вопросы:

  1. В каких годах проходило Ваше детство?

  2. В какие игры Вы играли? (перечислите названия игр по сезонам).

  3. С кем Вы играли? Сколько обычно человек играло вместе с Вами?

  4. В какие игры Вы играли дома (в помещении), а в какие – на улице?

  5. Как различались виды игр по возрасту (названия): детские, подростковые, юношеские?

  6. Какие качества характера развивали у Вас игры? (игра – качества; желательно игры и на улице, и в помещении)

  7. Опишите 2 игры (одну – для помещения, вторую – для улицы): содержание (как играть), условия (правила), оборудование к игре (какие предметы использовали для игры).

В анкетировании приняли участие 14 родителей.

При заполнении анкеты, нашим родителям пришлось погрузиться в воспоминания своего детства. Было интересно слушать о том, как и где они играли, с кем играли, где наши мамы «добывали» посуду для игры в «Клетку» или ткань для пошива одежды для кукол, как им потом доставалось за это от родителей. Как папы делали лаптушки и шаровки для игр «Лапта» и «Клёк». Вспомнили интересные случаи, которые произошли с ними или друзьями во время игр. Вспомнили детей со своей улицы, с которыми они играли. Было очень интересно слушать эти воспоминания.


  1. Результаты анкетирования

Обработав полученные данные анкет, мы получили такие результаты.

    1. Детство наших родителей проходило:

Годы, когда проходило детство

Количество ответивших

60-е годы 20 века

1

70-е годы 20 века

2

2 половина 70-х, 80-е годы 20 века

3

80-е годы, начало 90-х годов 20 века

4

2 половина 80-х, 90-е годы 20 века

4


    1. На вопрос о том, с кем играли и сколько обычно человек играло с Вами, родители ответили так:

на улице:

С кем играли и сколько человек играло

Количество ответивших

Играли всей улицей (от 5 до 15-16 лет)

11

Со сверстниками (5-6 человек)

1

В основном с мальчишками своей улицы

1

С сестрами и соседками

1


в помещении (дома):

С кем играли и сколько человек играло

Количество ответивших

С девочками в «Дочки-матери» (не более 5 человек)

3

Играли: с друзьями (3-4 человека), с братьями и сестрами, с родителями (в шашки, русское лото, настольный хоккей, «Города» др.).

8


Дома не играли, только на улице

1

Одни в тетрис, кубик-рубик, игровую приставку «Денди»

2


    1. В какие игры Вы играли на улице и дома (перечислите по сезонам)?

сезон

Игры на улице

Игры дома

зима

«Царь горы»

«Снежный бой» (снежки)

Строили окопы и пещеры

Катались на лыжах, санках, коньках.

«Дочки-матери»

«В школу»

«Прятки»

«Города»

«Морской бой»

«Море волнуется раз…»

Шашки

Настольный хоккей

Русское лото

Детское домино

«Разрезные открытки»

Тетрис

Кубик-рубик

Игровая приставка «Денди»

весна

Делали кораблики из подручного материала и пускали по ручьям. А когда грязь высыхала, то играли в «летние» игры на поляне. В конце мая собирались за огородами, чтобы ловить майских жуков.


«Дочки-матери»

«В школу»

«Прятки»

«Города»

«Морской бой»

«Море волнуется раз…»

Шашки

Настольный хоккей

Русское лото

Детское домино

Тетрис

Кубик-рубик

Игровая приставка «Денди»

лето

«Прятки»

«Жмурки»

«12 палочек»

«Красный-синий» (как вариант «Красный-белый»

«Догонялки» или «Башики»

«Штандер»

«Глухой телефон»

«Колечко-колечко»

«Вы поедете на бал?»

«Краски»

«Лапта»

«Клёк»

«Кондалы-раскондалы»

«В козла»

Волейбол

Пионербол

Футбол

«В картошку»

«Башики на воде»

«Резиночка»

«Фанты»

«Утки-охотники»

Девочки играли «В клетку», прыгали на скакалке, играли в «Классики».

Мальчики играли в «Войнушки», играли с самодельными машинками.

Дома играли только тогда, когда на улице шел дождь. Игры были те же самые, что и в другие сезоны.

осень

В светлое время суток играли в те же игры, что и летом.

«Дочки-матери»

«В школу»

«Прятки»

«Города»

«Морской бой»

«Море волнуется раз…»

Шашки

Настольный хоккей

Русское лото

Детское домино

«Разрезные открытки» Тетрис

Кубик-рубик

Игровая приставка «Денди»


    1. Как различались виды игр по возрасту (названия): детские, подростковые, юношеские?



Все родители на этот вопрос ответили примерно одинаково. Подвижные игры по возрасту не различали, играли все, кто хотел. Дети более младшего возраста учились играть в процессе игры или наблюдая за действиями старших. В волейбол, пионербол и футбол играли те дети, у которых хватало сил и умений. В игре «В школу» старший ребенок всегда был «учителем», а младшие – «учениками». А в такие игры как «Лапта» и «Клёк» с детьми играли и мужчины.


    1. Какие качества характера развивали у Вас игры?

Наши родители ответили, что игры, в которые играли на улице, развивали у них ловкость, быстроту бега, меткость, стремление победить. Развивали уверенность в себе, сдержанность, терпение, учили общаться. Игры, в которые играли дома, развивали внимание, воображение, мышление, память, пополняли словарный запас и расширяли кругозор. Но, самое главное, все игры учили быть добрыми, отзывчивыми, честными, заботливыми, учили сопереживать за других, готовили к будущей взрослой жизни.


  1. Описание некоторых игр

Ниже мы приведем описание игр, в которые теперь играют редко или совсем не играют. А у наших родителей они были любимыми.

4.1. Игры для улицы

«Царь горы»

В эту игру играли зимой. Для игры нужна была небольшая горка. Выбирали «Царя горы», а остальные были «хомяки». «Царь горы» забирался на горку. «Хомякам» нужно было захватить горку, а «Царь горы» должен быть защищать свою территорию. Тот «хомяк», которому удастся захватить территорию, становился «Царем горы». Игра повторялась снова.


«Лапта»

Эта игру описал нам папа, чьё детство проходило в 60-х годах прошлого столетия. Другие родители, чьё детство проходило позже, тоже играли в эту игру. В наше время мы ее не встречали.

Для этой игры каждый готовил для себя «лаптушку», досочку в виде лопатки размером с тетрадный лист и ручкой посередине. Еще нужен был небольшой мячик.

На поляне вычерчивают лунки в ряд. Перед началом игры игроки каждый по очереди набирают очки, подбрасывая «лаптушкой» мяч. Кто набрал меньше очков, тот и галит1 . Игроки расходятся по лункам, галящий игрок должен на расстоянии 10 шагов выбить игрока в лунке. Галящий сам выбирает, кого будет выбивать. Его задача – попасть мячом в игрока, а игрок должен отбить мячик «лаптушкой» как можно дальше. Если галящий попал в игрока, то тот становится галящим. Если не попал, то снова пытается кого-то из игроков выбить.

В эту игру с детьми играли и взрослые мужчины.


«Фанты»

Для игры в эту игру собиралось не менее 10 человек. У каждого был свой фант (обычно фантик от конфеты). Выбирался водящий. Игроки становились в круг, а водящего садили в центр круга. Фанты отдавали одному игроку, который стоял за спиной водящего. Тот брал фант и задавал вопрос водящему: «Что этому фанту сделать?». Водящий говорил задание для фанта. Задания, обычно, были творческие: рассказать стих, спеть песню, прокукарекать, рассказать анекдот, пробежать какое-то расстояние и др.


«12 палочек»

Для игры понадобятся 12 палочек. Палочки укладывают на «катапульту» - небольшую доску, положенную серединой на бревнышко. Палочки укладывали на один край «катапульты».

Игра начиналась с выбора водящего. Для этого использовали считалку. Водящий закрывает глаза, считает до 5. В это время кто-то один наступает ногой на другой край «катапульты», чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Пока водящий ищет и собирает 12 палочек, остальные игроки прячутся. Затем водящий начинает искать спрятавшихся игроков. Если он кого-то увидел, то кричит его имя и бежит к палочкам, чтобы их коснуться – «застукать» этого игрока. Если он успевает это сделать, то тот, кого назвали, становиться водящим в следующей игре. Если игроки во время игры успевают незаметно добежать до «катапульты», то снова наступают ногой, чтобы палочки разлетелись. Водящий заново собирает палочки и ищет спрятавшихся игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «застуканы» все игроки.

«В клетку»

В эту игру играют девочки.

Само название игры имеет исторические корни. В словаре В.Даля дается такое толкование: клеть – жилая холодная половина избы или отдельная избушка без печи; тесное помещение, клетушка.

Девочки собирали разную посуду и строили около дома «клетку» - комнату-кухню. Там они «готовили еду» из того, что было под рукой (вода, почва, растения), «кормили» своих подружек, кукол, мыли посуду, т.е. играли «в семью» подражая взрослым.

    1. Игры в доме

«Разрезные открытки»

Эта игра похожа на современные пазлы.

Для игры разрезали несколько открыток на 4-6 частей. Все части перемешивали и делили между участниками игры равными частями. Цель игры – первому собрать открытку. Участники во время игры могли обмениваться деталями между собой. Кто первый соберет, тот и выиграл.

«Города»

Для этой игры расчерчивали тетрадный лист на колонки. названия колонок были такими: имя женское, имя мужское, город, река(море), растение, животное, песня, название фильма и т.д.

Один из игроков с закрытыми глазами ставил ручку на газету. На какую букву он попал, с этой буквы и должны начинаться слова в колонках. Как только все участники заполняли колонки, начинали проверять. За правильные ответы ставили очки. Если у игрока слово ни с кем не совпало, то ему давали большее количество очков. Тот игрок, у кого все колонки заполнены и меньше всего совпадений с другими игроками, и выигрывал.


Заключение

В ходе исследования мы познакомились с историей возникновения игр, узнали, в какие игры играли наши родители. Мы выявили, что все дети и во все времена очень любили и любят играть.

Многие игры наших родителей остаются любимыми у детей нашего поколения: «Жмурки», «Прятки», «Штандер», «Утки-охотники» и другие. До сих пор играют в такую игру как «Клёк». Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила.

Некоторые неизвестные игры мы уже разучили с одноклассниками, а некоторые остались неизученными, так как их необходимо проводить на свежем воздухе. Как только наступит теплое время года, мы обязательно постараемся научиться играть в такие игры, как: «12 палочек», «Фанты», «Вы поедете на бал?», «Краски».

В дальнейшем мы планируем изучить игры и игрушки наших бабушек и дедушек.

Литература

  1. Словарь В.Даля. http://dal.sci-lib.com/

  2. Тимошина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 64с.




1 Слово «галит» означало водит, т.е. быть водящим в игре.

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!