СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа: Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке».Эту работу можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, внеклассной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»»

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА  «Имена прилагательные  в «Сказке о рыбаке и рыбке»  в рамках предмета  русский язык, литературное чтение

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» в рамках предмета русский язык, литературное чтение

Русский   язык   - это прежде всего    Пушкин   — нерушимый причал   русского   языка .   Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький.   ...   Тургенев И. С.  

Русский   язык   - это прежде всего  

Пушкин   — нерушимый причал   русского   языка .

Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький.   ...   Тургенев И. С.  

Паспорт проекта

Цель исследования: Глубже познакомиться с произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

• Научиться работать с текстом.

• Расширить свой словарный запас, разнообразить речь.

• Найти в тексте имена прилагательные, которые употреблены вместе с

именами существительными, установить, как они между собой связаны.

• Найти в тексте имена прилагательные, употреблённые в переносном

значении.

• Найти в тексте имена прилагательные, к которым можно подобрать

синонимы и антонимы.

• Найти в тексте сказки устаревшие слова.

Гипотеза: Думаю, что если мы будем больше читать таких произведений, то

расширим свой словарный запас, будем больше знать, появится интерес к

поэзии, будем умело различать справедливость, добро, зло.

Научимся делать соответствующие выводы.

Предмет исследования: Сказка

Задачи: • Проанализировать художественные образы произведения.

• Развивать внимание, самостоятельность, логическое мышление, умение правильно и точно использовать в речи имена прилагательные.

• Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина, интерес к поэзии, к языку, к сказке.

• Воспитывать нравственно- эстетические качества личности, чувство доброты, справедливости.

План   Перечитать сказку А.С.Пушкина. Найти имена существительные, употреблённые с именами прилагательными. Подобрать имя прилагательное к имени существительному. Записать составленные имена существительные. Записать имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. Записать устаревшие формы слов. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы. Оформить проект. Сделать вывод. Представить проект для защиты.

План

Перечитать сказку А.С.Пушкина.

Найти имена существительные, употреблённые

с именами прилагательными.

Подобрать имя прилагательное к имени

существительному.

Записать составленные имена существительные.

Записать имена прилагательные, употреблённые

в переносном значении.

Записать устаревшие формы слов.

Выбрать и записать имена прилагательные,

к которым можно

подобрать синонимы и антонимы.

Оформить проект.

Сделать вывод.

Представить проект для защиты.

Словосочетания дорогая душегрейка ветхая землянка целое царство золотые перстни золотая рыбка парчовая кичка разбитое корыто  усердные слуги сварливая баба морская трава красные сапожки вольная царица великое чудо человечий голос печатный пряник синее море ласковое слово заморские вины грозная царица

Словосочетания

дорогая душегрейка

ветхая землянка

целое царство

золотые перстни

золотая рыбка

парчовая кичка

разбитое корыто

усердные слуги

сварливая баба

морская трава

красные сапожки

вольная царица

великое чудо

человечий голос

печатный пряник

синее море

ласковое слово

заморские вины

грозная царица

Прилагательные в переносном значении чёрная буря сердитые волны прямой простофиля золотая рыбка

Прилагательные в переносном значении

чёрная буря

сердитые волны

прямой простофиля

золотая рыбка

Формы устаревших слов   Чупрун Кичка Землянка  Корыто Очи

Формы устаревших слов

Чупрун

Кичка

Землянка

Корыто

Очи

Формы устаревших слов Душегрейка   Палаты

Формы устаревших слов

Душегрейка

Палаты

Синонимы   ветхая - старая ласковое – хорошее разбитое – сломанное заморская - иностранная

Синонимы

ветхая - старая

ласковое – хорошее

разбитое – сломанное

заморская - иностранная

Антонимы  НЕВЕЖА - УЧЕНЫЙ, ГЕНИЙ   ЧУДО – ОБЫДЕННОСТЬ ПОМУТИЛОСЬ МОРЕ – ПРОСВЕТЛЕЛО МОРЕ ПУЩЕ – МЕНЬШЕ, СЛАБЕЕ СВЕТЕЛКА – ПОДВАЛ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ПОГРЕБ ЗЕМЛЯНКА – ДОМ, ДВОРЕЦ ПРОСТОФИЛЯ – СКРЯГА ПОДЕЛОМ – НЕСПРАВЕДЛИВО, НЕЗАСЛУЖЕННО СВАРЛИВАЯ – НЕЖНАЯ, ЛАСКОВАЯ БРАНИТЬСЯ – МИРИТЬСЯ ДУРАЧИНА – УМНИЦА ВЕТХАЯ – НОВАЯ КЛИКАТЬ – МОЛЧАТЬ БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ – ПОУМНЕЛА СТАРЧЕ – МОЛОДЕЦ ЗАБРАНИЛА – ЗАХВАЛИЛА КИЧКА – ПЛАТОК ЧУПРУН – ЛЫСИНА

Антонимы

НЕВЕЖА - УЧЕНЫЙ, ГЕНИЙ

ЧУДО – ОБЫДЕННОСТЬ

ПОМУТИЛОСЬ МОРЕ – ПРОСВЕТЛЕЛО МОРЕ

ПУЩЕ – МЕНЬШЕ, СЛАБЕЕ

СВЕТЕЛКА – ПОДВАЛ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ПОГРЕБ

ЗЕМЛЯНКА – ДОМ, ДВОРЕЦ

ПРОСТОФИЛЯ – СКРЯГА

ПОДЕЛОМ – НЕСПРАВЕДЛИВО, НЕЗАСЛУЖЕННО

СВАРЛИВАЯ – НЕЖНАЯ, ЛАСКОВАЯ

БРАНИТЬСЯ – МИРИТЬСЯ

ДУРАЧИНА – УМНИЦА

ВЕТХАЯ – НОВАЯ

КЛИКАТЬ – МОЛЧАТЬ

БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ – ПОУМНЕЛА

СТАРЧЕ – МОЛОДЕЦ

ЗАБРАНИЛА – ЗАХВАЛИЛА

КИЧКА – ПЛАТОК

ЧУПРУН – ЛЫСИНА

Автор живописно описывает картины природы:  неспокойно  синее море, помутилося синее море, почернело синее мор е.  Также имена прилагательные помогают А.С. Пушкину выразительно передать и описать гнев золотой рыбки, внешний вид, наряды, жильё главных героев, характеры людей:  Старуха вздурилась, сварливая баба - говорит он о жадной бабе, А старик у него добрый и уважительный , он с поклоном, уважительно обращается к рыбке: «Смилуйся, государыня рыбка!»
  • Автор живописно описывает картины природы:
  • неспокойно синее море, помутилося синее море, почернело синее мор е.
  • Также имена прилагательные помогают А.С. Пушкину выразительно передать и описать гнев золотой рыбки, внешний вид, наряды, жильё главных героев, характеры людей:
  • Старуха вздурилась, сварливая баба - говорит он о жадной бабе,
  • А старик у него добрый и уважительный , он с поклоном, уважительно обращается к рыбке:
  • «Смилуйся, государыня рыбка!»