СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Карманные деньги школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

После школы многие одноклассники тратят карманные деньги. Тратят они свой капитал совершенно бездумно, на различные мелочи и без остатка. Я считаю, что проблема рационального расходования карманных денег школьниками является актуальной. От того, насколько грамотно человек тратит денежные средства, во многом зависит, сможет ли он достичь поставленных целей в жизни. Это и определило тему моей работы.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что её результаты легли в основу составленных нами рекомендаций для младших школьников по разумному расходованию карманных денег.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Карманные деньги школьника"»


Международная научно-практическая конференция

«Мир глазами детей» (1-4 кл.)






Карманные

деньги школьника




Автор: Зарубин Илья, Александрович

3 класс, МБОУ «Лицей №20»

Руководитель: Крутская Тамара

Александровна, Почетный работник

общего образования РФ, учитель

начальных классов высшей категории, МБОУ «Лицей №20»










г. Междуреченск

ОГЛАВЛЕНИЕ















  1. Введение

В нашем классе у многих ребят имеются карманные деньги. После школы многие озадачены тем, как их потратить. У меня создалось впечатление, что тратят они свой капитал совершенно бездумно, на различные мелочи и без остатка. Я считаю, что проблема рационального расходования карманных денег школьниками является актуальной. С простых действий и привычек начинается путь к успеху. От того, насколько грамотно человек тратит денежные средства, во многом зависит, сможет ли он достичь поставленных целей в жизни. Это и определило тему моей работы.

Цель работы: изучение процесса использования карманных денег школьниками.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Найти и изучить материал по теме исследования.

  2. Провести социологический опрос учащихся в классе с целью наличия и траты карманных денег.

  3. Разработать рекомендации для школьников по разумному использованию карманных денег.

  4. Проанализировать процесс использования карманных денег обучающимися класса, обобщить полученные данные и сделать выводы.

Объект исследования: карманные деньги.

Предмет исследования: процесс использования карманных денег школьниками.

Методы исследования: изучение литературных источников, газет, статей в сети интернет, анкетирование, обобщение и анализ.

Гипотеза: я предполагаю, что многие младшие школьники не рационально могут расходовать карманные деньги.



II. Основная часть

2.1. Деньги и их функции

В толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой мы нашли следующее определение понятия «деньги» - металлические монеты и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости товаров и средством платежа. [5] В учебнике по обществознанию для 7 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова дается следующее определение термину «деньги» - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. [4] Деньги играют важную роль в жизни общества.

Принято выделять пять важнейших функций денег: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство накопления, мировые деньги.

В функции мера стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько их нужно иметь, чтобы купить какой-либо товар.

Деньги как средство платежа пришли на смену бартеру. В отличие от меры стоимости тут деньги должны присутствовать реально, их нужно передавать из рук в руки. В роли посредника при обмене деньги выступают мимолетно, поэтому иногда бумажные деньги заменяю кредитными.

Как средство платежа деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и т.д.

С давних времен деньги способны выступать в роли сокровищ – так появляется функция средство накопления. Хранить деньги можно где угодно: в банке, дома. Выбор за владельцем денег. Деньги как средство накопления позволяют осуществить различные планы.

Деньги как всеобщее платежное средство существуют и в международных связях. Это мировые деньги. С их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам. В прошлом мировые деньги выступали в виде золотых монет и слитков.

Таким образом, деньги играют важную роль в нашей жизни. Без них очень трудно прожить, зато при их наличии многое становится доступным. Принято выделять пять важнейших функций денег: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство накопления, мировые деньги. Деньги как средство накопления позволяют осуществить различные планы, достичь поставленных целей в жизни.

2.2. Карманные деньги школьника: «за» и «против»

Существует несколько определений понятия «карманные деньги». В нашей работе, мы рассматриваем что, это определенная сумма, выдаваемая родителями ребенку на мелкие расходы.

Мнения специалистов по вопросу выдачи карманных денег школьникам расходятся. Одни убеждены в том, что выдавать наличные детям необходимо, другие придерживаются противоположной точки зрения.

Противники карманных денег уверены, что постоянная выдача провоцируют бездумные траты, создает условия для лишних соблазнов и не может научить ценить денежные средства.

Семейный психолог Елизавета Филоненко убеждена в том, что карманные деньги в жизни ребенка играют психологическую роль. Их наличие не учит детей бережливости, а только позволяет чувствовать себя самостоятельным и независимым среди сверстников. [11]

В пользу карманных денег отечественные авторы выдвигают следующие аргументы: ребенок чувствует себя полноценной личностью, учится самостоятельно и ответственно тратить свой капитал, рассчитывать свой бюджет, предвидеть последствия своих поступков.

Безрукова В.С. в энциклопедическом словаре педагога говорит о том, что цель выдачи карманных денег – не просто удовлетворить определенные потребности ребенка, а научить его правильному отношению к деньгам, должным образом распоряжаться полученными средствами. По мнению Безруковой В.С. дети, расходуя предоставленные бюджетом семьи деньги, учатся чувствовать «приход» и «расход», «жить по средствам», планировать покупки. [1]

Зарубежные исследователи считают, что карманные деньги являются хорошим тренажером финансовой самостоятельности для детей, они формирую у ребенка «покупательские навыки», самостоятельность, независимость.

На наш взгляд, наиболее аргументированной и убедительной является точка зрения тех авторов, которые считают, что карманные деньги школьникам необходимы. Просто родителям при выдаче карманных денег необходимо придерживаться определенных правил. Михаил Мордасов в статье «Карманные деньги. Как научить ребенка распоряжаться финансами?» рекомендует:

1. денег должно быть не слишком много, но достаточно для нескольких мелких покупок;

2. давать деньги не крупной купюрой, а комбинацией мелких купюр и мелочи – чтобы ребенок мог часть положить в копилку;

3. всегда интересоваться, на что ребенок собирается тратить деньги;

4. подстегивать желание накопить более крупную сумму на серьезную покупку;

5. не добавлять деньги раньше положенного срока, если ребенок уже потратил их;

6. не требовать отчета о потраченных средствах в ультимативной форме, стараться делать это как можно деликатнее, ведь это личные финансы ребенка. [12]

Вопрос, стоит или не стоит давать ребенку деньги на карманные расходы, во многих семьях решается положительно. Большинство родителей понимает, что карманные деньги для подрастающих детей — важный момент воспитания в них бережливости, умения распределять расходы, чувствовать некоторую свободу, самостоятельность и независимость.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что наличие карманных денег у ребенка влияет на формирование различных качеств личности, таких как самостоятельность, независимость, ответственность, кроме этого развивается умение планировать свою деятельность и оценивать свои возможности. Карманные деньги могут быть хорошим инструментом обучения детей управлению своим капиталом, но только в том случае, когда выдача денежных средств сочетается с обсуждением финансовых вопросов в семье. 2.3. Обучение школьников рациональному распоряжению

карманными деньгами.

Секреты обращения с деньгами необходимо знать не только взрослым, но и детям. Как известно, отношение человека к разным вещам, в значительной степени, формируется в детстве. Поэтому с малых лет необходимо учить детей правильно относиться к деньгам, знать им цену и разумно тратить.

В современных российских школах нет дисциплин, обучающих младших школьников навыкам обращения с денежными средствами. Решение данной проблемы ложится на плечи родителей, которые порой и сами не знают, как правильно распорядиться семейным бюджетом.

По мнению психологов, лучше всего управляют финансами те, кто научился этому еще в детстве в собственной семье. Поэтому родителям необходимо приложить усилия и не пускать на самотек такое важное дело, как навык управления личными деньгами.

Прежде всего, необходимо научить школьника финансовому планированию. Составление личного бюджета позволяет оценить имеющиеся и необходимые ресурсы, а также научит ребенка ставить перед собой финансовую цель. (Приложение № 1)

Самая большая проблема большинства людей, испытывающих финансовые трудности – отсутствие контроля расходов. Денежный контроль необходим, так как он позволят отслеживать траты и если необходимо оптимизировать их. Необходимо учить ребенка планировать свои расходы, не тратить больше чем есть, правильно распределять деньги на все свои нужды.

Разумные траты – одно из важных правил распоряжения личными финансами. Здесь можно выделить несколько моментов:

  1. Не переплачивать. Финансово-грамотный человек никогда не будет переплачивать за какой-либо товар или услугу, он будет находить возможности приобрести её по оптимальной цене.

  2. Жить по средствам. Расходовать личные финансы только на те товары и услуги, на которые уже заработали, и которые действительно нужны.

  3. Следовать своим целям. Покупать только те товары, которые необходимы, не совершать «случайных» покупок.

  4. Контролировать эмоции. Не совершать никаких трат под влиянием эмоций.

Для чего необходимы все вышеперечисленные способы управления финансами? Для того, чтобы высвободить свободные финансовые ресурсы и направить их в накопления. Специалисты советуют взрослым сберегать 20% в месяц от полученного заработка, школьникам можно откладывать до 50% карманных денег, так как все ежемесячные обязательные расходы несут за них родители.

Таким образом, можно сделать вывод, что сам факт получения ребенком карманных денег, не является формулой его будущего финансового успеха. Необходимо, чтобы он научился финансовой ответственности и в этом ему может помочь обучение рациональному использованию карманных денег.









  1. Практическая часть

    1. Особенности управления личными деньгами младших школьников

Для того чтобы выяснить, как младшие школьники управляют своими личными (карманными) деньгами, была составлена анкета (Приложение №2). В исследовании приняли участие школьники 9-10 лет, всего 21 человек. Проанализировав данные, мы выяснили, что 49 % респондентов получают карманные деньги на регулярной основе, 42 % - деньги получают не регулярно, у 9 % - выдача карманных денег не практикуется.


На вопрос, часто ли вы получаете карманные деньги, были получены следующие ответы: 17% - каждый день, 22% - один раз в неделю, 11% - раз в месяц, 50% - получают деньги по просьбе.

В основном сумма получаемая школьниками не превышает 100 рублей (55%). 20% указывает сумму от 100 до 500, 25% – от 500 до 1000 рублей. Но здесь необходимо уточнить, что в основном карманные деньги школьники получают нерегулярно.

Большинство опрошенных тратят все карманные деньги, не откладывая в копилку, лишь 28% ребят делают накопления.

Основное предназначение карманных денег, по мнению детей, потратить на канцелярские товары (35%), на свое увлечение (35%), подарки, игры, сладости (30%).

На вопрос «Хватает ли тебе карманных денег?» больше половины опрошенных ответили «нет» или «не всегда», и лишь 40% указали, что им достаточно тех денежных средств, которые им выдают родители.

Причины, по которым школьникам не достаточно денег различны. 24% - указывают на то, что им «многое хочется приобрести», 14% - не умеют планировать свои покупки, 10% - не сравнивают свои доходы и расходы, 5% - получают мало денег от родителей.

Расход карманных денег родители контролируют у 48% обучающихся, у 23% - контроль осуществляется, но не всегда, у 29% - контроль отсутствует. Учитывая то, что у детей бывают значительные суммы денег на карманные расходы, отсутствие контроля со стороны родителей непозволительно.

На вопрос «Беседуют ли с тобой родители о том, как лучше распорядится деньгами?» 50% респондентов дали отрицательный ответ.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство респондентов имеют возможность самостоятельно управлять денежными средствами. Не все ребята следуют главному правилу управления деньгами – их накоплению. Карманные деньги тратят на мелочи, без остатка. Не ведут учета своих финансов и, как следствие, указывают на их недостаток. Родители не всегда объясняют, как правильно распоряжаться личными финансами. Не осуществляют постоянного контроля за использованием денежных средств. Я разработал для них рекомендации (Приложение 3).




    1. Рекомендации младшему школьнику по разумному использованию карманных денег

  1. О чем мечтаешь ты? Может быть, это велосипед или компьютер? Поставь перед собой финансовую цель. Узнай её стоимость.

  2. Возьми свои деньги под контроль. Составь свой бюджет. Планируй расходы заранее.

  3. Скажи «да» сбережениям, копилкам. Специалисты советуют взрослым сберегать 20% в месяц от полученного заработка, но ты можешь сберегать до 50% карманных денег, так как все ежемесячные обязательные расходы за тебя несут твои родители. Также откладывай все деньги, которые приходят к тебе неожиданно и незапланированно (подарки).

  4. Скажи «нет!» эмоциональным покупкам. Собираешься купить понравившуюся вещь? Не спеши! Лучше отложи покупку на пару дней. Это даст тебе возможность понять, так ли уж нужно тебе именно эти приобретение. Не покупай товар в первом попавшемся месте.

  5. В магазин – со списком. Собираясь в магазин, напиши список необходимых вещей, подсчитай приблизительно стоимость покупок и возьми с собой именно эту сумму денег.

  6. Скажи «нет!» мелочам. А знаешь ли ты, что покупка велосипеда меньше сказывается на бюджете, чем регулярные шоколадки, книжки в дорогу, перекусы на прогулке, кофе из автомата, жвачки и прочее? Все эти мелочи регулярно и настойчиво крадут очень много денег из бюджета. Как правило, от всего этого можно отказаться. Всегда хочется пить на прогулке? Бери с собой небольшую бутылочку воды. Часто покупаешь книжки, журналы? Обзаведись электронной «читалкой», она окупается очень быстро.

  7. Не забывай брать чеки в магазине, ведь большинство товаров можно вернуть по чеку в течение двух недель.

  8. Не проси своих родителей давать тебе каждый день карманные деньги. Такие суммы быстро расходуются.

  9. В случае приобретения крупной покупки посоветуйся с родителями.

  10. Не носи с собой все накопленные тобой деньги. Не говори о накопленных деньгах посторонним людям.

  11. Не давай чужим людям свои деньги, даже если они обещают отдать.

Как утверждал Крис Дэвис, президент Davis Funds и проницательный мыслитель, «деньги имеют значение, но еще большее значение имеет результат управления деньгами». Применяя в жизни эти простые способы, ты научишься планировать, анализировать, экономить и сберегать свои деньги. Они станут тебе подконтрольны.






















  1. Заключение

Таким образом, выдвинутая мною гипотеза, что многие младшие школьники не рационально могут расходовать карманные деньги, полностью подтвердилась. Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Управление личными финансами включает не только вопросы планирования, экономии, накопления денежных средств, но также предполагает защиту от инфляции и инвестирование.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что её результаты легли в основу составленных нами рекомендаций для младших школьников по разумному расходованию карманных денег. Данный материал может быть использован на тематических классных часах.

С простых действий и привычек начинается путь к успеху, поэтому хотелось бы, чтобы у младших школьников вошло в привычку грамотно распоряжаться деньгами.
















  1. Список используемых источников и литературы

  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) – Екатеринбург, 2000.

  2. Белый К. Как распоряжаться деньгами правильно? [Электронный ресурс],- http://fingeniy.com

  3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей[Электронный ресурс],- http://moneykids.ru/

  4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л. Ф. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2013. — 159с.

  5. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь [Электронный ресурс], - http://enc-dic.com/efremova/Dengi

  6. Карнаухов Е. Блог о финансовой грамотности и личной эффективности. Инвестиции и Управление Капиталом [Электронный ресурс],- http://intellektfinance.ru

  7. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. Материалы для родителей — М.: Вита - Пресс, 2014. — 64с

  8. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся 5-7 классов [Электронный ресурс],- https://fmc.hse.ru/about

  9. Смирнова Н. Финансовая грамотность для детей и подростков [Электронный ресурс],- http://easyfinance.ru/

  10. Щеголькова Л. Красивая и Успешная [Электронный ресурс],- сайт www.sympaty.net

  11. Филоненко Е. Карманные деньги [Электронный ресурс],- http://moneypapa.ru

  12. Мордасов М. Карманные деньги. Как научить ребенка распоряжаться финансами? [Электронный ресурс],- http://smart-course.ru




  1. Приложения

Приложение № 2

Планирование личного бюджета

Запланированный бюджет в начале месяца

Что получилось в итоге в конце месяца



Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Карманные деньги

500

Покупка журнала

55

Карманные деньги

500

Покупка журнала

110

Подарки

200

Накопле -

ния

400

Подарки

500

Накопле - ния

400



Сладости

0



Сладости

200

Всего

700

Всего

455

Всего

1000

Всего

710


Профицит бюджета составил 290 рублей, эти деньги можно отложить, таким образом, быстрее достичь своей финансовой цели.















Приложение № 3

Анкета «Карманные деньги»

  1. Имеешь ли ты карманные деньги на мелкие расходы?

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

  1. Как часто ты получаешь деньги на карманные расходы?

А) Каждый день

Б) Раз в неделю

В) Раз в месяц

Г) Когда попрошу

Д) Свой вариант________________________________

3. Какую сумму ты обычно получаешь на карманные расходы?

А) 50 -100 рублей

Б) 100 -200 рублей

В) 200 – 500 рублей

Г) 500 -1000 рублей

Д) Свой вариант______________________________

4. Ты копишь карманные деньги на какую-нибудь дорогую вещь?

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

5. На что ты обычно тратишь карманные деньги?

А) Питание в школе

Б) Транспорт

В) Канцелярские товары

Г) Досуг и отдых

Д) Подарки

Е) Игры, игрушки

Ж) Свое увлечение

З) Свой вариант________________________________

6. Карманные деньги даются обычно на определенный период (день, неделю, месяц). Хватает ли тебе карманных денег?

А) Да

Б) Нет

В) Не всегда

7. Подумай, если тебе не хватает карманных денег на определенный период, по какой причине это происходит? Если тебе хватает карманных денег, то на этот вопрос отвечать не нужно.

А) Родители дают мало денег

Б) Карманные деньги я получаю не регулярно

В) Я не умею планировать свои покупки

Г) Мне многое хочется купить

Д) Я не сравниваю свои доходы и расходы

8.Контролируют ли родители, как ты расходуешь карманные деньги?

А) Да

Б) Нет

С) Иногда

9. Беседуют ли с тобой родители о том, как лучше распорядится деньгами?»

А) Да

Б) Нет







Приложение №4

Рекомендации младшему школьнику по разумному использованию карманных денег




















Приложение №5

Буклет

«Рекомендации младшему школьнику. Как тратить карманные деньги»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!