Введение
Есть легенда образования названий или топонимов улусов Хонхолой, Шанага, Амгалантуй. Жители всех трёх улусов являются потомками одного из одиннадцати Хоринских родов, а именно рода Бодонго или Бодонгут.
Топоним «Шанага» переводится в буквальном смысле как поварёшка или черпачок, а ещё можно предположить, что топоним образован от слов шони в переводе как скула или шанаархуу – скуластый. Маловероятно, что топоним образован именно от этих слов. В бурятской топонимике есть названия являющиеся бурятскими только по употреблению, а по происхождению они иноязычные, протобурятские, что и прослеживается в микротопонимике улуса Шанага. Возьмём топоним «Шанагын боом» - осмысливается как Шанагинский бом. Слово боом, на тюркском и монгольском языках, означает - труднодоступный проход. Хартаг или hартаг на тюркском языке означает – Чёрная гора.
Можно ещё привести пример того, что до появления бурят в этих местах проживали и другие кочевые племена. Об этом свидетельствуют могильники гуннов, которые находятся на южной стороне долины Хотогор, перед цепью небольших холмов, с южной стороны. В урочище Зун хунды и Жабартай хунды есть плиточные могильники, кирексуры, которые принадлежат уйгурам. В мировой истории, те восточные народы, которые смогли дойти с завоеваниями до Европы, были кочевниками, среди них три поклонявшихся тотему племени: гуннов, тюрков и монголов. Все три племени, что гунны, тюрки и монголы поклонялись тотему волка.
Легенда о возникновении сел Шанага, Хонхолой, Амгалантуй
Давным-давно, когда солнце не заходило за горы, когда реки были еще лужицами, когда горы и скалы были кочками, властвовало на нашей земле страшное чудовище, не дающее покоя и жизни всему живому на земле. Ему противостоял Баатор богатырь, владеющий умом и силой, волшебством и мечом.
И началось великое противостояние Добра и Зла. Свидетельствует о той битве огромные следы на выступе каменистой горы Сыгсы Забайкальском крае (село Усть-Обор). Чтобы освободить земли от злой силы Баатор погнал его до наших мест, и в местности Черная гора (священное место в селе Хонхолой) начали его силы иссякать.
Спустившись вниз к реке, отведав живительной, святой воды Баатор в спешке выронил свой колокольчик (хонхо), который остался звенеть вслед ему, тем самым давая Баатору силы в дальнейшей в борьбе.
Погоня продолжалась. Перед большой горой Эреэлжэ он решил отдохнуть, набраться сил и второпях забыл чашу (аяга). Томимый жаждой Баатор подходит к следующей речке, которая тоже восстановила бы ему силы. Испробовав из нее воды, оставляет как дар другому жаждущему свою поварешку (шанага).
И наконец, набравшись сил, оказался по ту сторону нескольких холмов. Баатор настиг своего врага и в этой местности он обрел свободу и покой от злой силы.
Отсюда и пошли названия наших сел: там где выронил колокольчик (хонхо) – Хонхолой, там где забыл чашу (аяга) – Аяга, и там где оставил поварешку (шанага) – Шанага, где обрел свободу и покой – Амгаланта.
Заключение
Слово Шоно – на бурятском языке означает – волк, также слова Чана, Чоно, Шана на монгольском языке означают – волк. У тюрков на боевом знамени, золотом была вышита голова волка. Все степные племена считали себя потомками Чоно Батора, в том числе и буряты, ведя свою родословную от Шоно Батора. И, наконец, с северной стороны горы «Гозогор» есть урочище «Шонын жалга» в переводе «Волчий лог». Ни это ли является свидетельством, того, что топоним Шанага произошёл от слова Шана – волк, и является тотемным топонимом? Об этом свидетельствуют те памятные следы племён проживавших до бурят в этих местах, и поклонявшихся тотему волка.
«О происхождении названий селений бодонгутских, хаоцайских и гучитских бурят – Хонхоло, Аяга, Амгаланта, Дабаата, Шиберта, Гутай, Алташа, Хайцагар и т. д. – достоверных сведений не имеется», - пишет в своей книге Юрий Базарович Рандалов – профессор, наш земляк, выпускник нашей школы.
Хонхолой, Шанага, Амгалантуй, Аяга. Старожилы происхождение названия сел Хонхолой, Шанага, Амгалантуй, Аяга объясняют следующим образом. Лама, которого попросили освятить место построения дацана (Амгалантуйского), в местности Уртоо, решил, что оно не подходит для этого, потому, что место беспокойное, шумное. Начал искать в этих окрестностях подходящее место. Во время своего путешествия в местности, где остановился на ночлег, он оставил чашку – аяга, в Хонхолое потерял Хонхо – колокольчик, в Шанаге – шанагу – ковш. Выбрав, наконец, спокойное благополучное место, указал место основания Амгалантуйского дацана.
Амгалантуй свое название получил по имени дацана. Слово «амгалан» с бурятского означает мирный, спокойный, безмятежный, благополучный.
Хонхолой. О времени появления села Хонхоло нет данных. В госархиве РБ Убур Хонхоло упоминается впервые на географической карте Забайкалья в 1745 году. По данным переписи населения 1858 г. Хонхоло состоял из 5 малых поселений: Хонхолын боом, Хонхолын зун бэе, Забхарай адаг, Хонхолын адаг, Аяга. [3] Основное население Хонхолоя составляют жители Аяги, расположенного у подножия священной и величественной горы Эрээлжэ хана. Эта местность богата многочисленными ключами, в верховьях растут многочисленные кустарники, черемуха, места очень красивые. Ая по- эвенкийски означает добрый, хороший, приятный, красивый, уютный, прелестный, а по – бурятски ая – приличие, такт, хороший тон, благопристойность, манеры, поведение; или белая полынь и богородская трава, смесь из этих трав. Возможно, не маловажную роль сыграли эти факты при названии данных селений.
Шанага. Шана, шанаа – лука, изгиб реки
Приложение 1
Карта Бичурского района

