СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Осанка"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) ПО ТЕМЕ: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ИЗМЕНЕНИЕ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ». ДАННАЯ РАБОТА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА РАЙОННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Осанка"»

18



Муниципальное образовательное учреждение

«Подхоженская средняя общеобразовательная школа»











ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

ПО ТЕМЕ:

«ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ИЗМЕНЕНИЕ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ»

(РАЙОННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ)







Выполнила: Малышева Мария

ученица 10 класса

Преподаватель: учитель химии

МОУ «Подхоженская СОШ»

Чиркова Наталья Олеговна







23.04.2012 год

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическая часть………………………………..……………….…4

Глава 2. Практическая часть……………………….……………………………6

2.1. Наблюдение за осанкой школьников на уроке, на перемене………...…..6

2.2. Измерение массы тела, веса школьного портфеля………………………..7

2.3. Гигиеническая оценка осанки методом соматоскопии…………………...8

Глава 3. Заключение……………………………………………………………..9

3.1. Рекомендации…………………….……………………………………….…9

3.2. Выводы…………….……………………………………….…………….…..9

Список, используемой литературы………………………………………….…11

Приложение……………………………………………………………….….12-18



















Введение

Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что ребенок держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают осанку исправить, но при этом очень важно понимать причины, которые ведут к ее искривлению [1]

Сколиоз и нарушенная осанка являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств, здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, процент числа детей с нарушениями осанки очень велик.

Я в своей работе решила изучить влияния внешних факторов на изменение осанки школьников. Для этого я изучила различную литературу по данной теме, провела ряд экспериментов и произвела статистическую обработку данных.

Гипотеза моей работы такова: нарушение осанки у школьников и возникновение сколиоза, возможно, предотвратить, сохранив тем самым здоровье подрастающего поколения.

Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что в данное время более 60% детей имеют нарушение осанки, что создает в дальнейшем основу для различных заболеваний у взрослых людей. Своим исследованием я хочу обратить внимание на факторы, влияющие на формирование осанки школьников.

Цель моего проекта: выявление причин, вызывающих нарушение осанки школьников.

Чтобы достигнуть цели, я ставила перед собой следующие задачи:

  • Изучить научную литературу по данной теме;

  • Провести ряд экспериментов (наблюдение за осанкой школьников на уроке, перемене; измерение массы тела, веса школьного портфеля; гигиеническая оценка осанки методом соматоскопии), подтверждающих динамику нарушения осанки у школьников от начального звена к старшему школьному возрасту;

  • Произвести статистическую обработку данных.



Глава 1. Теоретическая часть

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 11-12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба. Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например, неправильное положение туловища во время игр или занятий. Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться [6]

Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или «перекашивается» на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки. К неправильному положению тела при сидении, следует отнести посадку, при котором туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо.

Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела.

Физическое развитие отражается на осанке – привычной позе человека в положении сидя и стоя. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, лопатки прижаты к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника выражены оптимально, соразмерно с его длиной, грудь слегка выпуклая, живот подтянут, ноги вытянуты в тазобедренных и коленных суставах.

В норме позвоночник имеет четыре физиологических изгиба: два передних (лордозы) – шейный поясничный и два задних (кифозы) – грудной и крестцовый. При преобладании одних изгибов над другими говорят об аномальных деформациях позвоночного столба. Деформации позвоночника приводят не только к внешним нарушениям, но и ведут к смещению внутренних органов, нарушению их функций, иногда могут вызывать хронические заболевания. Борьба за красивую осанку – это борьба за здоровье человека. А нарушение гигиенических норм нередко может обернуться нарушением осанки (см. Приложение 1) [5]

































Глава 2. Практическая часть

2.1. Наблюдение за осанкой школьников на уроке и перемене

В ходе своего исследования я провела ряд экспериментов, демонстрирующих то, что большинство учеников имеют нарушения осанки. Для этого я посещала некоторые уроки начальных классов нашей школы с различными целями.

Для начала я решила просто посмотреть, как дети сидят за своими школьными партами на уроках. Учителя с радостью позволили присутствовать на их занятиях, как только узнали, чем я занимаюсь и что я хочу выяснить. Таким образом, правильная осанка школьника должна была характеризоваться одинаковым уровнем надплечий, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед). Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника [3]

Далее, на переменах, во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен был быть прямым. В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони ученика.

Занимаясь этой частью исследования, я сделала несколько фотографий, которые подтверждают актуальность моего проекта. (см. Приложение 2).

Даже на первый взгляд можно сделать вывод, что у большинства детей есть видимые признаки нарушения осанки.

Также на этом этапе работы мной были выведены следующие данные: из общего количества обучающихся в нашей школе (59), часть детей имеют различные нарушения осанки. ⅔ детей занимаются в спортивных секциях, которые улучшают осанку и способствуют профилактике сколиоза. (см. Приложение 3).

2.2. Измерение массы тела, веса школьного портфеля

Следующий этап моего исследования заключался в том, чтобы в научных целях взвесить школьные портфели учеников второго и третьего классов. Результаты меня просто поразили. Современные школяры все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами...

Из года в год школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5– 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы [4]

Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать

1-2 классы 1,5 кг

3-4 классы 2,5 кг

5-6 классы 3 кг

7-8 классы 3,5 кг

9-11 классы 3,5-4 кг

Для справки: Вес портфеля школьника регламентируют Санитарные правила и нормативы, утвержденные главным государственным санитарным врачом Геннадием Онищенко 7 октября 2002 года. Они вступили в силу в феврале 2003 года и с тех пор не менялись. Согласно СанПиНам общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать допустимых гигиенических норм для перенесения учениками веса на расстояние до 3 километров [7]

Затем мне было необходимо узнать вес самих учеников и понять, превышает ли вес их портфеля допустимые нормы для их возраста. (см. Приложение 4). По данным таблицы видно, что только у одного ученика портфель не превышает норму. У остальных 8 вес ранца превысил гигиеническую норму. При этом ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы.

Во время этой части я также посчитала количество обучающихся, которые имеют ранцы и сумки. Как выяснилось, ученики начального звена чаще носят ранцы, а, начиная с шестого класса, ученики предпочитают носить сумки. (см. Приложение 5). Ведь ни для кого не секрет, что ношение сумки только способствует появлению и развитию сколиоза.



2.3. Гигиеническая оценка осанки методом соматоскопии

Последним этапом практической части моего проекта является гигиеническая оценка осанки методом соматоскопии. Этот опыт я проводила во втором и третьем классе.

В идеале гигиеническую оценку осанки производят при соматоскопическом осмотре спереди, сбоку, со спины и при ходьбе по кабинету. При этом отмечают положение головы, уровень плеч, положение лопаток, изгибы позвоночника, состояние переднебрюшной стенки, кривизну коленных суставов [2]

Помимо соматоскопических методов оценки осанки выявить возможные нарушения возможно и другим образом. Им-то я и пользовалась, когда изучала осанки учеников. Встают к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались ее. При нормальной осанке в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Осанку следует считать нормальной, если между стеной и поясницей проходит ладонь.

Результат последнего опыта был таков: из девяти учеников у трех я смогла найти отклонения от осанки, которую принято считать правильной. (Приложение 6)



















Глава 3. Заключение

3.1. Рекомендации

Для улучшения и профилактики сколиоза существуют различные физические упражнения.

  • Контролируют правильность осанки в положении стоя так: встают спиной к стене (так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались ее), щель между стеной и поясницей должна быть сужена до нормы. Отойдя от стены, следует сохранить принятое положение, запомнить его и пытаться удержать в будущем.

  • Средствами формирования правильной осанки являются физические упражнения и самоконтроль за соблюдением правильной позы. В Приложении 6 приведены гимнастические упражнения, позволяющие исправить осанку при их систематическом выполнении 4-5 раз в неделю. (см. Приложение 7)

3.2. Выводы

Итак, сколиоз – это боковое искривление позвоночника, которое отличается от нарушения осанки тем, что изменения затрагивают и костную, и мышечную структуру, тогда как при нарушении осанки наблюдается лишь повышенный мышечный тонус с одной стороны.

Исследования доказали, что сколиоз встречается у 15-20% детей, причем девочки чаще мальчиков входят в группу риска, так как ведут менее подвижный образ жизни. Наиболее опасным возрастом для развития сколиоза считается период от 10 до 14 лет, когда скелет еще не сформировался, а ребенку приходится чаще, чем раньше, сидеть за столом за уроками и т.д.

В ходе моего исследования все поставленные предо мной задачи были выполнены, поэтому я считаю, что достигла цели. Мне удалось выявить причины, вызывающие нарушения осанки школьников. В нашей школе это: неправильная посадка за партой; слишком большое количество учебников, которое дети вынуждены носить ежедневно; и, наконец, преобладание «сумок над ранцами» в среднем и старшем звене.

Также я считаю, что выдвинутая гипотеза о том, что нарушение осанки у школьников и возникновение сколиоза, возможно, предотвратить, сохранив тем самым здоровье подрастающего поколения, подтвердилась.

Важно уделять несколько минут на уроке для физкультминуток, включая в комплекс упражнения на формирование правильной осанки.

Внешние факторы оказывают очень большое влияние на изменение осанки школьников, но если произвести ряд преобразований в школьной жизни, то, я думаю, можно предотвратить нарушения осанки учеников.

































Список используемой литературы

  1. Большой справочник школьника. М. 2004.

  2. С. Мансурова, О. Шклярова. Здоровье человека и окружающая среда. М. 2007.

  3. Н. Семенова. Здоровье здорового человека. Практическая экология XXI века. М. 2008.

  4. Н. Чернова. Экология. М. 2008.

  5. А. Стожаров. Медицинская экология. М. 2007.

  6. http://www.2mm.ru/zdorovie/472

  7. http://www.falto.ru/article/article19.html




























Приложение 1









Приложение 2

Примеры неправильной осанки на уроках
























Приложение 3





































№ п/п

ФИО ученика

Вес ученика (кг)

Вес портфеля (кг)

Вес пустого портфеля (кг)

Правильный вес портфеля (кг)

Вывод

1

Адамице М.

30

5,2

1,4

2,4

Очень тяжелый

2

Борецкая А.

30

4,9

1

2,4

Очень тяжелый

3

Грачев С.

28

4

0,9

2,2

Очень тяжелый

4

Жиляева А.

39

3

0,7

3,1

Нормальный

5

Карякин А.

28

3,9

0,8

2,2

Тяжелый

6

Лесников К.

30

4,5

1,1

2,4

Очень тяжелый

7

Поздняков Д.

34

5,9

1,4

2,7

Очень тяжелый

8

Тюрин Е.

41

5,9

1,4

3,3

Очень тяжелый

9

Чекалин И.

35

5

1,2

2,8

Очень тяжелый

Приложение 4

Приложение 5





































Приложение 6



















Приложение 7

Упражнения для правильной осанки

Упражнение 1. Исходное положение (И. п.) — ноги скрестно, спина прямая, руки сзади (впереди). На каждый счет наклоны головы вправо и.влево. Выполнять медленно. 5–10 раз.

Упражнение 2. И. п.— то же. На 1 — повернуть голову вправо, удерживать позу 3—5 с, на 2 — и. п., на 3—4 — то же влево. 4—6 раз.

Упражнение 3. И. п.— то же. На каждый счет подавать плечи вперед и назад. 10—15 раз.

Упражнение 4. И. п.— стоя на шаг от стены, касаясь стены ладонями. Прогнуться как можно больше назад и удерживать позу 3—5 с, затем вернуться в и. п. 4—6 раз.

Упражнение 5. И. п.— стоя, прижавшись к стене затылком, лопатками, поясницей, ягодицами и пятками. Удерживать позу 5—10 с. 4—6 раз.

Упражнение 6. И. п.— стоя ноги врозь. Положить на голову небольшой предмет (книга). Сделать 3—4 приседания, держа ровно голову и спину, так чтобы предмет не упал. 4—6 раз.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!