СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Пасха в моей семье"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной исследовательской работе ученица рассказывает, как отмечают православный праздник  в её семье.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Пасха в моей семье"»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Порошевская ООШ»





Пасха в моей семье











Выполнила:

Кучева Кристина,

ученица 6 класса


Руководитель:

Останина Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы











2013

ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ НА РУСИ 5

1.1. История Пасхи 5

1.2. Обряды и обычаи 6

1.3. Поверия народа 8

1.4. Забавы и игры народа 8

1.5. Разноцветные пасхальные яйца 9

Глава II. ПАСХА У КОМИ-ПЕРМЯКОВ 12

2.1. Обычаи коми-пермяков 12

2.2. Празднование Пасхи в Порошево 14

2.3. Пасха в моей семье 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20










ВВЕДЕНИЕ


На Руси праздники всегда любили, потому что народ умел трудиться, умел и веселиться. Мы привыкли к тому, что праздники - это дни отдыха и веселья. Но разве лишь в том их смысл? Разве не в том в первую очередь, что они связаны с чем-то особенным, важным?
Не случайно с давних пор праздником считался не только «не работный день», но и прежде всего день памятный, посвящённый определённому событию. По прошествии многих лет народ снова имеет возможность открыто чтить праздники церковные. Один из самых светлых и долгожданных церковных праздников - Пасха. В 2013 году праздник Пасхи выпадает на апреля. Было решено узнать: является ли Пасха одним из самых «популярных» праздников в Порошево? Провела опрос. Оказалось, что этот праздник занимает одно из последних мест, а самые любимые праздники - это Новый год, Восьмое марта и собственный день рождения. (Приложение 1)
В советское время многие православные традиции были забыты, а религиозное воспитание и образование полностью запрещалось. Так выросло несколько поколений людей, ничего не знающих о традициях, культуре и вере предков. Но в нашей стране есть люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Мировая общественность уже несколько десятилетий бьёт тревогу о том, что малочисленные народы находятся под угрозой исчезновения, а вместе с ними может исчезнуть и их культура, традиции, обычаи. Поэтому моя работа актуальна. Я хочу собрать более полный материал о празднике. И пусть в 21 веке Пасха обретёт традиции в каждой семье и станет одним из любимых праздников детства.

Цель: изучение истории, традиций и обычаев праздника Пасхи.

Задачи:

1. Подобрать и изучить литературу о праздновании Пасхи.

2. Познакомиться с народными обрядами и обычаями, с играми и развлечениями на Пасху среди коми-пермяков.

3. Узнать, как празднуют Пасху в деревне Порошево.

Объект: христианский праздник Пасха.
Предмет исследования: история, традиции и обычаи празднования Пасхи.

Гипотеза: проведя исследование, я узнаю историю праздника; традиции празднования в России и среди коми-пермяков; приметы, связанные с Пасхой; дополню свои знания о великом празднике; соберу материалы для бесед.

Методы исследования: анализ литературы, беседа.

Результатом стала исследовательская работа «Православная пасха». Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава раскрывает историю праздника. Вторая глава знакомит с традициями, обычаями коми-пермяков.

Во введении определена актуальность исследования, поставлены цель и задачи, отмечена практическая значимость работы, указаны основные методы работы.

В заключении приведены выводы и обобщения.

Глава I. ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ НА РУСИ

1.1. История Пасхи

Много-много лет назад, видя, что люди стали злыми и грешными, послал Бог на землю сына Своего Иисуса Христа, чтобы Тот научил людей жить справедливо, любить друг друга и не делать зла. Имя Иисус означает «спаситель». Он ходил среди людей, учил жить справедливо, по законам Божьим, помогал многим людям, исцелял от болезней. Но не все поверили сыну Божьему, некоторые завидовали, злились на него. И захотели недобрые люди убить Иисуса Христа. Один из учеников Иисуса – Иуда предал своего учителя ради денег. Иисуса схватили, долго мучили, избивали, хотя на Нем не было никакой вины.

Но Он все терпел и лишь молился о своих мучителях. Иисуса Христа распяли на кресте. Он умер за всех людей. На третий день Иисус Христос воскрес из мертвых. Пасха – праздник, посвященный Воскресению Иисуса Христа.
История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали её весной, как праздник отёла скота. Затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее с уходом евреев из Египта (освобождение от рабства). Слово «пасха» образовалось от древнееврейского слова «песах», означает «прохождение, избавление» (7, 329) Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа. Праздник Пасхи - один из основных в народном календаре. Первый Вселенский Собор в христианской церкви в 325 году установил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, поэтому празднование Пасхи в разные годы приходится на период с 4 апреля по 8 мая. С учётом этого составляют пасхалии – таблицы празднования Пасхи на много лет вперёд.

Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение - день радостный, светлый, «царь дней», «праздник праздников», Торжество торжеств». (6, 101) Все события, связанные с ним, - огромное чудо.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес.

Христос воскрес!

Христов воскрес!

А.Майков (5, 39)

Пасха на Руси – один из самых светлых и долгожданных праздников. Для верующих Пасха – это окончание Великого поста, а для всех вместе - радость встречи с родными и друзьями за особым, праздничным столом. К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад. «На Пасху наряжаются в праздничную одежду и обед готовят тоже праздничный. После семи недель говения (поста) дозволяется наконец вкушать все, что душа пожелает, веселиться и развлекаться» (4, 50).

1.2. Обряды и обычаи


У любого праздника - своя красота, свои обычаи, обряды. Немало их и в Пасху. Многие традиции утеряны, но традиция празднования Пасхи жива, потому что основана на самых светлых, чистых порывах души. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не попостившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если кто-то пробовал поститься перед Пасхой, то может подтвердить это.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогами – большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

В Светлое Христово Воскресение, первый день Пасхи, верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос Воскрес!» - и ответным: «Воистину Воскрес!»

На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный - его называют «трезвоном». Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам. (2, 32)

К числу пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. От какого русского слова образовалось слово «волочебники»? Оказалось, от слова «волочить», «волочить ноги». Слово «волочебник» означает «поющие под окнами» (7, 90). В деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги. Вот одна из песен волочебников:

Нам по чарке поднесешь,

Свое счастье сбережешь.

Не жалей, не береги,

По яичку одели.

Да пожалуй – ко яичко

Еще красненькое,

Что на красном блюде

И при добрых людях (4, 81).


1.3. Поверия народа


В народе существовало множество поверий, связанных с Пасхой и дош­едших до наших дней.

  • Охотники стреляли в воздух, надеясь, что этими выстрелами обеспечат себе удачную охоту.

  • Пастухи верили, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.

  • Деды на Пасху расчесывают волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

  • Девушки шептали: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»

  • На Пасху умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть и стать красивым.

  • На Пасху бросать и лить что-либо в окно нельзя - Хри­стос под окнами ходит.


1.4. Забавы и игры народа


Любимой пасхальной забавой было катание яиц. Оно начиналось в первый день Пасхи, после обеда, и продолжалось иногда всю неделю. Устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого коснулось яйцо. Смотреть, как катают яйца, собиралась чуть ли не вся деревня. Но когда – то катание яиц было не забавой, а важным делом. Яйцо – символ зарождения новой жизни. Прикасаясь к земле, оно пробуждало вечную нашу кормилицу от зимнего сна.

Собравшись на Пасху, дети очень любили искать яйца в саду. Кто – нибудь из взрослых заранее прятал в саду яйца с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каж­дая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.

Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.

С озорным, радостным, весёлым настроением водили хороводы. Закликали весну - тоже по кругу. Круг - символ Солнца, для крестьянина он был магическим средством, способным ускорить пробуждение природы.
Пасха - время первого весеннего гулянья. Молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры - пляски, весёлые и задорные, под гармошку.
Загодя вкапывали столбы, навешивали веревки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели (или качули) были чрезвычайно любимы и популярны на Пасху. Качаясь, девушки распевали качульные песни - пасхальные частушки:

Вот и Пасха пришла,

Кто нас покачает?

Как у нынешних ребят

Веревок не хватает.


1.5. Разноцветные пасхальные яйца


На Пасху для праздничного стола пекут куличи, готовят творожную пасху, красят яйца. Кулич - высокий, вкусный, круглый хлеб. Считали, если кулич удался, в семье все будет хорошо. Если же он в печи не подойдет или растрескается корка, - жди несчастья. Поэтому хозяйки старались, соблюдали все тонкости и секреты при выпечке.

Но главное место, конечно, занимает яйцо. Крашеное или расписанное, оно стало знаком, символом праздника. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, окрашивали их, натирали маслом, чтобы блестели. Яйцами обмениваются, их дарят родным, соседям, всем, кто придёт поздравить с праздником; берут с собой, отправляясь в гости. Существовал обычай хранить эти яйца целый год.

Сейчас на пасху яйца красят разными красками. Среди разноцветных пасхальных яиц выделяют:

  • Крашенки – от слова «красить»;

  • Драпанки - яйца, узор на скорлупу которых наносят острым предметом;

  • Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть «покрывать каплями»;

  • Писанки – искусно расписанные пасхальные яйца.

Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из эмали, бисера, полудрагоценных и драгоценных камней.

При росписи широко использовали знаки – символы, например:

  • точка - начало начал, семена будущей жизни;

  • круг - солнце, символ жизни;

  • ёлочка - символ здоровья;

  • барашек - символ благополучия;

  • конь - символ солнца;

  • олень - символ нарождающейся жизни.

При рождении ребенка – дочке – дарили писанку с одной звездочкой, а сыну - с дубовым листочком. От засухи на писанку наносили маленькие грабельки, а чтобы брак был счастливым, мать готовила дочке писанку с рушником.
Но центральное место принадлежит всё же ярким красным яйцам. Меня заинтересовало, почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Её победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же, как любит он.

Святая равноапостольская Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому великому императору Тиверию. Так как к императору не принято приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.

Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное» (4, 22). И не успел он закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным.

Другая легенда гласит: Дева Мария, чтобы развлечь младенца Христа, первой начала окрашивать яйца. С тех пор в память об этом событии, символизирующим веру в Воскресшего Господина, красят яйца.

Меня заинтересовал вопрос: какой самый доступный и известный способ красить яйца в Порошево? Это, конечно, луковая шелуха. Яйца можно окрасить от желтого до красно – коричневого. Чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса до того, как в отвар опустить яйца. Можно потом натереть маслом, чтобы блестели.





Глава II. ПАСХА У КОМИ-ПЕРМЯКОВ


2.1. Обычаи коми-пермяков


У каждого народа свои обычаи празднования Пасхи.

Коми-пермяки к Пасхе основательно готовились: накануне в пятницу, а это Страстная неделя, мыли избы, иконы, а в субботу после обеда стряпали, красили яйца, строили качели. В д. Лопва отмечали, что перед Пасхой «иконы моют, эту воду скоту поили, чтоб не болел» (1, 220) Такого обычая коми-пермяки придерживаются и в наше время. Яйца красили луковой шелухой, ивовой и ольховой корой, травой зверобоя, позднее купленными красителями. Широко известна среди коми-пермяков примета о том, что покрашенное равномерно яйцо обещает хорошее лето, а с белыми пятнами – плохое.
Коми-пермяки верили в исцеляющие свойства пасхальных яиц. Первое вынутое из отвара яйцо разламывали и клали на стол в переднем углу избы. Его предназначали для умерших родителей. Второе яйцо клали на божницу. Остальные яйца укладывали в висевшие перед иконами соломенные корзинки кольть видзан (яичный держатель). Следуя старинному обычаю, яйца обязательно дарили крёстным. Ими менялись по пути в храм с теми, кого встречали по дороге.

Согласно объяснению коми-пермяков, пасхальные яйца обладали сильным магическим действием. Их бросали против ветра, града, а во время пожара – на крыши построек, чтобы остановить огонь. «Старые яйца перед большой грозой в речку бросают, бог пасёт. (Сергеева, зап. от Пикулевой Н. Н., 1939 г. р.) в Усть-Зула считали, что отвести грозу можно, выбросив в Пасху крашеное яйцо на улицу. «Трёхгодовалые яйца можно бросать в пожар, от грозы» (Юрла) (1, 220) Шелухой крашеных яиц лечили царапины, желудки. Но в то же время верили в такую примету: если есть крашеные яйца, то летом может гнус одолевать. Приготовленные для обмена яйца не показывали, хранили в рукаве, за пазухой. В Кудымкарском районе рассказывали: «Друг другу передавали яйца и смотрели: кому попадало большое яйцо, тот должен жить много лет. Если попадало яйцо всмятку, у того и жизнь пойдёт всмятку» (3, 129). На Пасху обязательно готовили оладьи и картофельные шаньги – кулики. Они заменяли куличи. Бывало, оставшиеся с Масленой недели кулики размачивали в молоке и разогревали в печи. Такие кулики называли паской. Их обязательно запивали молоком. Пасхальные куличи стали появляться только в 1930-1940-годы.

В Пасху коми-пермяки не упускали возможности проследить за явлениями погоды, так как у них не вызывала никаких сомнений взаимосвязь великого дня года с летним календарным периодом. «Если на Пасхальной неделе северный ветер, так земля перемещается на север и год будет холодный. Мороз в первый день Пасхи - к обильному урожаю, а если будет дождь, то и весна дождливая будет» (3, 130).

На Пасхальной неделе самым популярным развлечением являлись качели – дюттян. У коми-пермяков было известно несколько типов качелей. «Привязывали верёвки к бревну, закреплённому между двумя деревьями, к слегу крыши на верхнем ярусе двора или к полатному брусу в избе» (3, 130). Качели устраивали по-разному. Чаще качели устраивали на козлах: «Бабка делалась из жердей, жерди сложат, вершины завяжут крепко, поднимут и там их разделают, и на эти верхушки положат переклад, верёвки повешают. Качулю делали большую, на доску больше десяти человек вставали. Сильно не качались, если много встанет. Если немного, два-три человека, они, конечно, раскачивались сильно». (1, 222) Особым обрядом сопровождалось приготовление верёвки для качелей. Как говорили в Кочёво: «Какую попало верёвку для качелей брать нельзя, иначе в огородах будет расти всё плохо, люди заболеют и скотина начнёт пропадать». (3, 131).
Перед началом качания качели «заклинали»: «ноге не сломаться, верёвке не рваться, доске не треснуть – хорошо качать» (3, 131). Цель качаний – воздействие на силы природы. Здесь и играли в бабки, чижа, чехарду, ляпу. Позднее стали играть в третий лишний, фантики, догонялки. Парни поднимались на колокольню, но звонить разрешалось только тем, кто звонарю давал яйцо или кулик.

Традиции, поверия, игры, забавы у коми-пермяков и русских совпадают.

2.2. Празднование Пасхи в Порошево


Материал о праздновании Пасхи в Порошево найден в воспоминаниях нынешних жителей.

Из рассказа Надежды Дмитриевны Останиной (1935 г.р. д.Маскали) «Выросла в большой и дружной семье. Все работали, никто не бездельничал. Но умели трудиться, умели и веселиться. Праздник Пасхи ждали и готовились. В домах прибирались, обязательно мылись в бане, стирали. Пожилые люди сами не могли мыть дом, звали на помощь. Водки не было. Делали брагу, пиво. В праздник с самого раннего утра хозяйки стряпали пироги творожные, калежные, морковные, пекли кулики, шаньги-серадорки, сдобные шаньги. Сейчас такую еду не едят и не пекут. Яйца красили только луковой шелухой. Дом украшали самодельными игрушками из соломы. Эти игрушки были похожи на фонарики. Повесят к потолку, они вертятся, соломинки светятся.

В этот день народ не работал. Родители ходили по домам, а мы, малыши, любопытничали, бегали за взрослыми и исподтишка наблюдали за происходящим. Хозяева приглашали за стол. На столе солёные рыжики, грузди, пельмени капустные, редешные, ушки, грибная икра, парёная калега. Из магазина еду не покупали. Угощали домашним пивом и брагой. После хорошего застолья пели, плясали и шли на качели. Прим. Качели были такие же, какие описаны в книге «Круглый год»: «Было принято сооружать качели из 9 толстых 5-6 метровых жердей. В каждую опору связывалось по 3 жерди. Перевязь приходилась на верхнюю часть опор. Нижние концы опор углублялись в землю. На вершины опор укладывали 3 жерди. Об этих качелях говорили: «Качели – это девять палок и одна доска» (3, 130). Качались все: и взрослые, и дети. Пели песни, но я уже названия не помню. Сейчас такие не поют. Хорошо помню примету, которую примечала бабушка Митишика. Если солнце рано утром выходит и играет, значит год будет хорошим. Я до сих пор в эту примету верю. Понаблюдайте и вы».

Старейшая жительница Останина Любовь Ивановна (1922 г.р. д.Маскали) вспоминает: «Жили бедно, но к Пасхе наводили чистоту в избах: скребли дожелта некрашеные полы, стлали новые половики, чистили до блеска посуду, красили яйца. После войны праздновать стали скромнее. Мужчин не было, женщины редко стали петь песни, больше плакали. Выходных не было, нужно было работать. Женщины собирались группами и молились целую ночь. Почему группами? Церкви не было, а в один дом не поместятся. Днём все собирались, ходили к колодцам с иконами и молились. Просили у Бога защиты и помощи».

Останина Наталья Григорьевна (1933 г. р. д. Маскали): «Пасху ждали. Особенно нравилось в Чистый Четверг помогать родителям наводить порядок в доме. На снег выносили кадушки, бочонки и тёрли их о наст дожелта, чтобы не высыхали, не текли, чтоб капуста не прокисла и не было запаха. Родителям было некогда, они управлялись по хозяйству и шли на работу, а мы бегали в огороде по насту, к жердям привязывали солому, чтоб капусту летом не портил червяк и не было сорняков. Собранную родителями золу развеивали тоже по огороду. Играем, бегаем наперегонки, валяемся на снегу, чтобы летом быть такими же бойкими и собирать как можно больше ягод и грибов. Родители считали деньги. Мелочь клали в Божницу и не трогали целый год. Мужики ночью стреляли, чтобы домашнюю скотину летом не задрали волки. В среду вечером перед Великим Четвергом отец приносил из леса можжевельник и закреплял над окнами, над дверьми, чтобы злые силы не смогли зайти в дом».

Вспоминает моя бабушка Жижилева Анфия (1925 г. р. д.Порошево): «Росла сиротой у чужих людей. Приёмные родители перед Пасхой стряпали кулики, шаньги, красили яйца луковой шелухой. Все в доме мылось, чистилось, стиралось. По углам вешали пучки пихты, а на них нанизывали скорлупу яиц. Обязательно к Пасхе шили новые платья. Меня жалеть было некому и новое платье мне никто не шил. Вставала в пять часов утра. С хозяйскими детьми брали сумки и шли по домам, сначала к родственникам, потом кто куда. Входя в дом, произносили: «Христос воскресе!» Хозяин отвечал: «Воистину воскресе!» Затем хозяева угощали нас крашеными яйцами. К обеду все возвращались домой, садились за праздничный стол. Днём шли на горку, выбирали сухое место и катали яйца с горки. Чье дальше укатится и не разобьется, тот побеждает».

Праздничные и обрядовые традиции коми-пермяков разнообразны. Многие из них, как показывает современная действительность, не только сохраняются в памяти старшего поколения людей, но и продолжают жить своей жизнью среди поколений молодого возраста.

Наша учительница Останина Валентина Николаевна рассказывала нам: «За неделю до Пасхи мои родители праздновали Вербное Воскресение и Пасху отмечали своей семьей. Ходили в лес за веточками вербы, ставили в доме и хранили целый год. Весной, когда первый раз выпускали корову в поле, гоняли этой вербой, которая от Пасхи до Пасхи стояла у иконы. Корове давали кусочек хлеба, посыпанный солью, хранившейся от Чистого Четверга. Ночью со среды на четверг перед Пасхой мама в хлеву разбрасывала крупу, чтобы скотина велась, не болела. Запомнила на всю жизнь, как мыли потолки. Это был нелегкий труд, т. к. потолки в то время были некрашеные, и женщинам приходилось шоркать березовым веником или можжевельником, употребляя речной песок. Потом мама красила яйца, готовила вкусную еду, наводила порядок в доме. А мы, дети, радовались теплу, весне, играли на лужайках, обменивались яйцами. В церковь народ не ходил».

В душах таких людей и держатся знания о старине. Они берегут и передают подрастающему поколению всё, что знают.

В наше время, когда снят запрет на религию, вновь пробуждается желание отмечать праздник Пасхи. Сейчас его ждут и готовятся. Праздничное убранство дома, народный декор в виде оригинальных композиций из цветов, свеч, окрашенных декоративных яиц, венков, традиционное пасхальное деревце и другие украшения помогают создать особую атмосферу в Светлое Воскресенье! Подарки к празднику делают из бисера, из яичной скорлупы, из бумаги, из ткани. В журналах «Веста», «Тысяча советов», «Всё для дома», «Волшебный» можно найти материалы для подготовки к празднику. Нами создаётся альбом «Пасха» (Приложение 1).

Ярким и радостным был праздник Пасхи в школе в 2012 году, подготовленный учащимися 1-4 классов под руководством Жижилевой В. И., учителя начальных классов. Ребята познакомились с историей праздника, пасхальными традициями, обменялись рецептами приготовления пасхальных угощений. Мамы, бабушки, гости с умилением смотрели мини-спектакль «Пасхальный теремок», подготовленный первоклассниками; аплодировали танцам и стихам. Сами ребята с удовольствием принимали участие в старинных пасхальных играх, дружно искали спрятанные подарки. Завершился праздник поздравлением и благословением родителей.

2.3. Пасха в моей семье


Каждый год мы всей семьей ждем Пасху с нетерпением. Когда начинаются все приготовления, я встаю раньше обычного. Начинаем мы всю подготовку с того, что красим яйца. С сестрой Кариной опускаем в получившийся луковый раствор, приготовленный мамой, яйца и с нетерпением ждем, когда они сварятся и окрасятся. Аккуратно вынимаем и выкладываем на тарелку. Этот способ окраски яиц мне нравится больше всего, потому что мы не используем никакой химии, а используем то, что дала природа.

Ближе к обеду у мамы «подходит» тесто, и наша семья принимается за булочки и куличи. Конечно, всю основную работу делает мама, а мы с сестрой посыпаем уже готовые булочки различными кулинарными украшениями и маком.

Все это происходит накануне. Но вот наступает Пасхальное воскресенье. Мы без будильника встаем очень рано и, умывшись, садимся завтракать. Завтрак начинаем словами «Христос воскрес!» и отвечаем «Воистину воскрес!» Начинается самое интересное – мы «бьёмся» яйцами. Когда победитель в конце концов определяется, с большим аппетитом едим «разбитые» яйца и всю вкуснятину, которую наготавливает мама (в этот день мама старается, чтобы на столе было много вкусной еды).

У нас уже не получается соблюдать все православные традиции. Мы не качаемся на качелях, потому что их никто не строит в деревне. От своих сверстников я ни разу не слышала радостного приветствия «Христос Воскресе». Не ходят по домам волочебники. Но мне кажется, что неважно, как ты провел этот день. Гораздо важнее, что после праздника у тебя на душе остается только светлое и радостное чувство!

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Казалось бы, уже всё открыто, всё исследовано, прочитано, но столько удивительного и интересного можно узнать подчас о том или ином празднике. Я получила большое удовлетворение от своей работы. Во-первых, я научилась работать с литературой, справочниками, во-вторых, я узнала много нового для себя из истории празднования Пасхи, узнала традиции, обряды, которые соблюдаются в деревне. Мною сделано мало, но я поняла, что историю праздников надо изучать, собирать. Я сумела заинтересовать своей работой маму, сестру, своих родственников. Изучив собранный материал, я теперь знаю, почему Пасху считали главным христианским праздником. С нетерпением жду Светлого Христова Воскресения. Оно мне особенно дорого. Мы будем продолжать православные обычаи и традиции. Пасху будем отмечать и дома, и в школе: поставим веточки вербы, своими руками сделаем поделки, нарисуем открытки. И пусть на душе у всех будет весеннее тепло, радость и счастье.

Данный материал может быть использован на уроках искусства, ОРКСЭ, на классных часах, в клубе при проведении народных праздников.

Вот и Пасха к нам пришла -
праздник милый для меня!
Сколько радости принёс,
и печали он унёс.
Вот уж птицы прилетели,
прямо к Пасхе подоспели -
хорошо! Весна пришла-
светлый праздник принесла-
Воскресение христово!
Все поют и славят Бога.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бахматов А.А., Подюков И.А., Хоробрых С.В., Черных А.В. Юрлинский край. Традиционная культура русских конца 19–20 вв.: Материалы и исследования. – Кудымкар: Коми-перм. кн. изд-во, 2003. – 496 с.; илл.

2. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма/Сост. и коммент. Ю. Л. Прокушева. – М.: Сов. Россия: Современник, 1990. – 384 с.

3. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2005.– 256с.

4. Кузнецова С. Пасха (сборник). – Издательство «Гудок» - МП «Утро», 1991. – 80 с.; 8 ил. на вкладышах.

5. Майков А.М. Румяный парус: Стихотворения/ Сост., вступит. статья и примеч. Н. П. Суховой; Рис. А. Майкова. – М.: Дет. лит., 1981. – 112 с., ил. – (Школьная б-ка)

6. Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.

7. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Под редакцией гл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. Изд. 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1975г.



4





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!