СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по химии "Очищающее действие твердого мыла и жидкого мыла" ученицы 9 класса. Заняла третье место на районной НПК.

Была отправлена на конкурс "Молодежь и наука."

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по химии 9 класс»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Минусинский район


КРАЕВОЙ ФОРУМ «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА»






Направление: естественно - научное

Секция: химия. химические технологии и радиоэкология



Тема работы: очищающее действие твёрдого мыла и жидкого мыла.


Шадрина Регина Евгеньевна

МКОУ Новотроицкая СОШ №12

9 класс, 89…….., e-mail,

[email protected]


Филиппова Татьяна Борисовна

МКОУ Новотроицкая СОШ №12

Учитель химии, 895…….. ,

[email protected]


С условиями Конкурса ознакомлен(-а) и согласен(-а) Организатор конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целях и без денежного вознаграждения автора (авторского коллектива) при проведении просветительских кампаний, а также полное или частичное использование в методических, информационных, учебных и иных целях в соответствии с действующим законодательством РФ.




с. Новотроицкое, 2017




Тезисы

Исследование по теме «Очищающее действие твёрдого мыла и жидкого мыла» проведено по итогам анкетирования учащихся 4-11 классов МКОУ Новотроицкая СОШ № 12, где было выяснено, что информированность по данной теме находится на очень низком уровне, хотя литературы в интернете и на бумажных носителях существует много. Огромная лавина рекламы различных моющих средств, невозможность правильно сделать выбор в пользу безопасного и эффективного средства и выдаваемое нам бесплатно мыло породили проблему – какое же мыло нам лучше использовать: жидкое или твердое?

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что жидкое и твердое мыло обладает одинаковыми моющими способностями, отличается качественными характеристиками.

Цель нашей работы - исследование жидкого и твердого мыла по химико - биологическим показателям

В ходе исследования были изучены материалы по истории развития мыловарения и открытию научной основы мыловарения.

Во второй части исследования были проведены четыре опыта.

Первый опыт отвечает на вопрос: как влияет мыло на поверхностное натяжение воды?

Второй опыт отвечает на вопрос: чем обусловлена агрессивность раствора мыла?

Рис.1 рН щелочная Рис. 2 Твёрдое мыло Рис.3 Жидкое мыло

Третий опыт отвечает на вопрос: чем отличается твердое мыло от жидкого по химическому составу?

Четвёртый опыт отвечает на вопрос: какое мыло лучше борется с бактериями?

Рис.4. Смыв рук, вымытых Рис.5. Смыв с грязных рук Рис.6. Смыв рук, вымытых

жидким мылом кусковым мылом

Выполненная работа позволяет сделать обоснованные выводы о том, что выдвинутая гипотеза верна, а именно: жидкое и твердое мыло обладает одинаковыми моющими способностями, отличается качественными характеристиками.

В ходе исследования была использована следующая литература:

  1. Балуева Г. А., Осокина Д. Н. Все мы дома – химики.-М.: химия, 1989

  2. Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные работы. 8 – 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство Астрель»: 2001. – 112с.

  3. Габриелян О.С. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2005. – 267с.;

  4. Зиновьев А.А. Химия жиров – М., Просвещение, 1990 г.

Введение

Актуальность и значимость темы работы

Чистота — залог здоровья! В полном соответствии с этой народной мудростью современный человек моет руки, умывается, принимает душ, используя при этом различные гигиенические средства, чаще всего мыло. Использование мыла прочно вошло в нашу жизнь, из роскоши постепенно превратившись в предмет первой гигиенической необходимости. На сегодняшний день существует два вида мыла: кусковое и жидкое. Мы решили выяснить, как отличаются эти виды мыла по химическому составу. Какое же мыло эффективнее борется с бактериями? Можно ли верить рекламе?


Цель: исследование жидкого и твердого мыла по химико - биологическим показателям

Задачи:

1. Изучить литературу по истории появления моющих средств.

2. Путём анкетирования выяснить, какое мыло более востребовано среди населения.

3. Экспериментальным путем установить состав и свойства мыла.


  1. Проанализировать полученные результаты. Выяснить, какому мылу лучше доверять: жидкому или твердому через сравнение качественных характеристик мыла.

Гипотеза: Жидкое и твердое мыло обладает одинаковыми моющими способностями, отличается качественными характеристиками.

Объект исследования: кусковое и жидкое мыло.


Предмет исследования: качественные характеристики мыла.

Методы исследования:

Теоретический анализ изученной литературы, проблемно-поисковый, анкетирование.

Опытно-экспериментальные методы: постановка химического эксперимента, наблюдение за протеканием химических реакций, анализ и описание результатов опытов.

Новизна работы заключается в сочетании нескольких исследовательских задач: экспериментов и моделирования. Практическая значимость, заключается в том, что знания свойств мыла позволят более грамотно выбирать средства гигиены;

Материал можно использовать при подготовке классных часов, школьных мероприятий, уроков.




Глава 1. История развития мыловарения.

    1. Когда и как появилось мыло.

Каждый из нас по несколько раз в день пользуется мылом и даже не задумывается о том, как и когда оно появилось на свет.

Скорее всего, мыло было открыто по чистой случайности, когда над костром жарили мясо, и жир стекал на золу, обладающую щелочными свойствами. Взяв в руки горсть этого простейшего мыла, древний человек обнаружил, что оно легко растворяется в воде и смывается вместе с грязью. Споры о том, кому человечество обязано изобретением мыла, до сих пор не завершены, впрочем, честь спасения человечества от грязи приписывается сразу нескольким древним народам. Легенда гласит, что само слово soap (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Поученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче. Поэтому долгое время изобретение мыла приписывалось именно римлянам. [8]

Но самое раннее описание мыловарения было обнаружено учеными на шумерских табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Судя по этим записям, мыло изготавливалось путем смешивания воды и древесной золы, которую кипятили и впоследствии растапливали в ней жир, получая тем самым мыльный раствор. Но, к сожалению, свидетельств, применения данного раствора не сохранилось. В средние века основными поставщиками мыла в Европе были города Неаполь и Марсель. Постепенно ремеслу варки мыла научились и в других местах. Отношение к этому ремеслу было самое серьезное. В 1399 году в Англии король Генрих IV основал орден, особой привилегией членов которого считалось… мытье в бане с мылом. В этой стране долгое время под страхом смерти члену гильдии мыловаров запрещалось ночевать под одной крышей с мастерами других ремесел – дабы не выдать тайну. Во второй половине XVII века во Франции был издан королевский указ, разрешающий варку мыла только в летнее время и только из золы и оливкового масла.[4] В Западной Европе ремесло мыловарения окончательно сформировалось только к концу XVII века. Немаловажную роль в развитии мыловарения сыграл географический фактор. Ингредиенты для приготовления мыла варьировались в зависимости от региона. На севере при варке мыла применялся животный жир, а на юге использовалось оливковое масло, благодаря которому мыло получалось превосходного качества. Так, начиная с IX века н.э., основным поставщиком мыла в Европе стал Марсель, благодаря наличию на близлежащей территории сырьевых источников, то есть оливкового масла и соды. Масло, получаемое после первых двух прессовок, употреблялось в пищу, а после третьей использовалось для приготовления мыла. [1] Лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место в международной торговле венецианскому. Так же мыловарение активно развивалось в Италии, Греции и Испании. В XV веке в Италии, в Севоне, начали впервые выпускать твердое мыло промышленным путем. При этом жиры соединялись не с золой, а с природной кальцинированной содой. Это значительно снижало себестоимость мыла, а, следовательно, перевело мыловарение из разряда ремесленного производства в мануфактурное. Начиная с XIV века, мыловарни стали появляться и в Германии. Для варки мыла использовали говяжье, баранье, свиное, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств.

На Руси секреты изготовления мыла унаследовали от Византии, История мыловарения в России уходит своими корнями в допетровскую эпоху. Умельцы научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров. Таким образом, в каждом доме было налажено производства этого столь необходимого в быту продукта. Собственные мастера – мыловары появились у нас только в XV веке. Вообще русское мыловарение развивалось самобытным путём. Для этого были весьма благоприятные условия: большие запасы сала, огромные лесные массивы. «Поташным делом» занимались целые деревни и города. Мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи: первое упоминание о ней зафиксировано в писцовой книге Афанасия Векова, в 1629 году. Именно этот факт и послужил основой создания герба города в 1781 году: В красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы. Рубили деревья, жгли их в котлах тут же в лесу, а золу заваривали, делали щёлок, выпаривали его, получая поташ. Такое истребление лесов привело к подорожанию дров, были вырублены огромные массивы прекрасных среднерусских чащоб. Однако в 1659 году «поташное дело», как прибыльное, передали в царскую казну. Поташ стал одним из основных продуктов экспорта, что привело к массовой вырубке лесов. К началу царствования Петра I, остро встал вопрос о поиске более дешевого заменителя поташа. Проблема была решена в 1851 году, когда французский химик Николас Лебман смог получить из поваренной соли соду. Этот отличный щелочной материал вытеснил поташ из производства мыла. [6] Это подтолкнуло мыловаров на поиски более доступных и дешевых способов приготовления мыла из щелочных аналогов поташа. В связи с особыми экономическими условиями, первые мыловаренные фабрики стали появляться в России лишь в XVIII веке. В Москве на тот момент было известно две: в Новинской и Пресненской частях. К 1853 году в Московской губернии их число выросло до восьми. Потребителями продукции мыловаренных заводов стали многочисленные суконные, ситценабивные и красильные фабрики. Но среди населения вплоть до середины XIX века фабричным мылом пользовалась только знать. А вот простое население фабричного мыла почти не покупало. И не потому, что разлюбило русскую баню с мыльцем да веничком. Просто большинство хозяек сами варили мыло. В домах мыло лежало штабелями, что дрова! Действительно, зачем было покупать продукт, если печи топились дровами, бесплатного поташа хоть отбавляй, да и жир нетрудно раздобыть – везде держали скотину.



1.2. Открытие научной основы мыльного синтеза

Несмотря на то, что в конце эпохи средневековья в разных странах существовала довольная развитая мыловаренная промышленность, химическая сущность процессов, была, конечно, не ясна. Лишь на рубеже XVIII-XIX вв. была установлена химическая природа жиров и внесена ясность в реакцию их омыления. В 1779 г. шведский химик К.-В. Шелле (1742-1786) показал, что при взаимодействии оливкового масла с оксидом свинца и водой образуется сладкое, растворимое в воде вещество. Решающий шаг на пути изучения химической природы жиров был сделан французским химиком М.-Э. Шеврелем (1786-1889). Он отрыл стеариновую, пальмитиновую и олеиновую кислоты как продукты разложения жиров при их омылении водой и щелочами. Сладкое вещество. Полученное Шелле, было названо Шеврелем глицерином. Сорок лет спустя П.Э. Бертло (1827-1907) установил природу глицерина и объяснил химическое строение жиров. Глицерин – трехатомный спирт. Жиры – сложные эфиры глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот, преимущественно пальмитиновой СН3(СН2)14СООН, стеариновой СН3(СН2)16СООН и олеиновой СН3(СН2)7СН=СН (СН2)СООН, а мылами называют натриевые или калиевые соли этих кислот. Помимо жировой основы, в состав мыла входят так же различные добавки. Это наполнители (оксид титана или цинка), парфюмерные отдушки, красители, увлажняющие компоненты (глицерин, касторовое масло, воски животного происхождения - ланолин и спермацет), антисептические вещества - триклозан.

Потребовалось много времени, чтобы основа туалетного мыла стала выглядеть так:

- соли жирных кислот масел;

- соли жирных кислот животного жира;

- красители;

- ароматизаторы.

Технология изготовления мыла из животных и растительных жиров с применением поташа или соды складывалась на протяжении долгих веков у многих народов. Мыло – это одно из тех веществ, которые человек сначала получил кустарным способом, убедился в его полезных свойствах, научился производить в больших количествах, и только спустя несколько столетий объяснил научную основу данного производства.














Глава 2. Особенности строения и свойств мыла, определяющие его моющую способность.

2.1. Результаты анкетирования.


Было проведено анкетирование. Вместе с учителем биологии мы составили анкету. Были опрошены 102 учащихся нашей школы.

В анкету были включены вопросы о том, как часто ребята моют руки, знают ли они о том, чем лучше мыть руки и чем лучше вытирать их после мытья, а так же какое мыло им понравилось больше: твердое или жидкое? (Приложение 1).

Результаты анкетирования (Приложение 2) показали, что всегда моют руки:

  • перед едой – 21 человек из 26;

  • после прогулки – 22 человека из 26;

  • после посещения туалета – 23 человека из 26;

  • после общения с домашними животными – 14 человек из 26.

Очень радует, что многие ребята всегда моют руки в разных ситуациях. Но в то же время не все ребята понимают важность этого процесса.

Преимущества и недостатки твёрдого и жидкого мыла Таблица 1

Твердое мыло

Жидкое мыло

Преимущества

Недостатки

Преимущества

Недостатки

востребовано за счет своей низкой цены и небольших размеров

быстро сохнет, быстро раскисает

не сушит кожу

высокая цена (в сравнении с кусковым)

может не содержать запаха, намыливается необходимым количеством

высокая щелочная среда

есть дозатор

требует большее количество времени, которое тратится на то, чтобы смыть его с кожи

быстро смывается водой, причем как холодной, так и горячей, что позволяет использовать его в практически любых условиях

сушит кожу

более гигиенично, нет прямого контакта с руками



оставляет после себя налёт

не выскальзывает из рук




быстро пенится




имеет стойкий аромат




Проанализировав ответы на остальные вопросы анкеты (Приложение 2), а также используя свой опыт и опыт взрослых можно сделать следующие выводы:

Твёрдое мыло обладает следующими преимуществами:

  • оно очень востребовано за счет своей низкой цены и небольших размеров;

  • быстро смывается водой, причем как холодной, так и горячей, что позволяет использовать его в практически любых условиях;

  • удобство – может не содержать запаха, намыливается необходимым количеством.

Существуют у твёрдого куска и свои недостатки:

  • быстро сохнет, быстро раскисает;

  • высокая щелочная среда;

  • сушит кожу;

  • оставляет после себя налёт.

Жидкое мыло имеет следующие преимущества:

  • не сушит кожу;

  • есть дозатор;

  • более гигиенично, нет прямого контакта с руками;

  • не выскальзывает из рук;

  • быстро пенится;

  • имеет стойкий аромат.

К недостаткам жидкого мыла можно отнести:

  • высокую цену (в сравнении с кусковым);

требует большее количество времени, которое тратится на то, чтобы смыть его с кожи.



2.2. Моделирование при изучении свойств мыла.

Решение исследовательской задачи: Каков механизм отмывания грязи мылом?

Чтобы решить данную задачу, нужно рассмотреть вторую составную часть молекулы мыла, для этого желательно знать способ его получения. В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова сказано: «Растворяющаяся в воде масса (кусок или густая жидкость), получаемая взаимодействием жиров и щелочей и употребляемая для мытья» ². В основе получения мыла лежит реакция щелочного гидролиза жиров (сложных эфиров глицерина и высших карбоновых кислот)³.

В специальных ёмкостях (варочных котлах) нагретые жиры омыляют щёлочью (обычно гидроксидом натрия), в результате реакции получается глицерин и мыло






¹ все опыты взяты Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные работы. 8 – 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство Астрель»: 2001. – 112с.:

² Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка- М.: Азбуковник, 1999 стр 372



³ Зиновьев А.А. Химия жиров – М., Просвещение, 1990 г. стр 34


H2C – OCO – R H2C – OH

׀ ׀

HC – OCO – R + 3NaOH HC – OH + 3R – COONa

׀ ׀

H2C – OCO – R H2C – OH

животный жир каустическа сода глицерин соль карб. Кислоты


Мыла – это соли высших карбоновых кислот.

Молекула мыла состоит из двух частей: гидрофильной, т.е. растворимой в воде и гидрофобной, т.е. не взаимодействующей с водой, но охотно вступающей в контакт с загрязняющими веществами, например, с жирами и маслами. Гидрофильные и гидрофобные группы находятся на разных концах длинной молекулы. Ассиметрия молекулы мыла – ее важнейшее свойство.

Гидрофобная часть гидрофильная часть

Когда мыльная молекула стеарата натрия попадает в воду, то она диссоциирует на положительно заряженный ион Nа и отрицательное основание жирной кислоты. Для моющего действия важно то, что углеводородная часть (хвост) отрицательного иона мыльной молекулы нерастворима в воде, но растворима в жирах и маслах. Поэтому водорастворимая отрицательно заряженная голова останется в воде, тогда как хвост погружается в жир. Анионы молекул со всех сторон окружают капельки жира и вытаскивают их в воду, в результате чего образуется взвесь капелек жира в воде. Так как каждая из мельчайших капелек несет на себе отрицательный заряд, то они отталкиваются друг от друга, а не сливаются в более крупные капли. Этим объясняется эмульгирующий эффект мыльных растворов.

В горячей воде стирать и мыть гораздо проще, чем в теплой или холодной. При нагревании средняя кинетическая энергия молекул воды растет, а это значит, что каждой из них требуется меньше дополнительной энергии, чтобы выйти на поверхность. Поэтому поверхностное натяжение воды уменьшается при нагревании, и она может проникать в самые мелкие поры и дырочки. Вот почему надо мыть руки теплой водой, а в горячей лучше отстирываются загрязнения с ткани.




Глава 3. Практическая часть.

3.1. Изучение состава и свойств мыла путем физического и химического эксперимента.


Первая исследовательская задача

Условие задачи: Вода обладает целым рядом удивительных свойств, одним из которых является поверхностное натяжение. Об этом свойстве мы узнали из курса физики. Вода стремится иметь наименьшую поверхность, поэтому ее капля имеет форму шара. Благодаря поверхностному натяжению вода сама по себе является чрезвычайно плохим смачивателем, и поэтому не может обеспечить эффективный моющий процесс.

Вопрос: Как влияет мыло на поверхностное натяжение воды?

Решение: опыт 1.Смочить две стеклянные пластинки водой, соединить их. Легко ли их разъединить? Разъединить эти пластинки нелегко. Пример подтверждает большое поверхностное натяжение воды. Оно препятствует контакту воды с загрязняющими веществами.

Опыт 2. Смочить две стеклянные пластинки мыльной водой, соединить их. Легко ли они теперь отрываются друг от друга? Значительно легче.

Исследовательский результат - мыло снижает поверхностное натяжение воды, благодаря этому моющая жидкость может проникать в мелкие поры очищаемого материала.

Вторая исследовательская задача

Условие задачи: При попадании раствора мыла в глаза мы испытываем неприятные ощущения. Щиплет глаза. Известно, что глаза постоянно смачиваются слезной жидкостью. Примечание: (рН слезной жидкости =7,7 нейтральна)¹

¹Габриелян О.С. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2005. – 251с.;

Вопрос: Чем обусловлена агрессивность раствора мыла? Какое мыло агрессивнее?

Решение: В химический стакан с раствором твердого мыла поместить индикаторную бумагу. Затем в химический стакан с раствором жидкого мыла поместить индикаторную бумагу. Проанализировать среду раствора в соответствии с окраской бумаги. Индикаторная бумага посинела сильнее в растворе твердого мыла. При добавлении фенолфталеина раствор твердого мыла окрасился ярче и насыщеннее, чем раствор жидкого мыла.

Исследовательский результат: Среда раствора мыла щелочная, в нем содержатся ионы ОНˉ, этим объясняется агрессивность раствора мыла, а также мылкость раствора. Более щелочную реакцию имеет кусковое мыло, оно лучше удаляет кожное сало. Но щелочные растворы сушат кожу, разрушают волосы. Жидкое мыло имеет менее щелочную реакцию, соответственно меньше сушит кожу, более бережно влияет на волосы.


Третья исследовательская задача

Условие задачи: состав твердого и жидкого мыла.

Вопрос: Чем отличается твердое мыло от жидкого мыла по химическому составу?

Решение: Для этого надо определить катионы каких металлов, входящит в состав мыла.

Опыт 1. Внести медную проволоку, смоченную раствором жидкого мыла, в пламя спиртовки. В какой цвет оно окрашивается? Фиолетовый.

Опыт 2. Внести медную проволоку, смоченную раствором твердого мыла, в пламя спиртовки. В какой цвет оно окрашивается? Желтый.

Исследовательский результат: Окрашивание пламени спиртовки в фиолетовый цвет говорит о наличии катионов калия, а желтый – катионов натрия. Значит, в состав твердого мыла входят ионы натрия, в состав жидкого – ионы калия¹.

Четвёртая исследовательская задача

Условие задачи: Влияние твердого и жидкого мыла на бактерии.

Вопрос: Какое мыло лучше борется с бактериями?

Решение: Делаем смыв с грязных рук и высеваем на питательную среду LB (Leuria Bertani). Питательную среду берём готовую в чашках Петри из лаборатории ветеринарного пункта.

Условия проведения исследования: В исследовании принимал участие 1 человек, интервал времени перед забором биоматериала (смыва с рук) составил 3,5-4 часа.

*Участие большего количества участников не возможно в связи с дороговизной исследований.


Правила забора смыва с рук. Взятие проб осуществляли методом смывов. Вначале с правой руки, с участков меньшей загрязнённости – протёрли тыльную сторону руки от кисти к пальцам, затем тщательно протёрли ладони, межпальцевые пространства.

Показатели эффективности
гигиенических средств.

При проведении практической работы для оценки эффективности действия гигиенических средств использовали следующие показатели: 1) общее количество бактерий;


Исследование кускового мыла 1.Забор смывов с грязных рук. 2.Обработка рук кусковым мылом (три движения в одну сторону, три в другую сторону) 3. Забор смывов с чистых рук. 4.Повторная обработка рук 5.Повторный забор смывов с чистых рук. 6.Взятые смывы с рук засеивали на плотные среды разлитые в чашки Петри. Для проведения исследований использовались среда LB (Leuria Bertani). Тампон с посевным материалом вносили в слегка приоткрытую чашку и круговыми движениями втирали его содержимое в поверхность среды, вращая при этом тампон. Посевы помещали в шкаф (термостат отсутствует)и инкубировали при температуре 37.0 С в течение 24 часов. Процедура повторялась три раза.

Исследование жидкого мыла 1.Забор смывов с грязных рук. 2.Обработка рук жидким мылом ( три движения в одну сторону, три в другую сторону) 3. Забор смывов с чистых рук. 4.Повторная обработка рук 5.Повторный забор смывов с чистых рук. 6.Взятые смывы с рук засеивали на плотные среды разлитые в чашки Петри. Для проведения исследований использовались среда LB (Leuria Bertani). Тампон с посевным материалом вносили в слегка приоткрытую чашку и круговыми движениями втирали его содержимое в поверхность среды, вращая при этом тампон. Посевы помещали в шкаф (термостат отсутствует)и инкубировали при температуре 37.0 С в течение 24 часов. Процедура повторялась три раза.



Визуально изучили выросшие на чашках колонии бактерий.

Вывод по исследованию: Рост колоний бактерий был обнаружен только после смывов с грязных рук, перед обработкой кусковым или жидким мылом, после первичной обработки роста колоний не наблюдалось, что доказывает необходимость обязательного мытья рук гигиеническим средством.

Заключение: При проведении практической работы исследовано 6 проб (смывов с рук) от одного обследуемого, в ходе эксперимента была изучена антибактериальная эффективность твёрдого и жидкого мыла. По результатам исследования твердое и жидкое мыла показали приблизительно одинаковые результаты, их эффективность колеблется в пределах от 42,9% до 48,5% при первичной обработке, повторная обработка рук повышает процент эффективности с 65,01% до 76,9%.

Загрязнение кожи способствует переносу патогенных, условно-патогенных микроорганизмов и при определённых условиях может вызвать заболевание, поэтому очень важно постоянно поддерживать чистоту кожи. Соблюдение элементарных правил гигиены может снижать количество бактерий на 90%. вещества.


Результаты исследований:

  1. Мыло снижает поверхностное натяжение воды, благодаря этому моющая жидкость может проникать в мелкие поры очищаемого материала.

  2. Среда раствора мыла щелочная, в нем содержатся ионы ОНˉ, этим объясняется агрессивность раствора мыла, а также мылкость раствора . Более щелочную реакцию имеет кусковое мыло, оно лучше удаляет кожное сало. Но щелочные растворы сушат кожу, разрушают волосы. Жидкое мыло имеет менее щелочную реакцию, соответственно меньше сушит кожу, более бережно влияет на волосы.

  3. Окрашивание пламени спиртовки в фиолетовый цвет говорит о наличии катионов калия, а желтый – катионов натрия. Значит, в состав твердого мыла входят ионы натрия, в состав жидкого – ионы калия¹.

  4. По результатам исследования твердое и жидкое мыла показали приблизительно одинаковые результаты, их эффективность колеблется в пределах от 42,9% до 48,5% при первичной обработке, повторная обработка рук повышает процент эффективности с 65,01% до 76,9%.

























Заключение

В соответствии с поставленной целью и задачами, изучена литература по истории пользования моющими средствами и мылом, способам исследования свойств мыла, приготовлению мыла в условиях школьной лаборатории. Проведённый обзор различной литературы по теме, а также собственные наблюдения помогли сделать вывод о проделанной работе.

По свидетельству историков мыло возникло более чем 6000 лет назад. Мыло ценилось наравне с самыми дорогостоящими лекарствами и косметическими снадобьями. На Руси варили мыло с давних времен и в домашних условиях, и в специальных мастерских. Целые деревни и города занимались производством мыла.


Оказалось, что для того, чтобы выяснить какое мыло лучше важно знать физические и химико-биологические свойства, которые позволят оценить эффект его использования. Благодаря применению экспериментального метода и метода моделирования выяснены следующие особенности состава и строения мыла - мыло снижает поверхностное натяжение воды, благодаря этому моющая жидкость может проникать в мелкие поры очищаемого материала

• среда раствора твердого мыла более щелочная, чем жидкого мыла.

• в состав твердого мыла входят ионы натрия, в состав жидкого – ионы калия.

• причина моющей способности мыла в полярности его молекулы.

Рост колоний бактерий был обнаружен только после смывов с грязных рук, перед обработкой кусковым или жидким мылом, после первичной обработки роста колоний не наблюдалось, что доказывает необходимость обязательного мытья рук гигиеническим средством.

По результатам исследования твердое и жидкое мыла показали приблизительно одинаковые результаты, их эффективность колеблется в пределах от 42,9% до 48,5% при первичной обработке, повторная обработка рук повышает процент эффективности с 65,01% до 76,9%.

Загрязнение кожи способствует переносу патогенных, условно-патогенных микроорганизмов и при определённых условиях может вызвать заболевание, поэтому очень важно постоянно поддерживать чистоту кожи. Соблюдение элементарных правил гигиены может снижать количество бактерий на 90%. вещества.



Выполненная работа позволяет сделать обоснованные выводы о том, что выдвинутая гипотеза верна, а именно: Жидкое и твердое мыло обладает одинаковыми моющими способностями, отличается качественными характеристиками.

Каждому человеку нужно самому выбрать, каким мылом пользоваться (твердым или жидким), в зависимости от типа кожи и собственных предпочтений.

В ходе работы над данной темой открываются новые вопросы для исследования, поэтому планирую в будущем продолжить работу в направлении сравнения свойств мыла и синтетических моющих средств, влияния их на организм человека. Так же в перспективе можно освоить способы получения мыла в домашних условиях, что сейчас довольно популярно.

































Список литературы

  1. Афанасьев А. Г., Григорьев Е. С. Химия на службе быта.-М.:Знание,1986

  1. Балуева Г. А., Осокина Д. Н. Все мы дома – химики.-М.: химия, 1989

  2. Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные работы. 8 – 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство Астрель»: 2001. – 112с.:

  3. Габриелян О.С. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2005. – 267с.;

  4. Зиновьев А.А. Химия жиров – М., Просвещение, 1990 г.

  5. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе.-М.: Просвещение, 1998

  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка- М.: Азбуковник, 1999 . – 944 с.



Интернет-ресурсы

http://milomarket.com/milo/milovarenie/249-prozrachnoe-mylo-osnova.html

http://www.soapdream.ru/15-Mylo-s-nulya/3498-Kak-izgotovit-bezopasnoe-mylo.html?Itemid=0

soapshopping.forumsiti.ru/viewtopic.php?id=114

http://mylko.ru/formula/kak-vybrat-masla

http://www.openclass.ru/node/64064/

http://school-collection.edu.ru/














Приложение 1

Анкета.

Ребята, постарайтесь честно ответить на вопросы анкеты!

  1. Моешь ли ты руки:


всегда

иногда

никогда

перед едой




после прогулки




после посещения туалета




после общения с домашними животными




  1. Как ты думаешь, каким мылом лучше мыть руки?

кусковым (твердым) мылом

жидким мылом

  1. Какое мыло лучше пениться в горячей воде?

кусковое (твердое) мыло

жидкое мыло

  1. Какое мыло лучше пениться в холодной воде?

кусковое (твердое) мыло

жидкое мыло

  1. Какое мыло лучше смывается?

кусковое (твердое) мыло

жидкое мыло

  1. Как ты думаешь, чем лучше вытирать руки?

тканевым полотенцем

бумажным полотенцем

  1. После использования какого мыла кожа рук более приятная на ощупь?

после кускового (твердое) мыла

после жидкого мыла

  1. Какое мыло тебе больше нравится?

кусковое (твердое) мыло

жидкое мыло



Спасибо!




Приложение 2

Результаты анкетирования

  1. Моешь ли ты руки:

Рисунок 1


  1. Каким мылом лучше мыть руки?

Рисунок 2





  1. Какое мыло лучше пенится в горячей и в холодной воде?

Рисунок 3


  1. Какое мыло лучше смывается?


Рисунок 4







  1. После использования, какого мыла кожа рук более приятна на ощупь?

Рисунок 5

  1. Какое мыло вам больше нравится?

Рисунок 6







19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!