СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Помощь Чехова школам"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа содержит материал о помощи Чехова сахалинским школам

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Помощь Чехова школам"»

Максютова Ольга Михайловна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1,

учитель русского языка и литературы,

Россия, г.Александровск-Сахалинский

Тема: « Помощь А.П.Чехова сахалинским школам»

Много ужасного видел великий русский писатель А.П.Чехов во время пребывания на Сахалине летом 1890 года. После возвращения в Москву он писал: «Теперь, по воспоминаниям, Сахалин представляется мне целым адом». Особенно писателя потрясло положение сахалинских детей и подростков, которых воспитывала каторга. В книге « Остров Сахалин» в главе 17 он пишет: «Что в России, в городах и деревнях страшно, то здесь обыкновенно. Дети провожают равнодушными глазами партию арестованных, закованных в кандалы; когда кандальные везут тачку с песком, то дети цепляются сзади и хохочут. Играют они в солдаты и арестанты. Мальчик, выйдя на улицу, кричит своим товарищам: «Равняйсь! Отставить!» Или он кладёт в мешок свои игрушки и кусок хлеба и говорит матери: «Я иду бродяжить». Он идёт на улицу и бродяжит там, а товарищи, изображавшие солдат, ловят его. Сахалинские дети говорят о бродягах, розгах, плетях, знают, что такое палач, кандальные, сожитель. Сахалинские дети бледны, худы, вялы; они одеты в рубища и всегда хотят есть…»

О сахалинских школах А.П.Чехов писал: «На Сахалине 5 школ, не считая Дербенской, в которой, за неимением учителя, занятий не было. В 1889-1890 г. обучалось в них 222 человека: 144 мальчика и 78 девочек, в среднем по 44 на каждую. Я был на острове в каникулярное время, при мне занятий не было, и потому внутренняя жизнь здешних щкол, вероятно, оригинальная и очень интересная, осталась для меня неизвестной. Общий голос таков, что сахалинские школы бедны, обставлены нищенски, существование их случайно, необязательно и положение крайне неопределённо, так как никому не известно, будут ли они существовать или нет. Заведует ими один из чиновников канцелярии начальника острова, образованный молодой человек, но это король, который царствует, но не управляет, так как, в сущности, школами заведуют начальники округов и смотрители тюрем, от которых зависит выбор и назначение учителей. Преподают в школах ссыльные, которые на родине не были учителями, люди, мало знакомые с делом и без всякой подготовки. Получают они за свой труд 10 руб. в месяц; платить дороже администрация находит невозможным и не приглашает лиц свободного состояния, потому что этим пришлось платить бы не меньше 25 руб. Очевидно, преподавание в школах считается занятием неважным…» Назначать же учителей и даже сторожей из числа политических ссыльных было категорически запрещено.

В секретном письме к начальнику о.Сахалин приамурский генерал-губернатор Корф прямо говорил о недопустимости ссыльных из государственных преступников не только к педагогической деятельности, но даже сторожами при школах, так как и в этом случае они могут оказывать растлевающее влияние на юношество.

Но А.П.Чехов не ограничился только резкой критикой положения сахалинских школ в своей книге. Он хотел немедленно хоть чем-нибудь помочь школам, хоть что-нибудь сделать для сахалинских детей. Не дожидаясь возвращения в Москву, он послал телеграмму своему брату-учителю И.П.Чехову:

«Попроси Малышева прислать начальнику острова Сахалин генералу Кононовичу программу земских училищ список методику учебников. Изложи подробнее систему управления состав училищных советов. Закажи Суворину выслать употребительских учебников. Учеников старшего отделения 150, учеников младшего 300».

В полной мере организационная деятельность А.П.Чехова по оказанию помощи сахалинским школам развернулась после его возвращения домой. 27 января 1891 года он писал тому же И.П.Чехову: «Купил книги. Очень много книг пожертвовано издателями и авторами. Я очень рад. Сахалинские школы будут иметь свои библиотечки». Многие знакомые писатели по его просьбе занялись усиленным собиранием книг для Сахалина. Сестре-М.П.Чеховой-писатель поручает следующее: «Если соберётся что-нибудь в пользу сахалинских школ, то немедленно извещай». А через несколько дней спрашивает: «Не собрали ли что-нибудь в пользу сахалинских школ? Уведомьте. Что Левитан с подписным листом?» Обращаясь к писателю А.Лазареву-Грузинскому, Чехов напоминает о его «обещании прислать, если найдётся, книжек для сахалинских школ».

Судя по письмам А.Чехова, он привлёк к этому столь важному для далёкого острова дела свою хорошую знакомую Л.С.Мизанову, адвоката, писателя и театроведа А.И.Турусова, великого русского художника И.И.Левитана, известного книгоиздателя Ф.Павленкова, методистов В.Острогорского и Д.Тихомирова и многих других.

Эти хлопоты дали довольно значительный результат. Уже в начале февраля 1891 года А.П.Чехов писал: «Вообще книг отправлена чортова пропасть. По счёту приходится уплатить Суворину за учебники 666 рублей». 13 марта 1891 года писал следующее: «На Сахалин отравлено ещё 2200 томов».

Сестра писателя, М.П.Чехова, в письме к литературоведу М.Теплинскому сообщала, что на Сахалин посылались не только учебники, но и художественная литература. Это подтверждается письмом А.П.Чехова, датированным 19 февраля 1891 года, где на нескольких страницах идёт перечисление книг, посланных на Сахалин. Оказывается, что были посланы: «Записки» М.Глинки, «Принц и нищий» М.Твена, «Горе от ума» А.Грибоедова, комедии Д.И.Фонвизина, рассказ «Детвора» самого А.П.Чехова, отдельные издания Диккенса, Шиллера, Н.Лескова, Эзопа, М.Ломоносова, сочинения А.Пушкина, роман Ф.Достоевского «Бедные люди», многие драматические произведения В.Шекспира.

Антон Павлович не ограничился сбором книг среди его личных знакомых. В архиве писателя сохранилось официальное письмо секретаря Комитета грамотности: «Иван Николаевич Сахаров из Москвы передал нам просьбу о помощи 5 школам на Сахалине. Поэтому Санкт-Петербургский Комитет грамотности посылает через одесский книжный магазин «Нового времени» на Сахалин 1470 книжек (по 294 книжки на каждую школу)

Другой Комитет грамотности (при Московском обществе сельского хозяйства) решил послать в Корсаковскую школу библиотеку и обратился к писателю с вопросом о способах отправки книг и о составе библиотек.

Писатель, как мы понимаем, был озабочен не только сбором книг, но и немаловажными проблемами отправки их на далёкий остров.

В неопубликованном письме А.П.Чехова от 19 февраля 1891 года говорится: «Так как кроме учебников, на покупку которых я был уполномочен, я посылаю много и других книг, то я почёл бы себя вправе обратиться в комитет Добровольного флота с просьбой, чтобы книги от Одессы до Сахалина были доставлены бесплатно».

А спустя несколько дней, 28 февраля 1891 года, писатель сообщил: «Комитет Добровольного флота уведомил меня, что книги будут доставлены на Сахалин бесплатно».

Антон Павлович вообще входил во все мелочи отправки книг на Сахалин. Об этом мы узнаём из его письма И.Сахарову (московскому знакомому, занимающемуся отправкой книг): «Что касается упаковки, то я напишу о ней в магазин. Впрочем, если будет и плохая упаковка, то беда невелика: я напишу офицерам парохода и те положат наши книги в месте злачнем, в месте покойнем. Интересно было бы узнать, что посылает Петербургский комитет- учебники или книги для чтения?»

Легко можно представить, с какой радостью были встречены на Сахалине тысячи книг, поступивших туда по инициативе великого писателя. Письма сахалинцев к Чехову, к счастью сохранившиеся, достаточно красноречивы: «Большое спасибо за ту часть книг, высланных Вами, которая выпала на долю школ и народа Тымовска и округа»,- писал 14 декабря 1891 года начальник Тымовского округа Бутаков. Другой знакомый Антона Павловича сообщал: «Книги пришли на «Костроме». Мы ещё не успели их разобрать и расставить по Вашему желанию…Из книг, присланных Вами, я думаю дать несколько и детям государственных преступников».

В наши дни, когда на Сахалине вместо 5 школ более 500, и в каждой из них есть библиотеки, тот подарок, который сделал писатель Сахалину в 90 годы 19 века, может показаться очень скромным. Но нужно помнить о времени, когда писателю с такой настойчивостью собирать и отправлять свой скромный дар.

Для нас сейчас воспоминание о помощи А.П.Чехова школам и детям Сахалина очень дорого, так как оно свидетельствует о постоянном внимании, с которым великий писатель относился к нуждам и запросам простых людей, жителей далёкого острова Сахалин.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!