МБОУ «Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина»
«Родина, родной, родник…»
Работу выполнил:
Орлова Ирина
7А класс
Руководитель:
учитель географии
Коптева Виктория Викторовна
2017 год
Содержание
Введение……………………………………………………..………………3
Выбор и обоснование темы …………4
Цель ……………………………………………………….. 4
Задачи ……………………………………………………… 4
3 Гипотеза ……………………………………………………………5
Актуальность проблемы ……………………………………………….5
Методы исследования
4.1 . Историко-культурные сведения об объекте исследования ………….6
4.2. Гидрологическое исследование родника ………………………………6
4.3. Физико-химический анализ воды ………………………………………..7
4.4. Эколого-санитарное состояние территории вокруг родника ……….7
Результаты ………………………………………………………………….8
Выводы …….……………………………………………………….11
Заключение ……………………………………………………….11-12
Литература …………………………………………………………………13
Приложение №1,2 ……………………………………………14-18
Введение
Вслушайтесь в эти слова - Родина, родной, родник… Русские люди всегда умели называть обычные явления и понятия просто, выражая суть и эмоциональное отношение. Родная земля-матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Родники, которые бьют из самого сердца земли, - это не только источник чистой питьевой воды. Исследования учёных свидетельствуют о благоприятном влиянии родников на человека.
Родники необходимы всем нам, чтобы помнить своих предков, чтить традиции своего народа. Они своего рода показатель экологического, духовного и морального состояния того места, в котором находятся.
Любой край, город, любая деревня неповторимы. Я живу в поселке Шумячи. Этот поселок расположен в красивой живописной местности. Наша природа красива в любое время года. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: смешанный и сосновый леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга. Ещё в моём посёлке множество мелких и несколько крупных родников. В последнее время для нас жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам.
3
II. Выбор и обоснование темы
В наше время изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой. Родники увеличивают рекреационную ценность пейзажа, внося в него разнообразие. Подземные воды в природных условиях не загрязнены. Проходя через почву, вода обогащается углекислотой и минеральными веществами, поэтому нередко обладает целебными свойствами и применяется для лечения целого ряда заболеваний человека. Родники охотно используются для местного водоснабжения, а нередко, при достаточной их мощности и для питания водопроводов.
1. Цель: оценка современного экологического состояния родника по ул. Советской и разработка мероприятий по улучшению его состояния и функционирования.
2. Задачи:
поиск и сбор исторических материалов о роднике;
изучить общественное мнение по существованию родника;
произвести отбор проб и физико-химический анализ воды;
дать оценку эколого-санитарного состояния территории вокруг источника;
составить экологический паспорт родника;
разработать и провести мероприятия по очистке и благоустройству.
3. Гипотеза: изучение родников- это возможность расширить знания о водных ресурсах края. Ухудшению состава воды способствуют небрежное отношение к родникам.
4
III. Актуальность проблемы.
Мы считаем, что данная проблема актуальна, поскольку мировые запасы пресной воды катострофически беднеют, а её потребление постоянно растёт. С каждым годом все острее ощущается нехватка воды на планете, а родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.
Население поселка использует в пищевых целях воду, поступающую по разводящей водопроводной сети в дома. В летний период, в связи с увеличением водопотребления, случаются перебои с водоснабжением. На некоторых улицах посёлка водопроводная система не менялась в течение многих лет, и качество водопроводной воды оставляет желать лучшего. Поэтому многие жители обращаются к родникам. Нам стало интересно узнать каково отношение людей к природным источникам и каково качество воды в них?
Но, к сожалению, на состояние верхних слоев подземных вод пагубно влияет деятельность человека.
Подземные воды, хотя и лучше защищены от загрязнений, чем поверхностные, но и их качество также ухудшается. Причин загрязнения подземных вод несколько. Значительная часть загрязняющих веществ просачивается сквозь почву с осадками и талыми водами, несущими атмосферные выбросы, ядохимикаты и минеральные удобрения с полей.
В последнее время для России жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам. О многих источниках сложены легенды, предания и сказки.
Выявление, изучение, учет и сбережение родников – важная задача природоохранной работы в районе. Поэтому велика роль школьников, которые, изучая свой край, делают свои первые географические открытия. Сбережение родников, источников, ключей силами учащихся способствует формированию у подрастающего поколения высоких нравственных качеств в охране природы родного края.
5
IY.Основные методы исследования:
4.1 Историко-культурные сведения об объекте исследования.
Объектом исследования был выбран родник, расположенный недалеко от центральной части поселка. Поэтому он пользуется большой популярностью у местного населения.
Наш родник существует давно, и рассматривать его историю мы можем только со слов тех местных жителей, которые живут в наши дни (это люди примерно 1928-1940 годов рождения). Из бесед с ними мы узнали о истории родника. Все они помнят этот родник с детства. К этому роднику приходили люди со всей округи круглый год и использовали воду для различных целей. Люди считали, что вода в источнике святая и в настоящее время на праздник Крещения Господня местные жители и гости посёлка приходят на родник за «святой» водой.
4.2 Гидрологическое исследование родника
Характер выхода источника определяли визуально по следующим критериям:
а) вытекает спокойно
б) бурлит
в) бьет струйками
г) фонтанирует.
Определили дебит (мощность), то есть возможный расход воды.
Дебит источника рассчитывали с помощью ёмкости с известным объёмом (стеклянная банка емкостью 1 литр) и секундомера (время измеряется до одной сотой секунды). Брали три пробы: засекали время, за которое заполнится ёмкость, проделывая операцию три раза. Вычисляли дебит источника для каждой пробы по формуле:
V: t =D
Далее – вычисляли среднюю величину и рассчитали расход воды а) за час б) за сутки.
4.3. Физико-химический анализ воды
Цвет (окраска).
Для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения окраска не должна обнаруживаться в столбике 20 см, для водоемов культурно-бытового назначения – 10 см.
Для определения цветности воды исследуемую воду налили в стеклянный цилиндр и рассмотрели ее на фоне белого листа бумаги при дневном освещении сверху и сбоку.
Прозрачность.
Для определения прозрачности воды использовали прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который налили воду, а под него подкладывали стандартный шрифт. По нахождению максимальной высоты столбцы столбца, при которой можно прочитать шрифт, оценивали прозрачность. Если прозрачность воды меньше 31 см, то она непригодна для питья.
Запах.
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды хозяйственно-питьевого назначения не должен превышать 2 баллов.
Для определения запаха воды налили ее в колбу на 2/3 объема с притертой пробкой и сильно встряхнули в закрытом состоянии. Открыли быстро колбу и сразу отметили отсутствие интенсивности запаха.
4.4. Эколого-санитарное состояние территории вокруг родника
Визуально проводилась оценка санитарного состояния прилегающей местности.
7
Y. Результаты
Мною проведено гидрологическое и физико-химическое исследование воды.
Гидрологическое исследование родника показало, что вода на поверхность выходит из промежутков между частицами пород, бьёт струйками. Дебит родника составил 510 л/ч, 12240 л в сутки.
Родниковая вода благополучна по температуре и органолептическим показателям. Вода прозрачная, запах не ощущается, без особого вкуса.
Хорошие органолептические характеристики воды свидетельствуют об отсутствии гнилостных процессов, «зацветании» и затухании воды.
Визуально проводилась оценка санитарного состояния прилегающей местности. Обследовав родник, можно отметить, что территория, прилегающая к нему относительно благополучна. Относительно потому, что около родника люди иногда оставляют мусор: полиэтиленовые бутылки, упаковочную тару. Недалеко от родника находятся жилые дома, автодорога.
По результатам исследований, был составлен экологический паспорт родника. (приложение 1)
VI. Выводы
По результатам исследований можно сделать выводы:
общение с жителями поселка по исследуемому вопросу наглядно показал значимость и важность рассматриваемой в проекте проблемы сохранения природного богатства Родного края;
показатели физико-химических свойств исследуемой воды данного источника соответствуют санитарно-гигиеническим нормативам;
эколого-санитарное состояние территории вокруг родника относительно благополучное;
были проведены мероприятия по очистке и благоустройству родника.
8
VII. Заключение
Завершилась работа над проектом.
В целом я думаю о том, что мы с ребятами 7А класса сделали сообща одно, но очень важное и для природы, и людей дело. Родники открывают для нас красоту воды, именно они обладают сразу быстротой рек, волей океанов и очарованием озер. И именно они, как никакой другой водный объект, нуждаются в нашей заботе и бережной охране. На свете нет ничего драгоценного, чем самая обыкновенная чистая вода. Без неё нет и не будет жизни. Поэтому важно следить, чтобы вода в исследуемых родниках была всегда чистой! Чем больше узнаешь о родниках, чем больше тайн открывается, тем больше возникает вопросов. Например, почему ключевую воду называют «живой». Действительно, и это подтверждает сама жизнь, вода многих родников обладает лечебным действием. Но почему?! То ли потому, что она очень чистая, то ли потому, что обладает благоприятным для организма составом, физической структурой и магнитным полем? То ли потому, что, беря воду из родника, мы соприкасаемся с природой, слышим журчание воды? А, может быть, в силу каких-то других, пока неизвестных нам причин. Почему люди, имея другие источники воды, интуитивно тянутся к родникам? Может быть, кроме своей первозданной чистоты, они еще несут нам какую-то неведомую пока информацию. И это действительно ключ для познания тайн не только подземных кладовых, но и самого человека.
Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей, и половина от взрастившей нас Земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё…
Эта работа помогла мне понять то, что добрые дела вызывают «цепную реакцию» доброты. Сколько взрослых людей поддержали наш класс по благоустройству родника! Кто-то обкашивал траву в течении лета, пропалывал, ученики 5Б класса нашей школы посадили в июле яркие цветы, а кто-то, может быть, впервые в своей жизни, не оставил у родника грязь.
9
VIII. Литература
1. Алексеев С. В., Грузднева Н.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М.АО МДС, 1999г
2. Экологическое образование сельских школьников. Т.В.Иванова. Методическое пособие. Смоленск. 2001г.
3. Материал из сборника. Кудрявцев А.Н. Современные проблемы экологии. Г Мичуринск, 1998 г.
4.Перекресток. Шумячский альманах. 2006г.
10
Приложение 1.
Анкета родника
Составитель анкеты:
п.Шумячи,
МБОУ «Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина»
7А класс
Орлова Ирина
Научный руководитель:
учитель географии Коптева Виктория Викторовна
2017г.
Где находится родник?
В северо-восточной части п.Шумячи, по трассе Шумячи –Рославль есть место, где всегда можно встретить людей. Часто многолюдно, можно заметить скопление машин, велосипедов. Что привлекает сюда людей? Это родник.

Определение дебита (в минуту).
Дебит- количество воды, вытекаемое из источника за определенный промежуток времени.
Дебит -8.5 л/мин

Как оправлен родник (сруб, обложен камнями, вытекает из пласта и др.)?
Родник оформлен плиткой, в конце дорожки стоит беседка. Родник ограждён металлической оградой.
Родник состоит из трёх уровней.
Первый уровень – это закрытый колодец для сбора воды. Из него вода течёт во второй уровень.
Второй уровень – открытый колодец -отстойник для очищения воды.
Третий уровень– сток воды на земную поверхность


Как используется вода местным населением?
Родник среди местного населения пользуется большой популярностью. Люди используют родниковую воду прежде всего для питья и приготовления пищи. Очень часто гости нашего посёлка из города Рославля, Смоленска, Ершичей увозят воду из нашего родника домой. Их привлекает чистота, очень приятный вкусводы.


Качество воды : вкус, запах, температура.
Водав роднике прозрачная, запахнеощущается, свежий,сладковатыйвкус. Вода набранная в бутылку может стоять месяцами не приобретая запаха и осадка.
Показатели свойств | Исследуемая проба |
Температура воды | 9 градусов. |
Прозрачность | прозрачна |
Цветность | нет |
Запах | нет |
Остаток после суточного отстаивания | Не обнаружен |


Имеется ли осадок на поверхности камней, веточек, находящихся в роднике. Цвет осадка. Состав осадка (известковый, железистый, кремнистый и др.)
Состав осадка (известковый, железистый, кремнистый и др. ) | Осадка не имеется. |
Цвет осадка. | |

Результаты исследования
организована работа по наблюдению и изучению родника в апреле 2017 г.;
обследованный родник хорошо обустроен, хорошо известен и посещаем местными жителями;
за ним осуществляется постоянный санитарно – гигиенический контроль;
родник пригоден для питья, возможно использование с иными целями;
ручей и прилегающие территории нуждаются в очищении;
необходимо привлечь внимание местного населения с целью оздоровления окружающей среды в районе родника;
По результатам исследования, родник, находящийся на улице Советской на правобережье реки Белый Ус пригоден для питья.
Характер рельефа, где находится родник. Какие породы слагают местность.
Родник находится в пойме реки Белый Ус, которая является притоком реки Шумячка.
Почвы пойменные, аллювиальные болотные под зарослями ольхи и осоково-тростниковой растительностью
Местность слагают:
глина-водоупорный слой,
песок-водоносный слой.
Органический мир. Растения
Крапива Лопух

Явор Клевер Ива Тысячелистник

Иван-чай Пижма

Подорожник Мать-и-мачеха
Насекомые: муравьи, пчелы, осы, бабочки, комары, шмели.

Бабочка
Комар
Пчела
Характер струи ( отдельная струя, многие струи, выпучивается шапкой или медленно вытекает из многих отверстий).
Рядом с оправленным родником можно наблюдать выход подземных вод,которая медленно вытекает из многих отверстий. Видно как при истечении воды из горных пород перекатываются песчинки.
Замерзает ли родник?
Родник не замерзает.
Родниковая вода не замерзает потому, что ее питает глубинный подземный источник. А под землей, как известно, тепло. Попадая на поверхность, поток попросту не успевает замерзать.
Дополнительные сведения (легенды, предания и др.)
Природный источник (криница), расположенный на ул. Советской в посёлке Шумячи пользуется большой популярностью у жителей и гостей посёлка. Особенно это заметно в январе, на Крещение Господне, чтобы набрать воды собирается длинная очередь.
Данных о возникновении этой криницы нет. Пожилые люди говорят, что криница существовала ещё до нашего рождения.
Давно замечено, что вода из криницы долго хранится. Кроме того, она приятна на вкус.
Санитарное состояние.
До августа 2015 года над криницей был установлен деревянный навес, которой с годами обветшал и пришёл в негодность, дорожка к источнику была в плачевном состоянии. Вопрос благоустройства природного источника неоднократно поднимался жителями посёлка Шумячи.
В 2015 году из резервного фонда Администрации Смоленской области были выделены денежные средства на приобретение строительных материалов и оплату работ по благоустройству природного источника (криницы).
Была произведена чистка колодца, укладка брусчатой дорожки к источнику, замена колец, устройство металлического навеса с покрытием из металлочерепицы, оборудован и сам источник так, чтобы было удобно набирать воду.
- В апреле 2017 года под руководством классного руководителя Натальи Владимировны Медведской и учителя географии Виктории Викторовны Коптевой, ученики 6А класса очистили территорию родника от мусора, сухих листьев, высадили цветы-многолетники вдоль бордюров и повесили табличку с обращением к жителям и гостям Шумячского района. (Приложение №1)
-
-
- Приложение №1
- Дорогие земляки!
- Особое место в истории почитания водных источников в России занимают родники. Ключи на Руси издавна назывались родниками. Недаром это слово имеет общий корень со словом «родина». Если родина — это место, где родится человек, то родник — место рождения бьющей из-под земли воды.
- Родниковая вода имеет "правильную структуру" "живой" воды, т. к. она проходит в родниковой жиле многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеальнофильтруется.
Химический состав родниковой воды сбалансирован самой природой. Температура родниковой (ключевой) воды до 6о С, что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий. Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Веками доказано, что чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни.
Учащиеся 6-х классов МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина» стали инициаторами социального проекта «Живи, родник». В рамках этой работы ребята берут шефство над уникальным природным объектом.
Уважаемые жители и гости посёлка!
Просим вас поддержать нас в этом начинании и соблюдать правила поведения в окрестностях этого удивительного места.
Здесь совершенно неприемлемо:
1.Курить, распивать спиртные напитки.
2.Разводить костёр
3.Оставлять мусор, загрязнять источник, кидать монеты.
4.Громко разговаривать, приводить животных, оставлять надписи.
Обращение подготовили учащиеся 7-х классов
МБОУ «Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина»
Апрель 2017 года
Проведённая работа по благоустройству (фотофиксация).
Спасибо, за конкурс. Было полезно и интересно!