СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Родники моей малой Родины"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме "Родники моей малой Родины"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Родники моей малой Родины"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОБУ СОШ им. К.Иванова с.Базлык Бижбулякского района Республики Башкортостан











Родники моей малой Родины


(Исследовательская работа)








Выполнил: Васильев Кирилл

ученик 6 класса

МОБУ СОШ им.К.Иванова с. Базлык

Руководитель: Кузьмина Ф.В.

учитель биологии и химии.











Базлык 2016


Оглавление


1. Введение

3 стр.

1.1 Актуальность исследований

4 стр.

1.2 Цель и задачи


2. Основное содержание

2.1 Происхождение родников

6 стр.

    1. Источники моего села

  1. стр.

2.3 Результаты исследований

9 стр.

  • Химический анализ воды


  • Органолептический анализ воды


2.4 Схема описания родника

11 стр.

3. Вывод

13 стр.

4.Заключение

13 стр.

5. Список литературы

14 стр.

6. Приложение

15 стр.



















  1. Введение

Вода – важнейший природный ресурс на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Водные ресурсы нашей планеты очень велики, но основную часть водных запасов, около 97%, составляет солёная вода морей, океанов и некоторых озёр. Однако солёную воду человек использует мало. Всего лишь 3% составляют запасы пресной воды. Примечательно, что основная часть этой воды малодоступна, потому что она находится в ледниках, полярных шапках и грунтовых водах. [2, с.68]

Почему же воды на Земле очень мало, когда ее так много? Дело в том, что человеку нужно воды очень много. Его потребности в воде уже стали сравнимыми с возобновляемыми ресурсами пресной воды на планете. Человеку нужна чистая, пресная вода. Без нее он жить не может. Сопоставив расход воды с величиной мирового устойчивого стока рек, нетрудно почувствовать страшную угрозу призрака водного голода, встающего перед человечеством.

Водный кризис угрожает обществу не потому, что на Земле не хватает воды, а потому, что своей деятельностью человек при существующей технологии, при современной организации промышленного производства вынужден загрязнять и портить огромные количества природной чистой воды. [1, с. 5]

На наш взгляд, изучение родников, их обследование, паспортизация, практические работы по охране – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества. Подземные воды, хотя и скрыты от глаз, но роль их велика как в природе, так и в жизни человека. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой, используются для местного водоснабжения, а нередко, при достаточной их мощности и для питания водопроводов. Подземные воды, по сравнению с поверхностными, содержат меньше болезнетворных бактерий, менее подвержены загрязнению, зачастую не требуют специальной очистки.

Родники – удивительное творение природы. Родники….. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность [7, с.104].

  Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!  Роберт Рождественский писал:

Безымянный, неприметный родничок,

Он  сам то вряд ли знает, что течет

И совсем не понимает – для чего…

Ты, наверное, забудешь про него.

Ты, конечно, проживешь без родника.

А для леса он – как жилка у виска.


1.1 Актуальность работы


Выбранная нами тема актуальна сегодня потому, что от обеспеченности родниками зависит полноводность рек нашей местности. Велико и практическое значение родников не только как источников питьевой воды, но еще и потому, что реки нашей местности, имея смешанное питание, не промерзают зимой до дна только потому, что подпитываются водами родников.

Пробиваясь на поверхность, родниковая вода проходит через слои гравия и песка, что обеспечивает ей естественную природную фильтрацию. При такой очистке вода не теряет своих целебных свойств и не меняет своей структуры и гидрохимического состава, поэтому родниковую воду можно пить, не подвергая её каким-либо дополнительным способам очищения.

И едва ли кто задумывался над тем, что будет, если исчезнут все родники?

Изучая родники, мы узнаем исторические сведения о них – как человек осваивал и взаимодействовал с родниками, какие экологические связи устанавливались между человеком и природным компонентом. Также мы получаем опыт практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с водоемами.

Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время некоторые родники, находящиеся по берегам реки Базлык, заброшены и нуждаются в охране и защите от загрязнений.

Родники – живые, они, как люди, рождаются, живут и умирают. Поэтому мы решили познакомиться с родниками, пока они живы.

Экологическое состояние водоёмов я изучали на примере двух водных источников, и поставил перед собой следующую цель и задачи:


1.2 Цель работы: описание и изучение состояния водных источников и их особенностей, проблем использования.


Задачи:

1. изучить литературные источники по родникам;

2. собрать исторические сведения о возникновении источников;

3. провести исследование родниковой воды;

4. составить характеристику родника;

5. показать, насколько велико влияние человека на состояние этих источников.


Гипотеза: если не уделять должного внимания охране чистоты родников, то в результате хозяйственной деятельности человека большинство из них могут превратиться в самые настоящие сточные канавы, и произойдет загрязнение рек.


Место и сроки проведения исследования

Место проведения исследования: территория родника в селе Базлык

Время проведения исследования: сентябрь - ноябрь 2016 года

Объект исследования: водные источники - родники моего села

Методы исследования: наблюдение, эксперимент.



Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы как теоретические пособия при благоустройстве родников, для экологического воспитания учащихся школ на уроках и внеклассных мероприятиях, воспитания любви к природе и  к Родине.























































2. Основная часть



    1. Происхождение родников

На территории нашей необъятной Родины располагается огромное количество родников и источников. Вода из источников обладает целебными свойствами. В старину существовало поверье, что, напившись родниковой воды, человек способен почерпнуть силу самой земли. Вода из родника доходит к нам в своей первозданной природной форме, она живая! Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды. Из воды состоят все живые растительные и животные существа. На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он использует ее для питья, пищи и умывания. Для человека вода является более ценным природным богатством, чем уголь, нефть, газ, железо, потому что она не заменима. Не зря наши предки свои жилища располагали вблизи родников и рек.

Задолго до того, как человечество придумало водопровод, сама природа позаботилась о том, чтобы создать его аналог, доставить чистую воду в самые разные уголки земного шара. Родники можно встретить не только в лесу или горах. В степях, пустыне, в лесотундровой полосе, даже в полярных зонах, под толщей льда – эти маленькие источники встречаются всюду. Они старее городов, дорог, гор и даже некоторых природных объектов. Создан ли родник для того, чтобы делиться с человеком чистой водой, либо разум сам приспособил его к благим целям – так или иначе, до сих пор существуют места, где природные источники водоснабжения остаются единственными и самыми надежными.

          Для образования подземных вод требуется 2 условия: атмосферные осадки, выпадающие в достаточном количестве на поверхность суши, и способность горных пород, слагающих эту поверхность, пропускать воду (фильтровать).

По особенностям режима все источники можно подразделить на постоянно, сезонно и ритмически действующие. Изучение режима источника имеет важное практическое значение при использовании их для питья и лечебного водоснабжения. По гидродинамическим признакам источники разделяются на 2 типа: нисходящие, питающиеся безнапорными водами, и восходящие, питающиеся напорными (артезианскими) водами.

 Существует три вида подземных вод: верховодка, находящаяся у самой поверхности земли, грунтовые воды, расположенные в первом от поверхности водоносном горизонте и межпластовые воды, залегающие под водоупорным слоем. Почвенные и грунтовые воды обычно пресные, они содержат менее 1 г/л солей.

Родники – это важные источники питания рек. Подземные источники намного чище, чем реки и озера. Проходя через почву, вода очищается, обогащается углекислотой и минеральными веществами: [7, с. 23].

Так что же такое родник?

Родник – это выход подземных вод на земную поверхность. [1]

Его образование связано с наложением водопроницаемых горных пород на водоупорные горные породы. Он возникает там, где уровень грунтовых вод достигает поверхности земли.

В последнее время важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи бережного отношения к природным объектам, в том числе к родникам.

Основами водного законодательства предусмотрено усиление контроля за санитарным состоянием водных ресурсов:

 - не допускать свалок мусора и других отходов по берегам рек, являющихся источниками загрязнения грунтовых вод;

 - запрещается обработка пастбищ сельскохозяйственных угодий, расположенных ближе 2, 5 км;

 - не допускается внесение неорганических соединений и минеральных удобрений по снежному покрову;

 - необходимо организовать охрану родников и ручьев, питающих реки;

 - необходим системный контроль, состояние подземных вод и окружающей среды [5, с.36].



    1. Источники моего села


Когда въезжаешь в село Базлык, слышно,

словно сотни мельниц вертят жернова.

Это с гор падают родники.

Я. Ухсай

Родников в селе очень много. Мы с дедом проездили окрестность села и выявили восемь наиболее больших родников. Они расположены по обоим берегам реки Базлык на всем её протяжении. Устье реки находится в 12 км по правому берегу реки Менеуз. Длина реки составляет 21 км. [2]

Наиболее крупные водные источники села:

  1. «Пысãк çãл» 2. « Вãрãмвар çãле» 3. «Ултимĕр çãле» 4. «Иван çãле» 5. «Çĕмĕртлĕх» 6. «Курак çãле» 7. «Кãçмакãл» 8. «Пĕчĕк çãл».  ( Фото1-10. Родники моего села, приложение 1)


В настоящее время источники, расположенные близко к селу, благоустроенные, огороженные. Некоторые из них находятся в удовлетворительном состоянии: их углубили, чтобы стенки не развалились, обложили камнями, поставили емкость для набора воды. Эти родники  здорово выручают пастухов, рыбаков и грибников в жаркую погоду.

Практически все родники имеют свою историю. Основными источниками водоснабжения села являются родники - «Пысãк çãл» и «Вãрãмвар çãлĕ».


Первый источник – «Пысãк çãл»:

расположен у подножья холма «Мугачей», является левым притоком реки Базлык.

Двести восемьдесят девять лет назад первые поселенцы села Базлык обосновались у родника – «Пысãк çãл». Несмотря на то, что с тех пор деревня разрослась до четырехсот дворов, за водой к источнику приходят ежедневно. 
Долгие годы родниковая вода использовалась для сельскохозяйственных и бытовых нужд, для водопоя скота и лошадей.

До 2004 года жители села использовали воду для питья из источника – «Кãçмакãл», который находится 5-6 км. от деревни, насосом подавали воду в водопроводную систему. В летний период жители села получали воду с перебоями из-за неисправности водопроводных колонок и водонапорных башен. В связи с этим жители села решили построить водозабор на самом большом роднике.

Учащиеся нашей школы принимали и принимают активное участие в субботниках по очистке и благоустройстве родников. На склоне холма возле родника были посажены деревья: березы, ели, сосны.

После засухи 2010 года в районе и в селе всерьез задумались о необходимости благоустройства родников. Ведь большинство из них находились не в самом лучшем состоянии. При этом вода - стратегический ресурс, и ключи, бьющие из-под земли, обеспечивают села питьевой водой. В селе Базлык источник «Пысãк çãл» основательно облагородили в 2011 году за счет благотворительных пожертвований ОАО АНК «Башнефть». На привлеченные средства рядом с источником соорудили купель.

По традиции, 19 января, ежегодно на этом роднике проводят праздник Крещения. Считается, что в этот день вода приобретает чудотворную силу и становится поистине целебной. Люди пьют крещенскую воду, купаются в ней и окропляют ею свои жилища. Особенно многолюдно здесь бывает во время проведения крещенских обрядов и молений в православные праздники. Люди идут сюда нескончаемым потоком.


Второй источник – «Вãрãмвар çãле»:

расположен у подножья горы «Миру-Мир». Этот родник является левым притоком реки Базлык, расположен за околицей села, вдоль Уфимской трассы. Для забора воды в склон вбита металлическая труба диаметром 10 см., длиной 1.5 метра, имеется металлическая емкость для забора воды.

С 2001 года родник благоустроен, ухожен, чистоту и порядок поддерживают жители села и школьники. Поставлена красивая беседка с крышей, где можно посидеть на скамейке, отдохнуть, полюбоваться окружающей природой. Родниковая вода очень вкусная, не даёт накипи. Естественная фильтрация слоями грунта позволяет ей полностью сохранить свои природные свойства, поэтому не только жители села, но и многие жители района пользуются этой водой. У родника много народа в любое время года. Каждый второй увозит с собой здешнюю воду. 


2.3 Результаты исследований

Для исследования качества воды были взяты пробы воды из двух источников - «Пысãк çãл» и «Вãрãмвар çãле». Чтобы узнать, какая вода в роднике, надо провести ряд измерений и выявить физические особенности воды.

Методы исследования качества родниковой воды


  1. Определение водородного показателя воды (рН)

В природных водах рН колеблется в пределах от 6,5 до 9,5. норма – 6,5–8,5. если рН воды ниже 6,5 или выше 8,5, то это указывает на её загрязнение сточными водами.

Вода, сильно загрязненная органическими веществами животного происхождения и продуктами гниения, обычно имеет щелочную реакцию (рН7), а вода, загрязнённая стоками промышленных предприятий, – кислую (рН

Оборудование: пробы воды, универсальная индикаторная бумага; цветная шкала рН.

Ход работы: отобрать пробу воды из родника. Смочить индикаторную бумагу в исследуемой воде и сравнить её цвет со стандартной бумажной цветной индикаторной шкалой. Время выдержки бумаги в воде около 20 секунд.

Оценка результатов: pH определяется с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой (таблицу №3 приложение 2).

а) Если концентрация ионов водорода Н+ и гидроксид - ионов ОН–в воде одинакова, её рН=7, водная среда считается нейтральной;

б) Если ионов Н+ больше, чем гидроксид - ионов, то рН

в) Если же концентрация гидроксид -ионов превышает концентрацию ионов Н+, то рН7, такая вода имеет щелочную реакцию среды.

Вывод: В источниках №1- рН = 6,8 и №2 - рН = 7,0 – среда нейтральная и в соответствии с требованиями государственных стандартов относится к источникам питьевого водоснабжения.

(Фото 12. Определение кислотности воды, приложение 3).

  1. Определение жесткости воды

Оборудование: пластиковая бутылка, мыльный раствор.

Ход работы: набрать в бутылку 2/3 воды из родника добавить мыльного раствора и взболтать.

Оценка результатов: если пена обильная – вода мягкая, если пена не растёт “свернулась” – вода жёсткая

Вывод: При добавлении мыльного раствора к источнику № 1 – пена не росла, свернулась как бы в хлопья, значит вода жесткая, из-за наличия извести. Также при кипячении образуется много накипи. Источник №2 – образовалась обильная пена, значит вода мягкая, при кипячении наблюдается образование не большой накипи.

(Фото11. Определение жесткости воды, приложение 3) [8, с.118]


3. Дебит источника - это его мощность, то есть возможный расход воды. Мы определяли его следующим образом: под трубу, из которой вытекает вода, ставили стеклянную банку емкостью 1 литр, и по секундомеру вычисляли время заполнения банки водой.

Оборудование: банка на 1 литр, секундомер.

Ход работы: с помощью секундомера определить время, за которое заполнится водой сосуд. Затем вычислить расход воды. В первом источнике 1 литр воды наполнился за 2.1 секунд, во втором источнике 1 литр воды наполнился за 75 секунд.

- расход воды первого источника составляет около  0.476 литров в секунду, 29 л / мин,  1714 л/ ч;

- расход воды второго источника составляет около 0.013литров в секунду, 0.8 л / мин, 47.9 л/ ч.

Вывод: дебит ключа – источника №1 составляет - 0,476 литров в секунду источника №2 составляет - около 0.013литров в секунду.

4.Определение прозрачности воды

Прозрачность и мутность воды определяется по её способности пропускать видимый свет. Мерой прозрачности служит высота водяного столба, сквозь который еще можно различать на белой бумаге шрифт определенного размера и типа. Метод дает лишь ориентировочные результаты.

Оборудование: стеклянный градуированный цилиндр с плоским дном; стандартный шрифт с высотой букв 3,5 мм.

Ход работы: определение проводят в хорошо освещенном помещении, но не на прямом свету, на расстоянии 1 м. от окна. Цилиндр помещают неподвижно над стандартным шрифтом. Цилиндр наполняют хорошо перемешанной пробой исследуемой воды, следя за чёткостью различения шрифта до тех пор, пока буквы, рассматриваемые сверху, станут плохо различаться. Высота водяного столба в сантиметрах, сквозь который текст можно прочитать, считается значением прозрачности воды.

Вывод: вода из нашего родника прозрачная и чистая.

5. Определение запаха воды

Запах оценивается в баллах.

Оборудование: коническая колба ёмкостью 150–200мл.

Ход работы: 100 мл исследуемой воды при комнатной температуре наливают в колбу. Накрывают притертой пробкой, встряхивают вращательным движением, открывают пробку и быстро определяют характер и интенсивность запаха.

Вывод: Запах питьевой воды составляет: 1- 0 балла.

(Фото13.Таблицу №1, приложение 2)


6. Определение вкуса воды

Оценку вкуса воды проводят у питьевой природной воды при отсутствии подозрений на ее загрязненность.

Ход работы: при определении вкуса и привкуса анализируемую воду набирают в рот (после определения запаха) и задерживают на 3–5 секунд, не проглатывая. После определения вкуса воду сплевывают.

Вывод: Вкус питьевой воды составляет: 1- 0 балла. [6, с.7]

(Таблицу №2, приложение 2).


Итоги исследования качества родниковой воды:

Вещество


Источник №1 – «Пысãк çãл»

Источник №2 – «Вãрãмвар çãле»

ПДК

1. Цвет

прозрачный

прозрачный

-

2. Привкус

1

0

-

3. Запах

1

0

-

4. Реакция рН

6,8

7,0

-

5. Жесткость воды

жесткая

мягкая

Соответствует норме

6. Дебит источника

0,476 литров в секунду

0.013литров в секунду




Таким образом, органолептические характеристики родниковой воды показали, что вода прозрачная, чистая, вкус и привкус не ощущаются, бесцветная, запах не обнаруживается. Вода в обоих источниках соответствует гигиеническим требованиям хозяйственного и культурно-бытового назначения. Экологическое состояние родников в целом  удовлетворительное.

2.4 Описание родников

Паспорт родника «Пысãк çãл»:

Географическое расположение родника: РБ Бижбулякский район с.Базлык пер. Родниковый, 300 метров на север от центра села.

Виды угодий: склон холма «Мугачей».

Характеристика почвы: песчаная почва.

Характер истечения: средний, родник не замерзает.

Тип родника: выход воды на поверхность в зависимости от силы ее напора может быть разный: напор присутствует, источник является нисходящим, так как вода стекает по водоупорному пласту под наклоном.

Дебит родника: составляет 0.476 л/с, или 29 л/мин.

Вода прозрачная, бесцветная, не имеет вкуса, без запаха, жесткая.

Состояние благоустройства родника: благоустроен в октябре 2011 года.

Кем обустроен родник: восстановлен и обустроен за счет благотворительных пожертвований ОАО АНК «Башнефть». Предложения по охране и благоустройству: регулярно проводить уборку территории, прилегающую к роднику, установить мусорные ёмкости.

Куда впадает родник: река Балык.

Растительность вблизи родника: деревья: березы, ели, сосны, ива. Небольшое разнообразие трав: лютик ползучий, крапива двудомная, звездчатка, ежа сборная, подорожник большой, щавель конский.

Животный мир не очень разнообразен: насекомые, лягушки, воробьи, домашние утки и гуси.

Паспорт родника «Вãрãмвар çãле»:

Географическое расположение родника: РБ Бижбулякский район с.Базлык, находится в 150 м на северо-восток от центра села (вдоль трассы Бижбуляк-Уфа).

Виды угодий: подножье горы «Миру-мир».

Характеристика почвы: песчаная почва.

Характер истечения: средний, родник не замерзает.

Тип родника: выход воды на поверхность в зависимости от силы ее напора может быть разный: напор отсутствует (вода вытекает спокойно) источник является нисходящим, так как вода стекает по водоупорному пласту под наклоном.

Дебит родника: составляет 0.013литров в секунду, 0.8 л / мин.

Вода прозрачная, бесцветная, сладковатый привкус, мягкая.

Состояние благоустройства родника: благоустроен в 2001-2002 г. Предложения по охране и благоустройству: регулярно проводить уборку территории, прилегающую к роднику, установить мусорные ёмкости.

Кем обустроен родник: администрацией села, жители села и школьники.

Куда впадает родник: река Балык.

Растительность: среди деревьев преобладают: сосна, ель, береза, а среди трав – полынь, череда, крапива, осот, конский щавель, чертополох, подорожник, лютик ползучий.

Животный мир не очень разнообразен: насекомые, лягушки, воробьи, домашние утки и гуси. [3,4, с.16]


  1. Вывод


Наша страна очень богата всевозможными ресурсами, в том числе и водными. Однако мы не умеем их использовать разумно. К сожалению, люди не только не умеют правильно использовать подарки природы, но и уничтожают их. Например, водные ресурсы Человек использует в огромном количестве, при этом, нисколько не заботясь об их сохранности. Только бережное использование природных ресурсов, в том числе и воды, позволит сохранить в будущем их от полного истощения и избежать катастрофы.

Итак, после изучения родника, в результате работы с литературой, после беседы с очевидцами и проведения исследований мы можем подвести итоги своей работы и сделать следующие выводы:


  1. Изучая литературу и данные на основании рассказа местных жителей, выяснили историю, особенности, месторасположение основных родников села.

  2. Родники во многих населенных пунктах нашего сельского поселения являются одним из главных источников воды.

  3. Показатели физико-химических свойств исследуемой воды данного источника соответствуют санитарно-гигиеническим нормативам.

  4. Нами составлен паспорт родника, дано его описание.

  5. Необходимо продолжить работу школьников по благоустройству и исследованию родников. Эколого-санитарное состояние территории вокруг родника относительно благополучное.

Работа над этой темой будет продолжена, т.к. родники окрестностей нашей деревни изучены ещё недостаточно.


  1. Заключение

Выполняя эту работу, я многому научился, многое узнал. Надеюсь, что эта работа станет еще одним источником познания родного края, побудительным мотивом бережного отношения к природе.

Я думаю, что сделал очень важное и для природы, и людей дело. Родники открывают для нас красоту воды, именно они обладают сразу и быстротой рек, и волей океанов, и очарованием озер. Именно они, как никакой другой водный объект, нуждаются в нашей заботе и бережной охране. На свете нет ничего драгоценней, чем самая обыкновенная чистая вода. Без неё нет и не будет жизни. Поэтому важно следить за тем, чтобы вода в исследуемых родниках была всегда чистой! Сохранение природных источников воды – задача всего человечества. Помочь роднику - значит, помочь своему здоровью, помочь родной земле сохранить свои природные богатства, наши богатства!

Жители села Базлык имеют все основания гордиться уникальным уголком природы. Важным условием сохранения этого уголка станет безусловное соблюдение мер охраны. Аккуратность в обращении с природой требуется от каждого, кто общается с нею.

Нами подготовлен материал для проведения экскурсии по источникам моего села для учащихся начальных классов: краткое описание природного источника, рассказ о ценных питьевых качествах воды, опыты по определению свойств воды. Мы предлагаем проводить в нашей школе ежегодную акцию «Живи, родник», в ходе которой привлекать внимание школьников к проблемам окружающей среды, выполнять работы по очистке, благоустройству и декоративному оформлению родников. Жив родник, значит, есть живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим.

Огромную помощь в работе нам оказали старейшины села Федотов А.П., Кузьмина З.Г., Захаров В.А., библиотекарь Кириллова М.В.

       Мы планируем продолжать исследования и эколого-образовательную деятельность на территории родника, включать в работу учеников начальной школы, организовав для них цикл бесед  и экскурсий, а также проведение экологических акций по очистке и уборке мусора на территории родника.

Предложения по охране и благоустройству источника

    Необходимо делать рейды на родник с целью очистки его от бытового мусора, оставленного человеком.  Весьма желательно  бы очистить русло и берега от опавших веток, валежника, лесного хвороста - это гарантия роста растительности. Необходимо почистить русло ручья от ила и несколько его углубить, тогда легче будет выявлять преобладающую вблизи родника и ручья растительность.


5. Список литературы:


  1. Ахманов М. Н. Вода.- М.: Эксмо, 2006.

  2. Гайсина Р.С. Сохраним природу Башкортостана. Уфа. Китап. 2007.- 108 с;

  3. Карпов Г.В. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, - М., Педагогика, 1981.

  4. Ковешников В. Н., Усенко С. Н. Методические разработки краеведческих наблюдений. - Краснодар, 2000.

  5. Литвинова Л.С.,Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.М., 2005.

  6. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПин 2.1.4.1074-01. Минздрав России. Москва, 2002.

  7. Плотников Н. И. Подземные воды – наше богатство.  М. «Недра». 1990. 204с.

  8. Ходаков Ю.В. Преподавание неорганической химии в 9 классе. М.:Просвещение, 1980.-160с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org.

  2. ru.wikipedia.org Базлык (приток Менеуза).

Приложение 1

Родники моего села




Фото1-2. «Пысãк çãл»





Фото3. «Пĕчĕк çãл»











Фото4. «Кãçмакãл»



Фото5. «Çĕмĕртлĕх»





Фото6. «Иван çãлĕ»



Фото7. «Ултимĕр çãлĕ»







Фото8. «Курак çãлĕ»

Фото9. «Вãрãмвар çãлĕ»













Фото10. Экскурсия, субботник





Приложение 2

Таблица №1. Оценка интенсивности запаха воды



Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха, балл

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах не ощущается потребителем, но обнаруживается при лабораторном исследовании

1

Слабая

Запах замечается потребителем, если обратить на это его внимание

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя, внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5



Таблица №2. Оценка интенсивности вкуса и привкуса питьевой воды



Интенсивность вкуса и привкуса

Характер вкуса и привкуса

Оценка интенсивности вкуса и привкуса, балл

Нет

Вкус и привкус не ощущаются

0

Очень слабая

Вкус и привкус не ощущаются потребителем, но обнаруживаются при лабораторном исследовании

1

Слабая

Вкус и привкус замечаются потребителем, если обратить на это его внимание

2

Заметная

Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от питья

4

Очень сильная

Вкус и привкус настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5


 Таблица №3. Цветовая шкала и величина рН


pH цвет индикатора

1 малиновая

2

красная

3 оранжевая

4 желтая

5 светло-
желтая

6 желто-
зеленая

7

болотная

8 светло-
зеленая

9

зеленая

10 синяя

Характеристика среды

Сильнокислая

Среднекислая

Слабо
кислая

Нейтральная

Слабо
щелочная

Сильно
щелочная



Приложение 3

Результаты исследования

Фото 11. Определения жесткости воды

Фото12. Определение кислотности воды

Фото13. Определение запаха воды








20