СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Семь пядей во лбу"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Исследование степени достоверности выражения «Семь пядей во лбу» как представления об умственных способностях человека". Обзор литературы по теме, методы исследования, результаты исследования, выводы, перспективы исследования.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Семь пядей во лбу"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тонкинская средняя общеобразовательная школа







Исследовательская работа по биологии



Исследование степени достоверности выражения «Семь пядей во лбу» как представления об умственных способностях человека







Автор: Смирнова Светлана,

10 класс.

Руководитель: Пуртова Г. А.,

учитель биологии















р. п. Тонкино

2013 г.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………….1

2. Обзор литературы………………………………………………………………..2

3.Методы исследования…………………………………………………………….3

4.Результаты исследования………………………………………………………...4

5.Выводы…………………………………………………………………………….5

6.Перспекстивы исследования……………………………………………………..6

7.Используемая литература………………………………………………………...7

8.Приложение……………………………………………………………………….8







































1. Введение

Гипотеза: я считаю, что умственные способности человека зависят от размера мозга, что внешне связано с размерами лба.

Целью моей работы явилось исследование степени достоверности выражения «Семь пядей во лбу» как представления об умственных способностях человека. Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по данному вопросу

  2. Провести измерения высоты лба учащихся нашей школы.

  3. Рассчитать среднее значение успеваемости данных учащихся по таким предметам как: алгебра, геометрия, химия, физика.

  4. Выявить зависимость высоты лба и среднее значение успеваемости по предметам.



2. Обзор литературы

Что является очевидными и неочевидными признаками гениальности у человека?

Размер лба и вместимость черепной коробки, вес мозга, большое количество мужских половых гормонов, повышенное содержание мочевины крови — таковы признаки гениальности, — уверен Лев Акимович Усов, профессор Иркутского медицинского университета. У гения обязательно должен быть высокий лоб и объемистый череп, — утверждает Лев Акимович. — Чтобы для мыслей был простор. Вот приходит ко мне на экзамен студент, я смотрю на его лоб и заранее знаю, какого ответа от него можно ожидать.

Действительно, многие наши великие отличались объемной черепной коробкой. Вспомните хотя бы Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Ломоносова, Владимира Ленина, Федора Михайловича Достоевского, Екатерину Великую, Петра I Александра Суворова, Ивана Тургенева и многих других.

  Вопрос о связи размеров мозга с интеллектом пытался положить на научную основу видный социобиолог прошлого века В.П.Эфроимсон. Основной материал, которым он пользовался – портреты выдающихся деятелей истории. Он писал: «Создавший человечество естественный отбор направлялся на увеличение головы, и, особенно, лобных долей, покрываемых лобными костями, и это одно позволяет предполагать наличие некоторой, отнюдь не полной корреляции между размером головы, относительной высотой лба и интеллектом». Эфроимсон расклассифицировал формы голов на пять категорий в зависимости от высоты лба. При это оказалось, что большинство интеллектуалов относятся к высшим категориям – гигантолобые и высоколобые.

Издавна, большой покатый лоб признавался как символ умного человека. Видимо, подсознательно, обладателю высокого лба, а, следовательно и мозга крупного размера, приписывался и высокий интеллект. Выражение «Семь пядей во лбу» возникло на основе френологических представлений о том, что по высоте лба можно судить об умственных способностях человека. Высота лба пропорциональна уму: чем выше лоб, тем умнее человек. Говорят, что люди с высокими лбами успешны в науке. Пример тому - философ Сократ. Он обладал широким и высоким лбом, и интеллект у него был непревзойдённым. Сейчас иногда такие лбы называют сократовскими. У обычных людей высота лба равна четырём пядям.



3. Методы исследования

Для проведения исследования, я использовала методы измерения и статистического анализа. Высоту лба я измеряла при помощи сантиметровой ленты. Измерения проводились по средней линии лба, идущей от границы роста волос до центральной точки в области между бровями (Рис. 1).

Рис. 1. Измерение высоты лба

Измерения высоты лба проводились в группе учащихся 9 – 10 классов в количестве 77 человек (см. Приложение). По каждому классу мною было вычислено среднее значение высоты лба, определены минимальная и максимальная величина. Для каждого учащегося было определено наличие или отсутствие зависимости среднего балла успеваемости по предметам от величины высоты лба. Успеваемость рассматривалась по таким предметам, как алгебра, геометрия, физика и химия.

4. Результаты исследования

Проводя исследование, я получила следующие результаты. Минимальное значение высоты лба среди обследованных учащихся составило 5,0 см, максимальное значение – 9,3 см, среднее значение – 6,4 см. Мною также были подсчитаны средние значения высоты лба отдельно по классам. Данные занесены в таблицу 1.

Таблица 1. Средние значения высоты лба и успеваемости учащихся

Класс

Среднее значение высоты лба (см)

Средний балл успеваемости по отдельным предметам

6,4

3,4

6,2

3,1

10а

6,7

3,6

10б

5,9

3,3

Используя данные таблицы 1, я построила диаграмму 1, отражающую зависимость успеваемости учащихся от высоты лба. На диаграмме видно, что между уровнем успеваемости учащихся и значением высоты лба наблюдается прямая зависимость. Более высокий средний балл успеваемости соответствует более высокому среднему значению высоты лба.



















Диаграмма 1. Зависимость успеваемости от высоты лба

Для подтверждения полученных результатов мною были рассмотрены индивидуальные случаи совпадения между большим значением высоты лба и высоким баллом успеваемости, а также между меньшим значением высоты лба и низким баллом успеваемости. Количество совпадений «высокий лоб – высокая успеваемость» равно 11, а количество совпадений «низкий лоб – низкая успеваемость» равно 31. В целом количество совпадений значений высоты лба и среднего балла успеваемости равно 42, что составляет 54%.

Но в выборке учащихся встречаются и такие случаи, когда учащиеся с высоким лбом имеют низкую успеваемость, и наоборот, учащиеся с низким лбом имеют высокую успеваемость. Например, значение высоты лба равно 7,5 см, а средний балл успеваемости составил 2,8. Или, значение высоты лба равно 5,2 см, а средний балл успеваемости – 4,5.

5. Выводы

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. В 54% случаев выявлена зависимость успеваемости учащихся от высоты лба.

2. В 46% случаев зависимость успеваемости от высоты лба не выявлена.

3. Выражение «Семь пядей во лбу» как представление об умственных способностях человека не является полностью достоверным.

4. Поэтому, не всегда можно правильно судить об умственных способностях людей по высоте их лба.



6. Перспективы исследования

Так как успеваемость учащихся зависит от многих условий, а именно, от природных способностей, от мотивации к учению, от социально-бытовых условий, от психологической обстановки в школьном коллективе, от здоровья учащихся, следовательно, успеваемость по предметам нельзя считать достоверным показателем умственных способностей учащихся. Поэтому, в дальнейшем я планирую продолжить исследование по данной теме, но для сравнения использовать не средний балл успеваемости по предметам, а коэффициент интеллектуального развития учащихся (IQ), измеренный по тестам Айзенга.

7. Используемая литература

1. Art. thelib. ru science…gehiy_i_genetika.html.

2. Truepeople.ru

3. Uhlib.runauchnaja_literarura

С.М.Хомяков Как измерять людей (справочник по антропологии) Казань Типо - литография Императорского университета, 1911г.

4. Koob.ruefroimson/genetika_genialnosti





6