СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Судьба учителя – в судьбе родного края»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Как мы пришли к этой теме?  Как известно историю делают люди. Нас окружает много людей, и каждый человек-это частица нашей истории. Его жизнь неповторима, и в тоже время его судьба похожа на судьбы многих других людей его времени, его эпохи. Мы редко интересуемся окружающими нас людьми. Нам чаще всего хватает простой информации: имя-отчество, вид деятельности, что нас с ним связывает, чем он может быть для нас полезен.              Случилось так, что мы совсем недавно потеряли своего учителя – Култаеву Г.А.. Жизнь этой удивительной женщины - яркая страница в летописи  нашей школы. Печаль утраты омрачила наши дни.  Есть немало примеров, когда живущие в одном селе люди не знают друг о друге ничего, ведь люди старшего поколения больше молчат, нет, они не скрывают что-то, просто никто не спрашивает. Мы решили, что не дадим забыть о нашей любимой ГульзифеАхмедовне. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Судьба учителя – в судьбе родного края»»

Отечество-2016






Образование


«Судьба учителя – в судьбе родного края»




Автор: МутаироваАсият,

ученица10 кл, МКОУ СОШ№14,

а. Тукуй-Мектеб

дом. Адрес: а. Тукуй-Мектеб,

Калинина, 9

Руководитель: МахсутоваРуфинаАлибиевна,

учитель русского языка и литературы,

дом. Адрес: а. Тукуй-Мектеб,

ул. Степная, 17










Содержание:

Введение. ………………………………………………………………………3

  1. Судьба учителя Тукуй-Мектебской средней школы

КултаевойГульзифыАхмедовны

I.1.Детство. Что повлияло стать учителем…………………………… …...

I.2. ГульзифаАхметовна - педагог………………………………………….

I.3. ГульзифаАхметовна - заместитель директора………………………

I.4. ГульзифаАхметовна – жена и мать……………………………............

II. Жизнь Култаевой Г.А.- типичная биография сельского учителя...

III. Литература и источники…………………………………………………….





















Введение.

«Не умер тот, чей отклик есть в других,

Кто в этом мире жил

Не только жизнью личной»

Н.А. Морозов

Не секрет, что хорошее образование в значительной степени определяет дальнейшие жизненные успехи человека. И во все времена многие и многие люди были обязаны своими успехами в жизни и в профессии своему учителю. Вряд ли мы увидим известных и знаменитых людей, которые бы не вспоминали с благодарностью своих наставников, и уж совсем трудно, найти человека, не помнящего своего первого учителя. О роли учителя в жизни человека говорят замечательные слова:

«Знаете, нам по-прежнему верится: пока крутится наша Земля, главным достижением человечества будут всегда учителя!

В учителе будет мудрость талантливо-дерзкая, он будет солнце нести на крыле. Учитель - профессия дальнего действия, самая главная на Земле».

Цель нашей работы – проследить судьбу человека, учителя, определить, как формировался профессионализм учителя.

Метод исследования: интервьюирование учителей и выпускников школы, анализ документов архивов семьи, школы и школьного музея.

Задачи:

  • Собрать материал о жизни и деятельности Култаевой Г.А.

  • Встретиться с близкими и родственниками учителя.

  • Собрать имеющиеся в семейном архиве документы и наградные материалы.

  • Проанализировать, систематизировать и обобщить имеющиеся материалы.

  • Составить презентацию об учителе для школьного музея.



Актуальность.

Как мы пришли к этой теме? Как известно историю делают люди. Нас окружает много людей, и каждый человек-это частица нашей истории. Его жизнь неповторима, и в тоже время его судьба похожа на судьбы многих других людей его времени, его эпохи. Мы редко интересуемся окружающими нас людьми. Нам чаще всего хватает простой информации: имя-отчество, вид деятельности, что нас с ним связывает, чем он может быть для нас полезен. Случилось так, что мы совсем недавно потеряли своего учителя – Култаеву Г.А. (Приложение 1). Жизнь этой удивительной женщины - яркая страница в летописи нашей школы. Печаль утраты омрачила наши дни. Есть немало примеров, когда живущие в одном селе люди не знают друг о друге ничего, ведь люди старшего поколения больше молчат, нет, они не скрывают что-то, просто никто не спрашивает. Мы решили, что не дадим забыть о нашей любимой ГульзифеАхмедовне. Приступив к работе, я убедилась, как мало я о ней знаю! Мне стало стыдно. Я решила опросить учеников, выпускников, односельчан и родных. В ответ я услышала много положительных отзывов. В своем исследовании я хотела показать, как судьбы всей страны переплетаются с судьбой конкретного человека, выяснить, что предопределило ее жизненный путь.

Основная часть.

1. Судьба учителя Култаевой Гульзифы Ахмедовны.

1.1. Детство. Что повлияло стать учителем.

Култаева Гульзифа Ахмедовна родилась 19 августа 1961 г. в а. Тукуй-Мектеб. «В 01.09.1968 г. Я поступила в 0-й класс Тукуй -Мектебской средней школы. Окончила 10 классов в 1978 году» - эти слова из автобиографии Култаевой Г.А. (Приложение 2). Школьные годы запомнились светлыми. Гульзифа хорошо училась, активно участвовала в работе пионерской дружины, занималась спортом (Приложение 3). Гульзифа Ахмедовна, несмотря на возраст, была всегда принципиальна и рассудительна, ни перед кем не заискивала. В классе её уважали. В общении была проста и доброжелательна. Одним словом — нормальная и хорошая девочка, очень любила читать, учиться.

Первая страница её дневника посвящена Николаю Островскому «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы….» (Приложение 4). Уже в десятом классе, Гульзифа знала, что буде учителем. Она писала в своём дневнике: «Пока учусь в десятом классе, но скоро буду учительницей. Работать с ребятами – моя мечта. Буду не только учить, но и ходить с ними в походы, экскурсии, постараюсь стать для них другом. При распределении буду проситься на село. Это не погоня за романтикой. Просто знаю, как нужны сегодня в деревне люди интеллигентного труда. И чем больше их там будет, тем меньше будет бежать молодёжь в города…» (Приложение 5) Прочитав эти строки, я ахнула – прошло столько лет после их написания, а они сейчас также актуальны, как и тогда. В 1978 году стала работать пионервожатой в Тукуй-Мектебской школе. Её коллеги вспоминают: «…нам повезло с пионерской вожатой, Гульзифой. Она не давала жить скучно никому, была заводилами всех добрых дел – будь то спортивный праздник или вечер, выступление агитбригады или трудовой десант. Она «зажигала» своей неуемной энергией, выдумкой и творчеством всех вокруг себя» (Приложение 6).

Работа с детьми требовала энергии, задора и времени. Ее хватало на всё: на пионерские сборы и комсомольские собрания, субботники и концерты, походы и соревнования, военизированные игры и костры. Как вспоминала сама Гульзифа Ахмедовна: «Спустя десятилетия, красный галстук вызывает у меня волнение: так много связано с пионерством памятных событий. Конечно, работая в школе, невозможно было не учиться, выбор был подготовлен с детства — учитель». Это были замечательные годы. Жизнь пионерской организации была активной и интересной. Проводили соревнования между отрядами, туристические слеты, собирали металлолом для комсомольских строек, посылали посылки на целину. Много раз Гульзифа Ахмедовна было награждена грамотами райкома, совхоза и школы (Приложение 7)

I.2. ГульзифаАхметовна – педагог.

В 1981 году Гульзифа Ахмедовна поступила в Ставропольский государственный институт на филологический факультет, который окончила в 1986 году. До 1990 года работала старшей пионервожатой, вела уроки немецкого языка, с 1990 года работала учителем русского языка и литературы. С первых дней к работе относилась с большой ответственностью и любовью. Всегда знала - учитель это лицо интеллигенции, на него смотрят все люди вокруг. Из воспоминаний Аманьязовой О.Т., подруги, сестры (Приложение 8): «На МО учителей русского языка и литературы Гульзифа Ахмедовна учила нас уважать мнение детей, ценить в них личность, воспринимать их, как чудо». Каждое занятие, семинар методического объединения проходили не формально, а с пользой, каждый учитель для себя узнавал что-то новое, интересное. Она щедро делилась своим богатым опытом. На занятиях методобъединения рассматривались самые злободневные вопросы. Во время каждого занятия посещались открытые уроки, внеклассные мероприятия, обсуждались отчеты по самообразованию. Устраивались выставки наглядных пособий, тетрадей учащихся, стенгазет.

Этот удивительный человек и педагог, по воспоминаниям коллег и учеников, каждый день открывался какой-то новой гранью.

Её педагогическая деятельность была отмечена государством – в 2006 году Култаева ГульзифаАхмедовна была награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».

I.3. Гульзифа Ахмедовна - заместитель директора

С 2000 года ГульзифаАхметовна стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Из воспоминаний Омаргазиевой М.К., учителя русского языка и литературы (Приложение 9): «Заместитель директора по УВР – это учитель учителей. Она всегда была рядом – направляла, оказывала методическую помощь. Главной чертой её характера было умение понять и простить». По отзывам коллег, мне удалось проникнуться уважением к этому человеку, человеку, посвятившему всю свою жизнь великому делу. Ученики и коллеги Гульзифы Ахмедовны – разные люди, есть среди них и учителя, и врачи, и инженеры, и рабочие…. Но все они получили от неё пример доброжелательности, уважения и частичку щедрого сердца настоящего учителя.
При всей своей немногословности, сдержанности и кажущейся малоэмоциональности, она никогда не была равнодушной, потому что всегда понимала, что истинный воспитатель и педагог начинается тогда, когда в центре происходящих событий он видит ребёнка, а не себя и свои переживания. Гульзифа Ахмедовна всегда обладала талантом человечности, предполагающим умение ощутить чужую боль как свою, ценить внутренний мир ученика, увлечённость предметом, творческое начало. Её уроки учили любить свои истоки, язык, родную литературу, были познавательными, интересными, воспитывающими и, в то же время, она давала понять детям, что учёба – это не всегда игра, а в большей части, труд. Кропотливый, ежедневный, дающий на будущее хорошую привычку к добросовестности в выполнении порученного.

«Гульзифа Ахмедовна – очень ответственный и трудолюбивый человек. Меня всегда поражало, с какой тщательностью и кропотливостью она готовится к любому делу. Для всех она была очень строгим и требовательным завучем, учителем а для меня добрым, отзывчивым человеком с огромной и чистой душой. Если мне нужно было доверить ей какие - то важные дела по работе, то я всегда знала, что все будет выполнено безукоризненно», так о ней говорит директор Тукуй-Мектебской школы Янмурзаева Х.М.

I.4. Гульзифа Ахмедовна – жена и мать.

В 1982 году Гульзифа Ахмедовна вышла замуж. Её муж. Култаев Гайнадин Канарович, так рассказывает о знакомстве с будущей супругой (Приложение 10): « Осенью 1978 года, я возвращался с рейса и увидел двух молоденьких девушек. Остановился их подвезти. Одну узнал сразу – Назарову Марину, а со второй попутчицей, я прожил счастливых 33 года.. Не сразу я добился её руки и сердца. Ухаживал за Гульзифой целых 4 года, а в 1982 году, ближе к Новому году украл её в дом брата Насипали. Свадьба была пышная. Я женился и был по-настоящему счастлив» (Приложение 11). Сначала Гульзифа 08.02.1984 г. Подарила мужу сына – Ислама. Она мечтала, чтобы сын стал врачом и сейчас Ислам - старший ординатор хирургического отделения в военном госпитале Нижегородской области п. Мулино (Приложение 12). Воспитывает внучку Амину. Потом, 22.04.1987 г. Гульзифа родила дочку Нурию. Она стала для Гульзифы лучиком счастья. Сейчас она работает фельдшером, вышла замуж и воспитывает двух дочерей: Зухру и Милану (Приложение 13).

Так случилось, рано ушла из жизни Гульзифа Ахметдовна. Коллеги и ученики очень её любили, она была для нас примером. В память о ней мы сочинили такие строки (Приложение 14):

Всю себя посвятила работе

Не жалея времени, сил

Ты любовь свою, душу и жизнь

Даровала питомцам своим

И будучи профессии верна

Ты подобно Данко людям свет несла

Так жаль, тебя уж с нами нет

Зажженный же тобою свет

Будет пылать в сердцах учеников

Еще так много - много лет.

II. Жизнь Култаевой Г.А.- типичная биография сельского учителя...

Среди множества профессий есть одна, стоящая вне веяний времени, она – исключение из модного перечня. Веками ведёт она поколения вперёд, в будущее. Но не каждому покоряется, потому что открыта лишь для людей неравнодушных, искренних, светлых, способных даровать детству мир знаний и добра. Имя этим избранным – Учитель.

Работа учителя вовсе не ограничивается тем, чтобы учить. Он и воспитатель, и советчик, и мировой судья в семейных войнах, и, хочешь не хочешь, эрудит, обязанный отвечать на все вопросы и старых и малых. А малые нынче умны, хитры, требовательны и требовательность их жестока, за несправедливость жизни они спрашивают ни с министров, прокуроров и маршалов, а со своего учителя.

С первых дней к работе Гульзифа Ахмедовна относилась с большой ответственностью и любовью. Всегда знала - учитель это лицо интеллигенции, на него смотрят все люди вокруг. Она всегда использовала педагогику сотрудничества, что давало возможность ученику почувствовать себя важным участником в процессе получения знаний, а не быть просто пассивным слушателем учителя.

Свою любовь к предмету она старалась передать своим ученикам, а к своей работе всегда подходила с фантазией и творчеством. Уроки всегда носили яркую эмоциональную окраску. Ученики радовались, сострадали и сопереживали литературным героям. Все становилось ясно и понятно.

Когда задавали вопрос «А много ли у Вас было талантливых учеников?», Гульзифа Ахмедовна отвечала: «Все дети уникальны по-своему, просто нужно вовремя увидеть талант каждого из них, поддержать в нужную минуту, похвалить и дать возможность проявить себя». 

В селе ты не просто порядочный житель,

У всех на виду твоё имя – учитель!

И спрос с тебя строгий, и честь высока,

И ноша твоя на миру не легка.







Заключение

Учитель – это первый свидетель наших маленьких побед и удач, обид и разочарований. Радость «пятерки» первым разделяет с нами Учитель. Первый, кто прикладывает холодный платок на шишку, заработанную в честной драке – это Учитель. Нашу школьную симпатию и любовь, опять – таки первым замечает Учитель. Именно Учитель раскрывает наши таланты и способности, во многом влияя на выбор будущей профессии.

Наверное, поэтому мы все помним, как звали наших любимых Учителей, помним их голос, причёску и цвет костюма, в котором они приходили в школу. Есть, конечно, жизни более интересные, полные приключений, подвигов и путешествий, но, я думаю, что жизнь Култаевой Гульзифы Ахмедовны(Приложение 15) тоже значима и интересна для окружающих.

Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости. Учит быть Человеком.

Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.

Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что научиться профессии учителя нельзя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых нужно научить читать и писать, тех, кто не так прилежен и умён, кто порой просто невыносим. Любить таких детей, дано не всем. Учитель строит будущее, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна!

Вот наша Гульзифа Ахмедовна и была таким Учителем – всё делала для того, чтобы мы – её ученики – стали настоящими Гражданами нашей России!(Приложение 16)

Огонёк, зажженный Гульзифой Ахмедовной, по-прежнему горит в сердцах - сердцах её учеников и коллег.


Приложение 1

Култаева Гульзифа Ахмедовна









Приложение 2

















Приложение 3







Приложение 4

Первая страница дневника Г. А. Култаевой



















Приложение 5



Сочинение Култаевой Г.А.













Приложение 6















Приложение 7

Награды Култаевой Г.А.

Приложение 8



Приложение 9



Приложение 10



Приложение 11





























Приложение 12











Приложение 13



















Приложение 14









Приложение 15



















Приложение16