Поощрения и наказания: за и против
Моя исследовательская работа посвящена очень актуальной теме нашего времени. Впрочем, эта тема была актуальна во все времена. Как наказывать детей и за что? Кто может наказывать ребёнка?
Для меня этот вопрос обострился в тот момент, когда мы заговорили откровенно по различным происшествиям в классе. Cлучается конфликт, проступок – и каждый ребёнок в тревоге: а что же скажут родители? Как они отреагируют? Как накажут?
Наказание и поощрение для ребёнка – что это? Как наказывали детей раньше и как наказывают сейчас? Очень интересный вопрос я попыталась исследовать и прийти к выводу: изменилась ли форма наказания в наше время и вообще, за что можно ребёнка наказать.
Мне важно было провести анкету среди одноклассников, переговорить с родителями и определить для себя меру наказания родителями детей и определить обратную реакцию.
Итак, почему возникает вопрос о наказании?
Как я узнала из литературы по психологии, оказывается, поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания – для прерывания нежелательного поведения.
На уроках литературы мы узнали о том, как раньше наказывали детей. Вот какие факты встают перед нами:
- чтобы перейти в следующий класс, нужно выдержать экзамены по всем предметам;
- родители могли наказать ребёнка и заставить подумать о своём поведении, заперев в тёмный чулан;
- в классах существовала такая форма наказания: розги, горох, исключение из гимназии.
В наше время форма наказаний и поощрений значительно изменилась.
Оказывается:
- чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны воспринимаются как подарок ко дню рождения (его всё равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением».
- наказание должно быть значимо для ребёнка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребёнка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.
- Ребёнок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определённым поведением, и это повышает их ответственность.
- лучше использовать поощрения, чем наказания. Учёные в экспериментах на животных давно доказали, что те лучше поддаются выработке условных рефлексов, если в качестве подкрепления используется не наказание, а поощрение (например, что – нибудь вкусненькое). Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем если используются и поощрения, и наказания.
- поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.
Можно ли наказывать ребёнка физически?
Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребёнка, им лучше выбрать реально выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего – либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице родителей.
Как заявляют психологи, физические наказания совершенно недопустимы, бесполезны, они могут служить прерыванию нежелательного поведения (шлепок) только в раннем возрасте, до 2 – 3 лет, пока не воспринимаются ребёнком как покушение на его личность.
Физические наказания наносят невосполнимый урон взаимоотношениям родителей и детей. Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из - за своего неверного поведения, он скорее склонен считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны отца или матери. При этом дети легко теряют веру в добрые намерения своих родителей.
Иногда родители заявляют: «Меня тоже в детстве били!» Но это не даёт повода обращаться со своим ребёнком также.
Реакция на побои бывает разной:
- маленький ребёнок, которого ударили, зачастую начинает плакать ещё громче;
- ребёнок чувствует себя оскорблённым и униженным;
- ребёнок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам;
- ребёнок, которого постоянно бьют, чувствует ненависть к самому себе и окружающим.
Какие же наказания и поощрения для современных детей наиболее часто применяют родители?
Учащимся 5 – 6 классов был задан вопрос: какое самое желаемое поощрение и самое страшное наказание существуют в вашей жизни?
Вот ответы детей:
Желаемое поощрение:
- погладят по голове
- заплатят деньги
- купят фрукты
- купят дорогую вещь
- купят компьютер или игру
- кошку или собаку подарят
- скажут «молодец»
- разрешат подольше погулять
Самое страшное наказание:
- не разрешат погулять
- ругательные слова
- ремень
- закроют в тёмной комнате
- не дадут надеть новую вещь
- кричат и орут
- со мной не разговаривают