КГУ «Гимназия № 2»

Исследовательская работа:
Занятие плаванием как средство укрепления иммунитета
Направление: Науки о человеке Секция: медицина
Исполнитель: Зеленков Никита
КГУ «Гимназия № 2», 3 «Б» класс
Руководитель: Набиулина Г. У.
Преподаватель КГУ «Гимназия № 2»
г. Рудный
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СВЯЗЬ МЕЖДУ ЗАНЯТИЕМ ПЛАВАНИЕМ И ИММУНИТЕТОМ 6
1.1 Что такое иммунитет 6
1.2 Влияние плавания на организм человека 7
1.3. Закаливание плаванием 9
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 10
2.1 Анкетирование по проблеме исследования 10
2.2 Беседа с медицинским работником 12
2.3 Беседа с тренером 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 18
АННОТАЦИЯ
Ввиду экологической обстановки, которая сейчас царит на планете и возрастающей нагрузки на детский организм происходит ослабление здоровья и самочувствия учащихся. Всё это признак слабой иммунной системы. Как укрепить иммунитет? Поможет ли занятия плаванием укрепить иммунную систему? В связи с этой проблемой исполнитель и выбрали тему: «Занятие плаванием как средство укрепления иммунитета». Выдвинул гипотезу: что если ученики младших классов будут знать о влиянии занятия плаванием на укрепление иммунитета, то они изменят своё отношение к своему здоровью.
В данной работе дается понятие иммунитет. Причины его ослабления, и факторы укрепления иммунитета. Мнение медицинского работника и тренера по плаванию по проблеме исследования. Влияние плавания на закаливание и укрепление здоровья. Исследовательская часть работы включает в себя:
• Анкетирование 3 «Б» класса КГУ «Гимназия № 2»
• Беседу с медицинским работником
• Беседу с тренером
Полностью и глубоко изучив данную тему, исследователь пришёл к заключению что:
1. Каждому необходимо укреплять свой иммунитет.
2. Закаливание укрепляет здоровье.
3. Плавание способствует повышению иммунитета.
Сегодня плавание – это и гимнастика, и аэробика, и походы в бассейн всей семьей, и плавание в ближайшем водоёме и многое-многое другое, из чего состоит жизнь современного человека. Плавание избавляет от многих болезней, положительно влияют на настроение, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными. Все учащиеся данного класса хотят иметь крепкое здоровье. Тем самым подтверждая гипотезу, выдвинутую в начале исследования.
Будьте всегда здоровы!
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы для большинства учеников начальной школы стало возросшее заболевание вирусными инфекциями. Причины этого самые разнообразные: ухудшение условий окружающей среды, возрастающая нагрузка на детский организм, неправильное питание, малоподвижный образ жизни. Происходит ослабление здоровья, ухудшается самочувствие. Всё это признак слабой иммунной системы. Как укрепить иммунитет? Поможет ли занятия плаванием укрепить иммунную систему? В связи с этой проблемой мы и выбрали тему: «Занятие плаванием как средство укрепления иммунитета».
Цель исследования: изучить влияние занятия плаванием на укрепление здоровья младших школьников.
Объект исследования: учащиеся 3 «Б» класса КГУ «Гимназия №2».
Предмет исследования: иммунитет.
Гипотеза: Я предположил, что если ученики младших классов будут знать о влиянии занятия плаванием на укрепление иммунитета, то они изменят своё отношение к своему здоровью.
Задачи исследования:
Изучить литературу по данной проблеме;
Познакомиться с понятием - иммунитет;
Установить влияние плавания на укрепление иммунной системы;
Составить для учащихся рекомендации для закаливания;
Методы исследования:
- изучение литературы по теме исследования;
- изучение деятельности по теме исследования;
- анализ;
- анкетирование;
- беседа;
- метод математических подсчетов.
База проведения исследования: исследование проводилось на базе КГУ «Гимназии №2» классном кабинете 3 «Б» класса № 204
Практическая значимость исследования: состоит в возможности использования материалов исследования как пропаганда здорового образа жизни.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством:
- выступление на классном часе;
- рекомендация для закаливания;
- ознакомления с правилами безопасности на воде.
Структура: исследование состоит из введения, и двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СВЯЗЬ МЕЖДУ ЗАНЯТИЕМ ПЛАВАНИЕМ И УКРЕПЛЕНИЕМ ИММУНИТЕТА
Что такое иммунитет
Иммунитет (Immunitas) с латинского языка означает «освобождение от податей». Микробы попадают в организм и требуют «подати» - расплаты болезнью. Организм мобилизует защитные силы иммунитета для уничтожения врагов.
Иммунитет – это способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма.
Существует два вида иммунитета – естественный и искусственный. Естественный иммунитет даётся человеку при рождении, а также вырабатывается после перенесённого заболевания. Искусственный иммунитет – при вакцинации. Ребёнку с первого дня рождения делают прививки.
Иммунитет - наш телохранитель, храбрый защитник от многих напастей и неприятностей. День и ночь он неустанно борется с бактериями и вирусами, выводит токсины и уничтожает чужеродные клетки. Кому-то с иммунитетом везёт с детства. Но даже сильный иммунитет часто устаёт и теряет былую мощь. Осенью мы чаще болеем - чихаем и кашляем, температурим и хандрим. Причина большинства этих недугов - ослабленный иммунитет.
Первые признаки снижения иммунной активности - быстрая утомляемость, хроническая усталость, сонливость или, наоборот, бессонница, головная боль, ломота в мышцах и суставах.
Почему слабеет защита
Иммунная система - сложнейший механизм, который реагирует на мельчайшие изменения внешнего мира и организма. Огромные бреши в иммунной броне пробивают
Осенний период – это быстро наступающие сумерки, слякоть, унылый пейзаж за окном - несёт душевный дискомфорт, который тоже не идёт на пользу организму. Результат не заставляет себя ждать: промочили ноги, чуть дольше обычного задержались на холодном ветру - и на следующий день уже в постели с ангиной.
Как укрепить иммунитет
Для укрепления иммунитета необходимо:
Влияние плавания на организм человека
Некоторые родители начинают обучать детей плаванию вскоре после рождения. Многие «отдают детей в бассейн» в 6-7 лет. Плавание помогает ребёнку правильно развиваться. Лечебное воздействие плавания на организм отмечается многими специалистами. Оно благотворно влияет на организм человека.
Физическое развитие.
Во время плавания человек совершает в воде активные и естественные движения. Поочерёдное напряжение и расслабление разных групп мышц увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник. Это способствует укреплению мышц, костей. Формируется хорошая осанка. Активные движения ног в воде укрепляют стопы и предупреждают плоскостопие. Во время плавания тренируются даже самые мелкие группы мышц, и регулярно плавающий человек становится сильным и выносливым.
Развитие сердечно – сосудистой системы.
Во время плавания активно работает и тренируется сердечно – сосудистая система, что положительно влияет на здоровье. Прохладная, а иногда даже холодная вода в ходе тренировок проводит настоящую гимнастику сосудов. В результате они становятся более эластичными. На начальном этапе воздействия прохладной воды на тело происходит сужение капилляров кожи. Как следствие, кровь из этих сосудов приливает к внутренним органам и приносит им дополнительные питательные вещества и кислород. После кратковременного спазма капилляры расширяются и происходит их заполнение резервным запасом из печени. Таким образом активизируется кровообращение всего организма.
Укрепление дыхательной системы.
У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания. Наблюдается хорошая согласованность дыхания с движением. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость легких.
Психическое развитие.
Вода для человека – естественная среда. Расслабляющее действие воды снимает стресс, поднимает настроение, улучшает сон и аппетит. Таким образом, укрепляется вся нервная система, что способствует естественному психическому развитию ребёнка. Плавание развивает такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, решительность, самообладание, смелость, самостоятельность.
Закаливание плаванием
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды, повышается общий тонус организма.
К плаванию можно относиться по-разному. Можно заниматься серьёзно этим видом спорта, участвовать в соревнованиях, завоёвывать медали и призовые места. А можно плавать один раз в неделю просто «для себя». В любом случае плавание принесёт пользу вашему здоровью.
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1. Анкетирование по проблеме исследования
Среди учеников 3 « Б» было проведено анкетирование по следующим вопросам:
- Что такое иммунитет?
- Почему слабеет иммунитет?
- Что укрепляет иммунитет?
- Знаешь ли ты, какой у тебя иммунитет?
- Какие бы рекомендации ты дал другу (подруге), если у них ослаблен иммунитет?
- Что ты делаешь для укрепления иммунитета?
Рис. 1 Анкетирование.
Процент
положительных ответов
![]()
Так выглядит диаграмма ответов на анкету в процентном отношении, что говорит о том, что они недостаточно знакомы с данной проблемой.
После моего рассказа об иммунитете, ученики нашего класса ответили на вопросы:
- Какие бы рекомендации ты дал другу (подруге), если у них ослаблен иммунитет?
Рис. 2 Анкетирование.
![]()
- Что ты делаешь для укрепления иммунитета?
Рис. 3 Анкетирование.
![]()
Данные опроса говорят о том, что ребята лучше познакомились с тем, как надо укреплять свой организм.
В ходе исследования я сравнил уровень заболеваемости учеников по месяцам.
Категория 1 – ученики 3 «Б» класса
Категория 2 - младшая группа пловцов (занимаются плаванием 1 – 3 года)
Категория 3 - старшая группа пловцов (занимаются плаванием 3 – 5 лет)
Рис. 4 Таблица уровня заболеваемости
Процент
переболевших детей
![]()
Из данной диаграммы мы видим, что дети, которые не занимаются плаванием болеют значительно чаще, чем те, которые занимаются плаванием.
В нашем классе в течение года не болели два человека: Горбунов Ваня и я.
2.2. Беседа с медицинским работником
Рахимой Ермагамбетовной Калиевой
Рахима Ермагамбетовна Калиева рассказала нам:
Иммунитет – защита нашего организма. Каждый может укрепить свой иммунитет. Для это надо соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.
Дети с крепким иммунитетом мало болеют или совсем не болеют, хорошо учатся, у них развита память. Всегда хорошее настроение.
Для здоровья и правильного развития ребёнка у нас в школе ежегодно проводятся:
Медосмотры бригадой врачей: лор, окулист, хирург, стоматолог, педиатр.
Проверяется: рост, вес, контроль массы тела.
Обязательно горячее питание в школьной столовой. Разнообразное меню с подсчётом килокалорий.
Организация летнего досуга, пришкольный лагерь.
Проводятся профилактические прививки.
Обязательная рекомендация занятия в спортивных секциях, посещение бассейна «Дельфин»
2.3. Беседа с тренером
Светланой Геннадьевной Давыдовой
Тренер по плаванию Светлана Геннадьевна рассказала о значении плавания для организма человека.
Плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно для тех детей, которые чрезмерно возбуждены. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.
Во время погружения в воду и плавания создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно - сосудистой системы. Во время плавания, обычного купания или только пребывания в воде происходят изменения в составе крови.
Плавание закаляет организм человека, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям.
Тренером были рекомендованы игры на воде.
Игра «Мина»
Ведущий бросает мяч в середину бассейна. Играющие, оттолкнувшись от дна, скользят под водой. Нужно продвигаться так, чтобы не задеть мяча своим телом – «не взорвать мину». Побеждает игрок, который выполнит задание первым.
Игра «Попади торпедой в цель»
Два участника игры становятся с обручами напротив своей команды на расстоянии 3 – 4 метров от нее. Каждый из игроков должен оттолкнуться от бортика бассейна и выполнить скольжение по воде сквозь обруч. Выигрывает команда, которая метко попадает в цель «торпедой. Победитель – команда, имеющая больше попаданий в цель.
Игра «Перетягивание»
Две команды, взявшись за веревку или палку, пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Победитель – команда, перетянувшая соперника.
Игра «Курьер»
Соревнующиеся плывут любым способом на любое расстояние, держа предмет в руке. Победитель – участник, не замочивший «донесение» и переплывший первым.
Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма. Развивая и укрепляя организм, она закрепляет и совершенствует навыки плавания. Повышая эмоциональность занятия, игра используется как отдых и развлечение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование, я выяснил и доказал, что существует проблема высокой заболеваемости у детей школьного возраста, из-за ослабления иммунитета. Между иммунитетом и занятием плаванием существует прямая связь. Ослабление иммунитета представляет большую опасность, потому что частые заболевания приводят к хроническим болезням. Неправильно думать, что иммунитет не нуждается в укреплении.
Плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям. Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память. Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.
Каждый может укрепить свой иммунитет. Можно заниматься плаванием, участвовать в соревнованиях и завоёвывать медали, а можно просто ходить в бассейн и плавать «для себя». В летнее время купаться в водоёмах и закалять свой организм. Всё это укрепит ваш иммунитет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
Жексенбаева У. Б. Организация научно - исследовательской деятельности школьников. - Алматы, РАДиАЛ, 2005.
Макаренко Л.П. Плавайте на здоровье. - М.: «Физкультура и спорт», 1988.
Фирсов 3.П. Плавание для всех. - М.: «Физкультура и спорт», 1983.
Козлов А.В. Плавание доступно всем. Сост. А.М. Кондратов. - Л.: Лениздат, 1986.
Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание. - М.: «Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель», 2002.
Велитченко В.К. Как научиться плавать. - М.: «Терра-Спорт», 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации
Как организовать закаливание
Закаливание является общедоступным и эффективным средством повышения иммунитета человека к различным простудным заболеваниям.
В ходе занятий за счёт сочетания холодных нагрузок и двигательной активности происходит активизация работы системы терморегуляции организма.
Начинать закаливание лучше летом.
В начале тренировок нужно помнить о необходимости проведения подготовительных разогревающих и разминающих упражнений.
Подготовительный курс на суше: влажное обтирание, обмывание ног прохладной водой, обливание, контрастный душ.
Обязательным является постепенное снижение температуры воды.
Строго дозировать время пребывания в воде.
Занятия должны проводиться регулярно, иначе эффект закаливания будет снижаться.
Наибольший эффект повышения иммунитета достигаются при занятиях в зимний период.
Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте.
Перед закаливанием обратиться за консультацией к врачу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игры на воде
Водные игры полезны всем — и взрослым и детям. Они помогают в лечении некоторых болезней, закаливают организм, помогают перебороть страх перед водой и являются отличным развлечением во время купания.
Здесь собраны интересные водные игры, как для уже умеющих плавать, так и для учащихся пловцов.
Морской бой
Детей делим на 2 команды, они становятся в 2 линии по пояс в воде. Их задача - так обрызгать противника, чтобы он отвернулся к ним спиной. Тот участник, который повернулся спиной к противнику - выбывает. Побеждает та команда, в которой игроки устояли под натиском врага.
Трамплин
Это веселая игра. Участвовать могут 3 - 7 человек. Задача такая - зайти всем в воду по грудь, затем поднять одного участника, раскачать и выбросить его как можно дальше. И так по очереди, упавший возвращается ко всем участникам и продолжает участвовать в этой игре.
Чехарда в воде
Участники должны зайти в воду глубиной по грудь, встать в колону, распределившись на расстоянии около 2 метров друг от друга. Участники встают в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Задача последнего игрока - перепрыгнуть, опираясь на плечи впереди стоящего игрока, подбежать к следующему - проплыть между его ног и т.д. до тех пор пока не доберется до начала колонны. Продолжает эстафету участник ставший последним.
Гонка мячей
Это водная эстафета. Играющие делятся на 2 команды, у каждой есть мяч. Команды становятся в шеренги, расстояние между шеренгами 3 метра, а между игроками примерно 1 метр. Задача такая - впередистоящий игрок должен передать сзадистоящему мяч между ног (погружается полностью в воду - с головой), следующий игрок должен сделать то же самое и т.д. Последний игрок — передает мяч над головой впередистоящему и так мяч должен дойти до первого игрока. Побеждает та команда, которая проделала эту процедуру заранее определенное количество раз.
Дельфины
Еще одна эстафетная игра. Участники делятся на 2 команды (можно на 3). Понадобятся пластиковые обручи, они связываются между собой в виде дорожки. Задача игроков - поднырнуть под первый обруч и вынырнуть в его середине, в следующий обруч - нырнуть сверху, а вынырнуть в третий и т.д. Как только участник достигает конца дорожки, нырять начинает следующий участник. Побеждает та команда, которая проделала этот путь быстрее и сделала меньше ошибок.
Гонка на плавательных досках
Это командная игра, нам потребуется 4 плавательных доски, игра происходит в бассейне. С двух концов бассейна выстраиваются 2 команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики - на одной стороне дорожки, девочки - на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперёд. Их задача - встретиться и обменявшись досками, продолжать движение к противоположному бортику бассейна. Возле противоположного бортика участники передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.
Бой на воде
Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятёрки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоёма занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятёрка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин), так и до полной победы одной из команд.
За мячом в воду
Для игры понадобятся мячи средних размеров (желательно разного цвета) и 2 команды. Задача игроков - как можно дальше бросить в воду мяч, а затем прыгнуть в воду и доплыть до мяча противника, вернуть его на берег толкая перед собой. Первые участники передают мяч вторым и игра продолжается.
Мяч за черту
Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том, чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоёме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.
16