СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский метод

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой современных образовательных стандартов российского образования и главной задачей современного учителя является формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

В этот период характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский метод»





Исследовательский метод на уроках математики.



















НОУ лицей «Исток»

Учитель математики: Реукова И.Г.















Иваново, 2012

Основой современных образовательных стандартов российского образования и главной задачей современного учителя является формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

В этот период характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.

Постоянно растущий объём информации, её многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. А одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности учителя и ученика. У многих современных школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. И главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Математика– это наука, где такие слова как эксперимент, исследование, практическая работа являются неотъемлемыми частями процесса обучения. Математика описывает все закономерности в природе, жизни, гармонию чувств и красок. Здесь огромное поле для активизации учебно-познавательной деятельности школьников.  В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.   

Исследовательский метод и проектный как его часть всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он предполагает решение поставленной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей. Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения исследовательских задач. Организовать работу детей необходимо так, чтобы они ненавязчиво усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:

мотивация исследовательской деятельности;
• постановка проблемы;
• сбор фактического материала;
• систематизация и анализ полученного материала;
• выдвижение гипотез;
• проверка гипотез;
• доказательство или опровержение гипотез.


Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей,

  • их предыдущего опыта исследовательской деятельности,

  • сложности темы,

  • характера отношений в группе и др.

Необходимо подобрать такие виды и продукты исследовательской деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта.

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

Большим подспорьем в осуществлении исследовательской деятельности на уроках математики является программы Intel «Обучение для будущего», Exсel, Microsoft Word, Microsoft Publisher, Power Point.







Я предлагаю две презентации:

- презентация урока в рамках изучения темы «Вероятность случайного события» (9 кл.);

- презентация проекта в рамках изучения темы «Квадратные уравнения» (8 кл.) .



Комментарии к презентациям:

9 класс

В рамках изучения темы «Вероятность случайного события» был приведен урок «Теория вероятности и окружающие нас предметы».

К моменту проведения урока было изучено: понятие случайного события, формула вероятности случайного события.

Цель урока:

Создание мотивации для решения учащимися конкретной задачи на применение формулы частоты случайного события, совершенствование навыков работы с добытой информацией и навыков оформления результатов (т.е. развитие информационной компетентности).

Оборудование:

Компьютер с подключением к интернету, принтер.

Формат:

2 урока (презентация доработана во внеурочное время)

Ход урока:

  1. Постановка проблемы: используя полученные знания и дополнительную информацию ответить на очевидный, казалось бы, вопрос «Почему на клавиатуре компьютера буквы расположены именно в таком порядке?»

  2. Выдвижение гипотез (фронтальная работа). Выбор основной гипотезы.

  3. Распределение деятельности.

  4. Обсуждение результатов.

  5. Итог (проект презентации).



Презентация прилагается.



8 класс

На заключительном этапе изучения квадратных уравнений в 8 классе учащимися был предложен проект «Трудная задача». Предлагалось провести исследования, связанные с картиной «Трудная задача».

Что это за задание, которое показалось трудным ученикам сельской школы дореволюционной России?

Покажется ли оно трудным ученикам 8 класса современной школы?

Почему это задание предложено в рамках изучения темя «Квадратные уравнения» ?

Этапы работы:

  1. Изучение объекта, сбор информации (самостоятельно).

  2. Обсуждение результатов собранной информации. Гипотеза (с участием учителя).

  3. Подтверждение гипотезы (самостоятельно).

  4. Оформление результатов (совместно с учителем).

  5. Зона ближайшего исследования – изучение полезных приёмов устного счёта.

  6. Итог – подготовка доклада на научную конференцию.



Презентация прилагается.