Государственное бюджетное образовательное учреждение “Мензелинская школа-интернат для детей- сирот, оставшихся без попечения родителей,с ограниченными возможностями здоровья”
Исследовательский проект «Экологическое воспитание учащихся в школе - интернат» посвящен изучению природных явлений и погодных условий Мензелинского края.
(Проект приурочен к 65 годовщине образования школы-интерната)
Руководитель: Бадертинова Раиса Муллахматовна, учитель-дефектолог 1 квалификационной категории (учащиеся 5-9 классы)
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять Родину.
М. М. Пришвин
Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была основана в 1965 г. Сегодня в школе-интернате живут и учатся дети из разных районов РТ, в том числе из Мензелинского района. Здесь созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей. Для организации учебно-воспитательного процесса имеется классные кабинеты, учебные мастерские, спортивный зал, актовый зал, библиотека, компьютерный класс, универсальный корт. Школа располагает материалами и оборудованием для продуктивной и творческой деятельности воспитанников. Целью обучения является подготовка социально адаптированного и подготовленного к самостоятельной жизни человека. Учитывая основные положения Концепции в области образования, развитие и обновление форм организации экологического воспитания становятся одной из ключевых задач обучения.
Школа-интернат имеет учебно-опытный земельный участок, теплицу, парк «Солдатский сад», подсобное сельское хозяйство.
Постановка проблемы: объектом проектной работы является охрана и сохранение окружающей природной среды, пути их решения и рациональное природопользования, предметом – «Моя малая Родина». Данная работа - это исследование особенностей экологии растительного мира и природных условий. Проблемы экологии и сохранения природных богатств в настоящее время стали особенно важны для здоровой и полноценной жизнедеятельности человека. Как хочется сохранить красоту эту для будущего поколения, вырастить его здоровым, сильным и любящим свою малую Родину.
Цель: всестороннее развитие воспитанников к познанию, расширение кругозора об окружающем мире в процессе реализации программы по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС и в интересах подготовки к самостоятельной жизни.
Задачи:
- Формирование и обогащение понятий о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
- Привитие практических навыков и умений по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
- Развитие художественных способностей, эстетических чувств; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности приумножать красоту и богатства родной природы.
- Изучение погодных условий на мини метеостанции, наблюдение природных явлений; формирование знаний и умений работы с простейшими приборами мини метеостанции.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Характеристика проекта – познавательно - практический. Реализация через систему изучения своего края, наблюдений погодных и природных явлений.
Объект: природа Мензелинского района, школьный парк «Солдатский сад», школьная мини метеостанция, пришкольный участок.
Формы и методы работы: Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации проекта используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Основные принципы работы:
- личностно-ориентированный подход;
- доступность;
- наглядность;
- активная репродуктивная и продуктивная деятельность в процессе
работы;
- учёт личностных достижений каждого ребёнка.
Формы подведения итогов работы:
- дневник наблюдения
- участие в конкурсах различных уровней.
- презентации и тематические слайды.
Этапы проведения проекта:
Введение
Подготовительный этап
Основной этап (реализация)
Заключительный этап (презентация)
Введение.
Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в школе. В этом возрасте он более близок к природе и любознателен. В период обучения воспитанник учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее.
Подготовительный этап.
Тематические экскурсии с целью знакомства с разнообразием растительного мира и природными условиями.
Задачи экскурсий: формировать умения и навыки взаимодействия с природой;
Порядок работы:
Творческая группа заполняет дневник наблюдения: «Сезонные изменения» (по наблюдениям записи вносятся в дневник, делаются рисунки, аппликации, фотографии). Творческая глава (используется дополнительная литература, дети находят пословицы, поговорки, стихи, песни).
Основной этап.
Моя малая Родина. В школе – интернате воспитанники живут и учатся, здесь начинается знакомства с природными богатствами и красотой малой Родины. Чтобы лучше узнать климатические условия на территории школы благодаря начальнику Управления по Гидрометеорологии и окружающей среды Захарову С. Д. была установлена мини метеостанция. Школа располагает историческим парком «Солдатский сад», воспитанники с детства помогают старшим ухаживать: чистят, проводят высадку саженцев, заменяя старые деревья. Стало доброй традицией посадка деревьев выпускниками школы.
На пришкольном участке выращивают овощи и фрукты, обеспечивая себя заготовками на зиму. На практике воспитанники видят, как появляются всходы, растение цветет и плодоносит. Благодаря этому учащиеся узнают, как и когда надо высаживать растения, ухаживая за ними, приобретают трудовые навыки ведения своего хозяйства.
Территорию школы окружают красивые цветники. Учащиеся не только узнают виды декоративных растений, но и сами украшают прилегающую территорию, развивая эстетический вкус и получая от этого эмоциональное и моральное удовлетворение.
Изучение проводится по темам: «История моего города», «Мой город на карте России», «Голубые глаза моего края (Реки, озера и родники)»
Ориентирование. Необходимо научить ориентироваться на местности по Солнцу, звездам, компасу и местным признакам. Полученные знания закрепляем на практике, начиная с малого, определяя стороны горизонта по Солнцу.
Климат нашего края. Мы изучаем факторы, влияющие на климат нашей местности. Особенности каждого сезона. Тут посредством анализа и синтеза устанавливаем причинно-следственные связи на примере климатических и погодных условий нашей местности. Важно обязательно показать не только зависимость климата от природных условий, но и от хозяйственной деятельности человека. В течение года мы фиксируем изменения в природе по сезонам: когда распускаются почки на деревьях, прилетают птицы, появляется снежный покров.
Погода. Ежедневно мы проводим наблюдения за погодными и природными изменениями в нашем городе: измеряем температуру воздуха, фиксируем направление ветра, виды осадков и т.д.
Народные приметы. При наблюдении за природными явлениями и погодными изменениями большое внимание уделяем и народным приметам о погоде. Ведь они складывались и сохранялись в течение многих веков. Здесь наиболее полно проявляется умение наблюдать, сопоставлять и делать выводы. Изучаем долгосрочные, краткосрочные прогнозы по сезонам.
Экскурсии с целью наблюдения за изменениями в природе. Экскурсии благотворно влияет на развитие воспитанника. Еще К.Д. Ушинский писал «Природный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Благодаря экскурсии конкретизируется программный материал, расширяется кругозор и углубляются знания учащихся. Во время экскурсий ученики как бы окунаются в мир неизвестного, загадочного и прекрасного. В начале экскурсии необходимо провести инструктаж, сообщив тематику, цель и на что именно надо обращать внимание во время экскурсии. Также важно, чтобы учащиеся были активными участниками, а не пассивными наблюдателями. В этом случае они лучше и глубже поймут изучаемый материал. И обязательно надо подводить итог тому, что они узнали и увидели
Мы в походе. Соблюдение правила техники безопасности в походе. На практике выясняем, как правильно выбрать место для отдыха, установить палатку, разжечь костер.
Чтобы не было беды. Надо научить учащихся оказать первую помощь при различных травмах. Это мы изучаем по темам:
«Солнце - друг или враг». Правила техники безопасности при купании. Правила поведения в лесу. Правила поведения при грозе.
Растительный мир нашего края. Лес - «легкие планеты». Разновидность флоры. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые грибы. Проверяем и определяем наиболее распространённые деревья, травы по листьям, внешнему виду. Обязательно знакомимся с редкими и исчезающими растениями.
Братья наши меньшие. У нас есть учебно – животноводческий комплекс. Здесь дети на практике приобретают навыки ухода за животными: чистят кормушки, задают корм, заготавливают веточный корм и сено на зиму.
«Покормите птиц зимой!» Конкурс на лучшую кормушку (фото)
«Наши пернатые друзья» Конкурс на лучший скворечник (фото)
«Животные на боевом посту» классный час к 72- летию Великой Победы (фото)
Экологические проблемы Мензелинского района. Природа в опасности!
Проводим:
Природа - наше богатство.
Береги природу…
Экология в школе.
Наш парк прекрасен в любое время года.
Экскурсии на городскую метеостанцию. Работаем в тесном контакте с городской метеорологической станцией г. Мензелинска. Ребята с удовольствием приходят сюда на экскурсии. Нас всегда тепло принимает начальник городской метеорологической станции Кириллова Л. О. В ходе экскурсии мы сравниваем свои наблюдения с результатами городской метеостанции.
Ресурсы: Городская метеостанция г. Мензелинска, краеведческий музей, городская газета «Мензеля», журнал «Муравейник», мини метеостанция, фотоаппарат, проектор.
Заключительный этап.
План работы
- Сбор информации на мини метеостанции: наблюдение за погодными и природными явлениями и обобщение полученных знаний.
- Классные часы.
- Работа на пришкольном участке.
- Уход за цветниками на территории лагеря и школы;
- Уход за парком: чистка, уборка мусора, высадка деревьев на территории школы, парка, на улицах города;
- Изготовление кормушек и скворечников;
- Экскурсии в природу: парк, лес, на родник;
- Экскурсии на городскую метеорологическую станцию;
- Подбор и подготовка наглядного материала (гербарий, фото, поделки из природного материала).
Гипотеза исследования заключается в предположении, что экологическое воспитание учащихся в интересах устойчивого развития общества будет эффективным и поможет в дальнейшей жизни.
Сроки выполнения проекта: 2012 - 2015 год
Ожидаемые результаты: наблюдая природные и погодные изменения, воспитанники научаться: бережному отношению к природе и природным ресурсам, к водоёмам, к представителям флоры и фауны; прослеживать взаимосвязь живой и неживой природы (изменение наклона солнечных лучей – нагревание земной поверхности - появление листьев, прилет птиц и т. д); применять полученные знания на практике; приобретут навыки правильного отношения и поведения в природе без риска для своего здоровья и окружающей среде.