СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «Экологическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всестороннее развитие воспитанников к познанию, расширение  кругозора об окружающем мире в процессе реализации программы по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС и в интересах подготовки к самостоятельной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Экологическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернат"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение “Мензелинская школа-интернат для детей- сирот, оставшихся без попечения родителей,с ограниченными возможностями здоровья”


Исследовательский проект «Экологическое воспитание учащихся в школе - интернат» посвящен изучению природных явлений и погодных условий Мензелинского края.

(Проект приурочен к 65 годовщине образования школы-интерната)


Руководитель: Бадертинова Раиса Муллахматовна, учитель-дефектолог 1 квалификационной категории (учащиеся 5-9 классы)

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу - значит охранять Родину.

М. М. Пришвин


Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была основана в 1965 г. Сегодня в школе-интернате живут и учатся дети из разных районов РТ, в том числе из Мензелинского района. Здесь созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей. Для организации учебно-воспитательного процесса имеется классные кабинеты, учебные мастерские, спортивный зал, актовый зал, библиотека, компьютерный класс, универсальный корт. Школа располагает материалами и оборудованием для продуктивной и творческой деятельности воспитанников. Целью обучения является подготовка социально адаптированного и подготовленного к самостоятельной жизни человека. Учитывая основные положения Концепции в области образования, развитие и обновление форм организации экологического воспитания становятся одной из ключевых задач обучения.

Школа-интернат имеет учебно-опытный земельный участок, теплицу, парк «Солдатский сад», подсобное сельское хозяйство.

Постановка проблемы: объектом проектной работы является охрана и сохранение окружающей природной среды, пути их решения и рациональное природопользования, предметом – «Моя малая Родина». Данная работа - это исследование особенностей экологии растительного мира и природных условий. Проблемы экологии и сохранения природных богатств в настоящее время стали особенно важны для здоровой и полноценной жизнедеятельности человека. Как хочется сохранить красоту эту для будущего поколения, вырастить его здоровым, сильным и любящим свою малую Родину.

Цель: всестороннее развитие воспитанников к познанию, расширение кругозора об окружающем мире в процессе реализации программы по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС и в интересах подготовки к самостоятельной жизни.

Задачи:

- Формирование и обогащение понятий о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

- Привитие практических навыков и умений по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.

- Развитие художественных способностей, эстетических чувств; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности приумножать красоту и богатства родной природы.

- Изучение погодных условий на мини метеостанции, наблюдение природных явлений; формирование знаний и умений работы с простейшими приборами мини метеостанции.

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Характеристика проекта – познавательно - практический. Реализация через систему изучения своего края, наблюдений погодных и природных явлений.

Объект: природа Мензелинского района, школьный парк «Солдатский сад», школьная мини метеостанция, пришкольный участок.

Формы и методы работы: Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации проекта используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Основные принципы работы:

- личностно-ориентированный подход;

- доступность;

- наглядность;

- активная репродуктивная и продуктивная деятельность в процессе

работы;

- учёт личностных достижений каждого ребёнка.

Формы подведения итогов работы:

- дневник наблюдения

- участие в конкурсах различных уровней.

- презентации и тематические слайды.

Этапы проведения проекта:

Введение

Подготовительный этап

Основной этап (реализация)

Заключительный этап (презентация)

Введение.

Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в школе. В этом возрасте он более близок к природе и любознателен. В период обучения воспитанник учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее.

Подготовительный этап.

Тематические экскурсии с целью знакомства с разнообразием растительного мира и природными условиями.

Задачи экскурсий: формировать умения и навыки взаимодействия с природой;

Порядок работы:

Творческая группа заполняет дневник наблюдения: «Сезонные изменения» (по наблюдениям записи вносятся в дневник, делаются рисунки, аппликации, фотографии). Творческая глава (используется дополнительная литература, дети находят пословицы, поговорки, стихи, песни).

Основной этап.

Моя малая Родина. В школе – интернате воспитанники живут и учатся, здесь начинается знакомства с природными богатствами и красотой малой Родины. Чтобы лучше узнать климатические условия на территории школы благодаря начальнику Управления по Гидрометеорологии и окружающей среды Захарову С. Д. была установлена мини метеостанция. Школа располагает историческим парком «Солдатский сад», воспитанники с детства помогают старшим ухаживать: чистят, проводят высадку саженцев, заменяя старые деревья. Стало доброй традицией посадка деревьев выпускниками школы.

На пришкольном участке выращивают овощи и фрукты, обеспечивая себя заготовками на зиму. На практике воспитанники видят, как появляются всходы, растение цветет и плодоносит. Благодаря этому учащиеся узнают, как и когда надо высаживать растения, ухаживая за ними, приобретают трудовые навыки ведения своего хозяйства.

Территорию школы окружают красивые цветники. Учащиеся не только узнают виды декоративных растений, но и сами украшают прилегающую территорию, развивая эстетический вкус и получая от этого эмоциональное и моральное удовлетворение.

Изучение проводится по темам: «История моего города», «Мой город на карте России», «Голубые глаза моего края (Реки, озера и родники)»

Ориентирование. Необходимо научить ориентироваться на местности по Солнцу, звездам, компасу и местным признакам. Полученные знания закрепляем на практике, начиная с малого, определяя стороны горизонта по Солнцу.

Климат нашего края. Мы изучаем факторы, влияющие на климат нашей местности. Особенности каждого сезона. Тут посредством анализа и синтеза устанавливаем причинно-следственные связи на примере климатических и погодных условий нашей местности. Важно обязательно показать не только зависимость климата от природных условий, но и от хозяйственной деятельности человека. В течение года мы фиксируем изменения в природе по сезонам: когда распускаются почки на деревьях, прилетают птицы, появляется снежный покров.

Погода. Ежедневно мы проводим наблюдения за погодными и природными изменениями в нашем городе: измеряем температуру воздуха, фиксируем направление ветра, виды осадков и т.д.

Народные приметы. При наблюдении за природными явлениями и погодными изменениями большое внимание уделяем и народным приметам о погоде. Ведь они складывались и сохранялись в течение многих веков. Здесь наиболее полно проявляется умение наблюдать, сопоставлять и делать выводы. Изучаем долгосрочные, краткосрочные прогнозы по сезонам.

Экскурсии с целью наблюдения за изменениями в природе. Экскурсии благотворно влияет на развитие воспитанника. Еще К.Д. Ушинский писал «Природный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Благодаря экскурсии конкретизируется программный материал, расширяется кругозор и углубляются знания учащихся. Во время экскурсий ученики как бы окунаются в мир неизвестного, загадочного и прекрасного. В начале экскурсии необходимо провести инструктаж, сообщив тематику, цель и на что именно надо обращать внимание во время экскурсии. Также важно, чтобы учащиеся были активными участниками, а не пассивными наблюдателями. В этом случае они лучше и глубже поймут изучаемый материал. И обязательно надо подводить итог тому, что они узнали и увидели

Мы в походе. Соблюдение правила техники безопасности в походе. На практике выясняем, как правильно выбрать место для отдыха, установить палатку, разжечь костер.

Чтобы не было беды. Надо научить учащихся оказать первую помощь при различных травмах. Это мы изучаем по темам:

«Солнце - друг или враг». Правила техники безопасности при купании. Правила поведения в лесу. Правила поведения при грозе.

Растительный мир нашего края. Лес - «легкие планеты». Разновидность флоры. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые грибы. Проверяем и определяем наиболее распространённые деревья, травы по листьям, внешнему виду. Обязательно знакомимся с редкими и исчезающими растениями.

Братья наши меньшие. У нас есть учебно – животноводческий комплекс. Здесь дети на практике приобретают навыки ухода за животными: чистят кормушки, задают корм, заготавливают веточный корм и сено на зиму.

«Покормите птиц зимой!» Конкурс на лучшую кормушку (фото)

«Наши пернатые друзья» Конкурс на лучший скворечник (фото)

«Животные на боевом посту» классный час к 72- летию Великой Победы (фото)

Экологические проблемы Мензелинского района. Природа в опасности!

Проводим:

Природа - наше богатство.

Береги природу…

Экология в школе.

Наш парк прекрасен в любое время года.

Экскурсии на городскую метеостанцию. Работаем в тесном контакте с городской метеорологической станцией г. Мензелинска. Ребята с удовольствием приходят сюда на экскурсии. Нас всегда тепло принимает начальник городской метеорологической станции Кириллова Л. О. В ходе экскурсии мы сравниваем свои наблюдения с результатами городской метеостанции.

Ресурсы: Городская метеостанция г. Мензелинска, краеведческий музей, городская газета «Мензеля», журнал «Муравейник», мини метеостанция, фотоаппарат, проектор.

Заключительный этап.

План работы

- Сбор информации на мини метеостанции: наблюдение за погодными и природными явлениями и обобщение полученных знаний.

- Классные часы.

- Работа на пришкольном участке.

- Уход за цветниками на территории лагеря и школы;

- Уход за парком: чистка, уборка мусора, высадка деревьев на территории школы, парка, на улицах города;

- Изготовление кормушек и скворечников;

- Экскурсии в природу: парк, лес, на родник;

- Экскурсии на городскую метеорологическую станцию;

- Подбор и подготовка наглядного материала (гербарий, фото, поделки из природного материала).

Гипотеза исследования заключается в предположении, что экологическое воспитание учащихся в интересах устойчивого развития общества будет эффективным и поможет в дальнейшей жизни.

Сроки выполнения проекта: 2012 - 2015 год

Ожидаемые результаты: наблюдая природные и погодные изменения, воспитанники научаться: бережному отношению к природе и природным ресурсам, к водоёмам, к представителям флоры и фауны; прослеживать взаимосвязь живой и неживой природы (изменение наклона солнечных лучей – нагревание земной поверхности - появление листьев, прилет птиц и т. д); применять полученные знания на практике; приобретут навыки правильного отношения и поведения в природе без риска для своего здоровья и окружающей среде.