СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по экологии "Вода".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа воспитателя и дошкольников по экологии.Результат работы- проект.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по экологии "Вода".»

Группа полного дня

Нижне Колыбельский филиал

лицея села Хлевное









Тема ;«Вода»







Автор проекта: Черникова Надежда Васильевна,

воспитатель группы полного дня

Нижне Колыбельского филиала лицея села Хлевное

Участники проекта:

Дети старшей разновозрастной группы Нижнее Колыбельского филиала лицея села Хлевное



Цели и задачи проекта:

  1. Расширить знания детей об окружающем мире: помочь детям обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства (невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании становится легче, поднимается вверх), дать детям представление о том, Что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары, лопасти мельницы), познакомить с причиной возникновения ветра, с историей изобретения воздушного шара.

  2. Развивать память, речь, мышление, наблюдательность, творческое воображение, познавательные интересы.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, умение управлять своим поведением, работать в коллективе.

Актуальность темы.

Дети дошкольного возраста не имеют достаточного представления о воде, о том, что он занимает всё окружающее пространство, что мь: дышим воздухом. В наше время остро стоит вопрос о чистоте водного пространства, о загрязнении окружающей среды, особенно в местах, где имеются предприятия, около больших магистралей. Дети с детства должны знать об этом и заботится об окружающей природе, вносить свою маленькую лепту в сохранение воды, использовать воду для укрепления своего здоровья.






Досуговое занятие «Царство воды»


  1. Закрепить у детей представление о круговороте воды в природе.

  2. Упражнять детей в составлении рассказов из опыта, руководствуясь готовым планом; совершенствовать навыки интонационной выразительности.

  3. Формировать навык активного использования в речи прилагательных.

  4. Расширить и укрепить знания детей об основных свойствах воды и ее пользе для всего живого на Земле.

  5. Продолжать закреплять умение детей следить за своей осанкой.

  6. Выполнение движений (на суше), помогающих обучиться плаванию.

  7. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Демонстрационный и раздаточный материалы:

плакат биосистемы; карточки с изображением свойств воды; аквариум с водой; краски, кисточки; стаканчики с водой; соль и сахар; предметы разной тяжести: перья, стеклянные шарики, пробка, шишка, орех, бумага; мыльные пузыри; набивные мешочки с песком.

Действующие лица:

Ведущий — старший воспитатель

1-я Капелька

2-я Капелька

3-я Капелька

Облако

И все остальные дети.

1. Вводная часть

(Дети входят в зал под музыку.)

Ведущий: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня

гостей, поздоровайтесь с ними.

(Дети здороваются и садятся на пол полукругом, боком к гостям.)

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое — отгадайте.

Я очень добродушная,

Полезная, послушная,

Но когда захочу, Даже камень источу. (Вода)

Вода окружает нас повсюду. Где мы можем ее увидеть?

(В море, озере, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т. д.)



Кому нужна вода? Какую пользу вода приносит человеку? Может ли жизнь на Земле

быть без воды? Почему?

Вывод: вода — это жизнь.

А теперь закройте глаза. Мы перенесемся в Царство воды.

(Звучит музыка К. Сен-Санса "Аквариум".)


2. Основная часть


КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ


(Дети с закрытыми глазами слушают музыку. В зал вбегают три Капельки и Облако. Музыка звучит тише, дети открывают глаза.)

Ведущий: Ребята, посмотрите, кто нас встречает в Царстве воды.


Облако: Я, Облако, сейчас расскажу вам сказку.

В одном пушистом белом облаке жили

три подружки — веселые Капельки. Они много разговаривали друг с другом

.

1-я Капелька: Я очень люблю путешествовать.


2-я Капелька: Мне нравится все красивое, яркое, сверкающее.


3-я Капелька: А я хотела бы приносить пользу всему живому.


Облако: Во мне собралось много капелек, и я пролилось на землю дождем.

(Капельки разбегаются:

1-я Капелька бежит к "озеру", 2-я Капелька бежит к "радуге", 3-я Капелька бежит к "дереву".)

(Имитация озера, поля, и дерева.)

1-я Капелька: Я попала в озеро и поплыла среди других озерных капелек путешествовать.

2-я Капелька: Я упала в поле. Солнце коснулось меня своим лучом, и появилась семицветная радуга.

3-я Капелька: Я упала в лес. По листьям скатилась вниз на землю и попала в корень дерева. Потом поднялась по стволу до листика на верхушке и увидела свое родное Облако.


Облако: Солнышко коснулось своими лучами капелек, они стали легкими, поднялись в воздух и вернулись в свое родное облако.


Ведущий: Поднялся легкий ветерок и облако полетело дальше, поливать землю дождем.

(Дети прощаются с Облаком и Капельками, которые "улетают".)

Ведущий: Ребята, Капельки рассказали нам удивительную историю. Как вы думаете — это правда или сказка? Почему?


(Дети отвечают на вопрос, называют элементы сказки и рассказа. Вместе с Ведущим делают вывод, что рассказ с элементами сказки.)

Ведущий: Как называется природное явление, о котором вы услышали?


Дети: Круговорот воды в природе.


(Ведущий предлагает детям с помощью плаката рассказать о круговороте воды в природе. Дети рассказывают и дополняют друг друга.)

Ведущий: Сколько вы слышите слов, когда я произношу "круговорот"?


(Совместно с Ведущим дети делают вывод, что вода в природе "ходит" по кругуf она "воротится" туда, откуда пришла, поэтому мы произносим одно слово, а слышим два "круговорот".)


ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА


Ведущий: Вы рассказали всем гостям о круговороте воды в природе. Вода — одно из самых удивительных и загадочных веществ на Земле. Чтобы узнать о свойствах воды, я вам предлагаю взять в руки стаканчик с водой и рассказать, какая же вода.


Дети: Чистая, прозрачная

.

Ведущий: А какой у нее запах?


Дети: Она без запаха.


Ведущий: А какая она на вкус?


Дети (пробуют): Безвкусная.


Ведущий: Правильно, вода без запаха и вкуса. А что может помочь воде изменить или приобрести вкус ?


Дети: Соль и сахар.


Ведущий: Я приготовила для вас белый порошок. Возьмите его немножечко и опустите в стаканчик с водой. Попробуйте ее теперь на вкус. Какая теперь стала вода?


Дети: Сладкая. Соленая

всех вода разная на вкус).


Ведущий: Что произошло с белым веществом?


Дети: Оно растворилось.


Ведущий: А что произошло с водой?


Дети: У нее появился вкус.


Ведущий: Возьмите шарик и опустите его в стакан с водой. Что вы видите?


Дети: Мы видим шарик.


Ведущий: Значит, вода какая?


Дети: Прозрачная.


Ведущий: Теперь возьмите шарик и опустите его в другой стакан с молоком. Что мы видим сейчас?


Дети: Шарик не видно.


Ведущий: Это означает, что молоко какое?


Дети: Непрозрачное.


Ведущий: Давайте теперь подойдем к аквариуму. Возьмите в руку любой предмет и попробуйте угадать, что произойдет с этим предметом, если мы опустим его в воду. ' (Дети угадывают и опускают предметы в воду.)

Ведущий: Посмотрите внимательно, что сейчас произойдет. Подкрашиваем воду в аквариуме; капаем туда несколько капель краски с помощью кисточки.


(Дети наблюдают и делают вывод, что вода может окрашиваться.)

Ведущий: Подойдите к доске. Посмотрите на карточки и расскажите всем о свойствах воды, о которых мы узнали, и о пользе воды для человека. (Дети рассказывают по очереди.)

Ведущий: А сейчас, ребята, из Царства воды мы перенесемся в Подводное царство. Представьте, что вы — морские звездочки, которые лежат на дне.


(Дети снимают обувь и свободно ложатся на спину как морские звезды. Звучит музыка, ведущий комментирует, что может видеть морская звезда.)








СПОРТИВНАЯ ЧАСТЬ

« Сухое» плавание

Ведущий: Ребята мы оказались с вами в Подводном царстве Здесь надо передвигаться специальными способами. А научиться им можно с помощью упражнений, которые всем знакомы (Дети берутся за руки и встают в круг.).

Ровным кругом

Друг за другом,

Чур, ребята, не зевать

И что (имя) нам покажет

Будем дружно повторять.

(Дети ходят по кругу и повторяют движения, которые показывает ребенок, чье имя назвали:

  1. движения руками способом "брасс";

  2. одновременные движения руками назад-вперед;

  3. сидя на полу, руки в упоре за спиной, движения ногами способом "кроль".)

Эстафеты. Игры


Ведущий: Проведем эстафету "Крабики".


(Дети делятся на две команды. По команде необходимо лечь грудью на скамейку и, подтягиваясь на руках, проползти по ней. Обежать пирамиду. Вернуться на место, выполняя заданные упражнения (сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях, приподнять живот, положить на него "груз" и, как краб, передвигаться ногами вперед. Релаксация).

Ведущий подводит детей к аквариуму круглой формы. Показывает, что вода спокойная, но можно помешать кисточкой, и она будет двигаться. Вода в море бывает синего и зеленого цвета. Ведущий капает краску, капли приобретают причудливые формы, дети фантазируют (на что похоже).)

3. Заключительная часть


Дети пускают мыльные пузыри.


Подведение итогов .
























Праздник: « Волшебница вода».

Предварительная работа. В зале ор­ганизуется выставка «Волшебница Вода» (рисунки детей). Зал украшается сне­жинками, облаками, сосульками. Можно поставить сосуды с водой, снегом, ма­ленького снеговика, лед в формочках. Детям читают сказку «Снежная короле­ва» Х.-К. Андерсена, «Федорино горе» К.И. Чуковского. Дети разучивают загад­ки о разных состояниях воды.


Действующие лица. Ведущая, Вол­шебница Вода, Федора, Снежная Коро­лева, Солнышко, Туча, Самовар (взрос­лые); снежинки, чашки, капельки (де­ти).

Ход праздника

Звучит музыка.

Ведущий. У нас сегодня необычный праздник - праздник волшебной воды. Почему волшебной? Вода бывает раз­ной, она, как и любой волшебник, маг, чародей, владеет искусством превраще­ния: может быстро бежать - в ручейке, плескаться — в море, сверкать — холод­ными льдинками, носиться в воздухе -горячими капельками пара. Значит, во­да - волшебница. Слышите? Это к нам в гости идет Волшебница Вода. Давайте позовем ее, чтобы она не заблудилась (зовут Волшебницу Воду).

Появляется Волшебница Вода в окру­жении капелек.

Волшебница Вода. Здравствуйте! Наконец-то я добралась до вас! Боялась, что не успею. Столько работы у меня каждый день... А это что такое? (Обра­щает внимание на детские рисунки)

Ведущая. Все, что изображено на ри­сунках, - это Вода!

Вода благодарит детей, рассказыва­ет о своих превращениях.

Ведущая.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

1-я капелька.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране...

Как сосулька - замерзает.

В дом туманом к нам вползает.

2-я капелька.

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких стройных елей,

Рушится потоком селей.

3-я капелька.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае...

Ведущая.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Волшебница Вода.

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!



Ведущая.

Смею я вам доложить:

Без воды нам не прожить!

Волшебница Вода.

В озере меня найдете

И в сыром лесном болоте.

Все (вместе').

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

Волшебница Вода. Ребята, а вы смо­жете найти меня в природе? Где я бы­ваю? Где путешествую? (Ответы) Да­вайте попутешествуем вместе с моими капельками и их мамой Тучей. Но снача­ла отгадайте загадку!

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала.

Солнышко застлала.

Как только загадка отгадана, появ­ляется Туча, через некоторое время -капельки.

Туча. Где тут мои капельки? Пора вам, мои детки-капельки, в путь отправлять­ся! Посылаю вас на землю. Пролейтесь дождиком, напоите землю, растения. Попутешествуйте, а потом ко мне воз­вращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь! Ведите себя хорошо!

Звучит музыка дождя, капельки тан­цуют.

Ведущая. Полетели капельки на зем­лю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весе­лыми ручейками (капельки, взявшись парами за руки, играют в игру «Руче­ек»). Встретились разные ручейки и ста­ли большой рекой. (Дети изображают реку) Плыли капельки по реке и вместе с ней попали в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в боль­шой круг и идут в хороводе). Плавали, плавали капельки, но вдруг вспомнили, что мама Туча наказывала домой вер­нуться. А тут и Солнышко пригрело.

Появляется Солнышко, танцует.

Ведущая. Стали капельки легкими, поднялись вверх, испарились под луча­ми Солнышка, вернулись к маме Туче.

Капельки возвращаются к Туче, Сол­нышко скрывается.

Туча. Молодцы, капельки, хорошо се­бя вели, хорошо путешествовали. Те­перь со мной побудьте, я без вас соску­чилась. А потом опять отпущу вас путе­шествовать.

Туча с капельками уходят. Появляет­ся Снежная Королева.

Снежная Королева. Обычно стоит мне появиться, как меня все узнают. Ну-ка, кто я такая! Попробуйте только не догадаться... Я вас всех быстро заморо­жу, никогда оттаять не сможете!

Размахивает волшебной сосулькой, пытаясь заморозить детей.

Ведущая. Не надо, не надо! Мы же вас узнали! Вы Снежная Королева. Успокой­тесь, пожалуйста, и не машите у меня под носом сосулькой.

Снежная Королева. Испугались? Да я пошутила. Правда, сердце у меня ледя­ное, но душа у меня добрая.

Ведущая. Дорогая Королева! К нам вы забрели случайно? Нам, конечно, приятно вас видеть {приближается к Королеве, ежась от холода). Как возле вас холодно! В сосульку не превратить­ся бы! Не знаю, что вы у нас собираетесь делать?! Мы сегодня отмечаем праздник Волшебницы Воды!

Снежная Королева. Ага! Значит, праздник! Разве я не имею к воде отно­шения? А из чего сделаны мои сверкаю­щие замки, из чего сотканы белоснеж­ные ковры? Правильно, из снега и льда! А Я почему такая холодная? (Пытается

Приблизиться К ведущей - та отодви­гается и машет руками) Я тоже из сне­га и льда! А что такое снег и лед? Ну до­гадались? Значит, кто же я?

Ведущая. Так это ты, Волшебница Вода, пришла к нам в виде Снежной Ко­ролевы... И как мы с вами, дети, сразу не догадались?! Дорогая Королева, а много снега и льда в ваших владениях? Снежная Королева. В царстве дальнем, в царстве белом Среди снега, среди льдин Я живу как королева. Холод - спутник мой один!

Снег искрится, снег сверкает, Радуя меня красой, Никогда он не растает, Даже летом и весной. Льдинки замок украшают, Как кристаллики звенят, А прозрачные сосульки Так приятно леденят!

В моем царстве всюду стужа, Я владею папством п^пя

На середину зала быстро выбегают капельки.

Снежная Королева (возмущенно). Это что еще за безобразие? Почему в моем присутствии жидкая вода бегает? Терпеть этого не могу!

Проводится игра «Заморозь». Если Ко­ролева дотронется до капельки своей волшебной сосулькой, та замирает, превращаясь в снежинку.

Снежная Королева.

Вот теперь как хлопну я,

Снежинок вся моя семья

Дружно в танце закружит,

Заметелит, завьюжит!

Ну-ка, милые снежинки,

Выходите в середину.

Исполняется хоровод «Снег».

Снежная Королева. А теперь я хочу, чтобы вы отгадали мои загадки.

Рыбам жить зимой тепло,

Крыша - толстое стекло. (Лед)

Все как звездочки резные,

А возьмешь, так водяные.{Снежинки

) Рассыпался горох На семьдесят дорог,

{Град)

Вился, вился белый рой. Лег на землю, стал горой.

(Снег?)

Снежная Королева. Молодцы! От­гадали все загадки. Ну, что ж...

До свида­ния, дети! Загостилась я у вас, меня дела ждут, ухожу.


Ведущая. Итак, мы узнали, что состо­яние воды зависит от окружающей тем­пературы. Тепло - капельки из тучки спускаются к нам в виде дождика. Хо­лодно - капельки превращаются в сне­жинки. Но и то и другое - вода. Вот по­этому воду и называют Волшебной. Ту­ман, изморозь, роса, сосульки, снег, лед - это все вода! Какие свойства воды вы знаете? (Без цвета, без вкуса, без запаха, принимает форму сосуда, в который ее налили, очищает предметы от пыли и грязи)

В это время в зале незаметно появля­ется Федора.

Ведущая. Мне показалось, что к нам на праздник пробралась какая-то ужас просто ищу свою посуду. Ой, вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои (плачет).

Ведущая. Вы не знаете, почему от Федоры разбежалась вся посуда? (Отве­ты?) А вам не жалко Федору? Что вы мо­жете посоветовать ей? Кто может по­мочь Федоре? (Конечно, наша Волшеб­ница Вода?)

Федора. Спасибо, ребята! Значит, мне поможет Вода! Я так и сделаю.

Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои,

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять!

Ведущая. Вода смывает грязь со всех предметов - посуды, мебели, белья, да и человек не может без воды прожить. Он ежедневно умывается, по нескольку раз в день моет руки и лицо, часто моется.

Волшебница Вода (заметив Федо­ру). А это что еще за грязнуля? Чудище какое-то! Я этого не потерплю! Давайте, ребята, отмоем ее. Может, ей понравит­ся быть чистой? Может, она подружится с водой? (Общими усилиями дети при­водят Федору в порядок?)

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам!

А нечистым трубочистам

Стыд и срам!

Вот теперь совсем другое дело. Те­перь, Федора, ты можешь остаться на нашем празднике. Дети, а среди вас есть неряхи, грязнули?

Дети. Нет! Мы знаем, что чистота -залог здоровья.

Под музыку в зале появляется дядюш­ка Самовар. Он идет пританцовывая.

Ведущая. А это еще что? Посуду мы в гости не звали, ее место на кухне!

Самовар (обиженно). Так-то вы гос­тей встречаете? Так-то вы меня привеча­ете? А ведь я не зря к вам в гости пришел.

Посмотрите-ка сюда:

У меня внутри вода.

На вопрос ваш отвечаю:

Без меня не выпить чаю!

Я блестящий самовар,

Из-под крышки вьется пар.

Пар - водичка или нет?

Ну-ка, дайте мне ответ!


Ведущая. Дети! Пар — это вода или нет? (Ответы.) Значит, придется мне извиниться перед дядюшкой Самова­ром. Он правильно сделал, что пришел на наш праздник Волшебницы Воды. Вода может превращаться в пар (хочет дотронуться до самовара, но отдерги­вает руку - «обжигается»). Ой, как го­рячо! Что за гости к нам приходят - то морозят, то обжигают!

Самовар. Взрослая женщина, а не знает, что пар очень горячий. Дети и то, наверное, знают. (Обращается к де­тям) Никогда не трогайте руками ки­пящий самовар или чайник, когда из них идет пар. Это опасно! Раз у вас здесь сегодня праздник, я вас чаем угощу Где мои любимые чашки? (Топает три ра­за - появляются чашки. Звучит музыка. Самовар и чашки исполняют танец. Можно использовать песню «Самова­ры-чайники») Хорошо мы поплясали, а теперь нам на кухню пора. А вы не за­будьте, что мы вас обещали чайком по­баловать!

Самовар и чашки, кланяясь, уходят.

Ведущая. Дети, вы поняли, во что еще может превращаться наша Волшеб­ница Вода? Правильно, в пар. Запомни­те: пар - это Вода!

Волшебница Вода. Дети, давайте вспомним, во что я могу превращаться? (Ответы детей)

В природе путешествует вода.

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает - и снова в поход

По горным вершинам,

Широким равнинам.

Вдруг в небо взовьется,

Дождями вернется.

Вокруг оглянись,

В природу вглядись...

Все (вместе).

Вас окружает везде и всегда

Эта Волшебница - чудо Вода!

ЗНАКОМСТВО С ЯВЛЕНИЯМИ

И ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ

ПРИРОДЫ

Вода

Дать представление о воде. «Я при­несла воду. Ее пьют, чтобы утолить жаж­ду. Попейте и вы. Что вы пили? (Воду) Она вкусная?»

Наблюдения за водой во время умыва­ния. «Из крана льется теплая вода. Под­ставим руки под ее струю - они стали мокрыми, их намочила вода. Какие у вас руки? Почему они мокрые? (Предло­жить открыть кран с холодной водой) Какая вода льется из этого крана? (Хо­лодная. Руки мерзнут, неприятно умы­ваться) Скорее включите горячую воду. Теперь вода льется теплая. Она прият­ная. "Льется чистая водица, мы умеем чи­сто мыться"». Предложите детям по­трогать теплую и холодную воду Ка­кой водой приятно умываться?


Водичка, водичка, умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.


Продолжать знакомить со свойст­вами воды (холодная, Теплая, горячая).

«от какой воды поднимается пар? Когда нельзя снимать крышку с кастрюли? Кран с горячей водой надо открывать осторожно - вода должна течь тонкой струйкой. Горячая вода может обжечь руки. Какая бывает вода? (Холодная, теплая и горячая) Какой водой прият­но умываться? Какая вода может обжечь? Какую воду нельзя трогать? А где всегда есть горячая вода?» (В кипящем чайнике, в кастрюле, в которой варится суп. Ког­да его разливают по тарелкам - суп очень горячий, но быстро остывает.)

«Когда вас мама моет, какую она воду наливает, чтобы вам было приятно мыться? (Теплую.) Мы сегодня будем мыть куклу Катю. Какую воду нальем в ванну, чтобы Кате было приятно? (Теп­лую) Саша, принеси кувшин с теплой водой и налей ее в ванну. (Ребенок из двух кувшинов - с теплой и холодной во­дой - выбирает кувшин с теплой во­дой.) А почему в ванну нельзя наливать холодную воду?» (В холодной воде Катя замерзнет, простудится и заболеет.)

Предложить детям смочить губкой ту­ловище куклы, помыть, обтереть. Обра­тить внимание на свойства воды: льется, разливается.

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязь всю отмыла.

В глаз попало Миле мыло,

Лида кукле говорила:

  • Не сердись, дочурка Мила.

  • Не сержусь, - сказала Мила, -Я выплакиваю мыло.

Игра с водой. Предложить рассмот­реть игрушки из разных материалов. Опустить их в таз с водой. Резиновые плавают - они легкие. А железная ло­жечка, камешек тонут - они тяжелые.


Продолжать знакомить со свойст­вами воды.

Дети водой и мылом моют игрушки. Сравнивают чистые и грязные игрушки.


Мытье комнатных растений.

Поста­вить на решетку в тазу бальзамин (его еще называют «Ванькой мокрым» - он очень любит воду). Дети «делают» дождик для бальзамина - поливают листья из лейки. Почему цветы и листья стали чистыми?


Полив комнатных растений. Учить поливать растение - правильно держать лейку. так, чтобы носик касался края горлышка, воду лить осторожно – это дождичек льется, он прячется в землю.

Скрипит под окошком морозный

денек,

стоит на окошке цветок-огонек,

Его поливаю, его берегу,

Его подарить никому не могу!


Наблюдение за тем, как няня моет посуду.

Предложить детям опустить пальцы рук в воду и сказать, какая вода в газу. (Теплая.) Осторожно потрогать пальцами второй кувшин - он горячий. Почему? Какая в нем вода? (Горячая.) Валентина Васильевна моет посуду в теплой воде, ополаскивает горячей (чашки чистые, блестят). Предложить дотронуться до чашек и почувствовать, что они стали теплыми от горячей воды.

Дождь

«Идет дождь. Вы уже знаете: выходя на улицу в дождь, люди надевают сапоги и берут зонтики. После дождя все мокрое: деревья, скамейки, земля. По земле бегут ручьи, они стекаются в одно место и об­разуют лужи. В дождь капли стекают по оконному стеклу. Давайте понаблюдаем за ними».

Дождик льет на улице -

Мне нельзя гулять.

И решил я капельки

На окне считать.

Капельки, капельки, капельки

-Мне не сосчитать.




Ручейки после дождя

«Дождь прошел. Земля и деревья стали чистыми и мокрыми. Вода еще течет ма­ленькими ручейками, стоит в лужах». Предложить детям пустить кораблики и понаблюдать: куда они поплывут? Чья лодочка уплывет дальше?

Бегут, как змейки, по двору

Ручьи и ручейки,

Веселые и звонкие,

Бегут вперегонки.


Весенний дождь

«Идет дождь - шумит, стучит по кры­ше, стекает по стеклу. Он нужен, чтобы быстрее росли трава и цветы. Вода быст­ро уходит в землю».


Летний дождь

«Когда гремит гром, сверкает молния, надо как можно скорее вернуться домой. Нельзя подходить близко к окнам - луч­ше играть подальше от них. Песок и зем­ля после дождя сырые. Капли дождя крупные».

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

К нам в окошко постучи.


Осенний дождь

«Дождь осенью холодный, мелкий, идет долго. Небо затянуто тучами». Предложить понаблюдать за тем, как капли стекают по стеклу.


Дождь поздней осенью.

«Дождь очень холодный, Иногда даже капли его замерзают, и тогда падают снежинки, белые и холодные».

Снег

Знакомство со снегом.

«Посмотрите, как красиво падает снег. Он белый, и все стало белым. Снег всю землю укрыл».

Снег сегодня белый – белый,

От него кругом светло.

Рукавички мы надели.

В тёплой шубе нам тепло.


Наблюдение за снегом: Чем покрыта земля? ( снегом)

Посмотрите, он какой белый, что даже глазам больно. На улице от снега светло. Он укрыл скамейки, землю . Стало холодно – дети надели шубы, валенки, рукавички. Давайте походим и оставим на снегу следы. Послушайте, как скрипит снег.

Наблюдение за снегом во время снегопада. Снег идет тихо- тихо. Послушаем как падает снег . он тихо кружится и ложится на шапки, пальто, землю, дома, ска­мейки... Все кругом стало белым-бело».

Лед

Замораживание льдинок. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: она замерзает на холоде. Можно сделать разноцветные льдинки.- в одном сосуде развести красную краску а в другом -желтую, размешать их и налить в банки с водой. Какого цвета стала вода? (Желто­го и красного.) Затем разлить воду по формочкам и оставить их на улице, на холоде. В формочку нужно опустить нитку, чтобы потом можно было подве­сить льдинку.


Размораживание льдинок.

Продол­жать знакомить со свойствами воды. По­казать замерзшую воду. «Что же стало с водой? (Она замерзла, превратилась в льдинки.) Как же льдинку вынуть из формочки? В ведерке горячая вода. По­трогайте его. Какое оно? (Горячее) Надо формочку ненадолго опустить в горя­чую воду и вынуть ее. Льдинка сама вы­скочит. Сколько льдинок? Какого они цвета? (Желтого и красного) А сейчас мы привяжем их за ниточку к беседке. Красиво? Посмотрите, как льдинки бле­стят на солнце. А теперь положим льдинки в банку и возьмем их с собой». Дети наблюдают, как льдинки в тепле та­ют и превращаются в воду.