
Кружок. "Проектирую. исследую"
Пояснительная записка
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
они направлены на достижение конкретных целей;
они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами в начальной школе: реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование навыков диалогового общения и социального взаимодействия.
Развитие способности чуткого отношения к людям, сопереживания.
Формирование социально приемлемых форм поведения.
Воспитание целеустремленности и настойчивости.
Формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.
Формирование умения решения творческих задач.
Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которого детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников по теме. Предлагаемый порядок действий:
Знакомство класса с темой.
Выбор подтем (областей знания).
Сбор информации.
Выбор проектов.
Работа над проектами.
Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт учителя с работой по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учителю следует не только самому предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как их можно сформулировать самим.
Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе и из школьной библиотеки. Кроме того – это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Программа кружка предусматривает следующие формы контроля знаний: выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие формирует у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Проект предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Формы и режим занятий.
Занятия над проектами проводятся в форме кружковой работы, во внеучебное время 1 раз в неделю.
Методы работы:
словесные методы;
наглядные методы;
практические методы
Формы проведения занятий:
- экскурсии;
- занятия-встречи с информаторами;
-поисковые работы;
- выполненные задания.
направление: социальное
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: программа кружка «Проектирую, исследую» предназначена для обучающихся 3 класса.
Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 год обучения. (1 час в неделю). 1 год обучения – 34 часа.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
В результате проектной деятельности обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться - видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Учебно-методическое обеспечение
Литература
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
6..Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
8.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
10.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Материально-техническое обеспечение:
Содержание программы
3 класс
Тема 1: «Введение» (1ч)
Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.
Виды проектов.
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.
Тема 2: Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(7 ч)
- Провести «Урок – экскурсию» по школе и прилегающей к ней
территории. (1 ч)
- Определить с помощью тестирования экологическое состояние территории школы и пришкольного участка. (1 ч)
- Приведение в порядок школьной территории (уборка осенней и весенней листвы, подравнивание кустарников силами детей, посадка рассады, высадка однолетних и многолетних цветов и трав). (5 ч)
-Провести презентацию проекта.
Тема 3: Проект по ПДД "Школа пешеходных наук" (4ч)
- Час общения "Предупредим опасность вместе" Сохранение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов на улицах городов нашей страны. Происхождение этого правила. Особенности движения пешеходов на загородных дрогах. (1)
- Выбор наиболее безопасного пути в школу. Изготовление безопасного маршрута "Дом - школа- дом (1)
-Конкурс рисунков "Я и дорога"
-Изготовление книжки - малышки.
Праздник "Путешествие в страну Светофорию"
Тема 4: "Времена года. Осень в загадках"(4ч)
-Беседа "Волшебница Осень" выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. (1ч)
-Поиск загадок об осени.( ч)
- Подготовка к празднику "В гостях у Осени".
Тема 5:Проект "Новый год в моих фантазиях». (6 ч)
- Проведение беседы на тему: «Новогоднее дерево - ёлка». Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимания, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать? Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку? Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины? (1 ч)
-Изготовление новогодних украшений для елки. (2 ч)
-Защита проекта в виде новогоднего представления. (2 ч)
-Завершить проект конкурсом «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)
Тема 6: Проект "Дружба народов" (6ч)
-Беседа "Дружба и братство - дороже богатства".
-Поиск и презентация информации о культуре и традициях разных народов.
-Сбор информации о культуре и традициях народов Кавказа.
--Праздник "Фестиваль Дружбы народов"
Тема 7: Проект «Наши бабушки и мамы» (4ч)
-Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя», «Это бабушка моя». (1 ч)
- Экскурсия на работу одной из мам, подготовка к празднику. (2 ч)
- Защита проекта «Наши бабушки и мамы». Праздник "8 Марта- день чудесный"(1 ч)
Тема 8: Проект “Моя семья”. (2 ч)
Семья - это одна из главных ценностей для человека в жизни; необходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них. Необходимо знать: часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения. Понять это, должна помочь поисковая работа в виде проекта.
-Проведение беседы: «О понимание роли семьи в жизни человека» (изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.) (1 ч)
- Изобразить древо, на плакатном листе данной семьи. Провести конкурс «Моя родословная». (1 ч)
-Завершить проект презентацией перед всем классом.
Календарно- тематическое планирование кружка "Исследую, проектирую"
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 | «Введение». Что такое "Проектная деятельность". | 1 | | |
2-3 | Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(2 ч) Благоустройство школьной территории. (уборка осенней листвы, сбор семян) Сбор листьев для изготовления поделок. | 2 | | |
4 | Проект по ПДД "Школа пешеходных наук" (4ч) Час общения «Предупредим опасность вместе». «Безопасный путь из школы домой» Изготовление маршрута. | 1 | | |
5 | Конкурс рисунков «Я и дорога» | 1 | | |
6 | Изготовление книжек-малышек «Знай ПДД всегда!» | 1 | | |
7 | Праздник "Путешествие в страну Сфетофорию" | 1 | | |
8 | Проект "Времена года. Осень в загадках". ( 4ч) Беседа "Волшебница Осень". Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. | 1 | | |
9 | Презентация загадок об осени. Подготовка к празднику "В гостях у Осени" | 1 | | |
10 | Подготовка к празднику "В гостях у Осени". | 1 | | |
11 | Праздник "В гостях у Осени" | 1 | | |
12 | Проект “Новый год в моих фантазиях». (6ч) Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта. Беседа - путешествие: «Новогоднее дерево – елка». Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. | 1 | | |
13 | Погружение в творческий проект: подбор и знакомство со сценарием, распределение ролей. Конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» | 1 | | |
14-15 | Изготовление новогодних украшений для елки. | 2 | | |
16 | Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления. | 1 | | |
17 | Публичная защита проекта. Праздник "Приключения у Новогодней ёлки" | 1 | | |
18 | Проект "Дружба народов". ( 6 ч) Беседа "Дружба и братство дороже богатства" | 1 | | |
19 | Поиск и презентация информации о культуре и традициях разных народов. | 1 | | |
20 | Сбор информации о культуре и традициях народов Кавказа. | 1 | | |
21-22 | Работа над проектом в проектных группах. Репетиции | 2 | | |
23 | Публичная защита проекта. Праздник - фестиваль "Дружба народов" | 1 | | |
24 | Проект «Наши бабушки и мамы» (4ч) Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя», «Это бабушка моя». | 1 | | |
25-26 | Экскурсия на работу одной из мам. Подготовка к празднику "8 марта - день чудесный" | 2 | | |
27 | Защита проекта «Наши бабушки и мамы». Праздник"8 марта - день чудесный" | 1 | | |
28 | Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”. (1ч) Посадка рассады однолетних растений | 1 | | |
29 | Проект “Моя семья”. (2 ч) Беседа: «Роль семьи в жизни человека» (изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.) Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи. | 1 | | |
30 | Древо семьи. Конкурс «Моя родословная». | 1 | | |
31-34 | Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(4ч) Приведения в порядок школьной территории (уборка осенней и весенней листвы, высадка рассады однолетних и многолетних цветов и трав). Уход за растениями и прилегающей территорией | 4 | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |