СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Исследуем, проектируем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал содержит рабочую программу  кружка по внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Просмотр содержимого документа
«"Исследуем, проектируем"»






Кружок. "Проектирую. исследую"

Пояснительная записка


Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

они направлены на достижение конкретных целей;

они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

все они в определенной степени неповторимы и уникальны.


Цель работы над проектами в начальной школе: реализация детьми своих способностей и потенциала личности.


Задачи:

Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

Формирование навыков диалогового общения и социального взаимодействия.

Развитие способности чуткого отношения к людям, сопереживания.

Формирование социально приемлемых форм поведения.

Воспитание целеустремленности и настойчивости.

Формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.

Формирование умения решения творческих задач.

Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.

Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).


Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которого детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников по теме. Предлагаемый порядок действий:

Знакомство класса с темой.

Выбор подтем (областей знания).

Сбор информации.

Выбор проектов.

Работа над проектами.

Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт учителя с работой по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только самому предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как их можно сформулировать самим.

Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе и из школьной библиотеки. Кроме того – это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Программа кружка предусматривает следующие формы контроля знаний: выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие формирует у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Проект предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.


Формы и режим занятий.

Занятия над проектами проводятся в форме кружковой работы, во внеучебное время 1 раз в неделю.


Методы работы:

  • словесные методы;

  • наглядные методы;

  • практические методы

Формы проведения занятий:

- экскурсии;

- занятия-встречи с информаторами;

-поисковые работы;

- выполненные задания.


направление: социальное


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: программа кружка «Проектирую, исследую» предназначена для обучающихся 3 класса.


Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 год обучения. (1 час в неделю). 1 год обучения – 34 часа.

Планируемые  результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

 

В результате проектной деятельности обучающиеся на ступени начального общего образования:

 

       получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

 

       обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

 

       приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

 

       получат возможность осознать своё место в мире; 

       познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

 

       получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

 

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

       учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

       ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

       способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

       основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

       чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).








Учебно-методическое обеспечение


Литература

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

6..Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

8.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

10.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.


Материально-техническое обеспечение:


  • компьютер;

  • проектор;

  • Интернет;

  • электронные обучающие диски.









Содержание программы

3 класс

Тема 1: «Введение» (1ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.


Тема 2: Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(7 ч)

- Провести «Урок – экскурсию» по школе и прилегающей к ней

территории. (1 ч)

- Определить с помощью тестирования экологическое состояние территории школы и пришкольного участка. (1 ч)

- Приведение в порядок школьной территории (уборка осенней и весенней листвы, подравнивание кустарников силами детей, посадка рассады, высадка однолетних и многолетних цветов и трав). (5 ч)

-Провести презентацию проекта.


Тема 3: Проект по ПДД "Школа пешеходных наук" (4ч)

- Час общения "Предупредим опасность вместе" Сохранение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов на улицах городов нашей страны. Происхождение этого правила. Особенности движения пешеходов на загородных дрогах. (1)

- Выбор наиболее безопасного пути в школу. Изготовление безопасного маршрута "Дом - школа- дом (1)

-Конкурс рисунков "Я и дорога"

-Изготовление книжки - малышки.

Праздник "Путешествие в страну Светофорию"


Тема 4: "Времена года. Осень в загадках"(4ч)

-Беседа "Волшебница Осень" выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. (1ч)

-Поиск загадок об осени.( ч)

- Подготовка к празднику "В гостях у Осени".


Тема 5:Проект "Новый год в моих фантазиях». (6 ч)

- Проведение беседы на тему: «Новогоднее дерево - ёлка». Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимания, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать? Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку? Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины? (1 ч)

-Изготовление новогодних украшений для елки. (2 ч)

-Защита проекта в виде новогоднего представления. (2 ч)

-Завершить проект конкурсом «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)


Тема 6: Проект "Дружба народов" (6ч)


-Беседа "Дружба и братство - дороже богатства".

-Поиск и презентация информации о культуре и традициях разных народов.

-Сбор информации о культуре и традициях народов Кавказа.

--Праздник "Фестиваль Дружбы народов"


Тема 7: Проект «Наши бабушки и мамы» (4ч)

-Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя», «Это бабушка моя». (1 ч)

- Экскурсия на работу одной из мам, подготовка к празднику. (2 ч)

- Защита проекта «Наши бабушки и мамы». Праздник "8 Марта- день чудесный"(1 ч)


Тема 8: Проект “Моя семья”. (2 ч)

Семья - это одна из главных ценностей для человека в жизни; необходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них. Необходимо знать: часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения. Понять это, должна помочь поисковая работа в виде проекта.

-Проведение беседы: «О понимание роли семьи в жизни человека» (изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.) (1 ч)

- Изобразить древо, на плакатном листе данной семьи. Провести конкурс «Моя родословная». (1 ч)

-Завершить проект презентацией перед всем классом.









































Календарно- тематическое планирование кружка "Исследую, проектирую"


Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

«Введение». Что такое "Проектная деятельность".


1



2-3

Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(2 ч)

Благоустройство школьной территории. (уборка осенней листвы, сбор семян)

Сбор листьев для изготовления поделок.

2



4

Проект по ПДД "Школа пешеходных наук" (4ч)

Час общения «Предупредим опасность вместе».

«Безопасный путь из школы домой» Изготовление маршрута.

1



5

Конкурс рисунков «Я и дорога»


1



6

Изготовление книжек-малышек «Знай ПДД всегда!»


1



7

Праздник "Путешествие в страну Сфетофорию"


1



8

Проект "Времена года. Осень в загадках". ( 4ч)

Беседа "Волшебница Осень". Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

1



9

Презентация загадок об осени. Подготовка к празднику "В гостях у Осени"


1



10

Подготовка к празднику "В гостях у Осени".


1



11

Праздник "В гостях у Осени"


1



12

Проект “Новый год в моих фантазиях». (6ч)

Погружение в творческий проект: подбор и обоснование темы проекта.

Беседа - путешествие: «Новогоднее дерево – елка». Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

1



13

Погружение в творческий проект: подбор и знакомство со сценарием, распределение ролей.

Конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах»

1



14-15


Изготовление новогодних украшений для елки.


2



16

Работа над проектом в проектных группах. Репетиции. Изготовление праздничного оформления.


1



17

Публичная защита проекта. Праздник "Приключения у Новогодней ёлки"


1



18

Проект "Дружба народов". ( 6 ч)

Беседа "Дружба и братство дороже богатства"

1



19

Поиск и презентация информации о культуре и традициях разных народов.


1



20

Сбор информации о культуре и традициях народов Кавказа.


1



21-22


Работа над проектом в проектных группах. Репетиции


2



23


Публичная защита проекта. Праздник - фестиваль "Дружба народов"



1



24

Проект «Наши бабушки и мамы» (4ч)

Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя», «Это бабушка моя».


1



25-26

Экскурсия на работу одной из мам.

Подготовка к празднику "8 марта - день чудесный"


2



27

Защита проекта «Наши бабушки и мамы». Праздник"8 марта - день чудесный"


1



28

Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”. (1ч)

Посадка рассады однолетних растений

1



29

Проект “Моя семья”. (2 ч)

Беседа: «Роль семьи в жизни человека» (изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.) Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи.

1



30


Древо семьи. Конкурс «Моя родословная».


1



31-34

Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(4ч)

Приведения в порядок школьной территории (уборка осенней и весенней листвы, высадка рассады однолетних и многолетних цветов и трав). Уход за растениями и прилегающей территорией

4