7 Класс.
Урок № 2
Дата:…………..г.
Тема: Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний.
Практическая работа№2. Группировка карт учебника и атласа по признакам.
Цели:
-называть основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых;
-показывать маршруты важнейших путешествий;
-объяснять результаты путешествий и научных открытий;
-систематизировать материал по пополнению знаний людей о планете Земля;
-способствовать развитию умений учащихся оценить результат путешествий и исторических открытий.
Оборудование:.физическая карта мира,атласы,конспект.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Что изучает география материков и океанов
2. Материки и острова, части света (площадь Земли 510 млн. кв. км, суши 149 млн. кв. км, океанов 361 млн. кв. км; архипелаг; асу, эреб)
3. Мировой океан (71%, Марианский желоб 11022м)
4. Географические сведения древних времен (Эратосфен, Страбон)
5. Географические открытия средних веков (викинги в VIII-XI веках, Плано Карпини, Марко Поло, Афанасий Никитин, Виллем Рубрук, Х. Колумб, Васко да Гама, Америго Веспуччи, Мартин Вальдземюллер, Герард Меркатор, Фернан Магеллан, Абел Тасман, С. Дежнев, Дж. Кук, А. И. Чириков – Алеутские острова, И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский – острова Тихого океана, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев 28 января 1820 г. открыли Антарктиду, Р. Пири – Северный полюс, Р. Амундсен – Южный)
6. Главные географические открытия XIX века (Семенов-Тян-Шанский, М. Пржевальский, Ш. Уалиханов, А. Гумбольд – Южная Америка, Д. Ливингстон и Г. Стэнли – Африка, Н. Н. Миклухо-Маклай – Новая Гвинея)
7. Крупные открытия XX века (планомерные исследования стали возможны последние 44 года)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Параллели имеют направление (запад-восток)
- 2. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)
3. Азимут северо-восточного направления равняется (45)
4. Главная причина неравномерности распределения растений и животных на Земле (распределение тепла и влаги)
5. Географическими полюсами Земли являются (Северный и Южный)
6. Самым холодным климатическим поясом считается (арктический)
7. Человек создал новые природные комплексы (поля, сады, огороды, парки)
8. В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)
9. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)
10. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)
11. Почва плодородная в:
12. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)
13. Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)
14. Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. В чем отличие карты от плана местности? Что такое масштаб и какие виды масштабов существуют? Проблемный вопрос: Можно ли изогнутую поверхность глобуса перенести на плоскую поверхность карты без искажений?
V.Объяснение новой темы.
1. Картографические проекции (карта – уменьшенное, обобщенное изображение земного шара с помощью условных знаков на основании математических законов – в определенном масштабе и проекции; картографические проекции; классифицируют искажения длины, площадей, форм и углов; проекции – равноугольные, равновеликие и произвольные; в равноугольных сохраняются углы и формы, искажаются длины и площади; равновеликие проекции – площади точны, а углы и формы искажаются; произвольные проекции – все виды искажений, но распределены равномерно – в центре меньше искажений, чем по краям; классификация по видам перенесения на поверхность: цилиндрические – мало искажений у экватора, много у полюсов, конические – искажаются области полюсов, поликонические – используются для карт мира, центр искажен; азимутальные используются для изображения приполярья)
2. Система условных знаков (масштабные или контурные – размеры объектов; внемасштабные условные знаки – геометрические формы, чертежи, буквы – населенные пункты, полезные ископаемые, рисунки животных и растений; линейные – реки, дороги, линии связи, границы; разъясняющие и описывающие знаки – длина рек, высота горы, глубина впадины)
Практическая работа№2. Группировка карт учебника и атласа по признакам.
1. Карта (от греч. - лист) - уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, в той или иной картографической проекции и масштабе, то есть построенное по математическому закону. Значение карт исключительно велико.
Понятие
Что такое? (родовое слово)
Существенные признаки
Изображение Земли
На плоскости
Уменьшенное
В масштабе
С помощью условных знаков
К
Карта
арта
Карта - модель действительности. Она обладает большой информативностью, обзорностью, наглядностью. Многие географические исследования начинаются с карты и заканчиваются картой. Недаром говорят: «Без карты нет географии».
План характеристики карты
План записывается в тетради и на доске.
-
Прочитай название карты.
-
Какова карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?
-
При анализе условных знаков выясни, какую информацию можно получить при работе с этой картой.
2) Характеристика карт атласа.
III. В копилку знаний о Земле. Задание. Укажите карандашом в карте атласа «Физическая карта мира» все природные объекты из схемы.
-
Самый большой материк Земли - Евразия.
-
Самый маленький материк - Австралия.
-
Самая северная точка суши расположена на материке Евразия. Это мыс Челюскин (77°43' с. ш.).
-
Самая южная точка - Южный полюс в Антарктиде.
-
Самая большая средняя высота материка над уровнем моря - в Антарктиде с шельфовыми ледниками - 2040 м.
-
Средняя высота суши над уровнем Мирового океана - 875 м.
-
Средняя глубина Мирового океана - 3800 м.
-
Наибольшая глубина Мирового океана - Марианский желоб - 11022 м.
-
Самая высока точка Земли - г. Джомолунгма (Эверест) 8848 м.
-
Самая низкая точка - побережье Мертвого моря, лежащего на 405 м ниже уровня моря.
-
Самый холодный материк - Антарктида.
-
Самый жаркий материк - Африка.
Деление карт на группы
1. -по охвату территории
Карты мировых карты материков, карты государств.
п
олушарии океанов их частей
2. по масштабу
Общегеографические тематические
-
по содержанию
мелкомасштабные среднемасштабные крупномасштабные
Анализ различных карт атласа.
Группировка карт (по территориальному охвату, по масштабу, по содержанию; по назначению; топографические карты – крупномасштабные; комплексные показывают несколько компонентов и их взаимосвязь)
VI.Усвоение новой темы.
1. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)
2. Первым приблизительно правильно определили размеры Земли (Эратосфен)
3. Карта природных зон содержит данные о (границах природных зон и животном мире)
VII.Домашнее задание. §2 стр.17-22.
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Если на глобусе изображение земной поверхности дается точно, без искажений, то на карте оно подвергается различным искажениям из-за того, что поверхность Земли изображается на плоскости.