СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Источники звука. Звуковые колебания

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок содержит авторскую разработку по формированию естественнонаучной грамотности, еоторую можно найти в выложенных ранее файлах.

Просмотр содержимого документа
«Источники звука. Звуковые колебания»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Волжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя

Социалистического Труда Василия Михайловича Репринцева»

Советского района Курской области






Методическая разработка урока по физике с применением заданий по формированию

естественно-научной грамотности


Тема: «Источники звука. Звуковые колебания »

(9 класс)







Подготовила: Свеженцева Е.Н.,

учитель физики







д. Волжанец





Учитель

Свеженцева Елена Николаевна, МКОУ «Волжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Василия Михайловича Репринцева»

УМК

Учебник физики 9 класс. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник (2014г).

Тема

«Источники звука. Звуковые колебания »

Предмет

физика

Класс

9

Тип урока

усвоение новых знаний (с применением заданий по формированию естественно- научной грамотности учащихся)

Цели

для учителя

-создать условия для получения новых знаний через использование технологии развития критического мышления;

- познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое колеблющееся тело является источником звука;

-сформировать представления учащихся о единой природе звуков в живой и неживой природе;

-развивать исследовательские навыки учащихся через виртуальный эксперимент;

 - воспитывать у учащихся уверенность в познаваемости окружающего мира.


для ученика

-познакомиться с источники звука;     

-развивать умение самостоятельно получать информацию;

- развивать умение делать выводы из результатов эксперимента;
- высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать умение говорить, спорить,

доказывать, анализировать, делать выводы;

- работая с таблицами развивать умения сравнивать и критически оценивать содержание информации;

- развивать умение смыслового чтения и анализа критического анализа информации.

Основные термины, понятия

Звуковые колебания, диапазон звуковых колебаний, скорость звука

Межпредметные связи

Биология

Планируемые образовательные результаты

предметные

знание: источники звуковых колебаний, диапазон звуковых колебаний;

понимание: обосновывать своё мнение; делать выводы в ходе рассуждений;

применение: уметь отбирать нужную информацию при составлении таблицы;

анализ: анализировать информацию, совершенствовать речевую практику;

оценка: проводить самооценку по предложенным заданиям.

личностные: развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.

- установление связи между целью деятельности и ее результатом;

-оценка собственной деятельности;

метапредметные

регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять познавательную рефлексию;

познавательные УУД:

-  выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;

- анализ учебного материала;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой.

коммуникативные УУД:

- учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;

- умение слушать товарища, обосновывать свое мнение и принимать совместное решение

-умение оформлять свои мысли и идеи в устной форме.

Образовательная среда урока

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная


Средства обучения

Параграф 30 учебника (текст для изучения нового материала).

Пружинный маятник, математический маятник, камертон, различные предметы издающие звук, линейки металлические, текст с заданием, справочные таблицы.

Технология изучения



Этапы урока, время

Методы, приёмы, формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие УУД

Организационный этап


(1 мин)

Психологический настрой на позитивное восприятие учителя и сверстников

Здравствуйте ребята. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и дружелюбны к окружающим.

Глубоко вздохните и выдохните. Присаживайтесь.

Имеют положительный психологический настрой на урок.


Регулятивные. Волевая саморегуляция.

Личностные. Самоопределение, настрой на урок.


Мотивационный этап (постановка целей и задач)


(5 мин)

Мотивация к учебной деятельности через состояние погружения в виртуальную лабораторию
























Приём проблемного диалога

Представьте, что наш кабинет превратиться в маленькую исследовательскую лабораторию. Мы попытаемся провести небольшие, но самостоятельные открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Вы готовы? Тогда запишите сегодняшнее число в тетрадь.

В любой лаборатории принято вести «Журнал наблюдений». Мы тоже будем с вами записывать наши открытия и наблюдения в «Маршрутный лист урока», который затем вы вклеите в тетрадь.

Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. Прослушав стихотворение.


(Стихотворение заранее готовит один из учеников класса. Стихотворение читается под тихую мелодичную музыку)


Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующей мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благословит.

– Как вы думаете, о чем идет речь? (Правильно, о звуке).

- Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.

- Что представляет собой звук? Как его можно получить? (Сам по себе звук не появляется, должен быть источник, т. е. колеблющееся тело).

– Какой будет тема урока? Верно: “Источники звука. Звуковые колебания”. А цели? (выслушивает ответы детей)

-Значит, цель нашего урока – рассмотреть особенности возникновения звука; выяснить, в каких средах распространяется звук, и познакомиться с диапазонами звуковых волн.







Записывают дату урока в тетрадь


Знакомятся с маршрутным листом урока













Слушаю стихотворение












Формулируют тему урока,











Записывают тему урока в маршрутный лист урока

Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.



















Коммуникативные:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



Регулятивные:

Умение слушать в соответствии с целевой

установкой.

Принимать и сохранять

учебную цель и задачу,

дополнять, уточнять

высказанные мнения по

существу полученного

задания.

Актуализация знаний


(3 мин)

Метод: блиц опрос

В целях урока прозвучало словосочетание «звуковые волны». Давайте вспомним: (фронтальный опрос)

  1. Что такое механические волны?



  1. Каких двух видов бывают механические волны?


  1. Чем характеризуются волны?




  1. Что такое амплитуда, период, частота, длина волны, скорость волны?










  1. Какая связь существует между периодом и частотой волны?

  2. Какая связь существует между длиной волны и скоростью её распространения?

Отвечают на вопросы учителя



Механические волны – это колебания, которые перемещаются в пространстве с течением времени


Механические волны бывают продольные и поперечные

Волны характеризуются длиной волны, периодом, частотой, амплитудой колебаний, скоростью волны

Амплитуда колебаний – наибольшее смещение от положения равновесия;

Период колебаний – Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется;

Частота колебаний – число колебаний в единицу времени);

Длина волны – расстояние между двумя ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах;

Скорость волны – это величина, показывающая какой путь проходит тело в единицу времени


Период и частота волны обратно пропорциональные величины

Длина волны и скорость ее распространения прямо пропорциональные величины

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли и идеи в устной форме;

взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во

фронтальном режиме.


Регулятивные: Контролируют правильность ответов

обучающихся

Первичное усвоение новых знаний


(7 мин)


Приём

«Инсерт»


Внимательно прочитайте текст §30 учебника и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения.

«!» - знакомая информация

«+» - новая информация

«-» - думал иначе

«?» - непонятно


Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текстов.

Что из того, что Вы узнали, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения текста?

На какие вопросы мы сегодня смогли ответить?

Читают §30 учебника, делают необходимые пометки
















Коммуникативные: умение оформлять свои мысли и идеи в устной форме.


Познавательные:

поиск, анализ, фиксирование и выделение необходимой информации из текста.


Регулятивные:

умение выполнять задание в соответствии с целью и планом

Первичная проверка понимания


(5 мин)

Фронтальная беседа








Эксперимент

Учащимся предлагается обсудить выставленные знаки в парах перед общей дискуссией в классе


Ребята. Поднимите руку, у кого остались вопросы по прочитанному параграфу. (Если вопросы есть, их необходимо обсудить)


А теперь давайте попробуем извлечь звук из тех приборов, которые находятся на демонстрационном столе.

1)Извлечение звуков  с помощью деревянного молоточка от ударов по камертонам.
2) Извлечение  звуков  от двух разных по размеру колокольчиков.
3)Извлечение  звуков  с помощью линейки или карандаша от банок разного размера, в которых налита вода до разных уровней.

Работают в парах, обсуждая непонятные вопросы параграфа



Участвуют в фронтальном обсуждении оставшихся вопросов




Проводят эксперимент под руководством педагога, объясняют причину появления звука.

Коммуникативные: умение слушать товарища, обосновывать свое мнение и принимать совместное решение.



Познавательные УУД:

проводить анализ учебного материала


Регулятивные: Осуществление контроля и коррекции своей деятельности

Первичное закрепление


(7 мин)

Фронтальная беседа


Ребята, настало время записать наши наблюдения и полученные знания в маршрутный лист урока. (Особенностью маршрутного листа является то, что необходимо не только применить знания, полученные в ходе данного урока, но и сделать небольшой анализ жизненного опыта)

1. Тема урока:_ Источники звука. Звуковые колебания ____________

2. Акустика – это_ Раздел физики, изучающий звуковые явления __

3. Природа звука. _ это любое колеблющееся тело________

Условия, необходимые для существования звука __наличие упругой среды между источником и приемником звука

4. Причина звука (источник звука – 2 вида)__ вибрация ___

Источники звука: искусственные и естественные________

5. Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твёрдых телах.


ВЫВОД:

Любое звучащее тело колеблется, но не всякое колеблющееся тело звучит.

Звуковыми называют колебания, частота от 20 до 20 000Гц.

Колебания, частота которых меньше 20Гц, называются инфразвуком; больше 20000 Гц – ультразвуком.


Заполняют маршрутный лист урок, отвечают на вопросы учителя, строят предположения,

Познавательные УУД:

проводить анализ учебного материала


Регулятивные:

умение выполнять задание в соответствии с целью и планом; контролируют правильность ответов

обучающихся


Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция


(13 мин)

Метод «Мозговой штурм»

Ребята, у нас осталось еще одно интересное, но пока еще не решенное задание. (Задания находятся у каждого ребенка на столе).

Давайте познакомимся с этим заданием и попробуем вместе найти на него ответ. Для этого нам потребуется применить наши знания полученные не только на уроках физики, но также и других научных предметов. Например, биологии. Прочитайте текст и рассмотрите рисунок.

«Беззвучный» звук

С наступлением лета, дни станут жарче, а светлый день увеличит свою длину, создавая продолжительные часы сумерек. В это время, если вы посмотрите вверх, то сможете распознать летучих мышей по их беспорядочным движениям, когда они охотятся на комаров и других насекомых.

Летучие мыши издают звуки высотой в 50 000-60 000 Гц и воспринимают их. Этим объясняется их способность избегать столкновения с предметами даже в полной темноте.

У летучих мышей ультразвуки обычно возникают в гортани, которая по устройству напоминает обычный свисток. Выдыхаемый из легких воздух вихрем проносится через него и с такой силой вырывается наружу, словно выброшен взрывом. Давление проносящегося через гортань воздуха вдвое больше, чем в паровом котле! Более того, издаваемые звуки очень громкие: если бы мы их улавливали, то воспринимали бы, как рев двигателя реактивного истребителя с близкого расстояния. Не глохнут же летучие мыши потому, что у них есть мышцы, закрывающие уши в момент испускания разведывательных ультразвуков. Безопасность ушей гарантируется совершенством их конструкции: при максимальной частоте следования зондирующих импульсов - 250 в секунду - заслонка в ухе летучей мыши успевает открываться и закрываться 500 раз в секунду.

Ультразвук очень помогает летучим мышам в охоте. Самые маленькие хищники уже за 15 минут охоты на комаров, мошек и москитов увеличивают свой вес на 10 процентов. "Навигационный прибор" настолько точен, что в состоянии запеленговать микроскопически малый предмет диаметром всего 0,1 миллиметра.

Задание 1. Почему охота летучих мышей является эффективной, ведь хищник во время охоты находится в полете?

Ответ: Скорость звука значительно превышает скорость движения даже быстрокрылых птиц и составляет в воздухе 330 м/с. При этом, средняя скорость полета летучей мыши составляет 20 м/с, поэт эхолокацией можно пользоваться и во время полета.

Задание 2. Какие особенности физиологического строения позволяют летучим мышам эффективно пользоваться эхолокацией.

Ответ: На рисунке видны некоторые физические приспособления летучей мыши. Сморщенный мясистый нос действует как рупор для проецирования звука. Сложная форма и складки наружного уха летучей мыши помогают ей воспринимать и направлять входящие звуки.  Непосредственно перед тем, как летучая мышь издает звук некоторые мышцы закрывают уши, чтобы снизить чувствительность слуха животного, чтобы оно не оглохло. Как только мышцы гортани сокращаются, среднее ухо расслабляется, и уши могут воспринимать эхо.

Задание 3. Какие еще виды животных используют эхолокацию. Поясните свой ответ.

Ответ: Эхолокация эффективна в тех случаях, когда не достаточно солнечного света для распознавания окружающего мира: ночью; под землей; под водой (так как солнечные лучи проникаю всего на 200 метров в глубину).

Гуахаро – это ночные птицы, которые также используют эхолокацию для поиска пищи и навигации в темноте.

Землеройки также используют эхолокацию для более основных целей простой пространственной ориентации и исследования среды обитания.

Дельфины, морские свиньи и киты должны уметь находить пищу, определять местонахождение друг друга и избегать хищников. Они тоже используют эхолокацию для выполнения этих задач.


Ребята, мы очень хорошо справились со всеми задачами, поставленными сегодня на уроке. Давайте еще раз вспомним главные выводы урока:

Любое звучащее тело колеблется, но не всякое колеблющееся тело звучит.

Звуковыми называют колебания, частота от 20 до 20 000Гц.

Колебания, частота которых меньше 20Гц, называются инфразвуком; больше 20000 Гц – ультразвуком.

Читают задания, высказывают свои варианты ответов к предложенным заданиям. Участвуют в обсуждении содержания задания во фронтальном режиме

Коммуникативные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.


Регулятивные:

умение выполнять задание в соответствии с целью и планом; контролируют правильность ответов

обучающихся


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


(2 мин)


Домашнее задание: параграф 30 с. 127 – 130 прочитать, выучить определения и формулы, ответить на вопросы с. 130, выполнить упр. 28 с.131.

Записывают домашнее задание в дневник


Рефлексия

(2 мин)

Прием «Дерево рефлексии»

Ребята, мы сегодня говорили с вами о звуке и о «Беззвучном звуке». Давайте и закончим наш урок нотным станом. У вас на столах лежат три ноты разных цветов.

Зеленый цвет «Сегодняшний урок был для меня интересен, я разобрался в теме урока»

Желтый цвет «Сегодняшний урок был для меня интересен, но некоторые моменты урока вызвали затруднения»

Красный цвет «Сегодняшний урок был для меня бесполезен, мне непонятна тема урока»

(в результатеанализа цвета нот на нотном стане учитель делает вывод о доступности материала урока для обучающихся)

Оценивает свою деятельность на уроке, степень понимания изученного материала

Личностные: установление связи между целью деятельности и ее результатом; оценка собственной деятельности.



Использованные интернет ресурсы:

https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-fiziki-v-9-klasse-po-teme-istochniki-zvuka-zvukovye-kolebaniya-harakteristiki-zvuka-4086085.html

https://multiurok.ru/files/tekhnologicheskaia-karta-uroka-istochniki-zvuka-zv.html

https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2017/07/26/tehnologicheskaya-karta-uroka-fizika-9-klass-istochniki-zvuka

https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-fizike-v-klasse-po-teme-istochniki-zvuka-zvukovie-kolebaniya-3888727.html

https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/12/22/9-klass-urok-istochniki-zvuka-zvukovye-kolebaniya





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!