СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Истоки здоровья

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состояние здоровья  современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношение к здоровью. Выработка такого отношения - важное условие оздоровления общества.  И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она - единственный институт, через который проходит все население страны, а учебно-воспитательный  процесс единственный систематизированный процесс возможного формирования  валеологического мышления, основой которого являются мотивация здорового образа жизни и валеограмотность.  Предлагаемая программа разработана на основе базовой программы по биологии, анализа методической литературы и собственного опыта работы её автора в области валеологического образование.

 

Цель программы: формирование устойчивой мотивации и самоконтролируемой активности созидания своего здоровья.

Состояние здоровья  современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношение к здоровью. Выработка такого отношения - важное условие оздоровления общества.  И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она - единственный институт, через который проходит все население страны, а учебно-воспитательный  процесс единственный систематизированный процесс возможного формирования  валеологического мышления, основой которого являются мотивация здорового образа жизни и валеограмотность.  Предлагаемая программа разработана на основе базовой программы по биологии, анализа методической литературы и собственного опыта работы её автора в области валеологического образование.

 

Цель программы: формирование устойчивой мотивации и самоконтролируемой активности созидания своего здоровья.

Состояние здоровья  современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношение к здоровью. Выработка такого отношения - важное условие оздоровления общества.  И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она - единственный институт, через который проходит все население страны, а учебно-воспитательный  процесс единственный систематизированный процесс возможного формирования  валеологического мышления, основой которого являются мотивация здорового образа жизни и валеограмотность.  Предлагаемая программа разработана на основе базовой программы по биологии, анализа методической литературы и собственного опыта работы её автора в области валеологического образование.

 

Цель программы: формирование устойчивой мотивации и самоконтролируемой активности созидания своего здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Истоки здоровья»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К СПЕЦКУРСУ ПО БИОЛОГИИ

«ИСТОКИ ЗДОРОВЬЯ»

(Автор: Бондарь Тамара Ильинична,

учитель биологии

г. Находка, МБОУ СОШ№7 «Эдельвейс»)


Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношение к здоровью. Выработка такого отношения - важное условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она - единственный институт, через который проходит все население страны, а учебно-воспитательный процесс единственный систематизированный процесс возможного формирования валеологического мышления, основой которого являются мотивация здорового образа жизни и валеограмотность. 
Предлагаемая программа разработана на основе базовой программы по биологии, анализа методической литературы и собственного опыта работы её автора в области валеологического образование.


Цель программы: формирование устойчивой мотивации и самоконтролируемой активности созидания своего здоровья.


Задачи:

  • создания поддержание и упрочение у детей мотивации здорового образа жизни;

  • формирование умений и навыков здравотворческой деятельности учащихся;

  • выработка потребности сохранение активного созидание своего здоровья.

Дидактические принципы построения программы:

  • познаваемости объекта исследования (используется с поправкой на относительность знания с соблюдением заповеди «не навреди!»;

  • детерминизма (нацеливает на выявление причинных связей феномена здоровья с распознаванием, устранением фактора риска и с поиском фактора устойчивости);

  • историзма (обязывает к анализу теоретического наследия разных эпох по изучению фундаментальных основ здоровья здорового образа жизни);

  • интегративности (использование методов разных наук, опыта учёных и практиков разных стран);

  • единство теории и практики (как один из вариантов интеграции источников знаний).

Отличительные особенностью данной программы является то, что в ней отсутствует оценка знаний учащихся. Альтернативной оценки знаний служит личностная мотивация. Сферой личностных мотиваций учащихся на изучение курса является:

  • достижения успеха

  • повышение собственной привлекательности

  • улучшение состояния своего здоровья

  • ликвидация подростковых комплексов неполноценности

Разумное использование этих мотивов может способствовать формированию здорового образа жизни, приобретение практических навыков по оказанию первой помощи, проведению профилактических мероприятий, закаливания, массажа.


Программа может быть использована в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС, как школьный компонент. Она рассчитана на учащихся 8-9 –х классов и рекомендуется для изучения параллельно курсу «Человек» (8 класс) и в опоре на знание это уже курс (9-й класс). Программа построена по блокам (68 часов, 1час в неделю).

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ


Содержание спецкурса предусматривает использование знаний учащихся, полученных при изучении химии, экологии, математике, информатике, истории; постоянную опору на знания и опыт учащихся, приобретённые в курсе биологии (особенно в курсе «Человек»), углубление и расширение этих знаний.

Связи с математикой проводится через системы графического образования школьников (построение диаграмм, графиков, схем);

с экологией через выявление влияние экологических факторов на здоровье человека;

с химией (через опору на знания химических связей, реакций и т.д.). Кроме этого содержание программы опирается на использование специальных наук: психологии, медицины, социологии, медицинской географии.

Например, при изучении раздела «Поведения и психика» предусматривается изучение темперамента и его типов; основных психических процессов: внимание, память, речь, мышление и др. Реализация связи с медициной прослеживается при изучении всех разделов, причём внимание застрять на нетрадиционных и немедикаментозных методах профилактики и лечения заболеваний.

Связь медицинской географией реализуется посредством выявления природных, социально - экологических факторов на здоровье человека; с социологии через выявления влияния социально - политической структуры общества на уровень жизни и здоровья людей. Межпредметные связи способствует выработке валеологического мышления школьников.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения спецкурса можно ожидать, что:

  • знания и умения, приобретённые в ходе реализации программы, будут способствовать развитию критического мышления, самостоятельной выработки убеждений учащихся о необходимости здорового образа жизни;

  • убеждения будут способствовать устойчивой мотивации здорового образа жизни, которая приведёт ребёнка к валеологический готовности и самоконтролируемой активности создание своего здоровья.



СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ



БЛОКИ Тема в общем курсе биологии Тема в спецкурсе «Истоки здоровья»


I. «Общий обзор организма» «Компас здоровья»


Введение в валеологию, Понятия: здоровье, адаптация, акклиматизация,

Здоровый образ жизни, Факторы здоровья и среды. Человек и природа.


II.«Опорно-двигательная система» «Врачебный контроль и

Медицинские советы»


Оценка физического развития. Показатели крепости телосложения. Антропоиетрия. Формула стройности.

Царственная осанка - залог здоровья. Гимнастикой заниматься – болезней суставов не бояться. Целый день на ногах. Тайны стоп.


III. «Кровь и кровообращение» «Сосуды посылают SOS»


В ритме сердца. «Восьмое чудо света». Иммунитет. СПИД,


IV. «Дыхание» «Болеть или не болеть»


Резервы здоровья. Спирограмма. Жизненная емкость легких. Одна сигарета – семь бед.


V. «Пищеварение» «Питание–один из здорового образа жизни»


Здоровые зубы – здоровые люди. Ортодонтия. К старости зубы тупее, а язык острее. Аппетит приходит во время еды. Последние новости от диетологов. Болезни органов пищеварения. Вода – это жизнь!


VI. «Обмен веществ и энергии» «Среда и обменные процессы»


Внутренняя среда организма. Влияние факторов среды на организм. Сбалансированность питания и водообмена. Энергозатраты. Патология и профилактика обменных процессов. Деревотерапия.

VII. «Выделение» «Функциональные особенности

мочевыделительной системы»

Строение мочевыделительной системы. Патологические изменения в строении почек. Биологический фильтр. Болезни мочевыделительной системы.


VIII. «Кожа» «Наслаждаться солнцем сегодня и

жалеть об этом завтра»


Пятна и точки на коже. Кожа – зеркало болезни. Секреты банного веника.


IX. «Железы внутренней секреции» «Большая проблема маленькой железы»


Центральная лаборатория – гипофиз. Эндокринология. Влияние гормонов на рост. Размножение. Обменные процессы.


Х. «Нервная система» «Мозг-самый мощный компьютер»

Головной мозг – орган высшего контроля и управления всеми функциями тела. Ум – разуму подспорье. Типы нервной системы. Нервные срывы.


ХI. «Органы чувств» «Ваше настроение в ваших руках»


Эмоциональное здоровье Механизм эмоций. Влияние эмоций на здоровье. Физиологические особенности органов чувств. Их гигиена и профилактика.


XII. «Размножение и развитие» «Демографы думают, спорят, советуют»


Тайна рождения. Здоровье ребенка. Венерические заболевания и их профилактика.


XIII. «Поведение и психика» «Интеллектуальное здоровье»


Ваш интеллект. Память – в теле, мысль – во лбу, а хотенье – в сердце. Внимание, память, речь и мышление. Темперамент и его типы. Характер и способности.


XIV. Высшая нервная деятельность. «Сонные новости»


В мире снов. Загадки и разгадки сна. Гиперсомния и макробиотика.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Валеологические блоки, темы спецкурса

Темы уроков

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся при изучении блока

1. Компас здоровья.

Т1. Введение в валеологию

Т2. Музыка лечит, музыка учит.

Урок 1. Валеология – наука о сохранении и укреплении здоровья.

Урок 2. Человек и природа.

Урок3. Лечебные действия слова.

Урок 4. Мелодия ритма – вокалотерапия.

Урок 5. Свет и цвет в жизни человека. Фототерапия.

5ч.

Проведение диалога: техническое моделирование «Облако здоровья».

Проектирование

«Рекламное объявление, диагностирование;

«Уровень здоровья»;

Валеологический самоанализ.

II. Врачебный контроль и медицинские советы.

Т1. Оценка физического развития.


Т2. Формула стройности.


Т3. Царственная осанка- залог здоровья.


Т4. Гимнастикой заниматься – болезней суставов не бояться.


Т5. Целый день на ногах.


Т6. Тайны стоп.

Урок 6. Показатели крепости телосложения.

Урок 7. Антропометрия.

Урок 8. Уровень физического развития.

Урок 9. Весоростовой показатель.

Урок 10. (практикум)

Позвоночник гибок – тело молодо

Урок 11. Телосложение.

Урок 11-12. Профилактика и лечение заболеваний ОДА.

Урок 14-15. (практикум)

Проектирование.

«С физкультурой дружить – сильным и здоровым быть».

Урок 16. Стопа – орган опоры и передвижения.

Урок 17. Плантография.

Урок 18.Дерматоглифика

Топографические карты подошвы ног.

Урок 19. Рефлексогенные зоны.

Урок 20-21. (деловая игра).

Распространенные заболевания стоп.


16ч.

Исследования

«Гибкость позвоночника»;

техническое моделирование «Рефлексогенные зоны подошвы ног»; диагностирование «Где был, там нет; где шел, там след»;

проектирование

«Эта многоликая гимнастика»;



Техническое моделирование;



Исследование « Моя осанка»;


Валеологический самоанализ;



Исследование своей стопы

«Плоскостопие»;



Исследование «Зона-орган»;



Сценарий «На приёме у врача.»

III. Сосуды посылают SOS.

Т1. В ритме сердца.


Т2.«Восьмое чудо света»


Урок 22. Формула крови и здоровья.

Урок 23-24. Экскурсия. Группы крови и личность.

Урок 25. Боль в сердце.

Урок 26. Видео. Иммунитет.

Урок 27-28. СПИД – самый хитрый вирус.

7ч.

Анкетирование «Здорово ли мое сердце?»

СПИД не спит;

Исследование «Кто живет в красной капельке?»;

Интервьюирование;

Диагностирование;

«Здоровье и образ жизни»;


IV. Болеть или не болеть

Урок 29. Резервы здоровья.

Спирограмма

Урок30. – Практикум.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

Урок 31. Спектакль

Одна сигарета и семь бед.

3ч.

Валеологический анализ «Три типа дыхания»


Текстовое моделирование «Функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».;

V. Питание-один из элементов здорового образа жизни

Т1. Здоровые зубы – здоровые люди.


Т2. Аппетит приходит во время еды.


Т 3. Болезни органов пищеварения.

Урок 32. Общение.

К старости зубы тупее, а язык острее.

Урок 33. Диалог.

Ешь, да не жирей, будешь здоровый.

Урок 34. Последние новости от диетологов.

Урок 35- 36. Дискуссия: « А» – упало, «Б» – пропало, что осталось?»

5ч.

Валеологический анализ «Здоровые зубы – здоровью любы».;

Проектирование «Создание экологически чистого продукта»;

Текстовые моделирование «Меню на день»;

Валеологический самоанализ «Как работает мой желудок и кишечник».

VI. Среда и обменные процессы.

Т 1. Внутренняя среда организма.


Т 2. Сбалансированность питания и водообмена.


Т 3. Деревотерапия.

Урок 37. Влияние факторов среды на организм.

Урок 38. Практикум. Энергозатраты. Энергия основного обмена.

Урок 39 – 40. Патология и профилактика обменных процессов.

Урок 41. Энергетика деревьев.

Урок 42. Экскурсия. Деревья – лекари, доноры – целители и кормильцы.

6ч.

Реферирование «Роль среды в обменных процессах» текстовое и графическое ;моделирование;

Урок вне стен школы;

«Школьная столовая»

Расчёт энергозатрат организма в течение суток, Проект. «Могут ли деревья лечить?»

VII. Функциоанльные особенности мочевыделительной системы.

Урок 43. Патологические изменения мочевыделительной системы.

1ч.

Текстовое моделирование;

Мини-проект «Как работают мои почки?»;

VIII.Наслаждаться солнцем сегодня и жалеть об этом завтра

Т 1. Фотодерматозы.


Т 2. Кожа – зеркало болезней.

рок 44. Практикум. Пятна и точки на коже

Урок 45. Физиогномика. Дерматоглифика.

Урок 46. Секреты банного веника.

Валеологический анализ и проектирование «Здоровая кожа»;

Исследование тестирование «Какая у вас кожа» Текстовое моделирование;

«Действия горячей воды».

IХ. Большая проблема маленькой железы.

Т 1.Гипофиз.Эпифиз.

Урок 47. Эндокринология. Урок 48. Влияние гормонов, желёз на рост, размножение, обменные процессы.

Текстовое моделирование

«Почему у мужчин растёт борода» (составления схемы - таблицы «влияние гормонов»)

Х. Мозг самый мощный компьютер.

Т 1. Головной мозг – орган высшего контроля и управления всеми функциями тела.

Урок 49. Ум – разуму подспорьем.

Урок 50. Типы нервной системы.

Урок 51. Причины проявления нервных срывов и их профилактика.

Урок 52 – 53. Экскурсия. Эхоэнцефалоскопическое обследование. Компьютер. Томография.

Интервьюирование «Вести из кабинета врача»;

Текстовое моделирование;



Проект. «Все болезни от нервов?»;


Урок вне стен школы.

Медицинский центр.

«Асклепий».


ХI.Ваше настроение в ваших руках.

Т 1. Эмоциональное здоровье.

Т 2.Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика.

Урок 54. Механизм эмоции. Это терапия.

Урок 55. Влияние эмоций на здоровье.

Урок56. Проблема слуха. Урок

Урок 57. Глаза – окно в мир.

Анкетирование проектирование эмоции графическое моделирование

«Ухо – эмбрион»;


Мини проект «Как я слышу.»;

XII. Демографы думают, спорят, советуют.



Урок 58. Кино. Человек родился.

Урок 59. Здоровье болезни новорождённого ребёнка.

Урок 60. Венерические болезни их профилактика.

Анкетирование.

Графическое моделирование.



Ученическая конференция. «Спид- не спит»;

XIII.Интеллектуальное здоровье.

Т 1. Ваш интеллект.

Т2. Темперамент. Характер. Способности.


Урок 61. Память – в теле, мысль – во лбу, а хотенье в сердце.

Урок 62. Диалог. Внимание, память, речь и мышление. Урок 63. Темперамент и его типы.

Урок 64–65. Практикум. Характер – зеркало души.

Диагностика.

Исследование «память. Внимание». Психологическое тестирование;

Анкетирование, тренинг, тестирование «Почерк и характер»,

валеологический самоанализ « Мой характер»;

XIV.Сонные новости.

Т1.В мире снов.

Урок 66. Загадки разгадке сна. Урок 67. Диспут. Сновидения. Урок 68. Игра. Сон и здоровья.

Анкетирование, тестирование

Решение творческих задач.

Полноценный сон.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!