Исторические источники о тюрках Исследовательский вопрос: Какие сведения о тюрках содержатся в китайских и арабских источниках? | |
Дата: 15.10.2018 | |
Класс: 7 «В» | Количество присутствующих: | отсутствующих: |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 6.2.2.3 – характеризовать достижения кочевников в военном искусстве; 6.2.1.1 – объяснять особенности мировоззрения тюрков |
Цели урока | |
Критерии оценивания | Анализировать источники о военном деле тюрков; Сравнивать военное искусство кочевников и западных народов; Определять религиозные верования тюрков, опираясь на источники. |
Языковые цели | Слушают презентации работ групп и дополняют вопросами (навык слушания); Записывают наиболее запомнившие источники (навыки письма); Работа с историческими источниками (навык чтения). Работа в группах при проведении исследования материалов информационных текстов и исторических источников, а затем предоставлять устный отчет результатов своей работы перед классом (навыки чтения, письма, аудирования и устных высказываний). Лексика и терминология, специфичная для предмета: Культура, тактика, традиции, верования, тенгри, манихей, зороастризм. Полезные выражения для диалогов и письма: На основе источника можно подвести такой итог, что... В китайских и арабских источниках содержится .... Источники имеют значимость, так как ... Например… ...наиболее важнее, потому что.... |
Привитие ценностей
| Воспитание гражданственности, патриотизма, национального самосознания, готовности служить интересам общества. Воспитание уважения к окружающим, формирование навыков сотрудничества между учащимися групповой и парной работе, академической честности |
Межпредметные связи | При анализе и сравнении военного искусства тюрков используют знания из Всемирная история; При определении распространении религии на территории Казахстана учащиеся используют знания, полученные по предмету география; |
Применение ИКТ | Использование интернет ресурсов, видеоматериалов |
Предварительные знания | Учащиеся знают хозяйство, быт и культуру кочевников, так как ранее изучали тюркские государства VI-IX вв. Ранее при изучении темы письменных источников тюрков рассматривали мировоззрение тюрков. |
Ход урока |
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока 10 мин | У Начните урок с повторения ранее изученной темы. Организуйте обсуждение всем классом согласно следующим наводящим вопросам: Что мы изучали на прошлом уроке? Какую сферу жизнедеятельности тюрков мы рассматривали? Из каких источников мы знаем о хозяйстве и быте кочевников? Посмотрите на рисунки и подумайте какую сферу жизнедеятельности тюрков мы будет изучать на сегодняшнем уроке? К Учащиеся обсуждают и высказывают свои предположения. У Ознакомьте учащихся с темой, целями урока и критериями оценивания. | Презентация Иллюстрации на тему «Религия», «Военное искусство». Презентация |
Середина урока 20 мин | Исследование и анализ Г Для организации работы с источниками поделите учащихся на 3 группы и раздайте материал с источниками (Приложение 1). Для 1 и 3 группы источник «О мировоззрении тюрков» Задания к источнику: 1. Какие древние верования были сохранены у кочевников с древнего периода? 2. Какие религия были распространены среди тюрков? 3. Что способствовало появлению среди кочевников религии Запада и Востока? 4. Какую ценность содержат данные китайские и арабские источники? Для 2 и 4 группы: источник «Военное дело тюрков» Задания к источнику: 1. Оцените военное искусство кочевников. Приведите 2-3 аргументированных примера. 2. Как вы думаете какое хозяйство играло ключевую роль в развитии военного дела у кочевников? 3. Какую тактику ведения боя применяли тюрки? 4. Чем отличается тюркское военное искусство от западного? (Вспомните римское военное искусство (5-класс, Всемирная история) Г Каждая группа представляет результаты своей работы. Попросите учащихся представить свои результаты в творческой форме. Например, в виде постера, мини доклада, сообщения, презентации. Организуйте вопросы-ответы. Дайте учащимся дополнить ответы друг-друга, используя свои ранее приобретенные знания. Закрепите полученные знания учащихся через следующие вопросы: 1. В чем заключается ценность арабских и китайских источников? 2. Какая сфера жизнедеятельности кочевников более подробно описана в источниках? 3. Насколько соответствует действительности информация из источников? Как вы думаете? Интепретация И Далее попросите учащихся записать на стикерах источники, наиболее запомнившиеся им и повесить их на соответствующую графу информационного листа: Религия | Военное искусство | | | | | | | П В заключительной части задания учащиеся в паре должны обсудить и определить два самых значительных источника, содержащие наиболее ценную информацию о кочевниках. Г/П Раздайте учащимся карточки, содержащие информацию из источников и попросите участников групп/пар распределить карточки по сферам жизнедеятельности тюрков: Хозяйство/быт | Торговля | Религия | Военное дело | Происхождение | | | | | | | | | | | | | | | | | Асфендияров С.Д. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Алма-Ата, 1935. стр. 30–31. Алланиязов Т. К. Военное дело кочевников Казахстана. [Текст]: Изд. второе, исправленное дополненное. - Алматы, 1998. - 140 с. В.В.Бартольд «Сочинения» Т 2.// Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии, «Наука», М., 1964. Н. Я. Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» [Бичурин, 1950 Б.Е. Кумеков Государство кимаков IX-X вв. по арабским источникам. // Алма-Ата: 1972. 156 с. Результаты работ Стикеры, ручки |
Конец урока 10 мин | Рефлексия Подведите итоги урока, проведя обсуждения на тему «Какие сведения о тюрках содержатся в китайских и арабских источниках?». Учащиеся высказывают свое мнение и приводят не менее 2-3 аргументов, опираясь на источники. | |
Дополнительная информация |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности
|
При общем обсуждении в классе выявляется уровень понимания учащимися вопросов, развитие навыков критического мышления и работы с историческими источниками. Более способные учащиеся смогут определить особенности военного искусства кочевников, опираясь на источники. Большинство учащихся в классе смогут определить религии и причины их распространения на территории Казахстана. Некоторые учащиеся могут интерпретировать информацию из источников и сравнивать достижения кочевников в военном искусстве с западным миром. | Устная оценка, проводится индивидуальное, парное оценивание | Для сохранения здоровья учеников в случае необходимости, рекомендуется проводить физкультминутки. Выключить интерактивную доску в ненужное время. |
Рефлексия Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |