СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исторический комментарий и его роль в литературном развитии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются причины отсутствия интереса к чтению классической литературы, предложены формы работы с художественным текстом, способствующие развитию читательского кругозора, формированию эстетического вкуса обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Исторический комментарий и его роль в литературном развитии»

Исторический комментарий и его роль в литературном развитии

Ни для кого из литераторов-практиков не секрет, что сложнее всего изучаются те произведения художественной литературы, действие в которых отдалено от современного читателя. Тем обиднее сознавать, что произведения, которые могли бы помочь современному читателю разобраться не только в самом себе, но и в окружающем мире, становятся в лучшем случае тайной за семью печатями даже для тех, кто понимает русскую литературу и читает с удовольствием. Невозможно любить то, что не понимаешь хотя бы на самом простом, бытийно-бытовом уровне. И как же тогда быть тем, кто и читает от случая к случаю и «дорастать» до понимания великой отечественной литературы не собирается?

Именно для таких случаев, когда эпоха, находящаяся в центре изображения автора, очень далека от понимания современных школьников, становится особенно актуальным комментарий – система дополнений к тексту, более подробно раскрывающих его смысл. Комментарии особенно необходимы современному читателю, чтобы понять произведения прошлого.

В зависимости от того, какова была задача автора комментария и какими были объекты комментирования, различаются их виды:

- реальный комментарий, объясняющий реалии (различные объекты материальной и духовной жизни общества, которые встречаются в произведении — факты, исторические имена, события);

- историко-литературный комментарий, раскрывающий смысл и художественные особенности произведения, его значение и место в историко-литературном процессе;

- словарный комментарий, объясняющий слова и обороты речи, непонятные читателю, и построенный в форме алфавитного словаря;

- текстологический комментарий, содержащий сведения текстологического характера;

- историко-текстологический комментарий, содержащий сведения по истории создания и изучения текста произведения;

- редакционно-издательский комментарий, содержащий объяснение принципов и приемов подготовки текста произведения к печати. Вполне реальным будет предположение, что в школьной практике и учителю, и обучающимся наиболее интересным станет обращение именно к первым трем. Именно такой комментарий в лаконичной форме способен представить полную картину судьбы произведения в связи с эпохой, объяснить читателю его идейное содержание, раскрыть значение произведения в жизни и творчестве писателя, а иногда облегчает читателю понимание содержания, замаскированного автором. Формы представления комментариев разнообразны: краткая информация, справка или сноска, алфавитный и систематизированный указатель, глоссарий, иллюстрации [1].

Роль такого комментария трудно переоценить. Школьная методическая практика всегда предусматривала такой вид работы, как комментированное чтение, главной задачей которого было именно создание единой гармоничной картины мира, отраженной в художественном произведении. К сожалению, современность такова, что ускоренный темп жизни, недостаточно высокая мотивация к изучению литературы диктуют свои законы: большинство на самом деле значимых, великих произведений русской литературы изучаются бегло, в обзоре, «вскользь». В литературном образовании учащихся образуется своеобразная лакуна, где оказываются незаслуженно обделенными вниманием произведения, воспитывающие волю, характер, эстетический вкус читателя.

Думается, что современное состояние преподавания литературы должно, опираясь на традиции, быть той новацией, что вернет русской литературе ее читателя, зрителя, слушателя. В связи с этим видится необходимость постепенного возвращения в широкую школьную практику такого приема работы, как систематическое комментированное чтение литературных произведений, которое нельзя подменять самостоятельным чтением. Видится целесообразным также выполнение заданий, привлекающих внимание к художественному слову с точки зрения создания колорита эпохи. «Природа наиболее удивительна в мелочах», - говорил знаменитый шведский ученый Карл Линней. «Нужно привлечь внимание к детали. Ведь деталь – это то, что превращает обычную речь в поэтическую.» [2]

Сейчас важно говорить не только о том, что означал в жизни фамусовской Москвы Кузнецкий Мост, но и необходимо утверждать, что без него светская жизнь этого города была бы просто невозможной. Важно понимать, что современный Невский Проспект и эта же улица времен Н.В.Гоголя по сути своей одно и то же. Учитель-филолог не может не говорить об этом, ведь именно из таких деталей и складывается литературное образование, они формируют литературный кругозор. И без пристального внимания к ним невозможно понимать литературные произведения, а значит, и о любви к ним не может быть и речи.


  1. Материалы сайтов www.mogu-pisat.ru и ruslitbalandina.ru.

  2. «Роль художественной детали в анализе художественного произведения» - статья учителя ФГБОУ ЦО №170 г.Санкт-Петербурга Г.С.Летягиной – infourok.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!