СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исторический опыт разработки образовательных программ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа – государственный документ, определяющий цели и содержание образовательно-воспитательной работы. 

Просмотр содержимого документа
«Исторический опыт разработки образовательных программ»


Раздел 1. «Исторический опыт разработки образовательных программ»


1. Словарь основных терминов.


Программа - Содержание и план предстоящей деятельности, работ и т. п.

( Программы для общеобразовательных учреждений. Технология. 5-9 классы / В. М. Казакевич, О. А. Кожина, Г. В. Пичугина, А. К. Бешенков. – М. : Дрофа, 2013. – 330, [1] с.)

Образовательная программа - это организационно-методический документ, структурирующий содержание и объем знаний, формы организации учебного процесса, последовательность и сроки освоения курсов, модулей, средства диагностики успешности обучения, аттестации, ожидаемые результаты обучения, включая формирование компетенций, ведущих к получению академической степени.

( Программы для общеобразовательных учреждений. Технология. 5-9 классы / В. М. Казакевич, О. А. Кожина, Г. В. Пичугина, А. К. Бешенков. – М. : Дрофа, 2013. – 333, с.)


Технология - систематическое изучение способов и технических приемов, применяемых в промышленности, научно-исследовательской работе, сельском хозяйстве и в коммерции.

( Программы для общеобразовательных учреждений. Технология. 5-9 классы / В. М. Казакевич, О. А. Кожина, Г. В. Пичугина, А. К. Бешенков. – М. : Дрофа, 2013. – 338, с.)

Образовательная технология

это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

( Программы для общеобразовательных учреждений. Технология. 5-9 классы / В. М. Казакевич, О. А. Кожина, Г. В. Пичугина, А. К. Бешенков. – М. : Дрофа, 2013. – 343, с.)


Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений.

(Технология: программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М. : Вентана- Граф, 2012. – 148 с.)


Модель - это материальный или воображаемый объект, который в процессе познания замещает реальный объект, сохраняя при этом его существенные свойства. (Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – М. : Дрофа, 2012. – 222, [2] с. : ил.)

Система работыэто система, в которой участники и / или машины выполняют работу (процессы и действия), используя информацию, технологии и другие ресурсы для производства продуктов / услуг для внутренних или внешних клиентов. (Технология: программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М. : Вентана- Граф, 2012. – 66 с.)


Циклограмма - временная диаграмма программы производственного процесса. (Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М. : Вентана- Граф, 2012. – 111 с.)


План - ряд предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных последовательно для достижения цели с возможными сроками выполнения. (Технология: программа : 5-8 классы / И.А. Сасова. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 109 с.)


Планирование - это метод эффективного распределения времени для качественного выполнения различных задач. (Технология: программа : 5-8 классы / И.А. Сасова. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 117 с.)


Методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта. (Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 86 с.)


Методика - фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. (Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 97 с.)


Метод - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.

(Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 115 с.)


Прием - это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода. (Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 115 с.)


Средство - Предназначенный для выполнения определенной функции или оказания услуги технологический комплекс. (Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 130 с.)

Форма - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме. (Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. : учебник / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016. – 234, [2] с. : ил.)


Способ организации - это структура, которая основана на организации управления и работы вокруг различных продуктов. ( Технология : программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М. : Вентана- Граф, 2012. – 74 с.)

Конспект - это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. (Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 55 с.)

Технологическая карта - технологическая документация, в которой расписан технологический процесс изготовления конкретного издания, указан перечень основных операций, установлен порядок, условия и требования к их выполнению. (Технология: программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М. : Вентана- Граф, 2012. – 28 с.)

Комплекс - система, совокупность чего-либо, объединённого вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определённой общей цели. (Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. : учебник / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016. –22с.)

Образовательная среда - это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности студента. (Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с.)

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом недостатков их развития, охраны и укрепления здоровья. (Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 87 с.)



2. Памятки по темам

1.

  • Воспитание нового типа личности - всесторонне развитых строителей коммунистического общества как педагогический идеал советской России рассматривался как важное звено в культурной революции и необходимое условие строительства коммунизма.

  • После революции началось разрушение существовавшей системы образования, закрывались частные учебные заведения, ликвидировались прежние структуры управления школьным делом, запрещалось преподавание древних языков и религии.

  • На протяжении 1918 года советским государством был издан ряд документов, в которых законодательно закреплялись новые цели, задачи, принципы, программы школьного образования, структура общеобразовательной школы. Одним из авторов первых документов советской власти по послереволюционной перестройке школы был А.В. Луначарский, назначенный на должность наркома по просвещению РСФСР.


  • Начало истории советской школы положили два документа: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (30.09.1918 г.) и «Основные принципы единой трудовой школы» (16.10.1918 г.).

  • Главные идеи «Положения о единой трудовой школе» были развёрнуты в «Основных принципах единой трудовой школы». В этом документе была сформулирована цель школы нового типа и перспективы её развития. Предполагалось сделать школу общедоступной, подлинно народной, бесплатной, обязательной, единой и трудовой, общей для обоих полов, светской.

  • Новая школа виделась и как трудовая, намечалось введение труда как основы преподавания, ориентация учащихся на земледельческий и промышленный труд во всех его разновидностях. Вместе с тем, подчёркивалось, что цель трудовой школы «не дрессировка для того или иного ремесла, а политехническое образование, дающее детям на практике знакомство с методами всех важнейших форм труда, частью в учебной мастерской или на школьной ферме, частью на фабриках, заводах и т.п.

  • Констатируя определённые успехи, достигнутые школой после введения всеобщего начального обучения, в Постановлении ЦК ВПП (б) от 25 августа 1931 года в качестве основного недостатка назывался недостаточный объём общеобразовательных знаний в процессе обучения в школе, недостаточную подготовку для техникумов и высшей школы грамотных людей, хорошо владеющих основами наук.

  • в Постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».

  • Важнейшим условием перехода на новые устойчивые программы и методы преподавания являлось наличие по всем предметам стабильных учебников. Поэтому Постановление ЦК ВКП (б) от 12 февраля 1933 года «Об учебниках для начальной и средней школы» определило задачу издания стабильных учебников и переход на обучение по ним с начала 1933-1934 учебного года. Запрещалось издавать учебники самостоятельно каждой областью, краем и автономной республикой РСФСР.

  • В годы Великой Отечественной войны работа школы перестраивалась в соответствии с условиями военного времени. Особое внимание в школах военного времени уделялось идейно-политическому и патриотическому воспитанию, военно-физической подготовке учащихся, участию школьников в труде народа по оказанию помощи фронту и тылу. Учащиеся принимали участие в сельскохозяйственных работах, общественно-полезной деятельности.


  • Были приняты меры по обеспечению трудоустройства детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей при переезде в другую местность (январь 1942 г.). Для детей воинов Красной Армии и партизан Великой Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, начали организовываться суворовские военные училища, специальные ремесленные училища, специальные детские дома и детские приёмники-распределители. Важную роль в обучении подростков, занятых в промышленности и сельскохозяйственном производстве, сыграли вечерние школы для рабочей (1943) и сельской (1944) молодёжи. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (24 декабря 1958 года). В соответствии с этим законом вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, а срок обучения в полной средней школе увеличивался до 11 лет, была введена обязательная производственная подготовка. Как правило, в большинстве школ обучение в XI классе соединялось с производительным трудом, в ходе которого учащиеся получали подготовку по одной из рабочих профессий.

  • Был учреждён новый тип учебных заведений - ПТУ (профессионально-техническое училище) на базе школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ. ПТУ наряду с профессиональным образованием давали и общеобразовательную подготовку, в них могли поступать и взрослые, не достигшие 30 лет.


  • На протяжении последующих лет в процессе перехода к одиннадцатилетнему обучению были выявлены определённые недостатки, не позволявшие в полной мере реализовать на практике идею соединения обучения с производительным трудом, овладение учащимися социально и регионально значимыми профессиями. Так, во многих школах отсутствовали необходимые условия для осуществления обязательной профессиональной подготовки, в большинстве школ учащиеся готовились к труду по профессиям, для овладения которыми общее образование в объёме средней школы и длительный срок обучения не являлись необходимыми.

  • Эти и другие обстоятельства были отмечены в постановлении «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» от 10 ноября 1966 года. В этом документе определены задачи и основные направления реформирования школы. Важнейшей задачей в области народного образования считалось осуществление к 1970 году в стране всеобщего среднего образования. Рост числа полных 10-летних школ не соответствовал кадровым и экономическим возможностям государства, поэтому уже в середине 70-х годов констатировалось снижение качества образования.

  • Последняя реформа школы в СССР в 1984 году предполагала слияние общего и профессионального образования, профессионализацию общеобразовательной школы. На школу возлагались функции всеобщей профессиональной подготовки на уровне СПТУ (средних профессионально-технических училищ). С этой целью была расширена и усовершенствована сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов, в которых учащиеся старших классов один раз в неделю осваивали одну из рабочих профессий. Эти попытки были направлены на превращение общеобразовательной школы в профессиональное учебное заведение при неизбежном снижении её образовательного уровня. Кроме этого, в советской школе вновь был осуществлён переход на 11 летний срок обучения, в неё стали принимать детей, достигших 6- летнего возраста.





2.

Федеральный эксперимент по апробации модели управляющих советов был проведен в 2004–2006 гг. В период КПМО создание управляющих советов приобрело массовый характер

в трети российских регионов. Проводятся всероссийские и региональные конкурсы управляющих советов школ, ведется подготовка общественных управляющих, создаются тематические

порталы и журналы. Существенная поддержка проектов распространения модели участия общественности в управлении была

оказана при реализации ФЦПРО 2011–2015 гг. Доля школ, имеющих управляющие советы, в 2017 г. составила 45,9%.

При этом сфера реального участия общественности в жизни

школы по-прежнему остается ограниченной (главным образом

секторами внеучебной активности, воспитания, материального

обеспечения образовательного процесса). В очень небольшом

числе регионов управляющим советам школ делегированы более широкие полномочия.

Причиной тому, с одной стороны, служит сохраняющийся

вопреки законодательным декларациям довольно низкий уровень самостоятельности школы: по многим важным вопросам. Важной является задача модернизации ЕГЭ, в том числе

обеспечения его сопоставимости по годам.

На рынке услуг по оценке качества образования растет потребность в появлении новых игроков, автономных и независимых от образовательного ведомства. При этом для оценки качества самих оценочных организаций требуются разработка

и введение механизмов их сертификации.

Семьи должны получить возможность (право закреплено в ст. 95.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») по собственной инициативе заказывать проведение оценки качества образования у проверенных и независимых экспертов.

Все более серьезной проблемой становится отсутствие систем

оценки качества, позволяющих отслеживать индивидуальную

динамику, прогресс обучающихся, что имеет критическое значение для персонализации образования, решения проблем школьной неуспешности детей. Отдельная задача — оценка внеурочных

достижений обучающихся, возможность их сертификации и учета для формирования индивидуального портфолио, которое

можно использовать, например, при поступлении в вуз.

Использование информационно-коммуникационного пространства Интернета для создания сетевых сообществ единомышленников, школьников, увлеченных теми или иными направлениями деятельности или наук, является сегодня востребованным ресурсом для работы с мотивированными детьми.

Традиционные заочные и очно-заочные школы при университетах могут стать базой для таких коммуникативных площадок.


Большинство мероприятий, направленных на работу с талантливыми детьми, ограничивается периодом с 5-го класса

общеобразовательной школы до окончания университета. Фактически отсутствует система раннего развития: выявления

и поддержки талантливых детей. Наблюдаются разрывы в сопровождении талантливых школьников между организациями

общего, дополнительного и профессионального образования,

запросом со стороны индустрии. После окончания университета

талантливой молодежи не предоставляется помощь в трудоустройстве и особые условия социальной реализации.

Проблемной зоной системы работы с талантливыми и мотивированными детьми и молодежью остается кадровое обеспечение. При наличии интересных прецедентов в масштабе страны не сложилась эффективная модель подготовки педагогов

к работе с этими категориями обучающихся.


Источники

  1. Российская школа: начало XXI века [Текст] / С. Г. Косарецкий, К. А. Баранников, А. А. Беликов и др. ; под ред. С. Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. —335-392с.

  2. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. Т. 3: Новейшее время [Текст] / под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 545 С.

  3. Образование в современной России. «Круглый стол» [Текст] // Педагогика. - 2013. - № 1.




3. Доклад.


Педагогическая теория Л.Н. Толстого



Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. “Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами...” Единственным критерием педагогики Л.Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Л.Н. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Л. Толстым была использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала “опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы”.


Л. Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Л. Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.


Исходя из принципа свободы в педагогике, Л. Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию.


Концепция - это определенная система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов, способов понимания и трактовки явления, предмета или процесса, система достижения целей.


Л. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Л.Н. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, которую мы ниже рассмотрим, в частности, следующие принципы:


принцип сознательности и активности обучения;


принцип связи обучения с жизнью;


принцип доступности обучения;


принцип прочности усвоения знаний;


принцип природосообразности.


Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Л. Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз подчеркнем, что в процессе обучения Л. Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов”


Важным Л.Н. Толстой считал развивать:


творчество детей (творческую активность);


усваивать знания сознательно;


использовать принцип наглядности.


Книга же для детей должна выполнять следующие требования:


1) высокая художественность;

2) сжатость и простота;

3) богатые и разнообразные содержания;

4) истории о русской жизни;

5) рассказы на нравственные темы.

Особое место в дидактических взглядах Л. Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.


В школьные учебники Л. Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.


Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований:


«1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;


2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.

Лучшим приемом для достижения доступности обучения Л. Толстой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных истин. По Л.Н Толстому, педагогу необходимо исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частных фактов и явлений вести детей к обобщениям. Л.Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых ими действий, использовать элемент проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений. Вот как он формулирует данное положение в своем педагогическом труде “Общие замечания для учителя”: “Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.”


Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков.


Прочность усвоения для Л.Толстого естественным образом связана, взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Л.Н. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Л.Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании.


Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала. Таким образом, в педагогической концепции Л. Толстого существует тесная взаимосвязь основополагающих принципов. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его волю и силы на преодоление трудностей учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия учитель не имеет права требовать от учеников закрепления в памяти того или иного знания или навыка. “Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться,- писал Л. Толстой,- нежели бы будущность его учения представлялась ему только искусством писать или считать... Для того, чтобы ученик мог отдаться весь учителю, нужно открыть ему одну сторону того покрова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания поэзии, в которой должно ввести его ученье. Только находясь под постоянным обаянием этого впереди его блещущего света, ученик в состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем. Существенными признаками прочного знания Л.Толстой считал понимание сути.


Исходной психолого-педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности, присущий всей педагогической концепции Л. Толстого, и здесь оказался ведущим.


“Желание учиться в детях так сильно,- отмечал он-, что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков”. Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоценнейшим естественно-педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь. “Образование есть потребность всякого человека,- писал Л. Толстой в статье “Сельский учитель”,- поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся».


Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божью, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению.


Содержание обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями школы и учителей, желанием родителей.



В 1862 г. Л.Н. Толстой писал (Педагогические сочинения. М., 1989. С.210): «Разве не очевидно, что курсы учения наших высших учебных заведений будут в XXI столетии казаться нашим потомкам столь же странными и бесполезными, какими нам кажутся теперь средневековые школы? Так легко прийти к тому простому заключению, что если в истории человеческих знаний не было абсолютных истин, а одни ошибки постоянно сменялись другими, то на каком основании принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые наверное окажутся ошибочными?»


Л.Н. Толстой развил теорию свободного воспитания Ж.Ж. Руссо в отечественной педагогике. На рубеже XIX — XX вв. под его влиянием появляется новое религиозно-философское течение, которое духовное становление личности видело вне церкви, а нравственным ориентиром признавало сознание и совесть. Писатель различал понятия «воспитание», «образование», «обучение», «преподавание» и каждому из них определил свое место в жизни человека. Исходными позициями философии образования Л. Н. Толстого, получившей название «свободная педагогика», являлись разум, труд и свобода духовного поиска своего пути в жизни.

Осуждая традиционные методы обучения и воспитания, Л.Н. Толстой разработал свою собственную методическую систему, которую использовал на экспериментальной базе Яснополянской школы, соразмерно организуя учебно-воспитательный процесс с возрастными и психологическими особенностями детей, а также учитывая их потребности и отвечая их интересам. Вся педагогическая концепция Л.Н. Толстого пронизана идеей свободного обучения и воспитания ребенка, отказа от принуждения и защиты от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности.


1.Педагогический эксперимент авторской системы Л.Н. Толстого


О первых результатах своего педагогического эксперимента по созданию новой русской школы для народа Л.Н. Толстой доложил на страницах нового журнала «Ясная Поляна», который стал, своего рода, вестником Яснополянской школы и «педагогической копилкой» по проблемам народного образования. На страницах этого журнала впервые увидели свет такие работы педагога, как: «О народном образовании», «О свободном возникновении и развитии школ в народе», «Проект общего плана устройства народных училищ». Успех и результативность Яснополянской школы многие исследователи (Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, В.З. Смирнов относят на счет неординарности личности и педагогического таланта Л.Н. Толстого. Безусловно, личностный фактор здесь играл большую роль, но, следует отметить, что главным фактором успешности явилась та теоретическая база, которая была положена в основу народной школы – органический и средовый подходы.


2.Ведущие методологические идеи педагогического учения Л.Н.Толстого.


«Лучшая метода, – отмечал Л.Н. Толстой, – есть отсутствие всякой методы, но знание и употребление всех метод и изобретение новых по мере встречающихся трудностей».


В своей концепции педагогического учения Л.Н. Толстой определял следующие методологические идеи:


- существование материального мира наряду с идеальным;


- всеобщая любовь и благо: люди должны любить друг друга, стремиться к единению и братству, никогда не делать другим того, чего не желают себе; важнейшие нравственные постулаты – Бог, добро, вера, душа, совесть, жизнь;


- народность;


- свобода воли: человек, вставший на путь нравственного самосовершенствования, свободен в выборе путей своей духовной жизни, независимо от условий существования;


- ненасилие;


- ребенок- «первообраз гармонии, правды, красоты и добра»;


- единство сознания и жизни, индивидуального и общественного сознания, взаимосвязь конечного и бесконечного.

3.Основные теоретические положения педагогической системы Толстого

Педагогические взгляды Толстого отличались некоторой противоречивостью и непоследовательностью, особенно в вопросах соотношения понятий «образование» и «воспитание», критериев отбора содержания образования.


Педагогическая система Л.Н.Толстого нашла обоснование в работах: «О народном образовании»(1862); «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (1862); «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» (1862); «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (1907); «О воспитании» (1909) и др.


Основными положениями своей системы Л.Н. Толстой выделял:


  1. Народ стремится к образованию, признает школы своим делом, если они будут отвечать его потребностям и интересам: «дело народного образования найдет себе в народе не врага, а помощника и…безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования». Образование каждого должно способствовать движению человечества ко всеобщему благу, а это движение возможно только при наличии свободы учащихся.


2. Необходимо создание истинно свободных народных школ, т.к. «принудительное устройство школы исключает возможность всякого прогресса». В основании такой школы должен быть опыт; школа – это «педагогическая лаборатория». Поэтому заимствование европейских школ недопустимо.


3. «Предметом педагогики должно и может быть только образование». «Образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед образования».


4. Главная цель образования и воспитания – это «достижение наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра». Условия ее достижения – свобода и опыт, не допускающие насилия над личностью ребенка, учитывающие особенности его развития и обеспечивающие естественность отношений между учителем и учащимися.


5. Педагогика, чтобы сделаться «плодотворной» наукой должна «перестать оставаться на абстрактных теориях, а применять за основание путь опыта, и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот».


6. Содержание образования определяется не только тем. что «мы сами знаем», но также интересом учащихся, потребностями жизни крестьянской среды и смыслом жизни самого человека в стремлении его к высшему благу через постижение христианской духовности. Основой образования должны стать не абстрактные науки, а наука жизни, «знание того, что нужно делать человеку, чтобы как можно лучше прожить в этом мире».


7. Поскольку знания не могут сами открыться человеку, им надо учить. На этом пути важно усвоить не только религиозно-нравственные истины, но и развить самостоятельность и творчество мышления. «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». Это достигается путем применения разнообразных методов обучения, содействующих интересу, активности и самостоятельности учащихся ( опыты, сочинения, решение задач, экскурсии, беседы); средств обучения, среди которых главные – слово, учебные книги, обладающие высокой художественностью, выразительностью, сжатостью и простотой изложения, доступного детскому пониманию.

8. Нравственное воспитание, являющееся формой духовного саморазвития человека, осуществляется бессознательно и сознательно. Эффективность бессознательного пути зависит от того окружения, в которых ребенок растет и принимает ценностные ориентации. Сознательное воспитание раскрывает возможности достижения поставленных целей с помощью волевых усилий и заложенную в каждом человеке способность к самосовершенствованию.


9. Недопустимо разделять воспитание и образование. «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».


10. Организация занятий: свободное и естественное обучение; осознание самими детьми необходимости порядка и дисциплины; доступность и занимательность учения. «Наказание вредно…потому, что оно озлобляет того, кого наказывают,..и развращает того, кто наказывает».

Выявление знаний и навыков учащихся – не только в процессе их ответов на уроке, сколько через результаты самостоятельной практической деятельности. Пути достижения успешности обучения: «1. Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и 2. Чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях» (Предисловие к Азбуке). Для достижения первого условия необходимо:


- говорить ученику то, что он может понять и о том, что он знает не хуже, а порой лучше учителя;


- давать ученику как можно больше конкретных сведений, фактов;


- стимулировать его наблюдения над явлениями природы, окружающей жизни;


- развивать интерес к самостоятельному изучению материала.


Для достижения второго условия нужно, чтобы:


- никакие лишние предметы и лица не отвлекали внимания ученика;


- ученик был свободным, не стеснялся учителя и товарищей;


- не боялся наказаний за непонимание изученного материала;


- не переутомлялся;


- урок соответствовал возможностям и силам ученика, был не слишком легок, и не слишком труден; при этом ученик чувствовал свое продвижение в учении.


В целом, обучение в школе должно быть радостным, а труд ученика – приятным для него.


11. Совершенный учитель тот, который «соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам».


В целом, свободное воспитание в понимании Толстого – это, во-первых, свобода в организации школ, народного просвещения; во-вторых, педагогический принцип, предполагающий


• веру в природные силы ребенка, гуманизм и уважение к личности;


• естественность отношений между учителем и учащимися, содействующих проявлению активности и самостоятельности, самореализации природных задатков детей;


• исключение всякого принудительного воздействия со стороны учителя, наказаний;

4.Основные принципы педагогической системы Л.Н. Толстого


Принцип свободы педагогики это новое восприятие сущности учебного процесса. Толстой - первый, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, подметил, что в обязательном порядке нужно изучать внутренний мир ребенка, его желания и интересы. Тем самым, поместив в центр своей доктрины "личность ребенка", он выстраивает вокруг нее систему различных принципов:


)принцип сознательности


)активности обучения;


) доступности обучения ;


)принцип прочности усвоения знаний;


)принцип природосообразности.


)принцип связи обучения с жизнью;


Основными из них он считал он считал принципы сознательност и активности обучения. Восприятие знаний, как справедливо утверждал Толстой, - многогранный процесс, а не одно взаимодействие с интеллектом ребенка. Это процесс живого, творческого, осознанного, а не механического усвоения учениками сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз обратим внимание , что в процессе обучения Толстой придавал большое значение самостоятельному развитию, и неординарному восприятию у учащихся. Он писал: "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…. В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов".


5.Методы и приемы обучения


На основе экспериментов в Яснополянской школе, Толстой убедился, что традиционный набор методов и приемов, используемый для обучения, часто неадекватен возрасту и психике ребенка, в связи с чем его активность падает и появляется некая скованность и равнодушие по отношению к педагогу и изучаемому материалу. В свою очередь, он разработал свою целую систему различных методов и приемов, которые стимулировали учеников, на совершение творческой деятельности, создающей раскованную и благоприятную среду для обучения на уроке. И вот эти методы и приемы обучения, разработанные самим Львом Николаевичем:


.Наглядность в обучении.(метод)


."Рассказ - рассказывание"(метод)


.Методика эмоциональных воздействий. (метод)


."Ситуация затруднения".(прием)


.Индивидуальный подход к учащимся. (прием)


.Работа с сочинениями учащихся (прием) .


Наглядность в обучении.

Заключение


Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого возникла в ответ на потребность народа в образовании. Она появилась в ходе его рассуждений и размышлений. Но, мы можем быть уверены, что даже тогда она не смогла бы быть им реализована с такой полнотой, если бы не сила его личности. Следовательно, Л.Н. Толстой старался выявить закономерности учебного процесса и характер педагогики. Он предлагал учителям смело экспериментировать. Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Толстой убедился, что традиционно используемый набор методов и приемов обучения часто неадекватен возрастным и психическим особенностям детей, в связи, с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по отношению к учителю и учебному материалу.


Лев Николаевич был за свободу в образовании и воспитании не только обучаемого, но и самого учителя. Его принципы подтвердились после Яснополянской школы : он учил детей с удовольствием для себя и для них. Нужно переосмыслить сущность педагогической профессии, ее целей и задач, чтобы выявить новую модель воспитания. Философские идеи о безграничности развития значительно расширяют и углубляют понимание природы ребенка и взрослого,что тем самым открывает новые подходы в работе школы, в воспитательной и образовательной деятельности педагога, смысл которой все яснее видится как созидание человека.


Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: "Выучить, запомнить!". Чем в большей мере на первое место выдвигается эта задача, чем больше она захватывает внутренние силы ученика, тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания. Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Уповать только на формальное заучивание готовых формул, на простое увеличение идейного или нравственного содержания в изучаемых предметах и тем самым надеяться, что мы решим все задачи по формированию всесторонне развитой личности, было бы слишком большим упрощением. Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека. Л.Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики. Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.


Согласно концепции Л.Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни. Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача школы?! Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор. Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее.

Список литературы



  • Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону, 2011. - 176 с.


  • Апостолов Н.Н. Живой Толстой: Жизнь Л.Н. Толстого в воспоминаниях и переписке. - М., 2011.


  • Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М., 2014.


















4. Письменная работа «Анализ содержания Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».


Критерии

для сравнения

ФГОС НОО

ФГОС ООО

ФГОС СОО

  1. Обязательная часть в образовательной программе.

  2. Необязательная часть в образовательной программе.


  1. Период осуществления стандарта.


  1. Количество часов, отведённое на осуществление стандарта.


  1. Отношение к Родине


  1. Требования к результатам ООП(надо освоить)


  1. Основной подход стандартов


  1. ФГОС направлен на:




  1. Аттестация выпускников




  1. Программа обучения состоит из :




Содержательный раздел ООП






  1. Развитие морального сознания


80%




20%





4 года



От 2904

до 3345




Любовь, уважение, патриотизм


Мета-

предметные,

личностные, предметные.


Системно – деятельностный



Получение образования, преемственность ООП, единство обр. процесса


Промежуточная + итоговая работа



Планирование, содержание, опр. количество часов для каждого раздела


Программы отдельных учебных курсов, предметов





Развитие самостоятельности и личной ответственности за поступки, развитие этических чувств, формирование эстетических потребностей


70%




30%





5 лет



От 5267

до 6020




Любовь, уважение, патриотизм


Мета-

предметные,

личностные, предметные.


Системно - деятельностный


Получение образования, преемственность ООП, единство обр. процесса

Промежуточная + итоговая работа


Планирование, содержание, опр. количество часов для каждого раздела


Программы отдельных учебных курсов, предметов, в том числе

интегрирован-ных


Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, на основе личного выбора, формирование нравственных чувств


60%




40%





2 года



От 2170

до 2590




Любовь, уважение, патриотизм


Мета-

предметные,

личностные, предметные.


Системно - деятельностный



Получение образования, преемственность ООП, единство обр. процесса


Итоговая работа




Планирование, содержание, опр. количество часов для каждого раздела


Программы отдельных учебных курсов, предметов + внеурочная деятельность



Сформирован-ность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики



Выводы: Таким образом, все 3 ФГОСА очень похожи между собой, все они пытаются сформировать схожие практические, логические, моральные навыки и ориентиры, все они постепенно формируют любовь к родине и самосознание индивида, как гражданина. Содержание ФГОСов имеет стандартную основу, состоящую из образовательных программ, курсов, предметов, вдобавок может быть интегрированным и включать в себя внеурочную деятельность. Моральное сознание претерпевает развитие с формирования самостоятельности и личной ответственности вплоть до формирования собственных автономных взглядов, мировоззрения. Зачастую ФГОСы всегда имеют итоговую работу (итоговую аттестацию), часто встречается вдобавок промежуточная. ФГОС НОО имеет наибольшую обязательную часть программы, но довольно умеренное количество часов для 4х лет обучения. ФГОС СОО имеет наименьшую обязательную часть и наименьший период осуществления, при высоком уровне загруженности. Самым объёмным перед нами предстаёт ФГОС СОО имеющий наибольшую загруженность, он подразумевает умеренную обязательную часть, благодаря своему объёму он даёт наибольшее количество часов в необязательной части среди всех представленных ФГОСов, минусом является долгая реализация, но она компенсируется огромным количеством часов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!