СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историческая игра по истории России 8 класс - Внешняя политика Александра II.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен подробный сценарий исторической игры по истории России для 8 класса по теме: "Внешняя политика Александра II." Эта работа заняла первое место на международном конкурсе! Надеюсь коллеги она вам пригодится в работе!

Просмотр содержимого документа
«Историческая игра по истории России 8 класс - Внешняя политика Александра II.»



Выполнила: учитель истории и обществознания – Аненкова ольга александровна.



Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №37 имени Новикова Гаврила Гавриловича | г. Кемерово.



Историческая игра по истории России 8 класс.

«Внешняя политика Александра II».

Тип урока: игровой.

Цели: познакомить ребят с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы, инициативы на уроке; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: цветные карточки, обозначающие количество баллов (например, синяя карточка – 1 балл, красная – 2, зеленая – 3); карта Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.; репродукции портретов Александра II, М.Д. Скобелева, А.Л. Горчакова и т.д.

Предварительная подготовка: учащиеся готовятся к игре, изучая материал, касающийся внешней политики Александра II; класс делится на команды, каждая из которых должна придумать себе название.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя

Наш урок будет проходить в виде игры. Я буду задавать вопросы, на которые команды должны дать ответы. Право отвечать получает та команда, капитан которой первым поднимет руку. Наиболее активная команда будет вознаграждена положительной оценкой. Правильность ответов будет оценивать жюри. Итак, начнем.

  1. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала

  1. Вопросы командам.

- Кто занял пост министра иностранных дел в 1856 г.? (Александр Михайлович Горчаков (1798-1883).)

- Каково было положение России на международной арене после Крымской войны? (Примерный ответ. Правительство России стремилось поднять свой статус на международной арене после невыгодного Парижского договора 1856 г. После поражения армии Наполеона III в войне с Пруссией Россия восстановила свое право размещать флот на Черном море.)

- Когда был создан «Союз трех императоров» и какие страны в него входили? (В 1873 г.; Россия, Австрия, Германия.)

- С какой целью создавался данный союз? (Россия заключила данный союз с целью восстановления своего влияния на мировую политику, а также желая не допустить заключения союзного договора между Германией и Австрией.)

2. Капитанский конкурс.

Каждому капитану будет дано задание, на выполнение которого отводится 5 минут.

- Какова была политика российского правительства на Дальнем Востоке? (Примерный ответ. К началу правления Александра II на Дальнем Востоке назрела проблема, касающаяся необходимости установления границ между двумя государствами – Россией и Китаем. По Айгунскому договору 1858 г. левобережье реки Амур признавалось российской территорией, а правый берег – территорией Китая. Так называемая Уссурийская территория (от реки Уссури до моря) переходила в общее пользование двух стран. Но вскоре ее статус был изменен по Пекинскому договору 1860 г. Она вошла в состав России, в результате чего была установлена новая граница между Китаем и Россией. Россия заключила ряд соглашений и с Японией. Так, по договору 1855 г., заключенному в городе Симода, северная часть Курил отдавалась во владение России, остров Сахалин сохранял статус совместного владения России и Японии. В 1875 году ситуация меняется. Был заключен новый договор, по которому Россия получила Сахалин, а Япония – Курилы.)

-Какова была политика российского правительства в Среднеазиатском регионе? (Примерный ответ. Среднеазиатская граница всегда подвергалась нападениям со стороны кочевых племен, населявших Кокандское, Хивинское, Бухарское ханства. Российское правительство было заинтересовано в присоединении среднеазиатских земель. Во-первых, новые земли позволили бы разрешить проблему малоземелья в европейской части России. Во-вторых, среднеазиатские земли могли связать Россию с другими странами – такими, как Иран, Афганистан, Китай, Индия. Все три ханства были непрочными образованиями, что давало российскому правительству определенные преимущества. С 1865 г. начинаются столкновения с Кокандским ханством. Русские войска были лучше вооружены и организованы по сравнению с кокандскими войсками. Это привело к тому, что в 1876 г. Кокандское ханство перестало существовать, а на его месте была создана Ферганская область. Эта область стала составной частью Туркестанского генерал-губернаторства. Судьбы Хивинского и Бухарского ханств немного отличались от судьбы Кокандского ханства. Они попали под власть России на правах автономий. Иначе складывались отношения России с Туркменией. Часть населения последней по собственному желанию перешла в подданство России. Окончательное же присоединение Туркмении к России ознаменовалось падением крепости Геок-Тепе в 1881 г.)

-Раскройте причины и ход Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. При ответе обязательно используйте карту. (Примерный ответ. 1875-1876 гг. ознаменовались антитурецкими выступлениями в Боснии и Герцеговине, Болгарии. Жестокость подавления этих восстаний вызвала возмущение всех славян мира. В 1876 г. Сербия и Черногория вступили в военный конфликт с Турцией. Из-за отсутствия хорошего вооружения они проиграли войну. Но по просьбе сербского князя Россия добилась от Турции ряда уступок. Сербия заключила перемирие, а Австро-Венгрия должна была придерживаться нейтралитета. На Лондонской конференции 1877 г. были выработаны реформы, которые предлагалось провести в Балканских странах. Турция не согласилась проводить эти реформы. 12 апреля 1877 г. вышел манифест Александра II, гласивший о вступлении России в войну против Турции. Русская армия начала продвижение к Шипкинскому перевалу, который был вскоре занят. Но турки смогли организовать контрнаступление на Шипкинском перевале. Его возглавлял Сулейман-паша. После тяжелых столкновений турки отступили, но в тоже время они не допустили дальнейшего продвижения русских войск в южном направлении. Во время сражения на Шипке особо отличился генерал Н.Г. Столетов, руководивший обороной перевала. Не менее тяжелыми были бои под Плевной. Русские войска предприняли три попытки по захвату крепости, но все они не увенчались успехом. Турецкие войска возглавлял генерал Осман-паша. Во время третьего штурма Плевны генералу М.Д. Скобелеву (1843-1882) удалось прорвать оборону противника, но, не получив поддержки, он вынужден был отступить. Плевна пала лишь после изнурительной блокады. 28 ноября 1878 г. началось наступление русских войск, которое возглавили И.В. Гурко и М.Д. Скобелев. Войска Гурко взяли Софию, а Скобелев разбил турков в битве при Шейново. После этого русские войска смогли войти в Адрианополь и выйти к Мраморному морю. Наступление остановилось в Сан-Стефано, куда подошел отряд Скобелева.)

-Каково содержание Сан-Стефанского договора? (Примерный ответ. По Сан-Стефанскому договору Болгария провозглашалась автономным княжеством с формой правления в виде конституционной монархии. Сербия, Черногория, Румыния получили ряд территорий и независимость. Россия вернула себе Южную Бессарабию и Карс.)

-Каковы были результаты Берлинского конгресса? (Южная Болгария и Македония передавались Турции, Сербия и Черногория были лишены части территорий. Австро-Венгрия получила право на оккупацию Боснии и Герцеговины, Англия – Кипра.)

3. Вопросы на знание дат.

- Назовите года правления Александра II. (1855-1881 гг.)

- В каком году был основан город Владивосток? (В 1860 г.)

- В каком году был основан город Алма-Ата? (В 1854 г.)

- В каком году Россия продала Аляску США? (В 1867 г.)

- В каком году был подписан Сан-Стефанский мирный договор? (В 1878 г.)

- Назовите дату проведения Берлинского конгресса. (Лето 1878 г.)

III. Подведение итогов.

Пока жюри подсчитывает очки, сделаем краткий вывод. Европейские страны старались не допустить чрезмерного усиления России. Это повлекло за собой сохранение зависимости ряда стран от Турции. Однако Русско-турецкая война показала, что славянский народ способен бороться за свою свободу.

(Жюри объявляет победителей.)