СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ. ТВОРЧЕСТВО В. И. СУРИКОВА. конспект урока + презентация.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В. И. Сурикова.
  2. Сформировать представление об историческом жанре в живописи.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Оборудование  и  материалы:

1. Репродукции картин: Автопортрет В. И. Сурикова. 1879 г.,  «Утро стрелецкой казни». 1881 г. и фрагменты картины., «Меншиков в Березове. 1883 г. и фрагменты картины., «Боярыня Морозова». 1887 г. и фрагменты картины., «Боярыня Морозова». Эскизы к картине.

ПЛАН УРОКА

  1. Беседа о значении и развитии исторического жанра, его отличительных особенностей.

Знакомство с творчеством великого русского художника В.

Просмотр содержимого документа
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ. ТВОРЧЕСТВО В. И. СУРИКОВА. конспект урока + презентация.»

III четверть

ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ

Урок 1


ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ.

ТВОРЧЕСТВО В. И. СУРИКОВА.

.



Цели:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В. И. Сурикова.

  2. Сформировать представление об историческом жанре в живописи.

  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы:

1. Репродукции картин: Автопортрет В. И. Сурикова. 1879 г., «Утро стрелецкой казни». 1881 г. и фрагменты картины., «Меншиков в Березове. 1883 г. и фрагменты картины., «Боярыня Морозова». 1887 г. и фрагменты картины., «Боярыня Морозова». Эскизы к картине.

ПЛАН УРОКА

  1. Беседа о значении и развитии исторического жанра, его отличительных особенностей.

  2. Знакомство с творчеством великого русского художника В. И. Сурикова на примере картин «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова».

3. Подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания.

Ход урока

- Исторический жанр - один из важнейших в изобразитель­ном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатле­ны значительные исторические события, герои прошлого.

В. И. Суриков.

Автопортрет



И сторический жанр - один из самых трудных в живописи. В процессе этого и последующего уроков у учеников должно сфор­мироваться представление о том, что создать полотно, посвя­щенное страницам истории, невозможно без широких историчес­ких знаний, понимания закономерностей развития общества, уме­ния обобщать и раскрывать сущность явлений. «Исторический жи­вописец должен быть сродни ученому, - справедливо отмечает ис­кусствовед Э. Кузнецова. - Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращает­ся. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы си­лой воображения убедительно и достоверно воссоздать историче­ское событие на полотне. Это совсем не легкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд».

В искусстве отражается борьба разных представлений о доб­ре и зле, о прекрасном и безобразном.

Станковое искусство - раздумье художника, поиск ответа на поставленные жизнью проблемы.

В любом произведении искусства главное - чувства, мысли, переживания и отношение художника к разным явлениям жизни.

Василий Иванович Суриков - один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи.

Родился в семье канцелярского служащего. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду; будущий мастер привык с детства воспринимать окружающий сибирский быт с его живописной архаикой и преданиями старины как живую историю. В 1869-75 учится в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников.

Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-03), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения, прежде всего Д. Веласкес и художники венецианской школы, такие, как П. Веронезе. В своих письмах о западноевропейских музеях и выставках выше всего ставит «картины с затрагивающим смыслом» и «моготу форм», — и в его собственном творчестве идейность естественно рождалась из чисто художественного впечатления, из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой порой грешили передвижники.

Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры» (1870, Русский музей). Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, там же). Важной школой для него были работы по декоративному оформлению храма Христа Спасителя в Москве, создание композиций для росписей на тему 4-х Вселенских Соборов (эскизы 1876-77 — там же)


Сегодня на уроке, знакомясь с творчеством этого художника, мы остановились на трех, наиболее значительных его картинах: «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Утро стрелецкой казни».

В искусстве и судьбе Василия Ивановича Сурикова все ярко неповторимо, талантливо. Родом он был из старинного сибирского города Красноярска. Предки художника по отцовской линии - по­томственные казаки, те самые, что вместе с Ермаком пришли в Си­бирь с Дона. Талант и упорство привели Сурикова, как некогда ве­ликого М. В. Ломоносова, из заснеженной Сибири в Петербург, в Академию художеств, которую он закончил с золотой медалью.

Художник создает выразительные исторические полотна, де­лая народ основным героем своих произведений. Лучшие из них - «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Моро­зова».

Итак, начинаем наше знакомство.

«Утро стрелецкой казни»

Переезд молодого художника в «первопрестольную», впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А. Волошину, смотрел «как на живых людей») явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру — картине «Утро стрелецкой казни». Художник, по словам того же Волошина, «осознавал из форм», писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. Поэтому, когда он рассказывал, что «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе», а «Боярыня Морозова» — из «вороны на снегу», то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера.


«Утро стрелецкой казни» — грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), — производит фурор. И дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, с крепнущим социальным противостоянием монархии — хотя этот момент, конечно, сыграл свою роль. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года — казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I — Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя — или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории — явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. С невиданной силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный, полифонический характер исторического процесса. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его «хоровой картины» (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Правда деталей, — тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества «нервных клеток» картины) — не как-нибудь поверхностно «осовременивает» образ, но, напротив, укрепляет его «древний дух» (метко подмеченный И. Н. Крамским в письме Стасову, 1884). И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. Поминая старую Москву, Суриков говорит о «черной грязи» и серебристом блеске «чистого железа» тележных колес. Подобные «грязь» и «блеск» составляют в картине органическое единство.

Описание смыслового центра картины:

В центре картины - стрелец, стоящий на телеге. Он прощает­ся с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.

Погружен в горькие и гневные размышления черноборо­дый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.

Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. «Рыжий стрелец это могильщик, на кладбище я его увидел, - рассказывал художник, - злой, непокорный тип». С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага - царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. В пе­ресечении их взглядов - непримиримость столкнувшихся сил.

Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, с конвульсивно сжатым ртом...

В. И. Суриков.

Утро стрелецкой казни




Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительною рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщен­но выражающая смысл исторической минуты - «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (Л. С. Пушкин).


А теперь обратимся к другой картине художника. Она очень похожа на семейный портрет, но какие исторические события скрываются за образами ее персонажей?

На картине «Меншиков в Березове» изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым дере­венским столом сидят четыре человека - Меншиков и его дети, по­следовавшие за ним в ссылку. В сущности перед нами семейный портрет, но дети словно покинутые сироты, отец же их во власти угрюмого одиночества.

Сподвижник Петра I светлейший князь Александр Данило­вич Ментиков, фактический правитель Российского государства при Екатерине I, попал в опалу при императоре Петре II, был ли­шен всех своих должностей, чинов и сослан в сибирское селение Березов.

Кажется, что тяжелые испытания, выпавшие на долю Меншикова, не сломили его, а еще более закалили. В его гордой осанке, уверенной позе, во властно сжатой руке сказывается волевой ха­рактер. Черты гордого повелителя, но в угрюмом взгляде сквозят унижение, скованность, безысходность. Участь этого не слом­ленного испытаниями человека составляет драматический узел за­мысла Сурикова. Выразителен и энергичен резко очерченный про­филь лица Меншикова с орлиным носом, плотно сжатыми губами, массивном подбородком, сурово нахмуренными бровями. Это из­любленный Суриковым образ русского человека из числа «ярых сердцем, могучих духом». Фигура огромна и величественна. Ка­жется, он встанет - рухнет потолок, сломается «клетка», в которой он заперт. «Пленный орел» - так назвал эту картину поэт и худож­ник М. А. Волошин.

Образ Меншикова убеждает своей жизненностью и духовной силой. Суриков долго искал его прообраз. И вот как-то «раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков,- рассказывал Суриков.— Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был матема­тики Первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый - совсем Меншиков». После этой работы с натуры появился «Мужской портрет». Это изображение старика учителя Невенгловского.

Для того чтобы добиться большей убедительности историче­ского персонажа, художник изучил бюст Меншикова работы Б. К. Растрелли.

Глядя на картину, замечаешь, что в этой с виду мирной и спокойной семейной сцене каждый погружен в свои мысли, живет своей «отдельной» жизнью, почти не замечая других.

К князю прижалась старшая дочь, Мария, - бывшая невеста императора. Ее огромные, невыразимо грустные глаза притягивает внимание. Нежный образ Марии - продолжение разыгравшейся трагедии. Дочь стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени. Она не вынесла тяжести ссылки и через полгода умерла.

Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах. Им вторит цветовое решение образов. Сравните глубокие темные тона в одеждах Марии и светлые золо­тистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Меншикова Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлеченно читает книгу. Обаятельный образ Александры создает ощущение уюта и спокойствия.

В. И. Суриков.

Меншиков в Березове



Младшие дети Меншикова переживут страшную ссылку, но судьба их на воле будет несчастной, как и судьбы многих людей послепетровской эпохи. Картина рассказывает не только о семейной драме, но и трагическом переломе истории пocлe смерти Петра I.

В картине «Боярыня Морозова» Суриков вновь выбирает те­му конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова (1632-1675) - раскольница, состоявшая в переписке с Аввакумом, оказывавшая ему материальную помощь, вступила в личное проти­воборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней-мученицей, отдавшей жизнь за правое дело.

Движение раскольников в XVK веке - явление сложное. Суть его заключается не только в непризнании церковной реформы Ни­кона 1653-1656 гг.. в отстаивании старого обряда (например, защи­те двуперстного крещения, двукратного пения «Аллилуйя» и др.). Во второй половине XVII-XVIH в. раскол был идейным знаменем антифеодальных и оппозиционных движений, своеобразной фор­мой протеста против усиливающегося гнета и закрепощения кре­стьян. К движению раскольников примкнуло большое количество простых людей.

Картина сразу производит сильное впечатление звучностью красок, напряженным состоянием персонажей. Дочерна синее пят­но, фигура раскольницы, ее бледное, вдохновенное лицо - центр огромного полотна. Высоко поднятая рука с двуперстием воспринимается как страстный призыв к народу следовать старой вере. Этот выразительный жест подчеркнут Суриковым особо: он про­должается, зрительно удлиняется линией шубы, спадающей с теле­ги на снег. Художник усиливает воздействие взгляда Морозовой противопоставлением двух профилей: вдохновенного боярыни и грубого с глумливой усмешкой возничего.

В многоликой толпе свидетелей духовного подвига Морозо­вой каждый имеет свою «биографию». Слева от саней, увозящих Морозову,- недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Различно отношение к раскольнице: здесь и злобно смеющийся поп в лисьей шубе, веселящийся со своим соседом, бо­гатым купцом, и потрясенные бояре, и мальчик-подросток.

Толпа справа от саней объединяет многих единомышленни­ков раскольницы: юродивый, странник, меднолицый татарин, ста­руха мамка, боярышни, сестра Морозовой Евдокия Урусова, иду­щая за санями. В пластическом решении образов сочувствующих, а особенно в образе Урусовой, Суриков, кажется, обращается к теме «оплакивания», характерной для древнерусской живописи (показ слайда работы мастерской Феофана Грека «Успение»).

Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шуб­ке стала одним из проникновенных образов в картине. В нем во­плотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени.

В горестном раздумье застыла старуха мамка. Суриков -мастер «говорящих» деталей: из-под расшитого золотом платка старухи виднеется темный повойник раскольницы.

В. И. Суриков.

Боярыня Морозова



С реди сочувствующих Морозовой лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на ее призыв. В нем сильно горение веры, которое заставляет забывать о физических страданиях. «Я его на снегу писал... на снегу все пропитано светом... если бы я ад писал, то в огне позировать бы заставил бы и сам в огне сидел»,- говорил художник. «Ничего от себя, все с натуры» - таков был неизменный принцип творчества Сурикова. Отсюда подлинная жизненность и правда, которой отмечено в картине все, начиная с характеров дей­ствующих лиц и кончая тончайшими бытовыми деталями.



(просмотреть другие картины Сурикова В.И. на исторические темы, с включением в файл слайда музыку русских композиторов)

В исторической картине всегда так или иначе просматривает­ся авторская позиция. Не случайно раздумывающий над смыслом происходящего странник с посохом похож на самого автора.

Чтобы передать состояние многоликой толпы, раскрыть сложнейшие переживания людей, художнику понадобилась упор­ная четырехлетняя работа, в процессе которой постепенно, от эски­за к эскизу, от наброска и натурных зарисовок к уточнению эскиза формировался окончательный вариант композиции.

Сохранившиеся эскизы к картине свидетельствуют о компо­зиционных исканиях художника (здесь и далее показ эскизов к кар­тине). В каждом карандашном эскизе можно вычленить опре­деленную узкую задачу, которая на этом этапе стояла перед ху­дожником. Интересны эскизные карандашные наброски, располо­женные на одном листе. Здесь художник ведет по­иск общей композиции, положения линии горизонта, соотношения центральной фигуры Морозовой и окружающей ее толпы. Левый эскиз был, вероятно, выполнен первым. «Он наиболее четкий и уверенный по штриху, пейзаж здесь разработан довольно подроб­но. На двух правых начинается проверка композиционного вариан­та. На верхнем правом эскизе художник ищет соотношение движе­ния саней и толпы. Однако убедительно изобразить движение не удается, так как нет размаха, расширяющегося задника саней. По всей вероятности, видя, что впечатление от движения саней не соз­дается, не наметив даже левую часть толпы, Суриков переходит к другому наброску».

Наиболее ранний из сохранившихся цветовых эскизов к «Боярыне Морозовой» - эскиз 1881 г. (ГТГ).

«Морозова сидит, прикованная к высокой скамье. Таким об­разом Суриков воспроизводит ее позу во время первой поездки на допрос. Вертикальное положение тела, сравнительно спокойная поза - все это еще не дает той динамической напряженности, кото­рая появится в картине. Народный характер события и конфликт между сторонниками и противниками намечены пока очень слабо. В эскизе нет того стремительного диагонального деления полотна направлением едущих саней, которое появится в окончательном варианте. Еще нет ощущения единства боярыни Морозовой с той частью толпы, которая ей сочувствует».

Этот небольшой экскурс в историю создания «Боярыни Мо­розовой» лишний раз свидетельствует о том, что историческая кар­тина не может родиться без трудоемкой подготовительной, поиско­вой работы. Каждая деталь в картине - явление не случайное, что­бы достичь достоверности, художник прибегает к натурным зари­совкам и наброскам, ищет прототипы для своих полотен в реальной жизни...

Домашнее задание:

- На протяжении следующих уроков вам предстоит создать живописную работу, посвященную страницам истории.

Один из сложных этапов - первый - выбор сюжета и поиск наиболее выразительной композиции.

Для того чтобы образы будущих работ были глубоко прочув­ствованными, осмысленными, каждый дома подберите материал и обоснуйте свой выбор.

Направить свой поиск в нужное русло вам помогут вопросы (вопросы написаны на мониторе):

  1. Как вы понимаете слова Сурикова: «Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее»?

  2. Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить живописную работу?

  3. Какой момент исторического события вы положите в ос­нову композиции? Почему?

  4. Какие литературные произведения вы читали об этом со­бытии (или герое)? Знаете ли вы живописные или графические ра­боты, посвященные этим событиям?


  1. Каким образом в своей будущей композиции выделите смыслообразующий центр?

  2. Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основ­ную мысль?

7. Как вы назвали бы свою картину?

8. Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выра­зить?

Итог урока