Пасюкевич Э.В МО Тихорецкий район
Система использования исторических фактов на уроках математики.
Каждый год видим такую картину: от класса к классу интерес к изучению предмета математики у учащихся уменьшается, что влечет за собой и ухудшение успеваемости. Кроме воспитательного значения исторических сведений, я считаю, что история математики повышает интерес учащихся к предмету, к изучению все новых и новых, усложняющихся тем программы.
Современная школьная программа указывает на необходимость знакомства учеников с фактами из истории математики и биографиями великих математиков. Но в программе нет конкретных указаний, какие сведения из истории, когда и как сообщать школьникам.
Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна моя педагогическая находчивость, которая имеет одну цель - заинтересовать! Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых методов и идей. И вот однажды я попробовал на своих уроках вводить элементы истории математики. Такая форма работы на уроке стала для учащихся новой и неожиданной, что очень им понравилось. И на протяжении дальнейших лет работы в школе я накапливал опыт и материал в данном направлении, чтобы создать условия для формирования познавательного интереса к предмету.
Знакомство с историей науки влияет на более глубокое и полноценное усвоение основных научных понятий и даёт возможность правильно формировать представления о закономерностях развития математической науки.
Важную роль в развитии интеллекта ученика, в воспитании его чувства, его эмоциональной культуры играют рассказы об истории математических открытий, о ходе научных поисков, об эстетике научного познания. Большинство учащихся не знакомы с биографиями великих математиков. Математика нередко преподносится школьникам как безымянная. Перед их глазами мелькают теоремы, формулы, законы, а имена их авторов либо упоминаются бегло, либо вовсе не упоминаются. А ведь для растущего человека далеко небезразлично, каков духовный облик исследователя. Для него учёный – связующее звено между наукой и им, учеником.
Школьники почти не имеют никакого представления о развитии математики. Они думают (если вообще думают об этом), что алгебраическая символика всегда была такой, как сейчас.
Формы учебной работы, позволяющие расширить и углубить знания учащихся через введение исторического математического материала, общеизвестны. Это, во-первых, урок, как основная форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися; во-вторых, факультативные занятия и математические кружки; в-третьих, внеклассные мероприятия.
При отборе исторического материала необходимо руководствоваться программой по математике. Отобранный материал должен отражать основные сведения развития математики как науки. При изложении исторического материала должны быть учтены возраст учащихся, уровень развития их мышления, подготовка. Исторический материал нужно не пересказывать, а умело вплетать в программный материал и использовать его в воспитательных и образовательных целях. Объем излагаемого исторического материала, который используется на уроках, не должен быть по своему объему большим, чтобы не превращать уроки математики в уроки истории.
Учитель математики – пропагандист математических знаний. Я вижу свою задачу в перенесении имеющихся у учеников познавательных интересов на математику или, лучше сказать, включение математики в сферу их интересов.
Исторический материал может быть использован на любом этапе урока. Иногда эти сведения полезно дать перед объяснением некого материала, иногда органически связать его с отдельными вопросами темы урока, а иногда дать как обобщение или итог изучения какого-нибудь раздела математики. Содержание, объём, стиль изложения материала определяется учителем.
Таким образом использование исторического аспекта на уроках математики может быть весьма многогранным и играть свою положительную роль в становлении математического образования. Важно, чтобы дети поняли, что возникновение и развитие математики, её современное содержание, являются результатом деятельности многих поколений, что логическим выводам предшествовало опытное исследование связей между свойствами предметов и явлений.
Включение в урок математики элементов истории способствует укреплению познавательных интересов, углублению понимания материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.