СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Данная рабочая программа  по истории  разработана на основе  закона Российской Федерации  «Об образовании в Российской Федерации»; конституции Российской Федерации; в  соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения с учётом:                                                                   

    - примерной программы основного общего образования по истории / Примерные программы по учебным предметам. История . 5-9 классы: М.: Просвещение, 2011.            / и  в соответствии с образовательной программой МБОУ «Криволесская ОШ»;                  

-положения о рабочей программе МБОУ «Криволесская ОШ»  .       

Просмотр содержимого документа
«История 6 класс»

МБОУ «Криволесская ОШ»





Рассмотрена и принята Утверждена:

Протоколом педсовета №1 приказом№___________

От 31. 08.2015 г. от ______________ 2015г.

Директор школы:

___________ / Терехова Л.П./







Рабочая программа

по истории

6 класс

Панасенковой Галины Владимировны

l категория













2015-2016

Пояснительная записка к рабочей программе по истории 6 класс

Данная рабочая программа по истории разработана на основе закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; конституции Российской Федерации; в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения с учётом: - примерной программы основного общего образования по истории / Примерные программы по учебным предметам. История . 5-9 классы: М.: Просвещение, 2011. / и в соответствии с образовательной программой МБОУ «Криволесская ОШ»; -положения о рабочей программе МБОУ «Криволесская ОШ» . Историческое образование на ступени основного общего образования способствует формированию у детей ярких образов различных исторических эпох, складыванию представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения. Основные содержательные линии курса истории в 6 классе, в соответствии с обязательный минимум содержания курса, реализуются в рамках двух курсов – “Истории России” и «Всеобщей истории» и способствует реализации единой концепции исторического образования.

ЦЕЛИ КУРСА:

  • Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

  • Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;

  • Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;

  • Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  • Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).





Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы. Формы контроля: тестирование; задания на выявление операционных жизненных ситуаций; моделирование жизненных ситуаций. Основными формами организации учебных занятий являются: познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки





Общая характеристика учебного предмета



Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Школьникам даются знания о средневековом прошлом России и зарубежных стран, которые служат одной из основ их общей образованности. Главным критерием отбора фактов и явлений является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Даётся представление об общем и особенном, анализируются крупнейшие события и процессы того времени. Учащиеся, получают представление об истории средневековья, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов, присваивают УУД в соответствии с ФГОС.





Описание места учебного предмета в учебном плане



Курсы «История России» и «История средних веков», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, а изучаются они модульно. Планирование изучения предмета «История» на ступени основного общего образования составлено с учетом Базисного учебного (образовательного) плана. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. Из расчёта 2 часа в неделю.







Основные ценностные ориентиры предмета

Школьный курс по истории в 6 классе предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности. В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации. В процессе познания истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему. Содержание программы по истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся. Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают: • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание учебного предмета

История Средних веков (28 часов)

Введение. Живое Средневековье.(1ч.)

Что изучает история Средних веков. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. Источники, по которым ученые изучают историю Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)(4ч.)

Древние германцы и Римская империя. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Ослабление и падение римской империи.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. образование варварских государств. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Новый король и династия королингов. Структура франкского общества. Положение социальных слоев.

Западная Европа IX-XI вв. Франция в IX-XI вв. слабость королингов. Король и феодалы. Владения короля-его домен.

Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство.

Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.(2ч.)

Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи – Византии. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Реформы Юстиниана. Военные походы. Борьба империи с внешними врагами.

Культура Византии. Византия – наследница Античности и стран Востока. Влияние Византии на культуру других стран.

Образование славянского государства. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Тема 3. Арабы в VI-XI вв.(2Ч.)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами.

Арабский халифат. Завоевательная политика Арабского халифата.

Культура стран халифата. Арабский язык. Образование. Научные знания арабов. Архитектура. Значение культуры халифата.

Тема 4. Феодалы и крестьяне.(2Ч.)

В рыцарском замке. Период расцвета и зрелости Средневековья. Архитектура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря.

Средневековая деревня и ее обитатели. Земля – феодальная собственность. Феодал и крестьяне. Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.(2Ч.)

Формирование средневековых городов. Развитие ремесла. Обработка железа. Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Развитие торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки. Этапы появления банков.

Горожане и их образ жизни.

Особенности города. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан.

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.(2Ч.)

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Рост влияния церкви. Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Католическая церковь и еретики.

Крестовые походы. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Значение и итоги крестовых походов.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)(5Ч.)

Как происходило объединение Франции. Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своих свобод. Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. Генрих II Плантагенет и его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. Парламент – сословное собрание.

Столетняя война. Столетняя война: причины, повод. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. . Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания . Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религию многовековая Реконкиста Испании. Кортесы. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд.

Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв.(2Ч.)

Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи.

Экономический подъем чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Гуситское движение в Чехии. Итоги и последствия.

Завоевание турками – османами Балканского полуострова. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.

Тема 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв.(3Ч.)

Образование и философия. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.

Средневековая литература и искусство.

Культура раннего Возрождения в Италии. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Научные открытия и изобретения. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.(2Ч.)

Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство. Внешняя политика. Образование крупных поместий. Развитие феодальных отношений. Социальное напряжение. Монгольская опасность. Завоевание Китая монголами. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем.

Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенности Индии. . Установлении феодальных отношений. Особенности религии.



Истории России. (40 часов)


Введение (1 ч)

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Глава l. Древняя Русь Vlll - первой половине Xll (10ч.)

Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельцев и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа, Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.

Восточные славяне. Расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Центры восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече.

Первые русские князья. Внутренняя и внешняя политика. Принятие христианства: причины, обстоятельства. Христианство и язычество. Владимир Святославович. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любеческий съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Древняя Русь и ее соседи.

Социально – экономический и политический строй Древней Руси. Управлений государством при Ярославе Мудром. Земельные отношения. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли.

Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Иконы. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Живопись (мозаика, фреска). Значение древнерусской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни крестьян.

Повторительно-обобщающий урок (1ч.)

по теме: « Древняя Русь Vlll - первой половине Xll»

Глава ll. Русь Удельная XII – XIII в.(9ч.)

Раздробление Древнерусского государства. Социально – экономические и политические причины раздробления древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Княжеские междоусобицы. Идея единства Руси. Последствия раздробленности.

Крупнейшие политические центры Руси. Особенности географического положения, экономического, социально – политического развития.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Оборона Москвы, разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юга – Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель в XII – XIII вв. Общерусское культурное единство и образование местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Удельная XII – XIII в.»(1ч.)

Глава lll. Московская Русь в XlV-XVI в.(15ч.)

Предпосылки объединения русских земель. Усиление московского княжества. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже веков. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Власть и церковь. Митрополит Алексий. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение.

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XI в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация Ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Завершение политического объединения русских земель, создание единого государства.

Социально – экономическое и политическое развитие Руси в XIV – XV вв. Изменения в политической структуре и управлении. Усиление княжеской власти. Местничество. Кормления. Преобразование в войске. Зарождение поместной системы. Вотчина и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Структура общества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви и князя. Теория «Москва – Третий Рим».

Социально – экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI в. Боярское правление. Иван IV.Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы: цели и задачи.

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. присоединение Астраханского и Казанского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство. Поход Ермака. Присоединение Западной Сибири. Расширение территории государства и его многонациональный характер.

Опричнина. Особенности внутриполитической борьбы. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность, причины и цель опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально – экономические последствия опричнины и Ливонской войны. Дальнейшее закрепощение крестьян.

Культура и быт в XIV – XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV – начале XVI в. расцвет культуры Руси после Куликовской битвы. Москва – центр складывания русской культуры. Развитие зодчества. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. «Домострой».

Повторительно-обобщающий урок по теме «. Московская Русь в XlV-XVI в.» (1ч.)

Итоговое обобщение и повторение (2 ч)

Наследие Средневековья в истории человечества.

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.









Тематическое планирование

История Средних веков (28 часов)


п/п

урока в теме

Тема

раздела Тема

урока

Характеристика основных видов деятельности ( на уровне учебных действий)

Раннее Средневековье.

1

1

Введение(1ч.).

Живое средневековье

Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя; называют хронологические рамки средневековья; определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья

2

1

Раздел 1. Становление средне- вековой Европы (VI-XI вв.). (4ч.)

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв


Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян.

3

2

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

Выявляют отличия власти короля от власти вождя; работают с контурной картой; умеют использовать текст историч. источ. при ответе на вопрос.

4

3

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Оценивают деятельность историческ. личностей (на прим. Карла Великого);

работают с историческими докум.;

определяют на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

5

4

Западная Европа в IX – XI веках.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире: умеют работать с различными источниками дополнительной информации

6

1

Раздел II. Византийская империя и славяне в VI – XI веках(2ч.)Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого).

Умеют анализировать и сравнивать исторические факты.

7

2

Культура Византии.

Развивать умение работы с исторической картой, показывать районы расселения славянских племен. Составляют описание произведений искусства;

8

1

Раздел III. Арабы в VI – XI веках (2ч.)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Определять предпосылки возникновения и сущность новой религии. Раскрывают систему управления арабами; объясняют объединительную роль ислама.

9

2

Культура стран халифата.

Рассказывают о развитии культуры в странах халифата. Составляют описание произведений искусства.

РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

10

1

Раздел IV. Феодалы и крестьяне(2ч.)

Складывание нового устройства общества. В рыцарском замке.

Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря. Умеют раскрывать суть феодальных отношений Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала

11

2

Средневековая деревня и её обитатели.

Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

12

1

Раздел V. Средневековый город в Западной и Центральн. Европе(2ч.)Причины возникновения и расцвета средневековых городов.

Знать основные события, определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий

13

2

Средневековое ремесло. Организация торговли.

Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века

14

1

Раздел VI. Католическая церковь в XI – XIII веках(2ч.)

Основы могущества церкви. Борьба церкви с ересями.

Знать основные этапы и ключевые события, определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий

15

2

Причины и начало Крестовых походов . Значение Крестовых походов.

Определять причины и последствия крестовых походов, на основе анализа учебного материала.



16



1

Раздел VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века)(5ч.)

Объединение Франции.

Установление причин объединения страны. умение оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий.

17

2

Что англичане считают началом своих свобод.

Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии. Называют особенности государственной системы централизованного государства в Англии, делают выводы.

18

3

Столетняя война.

Излагают причины Столетней войны;

Срав-ют армии англичан и французов, оценивают их боеспособность.

19

4

Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

Сравнивают причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии. Знают последствия крестьянских выступлений.

20

5

Реконкиста и образ-ние централизованных государств на Пиренейском полуострове. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

Сравнивают особенности развития Германии и Италии. Дают самост-ую оценку историческим событиям.


21


1

Раздел Xlll. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках(2ч.)

Гуситское движение в Чехии.

Оценивают деятельность историческ. личностей (Ян Гус);Объясняют, почему гуситское движение называют национальным». Рассказывают о ходе и результатах гуситского движения.

22

2

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов);

Умеют работать с текстом учебника.

«ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

23

1

Раздел lX. Культура Западной Европы в XI – XV веках(3ч.)

Образование и философия. Средневековая литература.

Выявляют новые черты в искусстве;

Сравнивают идеи гуманистов.


24

2

Средневековое искусство. Культура Раннего Возрождения в Италии.

Умеют работать с различными источниками информации

25

3

Научные открытия и изобретения.

Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях


26


1

Раздел X. Народы Азии. Америки и Африки в Средние века(2ч.)

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Рассказывают о политическом устройстве. Понимают значение индийской культуры. Объясняют причины колониального вторжения в Китай. Сравнивают особенности развития Китая и Индии;

27

2

Государства и народы доколумбовой Америки и Африки.

Выявляют особенности развития народов. Рассказывают об особенностях политического и общественного устройства Америки в канун вторжения европейцев.

28

1

Повторительно-обобщающий урок к курсу «История средних веков»(1ч.)

Работать с тестовыми заданиями. Соотносить исторические процессы и отдельные факты. Объясняют смысл изученных исторических терминов.

Определяют причины и следствия важнейших исторических событий Истории средних веков











Истории России. (40 часов)

п/п

урока в теме

Тема

раздела

Тема

урока

Характеристика основных

видов деятельности

( на уровне учебных действий)


1


1

Введение.(1ч.)

История России – часть Всемирной истории

Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.


2


1

Древняя Русь Vlll - первой половине Xll (10ч.) Древнейшие народы на территории России.

Развивают умение работы с исторической картой, показывать районы расселения славянских племен

3

2

Восточные славяне.

Используют карту при рассказе о происхождении восточных славян; характеризуют быт, хозяйствен. занятия и верования; работают с ист. документами.

4

3

Формирование Древнерусского государства

Выявляют предпосылки складывания государства у славян; продолжают формирование навыков и умений работы с историческими источниками и ист. картой; устанавливают причинно-следств. связи (на примере образования Древнерусского государства).

5

4

Первые киевские князья

Анализируют процесс становления Древнерусского государства;

Характеризуют систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей. Показывают на карте походы князей

6-7

5-6

Принятие христианства на Руси. Владимир Святославич.

Анализируют время правления князя Владимира.Дают личностную характеристику политическому деятелю. Решают проблемные задания, делают несложные выводы. Определяют причины и значение принятия христианства. Дают оценку историческому событию.

8-9

7-8

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Дают характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого);работают с документами; делают выводы.

10

9

Культура Древней Руси.

Характеризуют развитие культуры Руси ;

выделяют факторы, повлиявшие на ее развитие;

знают о выдающихся достижениях древнерусского искусства; формир. умение давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстраций учебника


11

10

Быт и нравы Древней Руси.

Характеризуют слои древнерусского населения;

рассказывают об их образе жизни; сравнивают образ жизни разных групп населения; формируют практические умения самостоятельной работы с учебником.


12


1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь Vlll - первой половине Xll» Тест.

Сравнивать исторические явления; работают с исторической картой; с различными источниками информации, в том числе, учебником, документами, художественной литературой.



13


1

Русь Удельная XII – XIII в.(9ч.) Начало раздробления Древнерусского государства.

Описывают деятельность исторических деятелей (на примере Владимира Мономаха);характеризуют развитие Древнерусского государства .

Выявляют причины и последствия государственной раздробленности


14-15


2-3

Главные политические центры Руси.

Показывают на карте границы русских земель;

Выявляют особенности их развития. Знакомятся с внутренней и внешней политике Юрия долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо; характеризуют деятельность русских князей.

16

4

Нашествие с Востока.

Используют карту при рассказе о сопротивлении русских городов; определяют причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Развивают умения работы с историческими документами

17-18

5-6

Борьба Руси с западными завоевателями.

Пользуясь схемами сражений, рассказывают о битвах; характеризуют деятельность исторических личностей (Александр Невский).Характеризуют внешнеполитическую обстановку в Северо-Западной Руси. Анализируют политику князя по отношению к Золотой Орде.

19

7

Русь и Золотая Орда.

Выявляют особенности зависимости Руси от Золотой Орды. Определяют ее последствия на развитие Руси.

20

8

Русь и Литва.

Учатся устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства);

Анализируют экономическое и политическое развитие Литовско-Русского государства

21

9

Культура русских земель в XII-XIII вв.

Выделяют особенности развития культуры;

составляют описание достижений культуры;

характеризуют главную идею литературного творчества. Анализируют влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру


22


1

Повторительно-обощающ. урок по теме «Русь Удельная XII – XIIIвв.» Исторический диктант.

Обобщают знания по истории развития государств на территории нашей страны в XII – XIII вв.



23-24



1-2

Московская Русь в XlV-XVI в.(15ч.)

Предпосылки объединения русских земель

Анализируют предпосылки возвышения Москвы и усиления Московского княжества. Анализируют внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты ; определяют причины и предпосылки создания единого государства.


25-26


3-4

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством

Куликовская битва

Определяют факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель.

Рассказывают о ходе и значении Куликовской битвы. Используют схему при рассказе о битве;

Характеризуют деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).


27


5

Московское княжество и его соседи

Анализируют внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.; характеризуют взаимоотношен. русских земель с соседями (Ордой и Литвой).

28

6

Создание единого русского государства.

Характеризуют развитие Российского государства в конце ХV века; характеризуют основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.

29

7

Московское государство в конце XV- начале XVI в.

Ознакомлены с системой управления, которая сложилась в этот период; анализируют Судебник 1497 г.; определяют причины и последствия формирования крепостного права.

Выявляют новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

30

8

Церковь и государство в конце XV- начале XVI в.

Имеют представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризуют монастырскую жизнь. Сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва –третий Рим».


31


9

Реформы избранной Рады.

Характеризуют основные направления внутренней политики начального правления Ивана IV и процесс складывания самодержавн. Власти. Устанавливают причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV);

Анализируют исторические документы.


32


10

Внешняя политика Ивана lV.

Характеризуют основные направления внешней политики Ивана lV. Работают с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).


33

11

Опричнина.

Характеризуют причины, характер, основные этапы , результаты и последствия опричнины.


34-35


12-13

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

Ознакомлены с развитием культуры во второй пол. ХIV-ХVI вв.; выделяют ее особенности и определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период на развитие культуры; сравнивают особенности развития русской культуры в разные периоды истории.


36


14

Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.

Определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период, на развитие зодчества и живописи. Описывают достижения культуры; выявляют новые черты развития искусства


37


15

Быт XV-XVI вв.

Характеризуют быт горожан, крестьян и высших сословий. Используют иллюстрации при рассказе о жизни


38


1

Повторительно-обобщ. урок по теме «Московская Русь в XlV-XVI в».


Обобщ. знания по истории ХVI в.: итоги и значение внутренней и внешней политики Ивана IV; влияние политических процессов, происходящих в стране, на развитие культуры.

39

1

Итоговое обобщение и повторение (2 ч)

Промежуточная аттестация. Тест.

Обобщают и систематизируют изученный материал. Общее и особенности развития русских земель и стран Западной и Центральной Европы.

40

2

Представление проекта по теме «Честь и слава Отечества»

Обобщают и систематизируют изученный материал. Работают СМИ. Представляют результат своей деятельности.

























Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Учебно-методическое обеспечение:

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 6 класс, Москва «Просвещение» 2013г.

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. история средних веков 6 класс, «Просвещение» 2012г.

  • Михайлов Г.Н. История России в датах. Справочник школьника. Литера 2015год.

  • Шинкарчук И.В. История России в датах. Литера 2006год.

  • Чернова М.Г. Справочник учителя истории 5-11 кл. «Экзамен» 2008 год.

  • Михайлов Г.Н. История России XX века в именах и датах. Литера 2006год.

  • Матюхина Ю.А. История России за 24 часа. Ростов-на-Дону «Феникс» 2008 год.

Перечень интернет ресурсов:

  • http://www.booksite.ru/enciklopedia/- древнерусская жизнь в картинках

  • https://yandex.ru/images/- древнерусская литература иконы Андрея Рублёвава

  • http://yandex.ru/search/- история России от князей до президента

  • http://www.portal-slovo.ru/- православный образовательный портал "Слово"

  • http://avorhist.narod.ru/ - Русь Древняя и Удельная

  • http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all_- фундаментальная электронная библиотека

  • http://www.school.edu.ru/catalog.asp - Российский общеобразовательный портал( коллекция: исторические документы)

  • http://www.rhistory.ru/- сайт история государства российского

  • http://readera.org/presentation/ystoryja-rossyy-s-drevnyh-vremjon-do-nashyh-dnej-- исторические карты России с древнейших времен и до наших дней

  • История России: с древнейших времён до конца XVI века: электронное приложение к учебнику Данилов А.А., Косулина Л.Г. : СД 6 класс

  • Историческая энциклопедия: Династия Романовых: три века российской истории. -М.,1997(СД)

Материально-техническое обеспечение:

Наименование оборудования

Количество

Школьная мебель:


  • Стол ученический

5

  • Стул ученический

7

Рабочее место учителя:


  • Стол учителя

1

  • Стул учителя

1

  • Шкаф

1

  • Доска

1

Технические средства обучения:


  • Компьютер

1

  • МФУ

1



Карты:

  • Европа в 14-15 веках

1 шт.

  • Западная Европа в 11-13 веках. Крестовые походы

1 шт.

  • Франкское государство в 5- середине 9 веков

2 шт.

  • Арабы в 7-11 веках

1 шт.

  • Индия и Китай в Средние века

1 шт.

  • Феодальная раздробленность Руси в 12-13 веках

2 шт.

  • Древнерусское государство- Киевская Русь в 9-1ё2 веках

1 шт.

  • Борьба нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке

1 шт.

  • Киевская Русь в 9-12 веках

1 шт.

  • Образование и расширение Русского государства в 14-17 столетиях

1 шт.

  • Евразия

1 шт.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!