Орг. момент | Учитель приветствует класс, проверяет готовность к уроку, проверяет как дети разделились на группы. Учитель объясняет детям правила игры, с помощью которой будет проверяться домашнее задание: вы сидите по группам, на доске вывешены картинки, соответствующие каждой из групп: бегуны, прыгуны, метатели копья, метатели диска, борцы. Каждая команда располагается на своей линии, ваша задача, с помощью ответов на вопросы прийти первой к финишу. Каждой команде выдаётся листок с заданиями, ваша задача ответить на вопросы как можно быстрее и правильнее, когда всё будет сделано, один представитель подходит к учителю и вручает листок с выполненным заданием, учитель проверяет правильность ответов и выносит решение. Первая команда, пришедшая к финишу и ответившая правильно на все вопросы получает оценку «5». Вторая и тратя «4». Главное условие, за несоблюдение которого будут снимать баллы – это соблюдение тишины и уважение своих соперников. | Приветствуют учителя. Прослушивают правила игры. |
Изучение нового материала История возникновения Олимпийских игр Кто участвовал в играх 5 незабываемых дней. Победители | Переходим к изучению первого пункта плана, кто его озвучит? (вопрос классу) Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”. В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов Греции, включая колонии. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что же послужило причиной их появления? На рабочих столах учеников лежит фрагмент мифа (Приложение 2), с которым они работают самостоятельно в течение 2 – 3 минут. Учитель нацеливает школьников на выполнение предложенной работы. Внимательно прочитайте миф, рассказывающий об истории возникновения Олимпийских игр, и выделите причины их появления. В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын — Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый Камень. Не заметив обмана, Крон проглотил камень. И когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии. Основные причины появления Олимпийских игр: 1) поклонение богам; 2) стремление показать силу и ловкость жителей Греции. Причины появления игр мы выяснили. А кто же был их участником? В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина… Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? Несчастную должны были казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали. Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе. День за днём 10 месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами. Учитель: Подводит итог и обращается за помощью к ученикам. Таким образом, мы с вами выяснили, что первые олимпийские игры произошли в …, основными причинами их появления были …, кто в них участвовал, и как проводилась подготовка спортсменов. А теперь подошло время выяснить, как Олимпийские игры проходили. Переходим к следующему пункту плана: 5 незабываемых дней Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям. В последний пятый день, подводились итоги и награждались победители. Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи. Однажды какой – то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, его никто не замечал. Но вот он приблизился к той части стадиона, где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал аплодировать спартанцам. Старик же произнёс: “Все греки знают правила приличия, но следуют им только спартанцы”.. Как вы можете прокомментировать этот факт? Учитель делает промежуточные выводы и мотивирует учеников на выполнение очередного задания. Учитель: Мы уже с вами выяснили, что игры продолжались … дней, проходили они на …, места зрители занимали с ночи, а какие же состязания устраивали древние греки? Далее учитель предлагает их озвучить нескольким ученикам, и каждый ученик впоследствии, проверяет с помощью звукового помощника, правильно ли он выполнил задание, исправляет ошибки, дополняет. Проведение физкультминутки. Вы, наверное, немного устали, я предлагаю вам размяться. Проведём мини – олимпиаду прямо в классе. Встаньте, и …выполняют задания учителя, наклоны и т.п. Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады. В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды. Как вы думаете какие? Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!” А теперь мы узнаем, что происходило с победителем олимпиады по возвращении на Родину. Внимательно слушая его рассказ, запишите в своей рабочей тетради, как и что, делали жители города, в котором жил победитель Олимпиады (пир, статуя, гимн, который исполняли на празднике). Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. Какое значение имели олимпийские игры в жизни древней Греции? Организация учебной дискуссии. | Класс озвучивает первый пункт плана , - история возникновения олимпийских игр включается в работу. - записываю дату в тетрадь Ученики высказывают предположения, доказывают свою точку зрения, учитель корректирует их ответы и выделает причины, которые записываются Предположения учеников. Чтение текста слайда. Вопрос. Ответы учеников в тетрадь. Учащиеся предлагают свои комментарии этой истории Учащиеся рассматривают фото на слайде или карточки с фотографиями (Приложение 3) и записывают в рабочей тетради свои варианты. Ученики делают предположения. Ученики выполняют задание, обсуждение. |